Карта инновационного педагогического опыта учителя обслуживающего труда.
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Создание модели обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся посредством ресурсов метода проектов в процессе современного технологического образования школьников (на примере образовательной области «технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova._karta_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта инновационного педагогического опыта
учителя обслуживающего труда МОСШ № 17 г.Нижневартовска
Кузнецовой Валентины Ивановны
I. Формальные параметры | ||||||||||||||||||
1.1.Наименование педагогического опыта | «Создание модели обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся посредством ресурсов метода проектов в процессе современного технологического образования школьников (на примере образовательной области «технология». | |||||||||||||||||
1.2.Автор | Кузнецова Валентина Ивановна | |||||||||||||||||
1.3.Тип и вид образовательного представляемого учреждения | Муниципальная общеобразовательная средняя школа №17 | |||||||||||||||||
1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта. | 2015-2020 г.г. | |||||||||||||||||
1.5.Адрес педагогического опыта. | Ул., г.Нижневартовск, ХМАО-Югра | |||||||||||||||||
II. Содержательные параметры | ||||||||||||||||||
2.1.Актуальность педагогического опыта. | 1) Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. В соответствии с требованиями современного технологического образования, главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Это обуславливает поиск новых, более эффективных методов обучения. Одним из таких инновационных методов является метод творческих проектов, позволяющий - активно реализовать у обучающихся основные виды мышления; - творческие способности; - умение анализировать потребительские, экономические, экологические и технологические ситуации; - оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей; - выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности. Таким образом, по сути, метод проектов обеспечивает - выполнение социально-образовательного заказа в свете формирования проектной, исследовательской, технологической культуры обучающихся - с одной стороны, - востребованность результатов использования проектирования в социальной, личностной, профессиональной сферах развития школьников – с другой. 2) Данный педагогический опыт имеет широкий спектр применения и в реальной педагогической практике, поскольку позволяет - учителю, по сути, любого иного школьного (и не только) предмета, - использовать его как технологию обучения: реализуя метод проектов (метод проблем, лабораторного обучения,…) - обучающимся - глубже познать изучаемый предмет (как в узком, так и в широком смысле, этого слова), повысить мотивацию обучения, научиться устанавливать взаимосвязь объектов/субъектов в самом общем виде, с позиции того, что проектом может быть все, что изменяет наш мир. С позиции учителя технологии, метод проектов, к тому же позволяет - учителю - раскрыть обучающимся суть самого предмета «Технология» (его название, в том числе); - обучающимся – составлять представление о «жизненном цикле» объектов изучения (например, изготавливаемых изделий) – от зарождения замысла их изготовления до его материальной реализации и вариантов практического использования. | |||||||||||||||||
2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта | 1) По Томасу Куну: содержательная форма - это отражение внутренней формы самого изучаемого объекта. Эта внутренняя форма есть специфический способ организации какого-либо определенного материала. Поскольку данный педагогический опыт являет собой комплексную задачу - исследования и реализации инновационного метода образования, а именно, метода проектов; - введения новой формы организации деятельности обучающихся и учителей в урочное и внеурочное время; - разработки структуры действий обучающихся и учителя в образовательной предметной среде; - использования отличных от традиционных форм взаимодействия обучающихся с окружающим их социумом (с иными учреждениями, предприятиями, организациями…), что в совокупности и подразумевает такая содержательная форма, как ПРОЕКТ, то данный педагогический опыт и будет представлен в виде ПРОЕКТА. Тема проекта: «Создание модели обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся посредством ресурсов метода проектов в процессе современного технологического образования школьников (на примере образовательной области «технология». 2) ПРОЕКТ базируется на общепедагогических принципах -актуальности, целесообразности (в том числе, природосообразности, культуросообразности), -системности и последовательности, -проблемности, -оптимальности и доступности. Имеет -научную обоснованность (теоретические выкладки, исторические сведения), -социальную направленность (связь с современным социумом); -реальность выполнения (практические рекомендации). ПРОЕКТ имеет явную направленность на реализацию педагогической задачи, уточняет роли участников педагогического процесса; требования к условиям реализации, аппарат контроля качества деятельности учащихся, осуществляющих проектную деятельность (на примере предмета технология), тем самым соответствует общепедагогическим требованиям. | |||||||||||||||||
