Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, составлена на основе документов:
ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
ü Фундаментальное ядро содержания общего образования.
ü Примерные программы основного общего образования. Технология. М. Просвещение. 2010.
ü Алгоритм успеха. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Технология. Программа. 5–8 классы. М. Вентана-Граф. 2015.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении. А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. М. Вентана – Граф. 2013.
2. Технология. Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Технологии (мальчики,) 5 класс, ФГОС | 83.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Примерные программы основного общего образования. Технология. М. Просвещение. 2010.
- Алгоритм успеха. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Технология. Программа. 5–8 классы. М. Вентана-Граф. 2015.
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №23 с.Новозаведенного.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении. А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. М. Вентана – Граф. 2013.
- Технология. Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2004.
Цели изучения предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий программа по технологии изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» и «Сельскохозяйственные технологии» (технологи растениеводства).
При разработке данной программы по технологии было выполнено построение комбинированного содержания разделов и тем названных направлений с изменением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В результате изучения технологии обучающиеся
ознакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии и сельскохозяйственные технологии).
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирается с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Построение годового учебного плана занятий осуществлено с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда - изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная или личная ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание отдельных комплексных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
В федеральном базисном учебном плане на изучение образовательной области «Технология» в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю, на весь курс – 68 часов. В соответствии с учебным планом, который предусматривает 35 учебных недель в 5 классе, количество часов увеличено до 70.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
ознакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты:
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Тематическое планирование учебного материала
№ раз дела | Название разделов, тем программы | Кол-во часов | Практические, лабораторные работы, экскурсии | Контрольные, проверочные работы |
1. | Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства) | 18 | 9 | 1 |
2. | Технология обработки конструкционных материалов | 46 | 23 | |
2.1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | 18 | 9 | ||
2.2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 4 | 2 | ||
2.3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 24 | 12 | ||
3. | Электротехника | 6 | 3 |
Содержание учебного предмета «Технология»
Направление «Индустриальные технологии»
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов | Основное содержание | Характеристики основных видов |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» + «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (46 ч) | ||
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов», «Исследовательская и созидательная деятельность» (18 ч) | Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Подготовка графической и технологической документации. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда | Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. |
Тема «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов», «Исследовательская и созидательная деятельность» (24 ч) | Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда |
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (4 ч) | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда | Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделия из древесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда. Представлять презентацию результатов труда |
Раздел «Электротехника» (6 ч) | ||
Тема «Электромонтажные и сборочные технологии» (6 ч) | Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ | Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора |
Направление «Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства)»
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов | Основное содержание | Характеристики основных видов |
Раздел «Технологии растениеводства» (18 ч) | ||
Тема «Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Осенние работы» (8 час) | Проектная деятельность в 5 классе. Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Обработка почвы, необходимые оборудование и инструменты, посевы и посадки. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Учёт урожая. Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц, семенников двухлетних овощных культур. Подзимые посевы и посадки. | Выполнять уборку и учет урожая овощных культур, подготовку урожая к хранению, сбор семян. Выбирать способ обработки почвы и необходимые ручные орудия. Выполнять осеннюю обработку почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготавливать участок к зиме (выбирать способ укрытия, заготавливать необходимые материалы и укрытие теплолюбивых растений). Проводить подзимний посев семян, посадку луковиц. |
Тема «Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур. Весенние работы» (10 час) | Размножение растений семенами. Приёмы ухода за растениями, фенологические наблюдения. Использование удобрений. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства. Технологии и средства защиты растений от вредителей и болезней. Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.
