"Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек." 2020г.
методическая разработка по технологии
"Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек." 2020г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-6.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»
Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46
"Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек."
Учитель технологии первой категории : Савонина Инэсса Вадимовна.
2020г.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных факторов. Необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаёт условия для здорового развития школьников.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей и количеству витаминов в продуктах .Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Знакомятся с культурой приема пищи, а также соблюдению основных санитарно- гигиенических требований. На уроках знакомлю девочек с полезной "правильной" пищей и правилах её употребления .В народе говорят ,что завтрак надо съесть самому, а ужин отдать врагу. Но по последним данным ,оказывается можно ужинать и довольно поздно, главное что ты ешь. Белок -Да, углеводы-Нет!!! Ведь физическая нагрузка +правильное питание делают наш организм стойким к любым испытаниям, а нашу фигуру идеальной. И закладывать это надо с детства.
При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. Девочки иногда спрашивают:"А зачем мы это изучаем?"Ответ однозначен- чтобы быть здоровым! Как стирать и ухаживать за одеждой ,чтобы она не наносила вред нашему организму. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Нам необходимо оберегать детей при работе на электрических швейных машинах и работе с утюгом ,чтобы они не получали травм от электрического тока и ожогов ,а правильные приёмы применяли не только в школе, но и дома. Разработаны специальные инструкции, которые обязательно соблюдаются. Ведутся журналы по охране труда ,где девочки отмечают ,что они ознакомлены с инструкциями по технике безопасности по различным видам рукоделия. Это тоже способствует правильному их применению в жизни и на уроках.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную. На уроках технологии девочки имеют возможность вставать с рабочих мест, общаться между собой, а на практической части слушать тихую музыку.
Годы учебы не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистые и нервные заболевания. Причинами этих заболеваний являются многие факторы: наследственные, социальные, экономические, но, к большому сожалению, и школьный фактор нельзя исключить – это перегрузка на уроках, недостаточное освещение, не всегда удобная мебель. Но есть и еще важный фактор – не всегда благоприятный психологический климат на уроках.
Конечно, на уроках я еще много чего учитываю: какой это урок – первый или последний, он после контрольной работы или после физкультуры, начало это недели или конец, когда девочки уже устали, разрешаю им немного расслабиться, привести себя в порядок. В эти моменты я им могу рассказать что-то смешное, забавное, какие-то истории или случаи, которые отвлекут и расслабят учащихся, включить приятную тихую музыку.
Доброжелательная обстановка на уроке, тихая музыка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Всё это способствует нормальному психическому здоровью детей. Особое значение я отвожу физкультминуткам, особенно если на уроках много теории или практика (особенно моделирование или построение чертежей и выкроек).Дети более младшего возраста быстрее устают и им физкультминутки особенно необходимы. Но конечно нельзя забывать о них и для более старших учеников. Хотя многие мои уроки проходят в движении, им приходится передвигаться по классу и при раскрое изделий, и при ВТО, и при работе на швейной машине и на уроках кулинарии. Очень сильно при работе на швейной машине напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для глаз, особенно на уроках, где девочки работают с мелкими деталями, вышивают, вяжут – это очень действенно и актуально. Упражнения снижают зрительное утомление.
На каждом уроке учу детей не только своему предмету, но и бережно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Современные дети очень много время проводят с мобильным телефоном ,даже на переменах их с трудом можно от них отвлечь . Ученые считают, что излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы. Огромный вред наносится мозгу ребенка, так как клетки его мозга только начали развиваться и получать нужную информацию, а радиоволны разрушают клетки головной коры и мозга, затрудняют кровообращение, а также вызывают кровяное давление и сокращение числа красных кровяных телец. Дети, используя мобильный телефон, не в состоянии осознавать, что подвергают свой мозг воздействию электромагнитного поля, а здоровье — риску. И этот риск ничуть не меньше, чем риск для здоровья ребенка от табака или алкоголя.
Поэтому учителю необходимо так продумать свою работу, чтобы ученикам было интересно и на какое-то время они просто забыли об этом очень опасном для детского организма предмета!
Я убеждена, что роль учителя - это обеспечить сохранение здоровья учащихся. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Литература:
Глушко И.Н. Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии.
Севрюк А.И. Здоровьесберегающий урок.Школьные технологии-2004 №2
Интернет ресурс .Открытый урок. Первое сентября.
Инфоурок.
Сальникова А.А."Влияние сотового телефона на здоровье школьника». Алые паруса.2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 - теория вероятностей,
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен...
Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».
Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...