Рабочая программа по технологии 10 кл
рабочая программа по технологии (10 класс)
Рабочая программа по технологии 10 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 10 кл | 144.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии
10 класс
Пояснительная записка
- Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
- Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области
«Технология» являются:
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
- Нормативная основа реализации программы Рабочая программа по технологии разработана на основе:
- Программы по технологии: Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. Технология: 10 – 11 классы
: базовый уровень : методические рекомендации. – М. :Вентана-Граф, 2013.
- Методического письма «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2017-2018 учебном году». Специфика предмета.
Программа предполагает 35 часов в год, 1 час в неделю.
4 . Основное содержание
Производство, труд и технологии Технология как часть общечеловеческой культуры
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно- технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника»,
«наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения
радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект»,
«озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Перспективные направления развития современных технологий
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии», «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Новые принципы организации современного производства
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
Автоматизация технологических процессов
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия
«автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
Понятие творчества
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения
творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Защита интеллектуальной собственности
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете- ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Методы решения творческих задач
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности.
Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качества проектировщика.
Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия
Теоретические сведения. Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Социально- экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы. Оценка объектов на основе их потребительских качеств.
Проведение экспертизы ученического рабочего места.
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое
планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Источники информации при проектировании
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования.
Формирование банка идей и предложений.
Создание банка идей продуктов труда
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис- пользованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса.
Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и произ- водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.
Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на
потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Тематическое планирование 10 класс
Название темы | Кол-во часов | |
«Производство, труд и технологии» (17 ч.) | ||
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры. | 2 |
2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 1 |
3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 |
4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 |
5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 2 |
6 | Перспективные направления развития современных технологий | 4 |
7 | Новые принципы организации современного производства | 1 |
8 | Автоматизация технологических процессов. | 1 |
«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» (18 ч.) | ||
9 | Понятие творчества. | 2 |
10 | Защита интеллектуальной собственности | 1 |
11 | Методы решения творческих задач | 4 |
12 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 |
13 | Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия. | 1 |
14 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. | 1 |
15 | Источники информации при проектировании | 1 |
16 | Создание банка идей продуктов труда | 2 |
17 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. | 1 |
18 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 |
19 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. | 2 |
20 | Обобщающий урок по теме: «Творческая проектная деятельность». | 1 |
ИТОГО | 35 |
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-
практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
∙
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
«2» - ставится в том случае, если верные ответы составляют менее 50 % от общего количества
Критерии оценки проекта:
№ п/п | Критерии оценки | Баллы |
Пояснительная записка | ||
1 | Общее оформление. | 1 |
2 | Актуальность, обоснование проблемы и формулировка темы проекта. | 1 |
3 | Сбор информации по теме проекта. | 1 |
4 | Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи. | 1 |
5 | Выбор технологии изготовления изделия, описание изготовленного изделия. | 1 |
6 | Разработка конструкторской документации, качество графики. | 1 |
7 | Описание окончательного варианта изделия. | 1 |
8 | Эстетическая оценка выбранного варианта. | 1 |
Оценка изделия | ||
9 | Оригинальность конструкции | 6 |
10 | Качество изделия | 6 |
11 | Практическая значимость | 6 |
Оценка защиты проекта | ||
12 | Формулировка проблемы и темы проекта | 2 |
13 | Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 2 |
14 | Описание технологии изготовления изделия | 2 |
15 | Четкость и ясность изложения | 2 |
16 | Время изложения | 2 |
17 | Использование ИКТ(презентация) | 10 |
18 | Самооценка | 2 |
19 | Ответы на вопросы | 2 |
Итого | 50 |
Перевод в оценочную систему:
45 - 50 баллов/90 -100% -5(«отлично»);
38- 44 баллов/ 76 - 88% -4 («хорошо»);
25 - 37 баллов/50 - 74% - 3 («удовлетворительно»):
менее 25 баллов/ менее 50% - 2 («неудовлетворительно»)
ЛИТЕРАТУРА
- Матяш Н.В. Технология : 10 – 11 классы : базовый уровень : методические
рекомендации / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2011. – стр. 3 – 52.
- Симоненко В.Д., Овчинин О.П., Матяш Н.В. Технология : 10 – 11 классы : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана- Граф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...
Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас
Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...