| Выполнять выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке, планировать их размещение на участке. Выбирать способ подготовки почвы, внесения удобрений (компоста). Осуществлять выбор инструментов, разметку и поделку гряд в соответствии с планом, посев и посадку сельскохозяйственных культур. Выполнять полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополку, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормку растений. Проводить наблюдения за развитием растений. |
График контрольных, лабораторных, практических работ
№ п/п | Название темы | Дата проведения |
1. | Входная контрольная работа. | 05.09. |
2. | Пр.р. Уборка посевного и посадочного материала овощных и цветочно-декоративных растений. | 12.09. |
3. | Пр.р. Уборка и учёт урожая овощных культур. | 19.09. |
4. | Пр.р. Обработка почвы. | 26.09. |
5. | Пр.р. Распознавание древесины и древесных материалов. | 03.10. |
6. | Пр. р. Чтение чертежа. Выполнение эскиза и тех. рисунка детали. | 10.10. |
7. | Пр.р. Разработка последовательности изготовления детали. | 17.10 |
8. | Пр.р. Разметка, пиление заготовок из древесины. | 24.10. |
9. | Пр.р. Строгание заготовок из древесины. | 31.10. |
10. | Пр.р. Сверление заготовок из древесины. | 14.11. |
11. | Пр.р. Соединение деталей из древесины. | 21.11. |
12. | Пр.р. Зачистка деталей из древесины. | 28.11. |
13. | Пр.р. Отделка изделий из древесины. | 05.12. |
14. | Пр.р. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. | 12.12. |
15. | Пр.р. Отделка изделий из древесины выжиганием. | 19.12. |
16. | Пр.р. Слесарный верстак. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс. | 26.12. |
17. | Пр.р. Подготовка графической и технологической документации. | 16.01. |
18. | Пр.р. Правка, разметка заготовок. | 23.01. |
19. | Пр.р. Резание, зачистка заготовок. | 30.01. |
20. | Пр.р. Гибка, сверление заготовок. | 06.02. |
21. | Пр.р. Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке. | 20.02. |
22. | Пр.р. Сборка изделий. | 27.02. |
23. | Пр.р. Отделка изделий. | 05.03. |
24. | Практическая работа по выполнению творческого проекта. | 12.03. |
25. | Практическая работа по выполнению творческого проекта. | 19.03. |
26. | Практическая работа по выполнению творческого проекта. | 02.04. |
27. | Пр.р. Окончательный контроль и оценка проекта. | 09.04. |
28. | Пр.р. Устройство электрической цепи. | 16.04. |
29. | Пр.р. Сборка эл. цепей с электроустановочными изделиями. | 23.04. |
30. | Пр.р. Изготовление электротехнического изделия. | 30.04. |
31. | Пр.р. Предпосевная обработка почвы. | 07.05. |
32. | Пр.р. Подготовка грядок к посеву. | 14.05. |
33. | Пр.р. Посев семян. | 21.05. |
34. | Пр.р. Подкормка овощных культур. | 28.05. |
35. | Пр.р. Уход за растениями. | 30.05. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименова-ние разделов и тем | Дата | Региональный компонент | Предполагаемые результаты | Домашнее задание | |||
Личностные | Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Осенние работы (8 ч) | ||||||||
1 - 2. | Входная контрольная работа. Вводное занятие. Правила техники безопасности при выполнении с/х работ. Экскурсия на УОУ. | 05.09 | Овощные и цветочно-декоративные культуры, выращиваемые на УОУ |
|
|
| Введение, с.3 – 5(2), §1, с. 6 – 7. | |
3 - 4. | Многообразие с/х растений. Пр.р. Уборка посевного и посадочного материала овощных и цветочно-декоративных растений. | 12.09 | Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона. | §1, с. 5 - 14 | ||||
5 - 6. | Уборка и учёт урожая овощных культур. Пр.р. Уборка и учёт урожая овощных культур. | 19.09 | Особенности уборки овощей в СКЭЗ | §2, с.14 - 18 | ||||
7 - 8. | Обработка почвы под овощные растения. Пр.р. Обработка почвы. | 26.09 | §3, с.18 - 21 | |||||
2. Технологии обработки конструкционных материалов. Исследовательская и созидательная деятельность (46 ч) | ||||||||
2.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Исследовательская и созидательная деятельность (18 ч) | ||||||||
9 - 10. | Этапы выполнения творческого проекта. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. ПТБ. Пр. р. Распознавание древесины и древесных материалов. | 03.10 | Промышленные древесные породы региона |
|
|
| §1 – 3, стр. 6-15 | |
11 - 12. | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Графическое изображение деталей и изделий. Пр. р. Чтение чертежа. Выполнение эскиза и тех. рисунка детали. | 10.10 | §4, стр.16-25 | |||||
13 - 14. | Последовательность изготовления деталей из древесины. Пр. р. Разработка последовательности изготовления детали. | 17.10 | §6, стр. 25-28 | |||||
