ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЖИЗНЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НА III СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по технологии (9 класс)
Дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках оказывается тот, кто способен обеспечить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача. И именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЖИЗНЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НА III СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть-чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером. Взрослый так же не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках оказывается тот, кто способен обеспечить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача. И именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель.
Такое сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Соответственно в нашей школе в рамках сопровождения разрабатываются и внедряются определенные мероприятия формы и методы работы, которые рассматриваются как условия для успешного обучения и развития старшеклассника.
Пронаблюдаем за учащимися 10- 11 классов с начала перехода из средней школы в старшую, какие же цели и задачи были поставлены и как они решались. Начало 10 класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются в рамках учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
В каждом классе есть дети, которые быстро и свободно вписываются в школьную жизнь, умело выполняют все требования, нормы, но многие подвержены дезадаптации.
У таких детей явно выражены:
-неуверенность в себе;
-испытание трудности в общении со сверстниками и учителями;
-тревожность за свое будущее;
-трудности в учебе.
Именно таким детям необходимо оказать реальную психологическую поддержку и профконсультационную помощь на первых этапах при переходе на Ш ступень обучения.
Вот здесь мы взрослые должны прислушаться к подростку, его желаниям, потребностям, фиксируя его достижения и возникающие трудности, помочь ребенку найти компромисс души и тела. При правильном подходе к каждому ученику проблемная нагруженность ослабевает, снижается и тревожность, исключение составляет лишь область будущего. Основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Для благополучного развития личности старшекласснику необходимо не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, уметь планировать будущее, принимать жизненно важные решения.
С целью создания благоприятных условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников мной, как учителем технологии и классным руководителем была разработана программа по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников. Психолого-педагогическое сопровождение начинается в 8 классе, его можно назвать подготовительным этапом, но основные задачи решаются в 9 классе. Основная задача, которая стоит перед учащимися 9 классов, - принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство девятиклассников принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить. Выпускнику неполной средней школы бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который учитывает индивидуальность каждого ученика.
За основу сопровождения учащихся 8-9 классов использована программа «Я в мире профессий» (тренинг для подростков) которая имеет цели:
-формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути;
-изучение личностных особенностей, интересов, склонностей;
-дать подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
-дать подробную информацию о правилах выбора профессий.
На этих тренинговых занятиях учащиеся знакомятся с такими понятиями как «профессиональная пригодность», «способности», «познавательные процессы». И конечно большая роль отводится изучению собственных индивидуальных способностей. По итогам занятий проводятся беседы с родителями, педагогами об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам. Все результаты исследования заносятся в Портфолио учащегося и выдаются на совместном родительском собрании. Такая форма изучения результатов исследования является более приемлемой и плодотворной.
Какие же достигнуты результаты учащихся 9 класса 2017-2018 учебного года: Из 8 учащихся 1 поступил в СУЗ, 7 учеников продолжают учиться по общеобразовательной программе. Ежегодно изучая различные технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся и внедряя их в своей школе мы добиваемся неплохих результатов:
- повышается качество успеваемости в школе;
- повышается процент поступаемости учащихся в ВУЗы.
Большую роль в реализации непрофильного и предпрофильного обучения играет слаженный педагогический коллектив нашей школы. При переходе на агротехнологический профиль обучения требует от школьного коллектива разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение в, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся Ш ступени обучения к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути.
Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители. Предпрофильная и профильная подготовка – это по сути, хорошо знакомая учителям профорентационная работа в различных формах – в виде уроков, экскурсий, факультативных занятий, индивидуальных и групповых профконсультаций, тренингов. Разница заключается в том, что школьная профориентация, компонентами которой, как известно, профессиональное информирование и профессиональное консультирование, не требовала от старшеклассников профессионального выбора в стенах школы, откладывала его на неопределенное время.
Профильное обучение «подталкивает» учащихся к этому выбору уже в школе. В этих условиях возрастают требования к качеству профессиональной работы.
Педагогический коллектив нашей школы пользуясь различной литературой и изучая опыт работы других школ по профильной и непрофильной подготовки учащихся разработала свою программу по сопровождению учащихся в непрофильный класс. Данная программа поможет учащимся в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения , познакомиться с профессией тракторист-машинист, пройти практическую подготовку на базе агрохозяйства.
К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Основной целью классного руководителя и учителя технологии при работе с 11 классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Сельская школа занимает весомое место в системе социально-педагогических приоритетов современного общества. От ее работы во многом зависит нравственное, личностное, жизненное, профессиональное самоопределение молодого поколения сельских жителей. Конкретные воспитательные и образовательные результаты ее деятельности в значительной степени определяют интеллектуально-трудовой потенциал российского села, где сегодня проживает 38,9 млн человек, или 26,7% населения страны.
Отличительной чертой многих сельских школ, в том числе и нашей, всегда была и есть особая атмосфера душевного комфорта, теплоты и уюта. Сказывается ритм сельской жизни: спокойный, неторопливый; особый характер взаимоотношений людей: открытый, неформализованный; приверженность традициям обустройства школы как родного дома. Сохранение культурно-педагогических традиций и передача их молодому поколению учителей всегда было сущностной особенностью сельской школы.
Сельская школа будущего – школа , интегрированная в среду, открытая к взаимодействию с сельским сообществом, местной властью, семьей, государственными и общественными институтами, Церковью, бизнесом. Целью сотрудничества становится не только совместное решение социально-педагогических проблем детей и их родителей, гуманизация среды обитания, но и расширение образовательных возможностей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения обучающихся
Нравственное и профессиональное самоопределение старшеклассников....
"Программа подготовки воспитанников интернатного учреждения к профессиональному самоопределению."
Программа раскрывает аспекты воспитательной работы по профессиональной ориентации с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей.Данное направление является важным на протяжении всего ...
Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов
Выступление на педсовете. Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов....
Отчет о психолого-педагогическом сопровождении учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Рябцева Е.Н.
Отчет о психолого-педагогическом сопровождении учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Рябцева Е.Н....
Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся девятых классов средней школы может быть использована при проведении профориентационной работы психологом,социальным педагогом,классным р...