2.3.Инновационная направленность педагогического опыта | 1) В основу педагогического опыта заложена идея использования проектного метода обучения (исторически оформившегося в США к 1919г. и представшего в наши дни в качественно новом свете - педагогической технологией «четвертого поколения»). Личностная инновация заключается в социологизации результатов учебной проектной деятельности учащихся (выражающейся в тесной связи с предприятиями и организациями города и района с позиции как площадок для работы над проектом, так и для защиты готовых работ); взаимопроникновении творческого проектирования учащихся и исследования объектов проекта не только с позиции материального их воспроизведения (как некого предмета или таблицы о нем непосредственно…), но и посильного исследования всех возможных сфер его бытия (исследование объекта расширяется до исследования вопросов, связанных с этим объектом, формируя новые метапредметные знания у учащихся), т.е. в интеграции четырех видов проектов: ученического, творческого, исследовательского, социального. Данная модель, вписывающаяся в образовательный процесс, способна решить многие задачи обучения, и качественно улучшить его характеристики. 2) С прикладной точки зрения новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, окружающего социума и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. При этом у каждого школьника появляется возможность получения учебного результата обучения в виде нового интеллектуального/материального объекта (продукта). Т.е. проблематика и вариативное содержание проектной деятельности (включающие широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда), создают условия самоопределения учащихся, давая им возможность уже как субъектам обучения управлять собственной учебно-познавательной деятельностью (планировать, определять уровень сложности,…), включаться в активную и продуктивную творческую деятельность. | |||||||||||||||||
2.4.Методологическая база педагогического опыта. | 1) Предлагаемый педагогический опыт основан на системе следующих принципов:
2) Понятийно-терминологический аппарат представлен следующими основными понятиями и терминами: Проектирование – это деятельность по управлению проектами в различных областях (сферах) человеческой жизнедеятельности, т.е. специальным образом организованная созидательная деятельность человека по преобразованию окружающей действительности и самого себя (людей). Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного (конкретного) результата (Ф. Бэгьюли). Метод проектов определяется как «одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта (учебного проектирования), интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики» (Н.Ю. Пахомова). Ученический проект, на наш взгляд, можно определить как создание образовательного продукта с самого начала до самого его завершения или как проведение проектно-исследовательской работы с самого начала до самого ее завершения. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. 3) Теоретически ПРОЕКТ базируется на -системе использования творческих заданий ( С.Выгодского); - личностно-ориентированном подходе (И.С.Якиманской); -деятельностном подходе («учение через деятельность» - Д.Дьюи., Г.П.Щедровицкого, А.А.Дергача, О.С.Анисимова и др.); -идее развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова ); -технологии проектной и исследовательской деятельности; -обучении сотрудничества; -технологии перспективно-опережающего обучения. И др. | |||||||||||||||||
2.5.Педагогическая целесообразность педагогического опыта. | 1)Целевым компонентом педагогического опыта является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают необходимые знания из разных источников (в том числе и от учителя); учатся творчески пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения, развивают системное мышление. Вследствие чего, достигают наилучших результатов. 2)Содержание педагогического опыта представлено следующими позициями: -В центре внимания – обучающийся, поддержание и помощь в развитии его творческих способностей. -Образовательный процесс, строящийся в логике учебного предмета (в моментах соответствия содержательной части образовательной программы) сочетается с возможным варьированием (в плане его расширения и углубления) согласно логике деятельности, осуществляемой школьником, что повышает его мотивацию к учению. -Индивидуальный темп работы над проектом не препятствует выходу каждого обучающегося на свой возможный уровень. -Широкие метапредметные связи обеспечивают формирование у обучающихся целостной картины мира. -Теоретические знания и практические навыки, приобретенные при работе над проектом, становятся активным ресурсом для их дальнейшего использования школьниками в новых условиях. 3)Процесс реализации педагогического опыта предусматривает использование как традиционных, так и нетрадиционных методов, форм и средств обучения. Превалируют активные методы обучения, такие как метод регулируемого учения, метод развития системного мышления, ролевые игры, ситуативный метод, различные эвристические методы и, конечно, метод проектов (и др.). Активно используются такие формы обучения как:
Кроме традиционно используемых средств обучения (учебников и пособий, таблиц, моделей, макетов, средств наглядности, учебно-технических средств, учебно-лабораторного оборудования, классного помещения, мебели, оборудования учебного кабинета) имеются методические и дидактические материалы, составленные автором педагогического опыта. В частности: «Система упражнений на развитие навыков проектирования», «Как работать над проектом», «Русская тряпичная кукла», «Тематическая подборка проектов для разных возрастных групп», «Программы элективных курсов», «Программа по обучению проектированию». | |||||||||||||||||