15 - 16. | Разметка, пиление заготовок из древесины. Пр.р. Разметка, пиление заготовок из древесины. | 24.10 | §7 - 8, стр. 28-37 | |||||
17 – 18. | Строгание заготовок из древесины. Пр. р. Строгание заготовок из древесины. | 31.10 | §9, стр.38-43 | |||||
19 – 20. | Сверление отверстий в деталях из древесины. Пр. р. Сверление заготовок из древесины. | 14.11 | §10, стр. 43-49 | |||||
21 – 22. | Соединение деталей из древесины. Пр. р. Соединение деталей из древесины. | 21.11 | §11 – 13, стр. 49-63 | |||||
23 – 24. | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Пр. р. Зачистка деталей из древесины. | 28.11 | §14, стр. 63-67 | |||||
25 – 26. | Отделка изделий из древесины. Пр.р. Отделка изделий из древесины. | 05.12 | §15, стр. 67-70 | |||||
2.2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов | ||||||||
27 – 28. | Выпиливание лобзиком. Пр.р. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. | 12.12 |
|
|
| §16, стр. 71-75 | ||
29 – 30. | Выжигание по дереву. Пр.р. Отделка изделий из древесины выжиганием. | 19.12 | §17, стр. 75-79 | |||||
2.3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. Исследовательская и созидательная деятельность (24 ч) | ||||||||
31 – 32. | Тонколистовой металл и проволока. Рабочее место для ручной обработки металлов. ПТБ. Пр.р. Слесарный верстак. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс. | 26.12 | Металлообрабатывающие предприятия Георгиевского района |
|
труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
|
| §19 – 20, с. 97 - 106 | |
33 – 34. | Технология изготовлений изделий из металлов и искусственных материалов. Пр.р. Подготовка графической и технологической документации. | 16.01 | §21 – 22, с. 106 - 115 | |||||
35 – 36. | Правка, разметка заготовок. Пр.р. Правка, разметка заготовок. | 23.01 | §23 – 24, с 115 - 123 | |||||
37 – 38. | Резание, зачистка заготовок из тонколистового материала, проволоки, искусственных материалов. Пр.р. Резание, зачистка заготовок. | 30.01 | §25 – 26, с. 123 - 131 | |||||
39 – 40. | Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Пр.р. Гибка, сверление заготовок. | 06.02 | §27 – 28, с. 132 - 141 | |||||
41 – 42. | Устройство настольного сверлильного станка. Пр.р. Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке. | 20.02 | §18, с. 91 – 97, §29, с. 141 - 146 | |||||
43 – 44. | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Пр.р. Сборка изделий. | 27.02 | §30 , с. 146 - 152 | |||||
45 – 46. | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Пр.р. Отделка изделий. | 05.03 | §31, с. 152 - 155 | |||||
47 - 52 | Пр.р. по выполнению творческого проекта. | 12.03 19.03 02.04 | С. 80 – 85, С. 85 – 88, С. 156 0 160 | |||||
53 – 54. | Окончательный контроль и оценка проекта. Пр.р. Окончательный контроль и оценка проекта. | 09.04 | С. 88 – 90, с. 161 – 162 | |||||
3. Электротехника. Электромонтажные и сборочные технологии (6 ч) | ||||||||
55 – 56 | Источники и потребители Электрической энергии. ПТБ. Пр.р. Устройство электрической цепи. | 16.04 | Эектротехнические предприятия г.Георгиевска |
|
|
| §43 – 44, с. 176 - 187 | |
57 – 58. | Электрические провода. Установочные изделия. Пр.р. Сборка эл.цепей с электроустановочными изделиями. | 23.04 | § 45 – 46, с. 187 - 195 | |||||
59 – 60. | Изготовление электротехнического изделия. Пр.р. Изготовление электротехнического изделия. | 30.04 | §47 – 49, с. 196 – 206 | |||||
4. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Весенние работы (10 ч) | ||||||||
61 – 62. | Правила безопасной работы на УОУ, Предпосевная обработка почвы. Пр.р. Предпосевная обработка почвы. | 07.05 |
формирование основ экологической культуры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. |
|
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. | С. 19 - 20 | ||
63 – 64. | Выращивание овощных культур. Пр.р. Подготовка грядок к посеву. | 14.05 | Время посева овощных культур в СКЭЗ | § 50, с. 207 - 209 | ||||
65 – 66. | Выращивание однолетних овощных культур. Пр.р. Посев семян. | 21.05 | §52, с. 214 - 217 | |||||
67 – 68. | Внесение удобрений под овощные растения. Пр.р. Подкормка овощных культур. | 28.05 | §51, с. 211 - 214 | |||||
69 – 70. | Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Пр.р. Уход за растениями. | 30.05 | §53, с. 217 – 221 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методические ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Примерные программы основного общего образования. Технология. М. Просвещение. 2010.
