Технологическая карта урока технологии в 8 классе "Выполнение прорезной резьбы"
методическая разработка по технологии (8 класс)
Цели урока:. Формировать навыки в выполнении прорезной резьбы; показать учащимся приёмы выполнения прорезной резьбы; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, и бережное отношение к материалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka.docx | 484.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет : Технология
Класс: 8
Урок : изучение нового материала.
Тема урока: Выполнение прорезной резьбы.
Базовый учебник: Технический труд 8 класс.
Цели урока:. Формировать навыки в выполнении прорезной резьбы; показать учащимся приёмы выполнения прорезной резьбы; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, и бережное отношение к материалам.
Планируемые результаты обучения: Научить выполнять прорезную резьбу по контуру рисунка.
Личностные : Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества ,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные : Формирование умения понимать причины успеха в учёбе, готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение познавательной и личностной рефлексии.
Предметные: Углубить знания об декоративной обработке древесины, научить выпиливать прорезную резьбу.
Формирование УУД:
Познавательные УУД | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно определяют последовательность и технологии выполнения. |
Коммуникативные УУД | Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. |
Личностные УУД | Доброжелательное отношение к окружающим. Потребность в самовыражении и самореализации. |
Тип урока:
Основные понятия , применяемые на уроке: Прорезная резьба, домовая резьба, накладная резьба, художественное выпиливание, выкружная лучковая пила.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история,
Ресурсы:
- столярный верстак, выпиловочный столик, ручной лобзик с комплектом пилок.
- изделия выполненные в стиле прорезной резьбы
- плакат.
- альбомы с рисунками.
- трафареты, готовые композиции прорезной резьбы.
- заготовки (дощечки) 10-15 мм из древесины или фанеры
- шлифовальная шкурка, надфили, карандаш, линейка.
- презентация, компьютер, проектор.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие; Проверка явки учащихся; Заполнение классного журнала; Проверка готовности учащихся к уроку; | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. Актуализация знаний | Обобщающая беседа с учащимися | Учитель обсуждает правила выбора материала для изготовления игрушки и дополняет ответы учащихся | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
4.Объяснение нового материла | Презентация к уроку | Рассказ темы с применением презентации к уроку. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Показ приёмов выпиливания по контуру рисунка. Техника безопасности. Приложение №1. | Слушают, делают записи в тетрадях. Учащиеся обдумывают учебные действия, строят план на достижение цели | Познавательные: извлечение необходимой информации из текста.
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
5.Перввичное закрепление | Работа в парах | Контролирует выборочно ответы учащихся на вопросы. Приложение №2. | Отвечают на вопросы раздаточного материала и проговаривают последовательность выполнения своей игрушки. Приложение №3. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: определение последовательности технологии выполнения. |
5. Динамическая пауза | Физкультминутка под музыку. | Учитель приглашает физоргов и они показывают упражнения на снятие усталости в плечевом суставе, упражнение для глаз. | Выполняют упражнения | |
6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Индивидуальное выполнение заданий. | Следит за правильностью приёмов переноса рисунка на фанеру, оказывает помощь. Контролирует правильность рабочей позы и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда. Предупреждает возможные типичные ошибки. | Учащиеся организуют своё рабочее место, выбирают фанеру, переносят свой рисунок. Приложение №4 Приступают к выполнению выпиливания узора. | Личностные: осознание ответственности за общее дело Регулятивные: волевая само-регуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. |
7. Домашнее задание | Записывает на доске. | Записывают в дневник домашнее задание. | ||
8. Рефлексия деятельности | Продолжить предложение. | «Тот, кто в жизни сделал красивое хоть раз, плохо сделать уже не захочет» С.Фёдоров. Было интересно… Было трудно… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось… | Учащиеся вступают в дискуссию. | Личностные: адекватное понимание причин успеха.
Коммуникативные: Формулирование своего мнения, учёт разных мнений. Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности. |
Список литературы для учащихся.
- Технический труд учебник 8 класса. под редакцией В.М. Казакевича. Г.А. Молевой. М. : Дрофа 2008.
- « Учись выпиливать « В.Зубренков. Д. Бармашин. издательство «Молодая гвардия»
- Альбом по выпиливанию. Соколов Ю.В. Москва «Экология.»
- Выпиливание лобзиком.В.В. Попов М.Народное творчество 2008 год.
- Выпиливание лобзиком Л.А.Костина М. Народное творчество 2008 год.
Приложение №1.
Техника безопасности.
1. Необходимо надёжно закреплять пилку в зажимах лобзика, а выпиловочный столик- в зажиме верстака.
2. Во избежание травм следует обломать плоскозубцами выступающую из верхнего зажима часть пилки.
3. Запрещается работать инструментом с треснувшей или неплотно насаженной рукояткой.
4. Во время работы нельзя низко наклоняться над столиком.
Приложение №2.
Раздаточный материал.
- расскажите о назначении ручного лобзика
- из каких частей состоит ручной лобзик
- как закрепляется пилка в зажимах лобзика.
- почему при выпиливании лобзиком нельзя наклоняться над столиком?
- подумайте и ответьте, как можно осуществить выпиливание внутри заготовки.
Приложение №3.
Последовательность выполнения работы
1. Выбрать заготовку
2. Перенести рисунок на заготовку
3. Высверлить отверстия.
4. Выпиливание по контуру узора
5 .Зачистить выпиленные детали.
6. Сборка.Оделочные операции.
Приложение №4.
Прорезная резьба.
Прорезная резьба называется также сквозной или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создаётся впечатление воздушности изделия.
Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.
Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной.
Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоёмка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.
Техника прорезной резьбы.
На размеченной и закреплённой заготовке для того чтобы вставить полотно пилы высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски.
Опиловку некоторых видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путём запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками.
Приложение №5
Рисунки для копирования
Настенная полочка
Подставка для цветов
Футляр для бумаги
Настольная лампа
Ваза для фруктов
Журнальный столик
Настенная полочка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку
В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...
Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс
Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...