2.6.Психологическая целесообразность педагогического опыта. | 1)Основными субъектами, вовлеченными в осуществление педагогического опыта, являются подростки 11-17 лет (учащиеся 5-11 классов). Указанный возраст признано считается кризисным периодом становления личности, с присущим ему рядом проблем (ярким неумелым проявлением индивидуальности), решению которых способствует данный педагогический опыт учитывающий возрастные и индивидуальные особенности подростков в контексте: -продолжительности выполнения деятельности определенного вида, -выборе тематики проектной деятельности, -выборе форм и видов организации учебного процесса, деятельности учащихся, -посильности способов реализации задуманных учащимися проектов. 2)В результате «процесс познания себя» (осознание принадлежности к полу, культуре,… социуму), организованный через поиск и реализацию учащимися своих идей на практике, смягчает негативные психофизические проявления, присущие этому возрасту, облегчает процесс взаимодействия субъектов, общение приобретает доверительный, открытый, а, значит, и более эффективный и продуктивный характер. Что в купе приводит к снижению уровня школьной тревожности подростков, повышению мотивации обучения, повышению уровня комфортности обучения учащихся. | |||||||||||||||||
2.7.Социальная направленность педагогического опыта. | 1)Педагогический опыт подразумевает -личностно ориентированное обучение с учетом индивидуальных возможностей ребенка, -оптимальность выбора педагогических технологий с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды, -социально-духовные особенности личности, -обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции психосоматического состояния, -создание комфортных условий обучения, -актуализацию индивидуальных потребностей личности и профориентацию на основе собственных возможностей, -оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов. Т.е. соответствует общим принципам соблюдения паритета образования и сохранности, как физического, так и психофизического здоровья обучающихся. Кроме того, содержательная часть предмета технология имеет ряд тем, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся, а реализация программы невозможна без знания и соблюдения целого ряда правил техники безопасности (безопасного поведения). 2)Педагоги, участвующие в реализации данного педагогического опыта имеют широчайшие возможности своей профессиональной реализации: -расширяется спектр их функциональной направленности, -увеличивается «отдача» вложенного труда, повышается самооценка значимости выполняемой деятельности, -расширяется круг общения, появляются возможности в рамках педагогической деятельности получить профессиональный и личностный рост за счет общения с «интересными людьми», -открываются и развиваются невостребованные ранее способности и возможности самого педагога, растет мотивация и удовлетворенность своей педагогической деятельностью. Улучшаются качественные и количественные показатели воспитанников, что приводит -к возможности гордиться результатами своего труда, -общению с коллегами на предмет обмена опытом, зарождению новых идей и планов их реализации, -побуждает к самообразованию, дальнейшей активной творческой педагогической деятельности (и не только в рамках профессионального сообщества). | |||||||||||||||||
2.8.Воспроизводимость педагогического опыта. | 1)Педагогический опыт может быть преломлен практически на любой школьный и внешкольный предмет (либо выделен в отдельный межпредметный курс). Поскольку представляет собой системный подход в организации работы над изучаемым вопросом/проблемой (выполняемым делом). В качестве готового продукта проекта могут выступать материальные/интеллектуальные объекты (серия учебных слайдов, сочинение, таблица, тематическое выступление, выходящее за страницы учебников, серия упражнений, составленная самими учащимися, выступление перед зрителями с концертом,..), имеющие признаки нового, творчества, исследования, социальной значимости, был презентативен и презентован сообществу. 2)Его применение возможно, как на уровне образовательной организации, так и на образовательных системах различных уровней. 3)Затраты на воспроизведение опыта включают (при необходимости) подготовку кадрового состава (из числа учителей-предметников, педагогов дополнительного образования) реализация чего возможна через систему курсов повышения профессионального мастерства учителей, мастер-классы, печатные публикации. В дополнительном материально-техническом оснащении современные кабинеты и классы не нуждаются. Хотя, при возможности (не обязательности) в идеале довольно эффективным стало бы привлечение организаций-площадок для осуществления школьниками проектной деятельности (что согласуется с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2015-2020 годы). | |||||||||||||||||
2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | Требования к кадровому составу: -Владение непосредственно теориями учебного, творческого, исследовательского, социального проектирования и содержанием данного педагогического опыта по способам их интеграции, -наличие творческого подхода к обучению, способность генерировать новые идеи, корректно направлять учащихся в их деятельности… (Уровень своей квалификации считаю достаточным) Требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому обеспечению соответствуют требованиям к современному кабинету (в данном случае, технологии). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта педагога
Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....
Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя
Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыт...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Педагогическая идея:Школа несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России. Социальная направленность способствует развитию гражданской позиции обучающихся, п...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта для аттестации...