- Алгоритм успеха. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Технология. Программа. 5–8 классы. М. Вентана-Граф. 2015.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Учебники:
- Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении. А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко. М. Вентана – Граф. 2013.
- Технология. Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2004.
Материально – техническое обеспечение
Печатные пособия
- Комплект плакатов по Электротехнике
- Комплекте плакатов « Обработка металлов»
- Комплект плакатов по Сельскохозяйственным технологиям (Агротехнология)
- Комплект плакатов по Машиноведению
- Плакаты «Графическое изображение деталей и изделий»
- Комплект плакатов «Сельскохозяйственные машины и орудия»
Стенды
Технология обработки древесины | Древесные породы |
Пиломатериалы | |
Столярный инструмент | |
Соединение деталей | |
Технология обработки металла | Нарезание резьбы |
Фрезы, резцы | |
Изделия из металла | |
Элементы машиноведения | Виды передач |
Устройство токарного станка СТД – 120М | |
Соединение деталей машин | |
Правила техники безопасности | Соблюдай правила техники безопасности при опиливании металла |
При пилении древесины | |
При резании металла ножовкой | |
При электротехнических работах | |
При работе на сверлильном станке | |
Инструкции по охране труда и технике безопасности | Токарный станок СТД – 120М |
Сверлильный станок СНВШ – 1 | |
Столярная мастерская |
Инструкции по технике безопасности
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при выполнении электромонтажных работ.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности для пользователей персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видеодисплейными терминалами (ВДТ).
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при электропаянии.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при выполнении электротехнических работ на уроках технологии.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе на фрезерном станке.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе в учебной мастерской.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе на сверлильном станке.
- Инструкция по оказанию доврачебной помощи.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при ручной обработке древесины.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при ручной обработке металла.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при изучении сельскохозяйственной техники.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе на учебно-опытном участке.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при выполнении полевых работ.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий.
- Инструкция по оказанию первой помощи.
- Инструкция по электробезопасности.
- Инструкция по пожарной безопасности в школьной мастерской.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе с муфельной электропечью.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе на абразивном станке (электроточиле).
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.
- Инструкция по охране труда и технике безопасности при обработке металла на токарно-винторезном станке.
Инструменты и оборудование
- Верстак слесарный – 8 шт.
- Верстак столярный – 15 шт.
- Станок токарный по дереву СТД – 120М – 3шт.
- Станок сверлильный СНВШ – 1 – 1шт.
- Станок пильно – фуговальный – 1шт.
- Станок абразивный – 1шт.
- Угольники столярные – 9шт.
- Рейсмусы – 9шт.
- Угольники слесарные – 1шт.
- Рубанки – 2шт.
- Фуганки – 4шт.
- Мини – рубанки – 3шт.
- Ножовки столярные – 7шт.
- Ножовкм слесарные – 1шт.
- Стусло – 4шт.
- Стамески – 7шт.
- Долото – 6шт.
- Ручные лобзики – 5шт.
- Набор свёрл – 1шт.
- Набор стамесок к СТД-120М – 1шт.
- Прибор для определения механических свойств материалов ПИМ – 2шт.
- Приборы для выжигания – 2шт.
- Конструктор «Электричество» -
- Молотки слесарные – 10шт.
- Кианки – 4 шт.
- Струбцины – 15шт.
- Напильники – 15шт.
- Слесарные ножницы – 1шт.
- Кусачки – 1шт.
- Штангенциркули – 5шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии( индустриальные технологии) 6 класс
Рабочая программа по технологии для мальчиков. 6 класс.С КТП....
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) для 6 класса
В продолжение ранее размещённого материала, добавляю программу 6 класса....
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) для 7 класса
Материал является продолжением комплекта рабочей программы под учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко издательства Вентана-Граф...
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) 7класс по Симоненко
РП по технологии (индустриальные технологии) по ФГОС, по учебнику Симоненко...
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) 5 класс, по Симоненко
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии ФГОС) 5 кл, по Симоненко...
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) ФГОС 6 класс 2017 по Симоненко
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) ФГОС 6 класс 2017 по Симоненко...