Рабочая программа по технологии 11 кл
рабочая программа по технологии (11 класс)
Рабочая программа по технологии 11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 11 кл | 156.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии
11 класс
Пояснительная записка
- Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
- Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
- Нормативная основа реализации программы
Рабочая программа по технологии разработана на основе:
- Программы по технологии: Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. Технология: 10 – 11 классы : базовый уровень : методические рекомендации. – М. :Вентана-Граф, 2013.
- Методического письма «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2017-2018 учебном году». Специфика предмета.
Программа предполагает 35 часов в год, 1 час в неделю.
4 . Основное содержание
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.
Творческая проектная деятельность
Выбор объекта проектирования и требования к нему
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.
Расчёт себестоимости изделия
Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.
Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.
Документальное представление проектируемого продукта труда
Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.
Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.
Организация технологического процесса
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.
Выполнение операций по созданию продуктов труда
Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.
Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.
Анализ результатов проектной деятельности
Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.
Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.
Презентация проектов и результатов труда
Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты
проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации.
Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.
Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.
Производство, труд и технологии
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её
цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной
деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современного производства
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
Нормирование и оплата труда
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда.
Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
Культура труда и профессиональная этика
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера Этапы профессионального становления и карьера
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная
обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
Центры профконсультационной помощи
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие
«профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организа- ции. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность
Планирование профессиональной карьер. Выявление интересов и способностей.
Профессионально важных качеств.
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально
важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Тематическое планирование 11 класс
Название темы | Кол-во часов | |
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. 16 ч. | ||
1 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 2 |
2 | Расчет себестоимости изделия | 1 |
3 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 4 |
4 | Организация технологического процесса | 1 |
5 | Организация рабочего места | 1 |
6 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4 |
7 | Анализ результатов проектной деятельности | 2 |
8 | Презентация проектов и результатов труда | 2 |
Производство. Труд и технологии 8 ч. | ||
9 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 |
10 | Структура и составляющие современного производства | 3 |
11 | Нормирование и оплата труда | 2 |
12 | Культура труда и профессиональная этика | 2 |
Профессиональное самоопределение и карьера 8 ч. | ||
13 | Этапы профессионального становления и карьера | 2 |
14 | Рынок труда и профессий | 2 |
15 | Центры профконсультационной помощи | 2 |
16 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 |
17 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 |
Творческая проектная деятельность 2 ч. | ||
18 | Планирование профессиональной карьеры. Выявление интересов и способностей. Профессионально важных качеств. | 2 |
ИТОГО: | 35 |
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических
работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
«2» - ставится в том случае, если верные ответы составляют менее 50 % от общего количества;
Критерии оценки проекта:
№ п/п | Критерии оценки | Баллы |
Пояснительная записка | ||
1 | Общее оформление. | 1 |
2 | Актуальность, обоснование проблемы и формулировка темы проекта. | 1 |
3 | Сбор информации по теме проекта. | 1 |
4 | Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи. | 1 |
5 | Выбор технологии изготовления изделия, описание изготовленного изделия. | 1 |
6 | Разработка конструкторской документации, качество графики. | 1 |
7 | Описание окончательного варианта изделия. | 1 |
8 | Эстетическая оценка выбранного варианта. | 1 |
Оценка изделия | ||
9 | Оригинальность конструкции | 6 |
10 | Качество изделия | 6 |
11 | Практическая значимость | 6 |
Оценка защиты проекта | ||
12 | Формулировка проблемы и темы проекта | 2 |
13 | Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 2 |
14 | Описание технологии изготовления изделия | 2 |
15 | Четкость и ясность изложения | 2 |
16 | Время изложения | 2 |
17 | Использование ИКТ(презентация) | 10 |
18 | Самооценка | 2 |
19 | Ответы на вопросы | 2 |
Итого | 50 |
Перевод в оценочную систему:
45 - 50 баллов/90 -100% -5(«отлично»);
38- 44 баллов/ 76 - 88% -4 («хорошо»);
25 - 37 баллов/50 - 74% - 3 («удовлетворительно»):
менее 25 баллов/ менее 50% - 2 («неудовлетворительно»)
ЛИТЕРАТУРА
- Матяш Н.В. Технология : 10 – 11 классы : базовый уровень : методические рекомендации / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2011. – стр. 3 – 52.
- Симоненко В.Д., Овчинин О.П., Матяш Н.В. Технология : 10 – 11 классы : базовый уровень
: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. :Вентана-Граф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...
Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас
Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...