Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.
рабочая программа по технологии (7 класс)
Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классы». Сборник 2 под редакцией В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tsvetovodstvu_i_dekorativnomu_sadovodstvu_7_klass_2017-18_god.odt | 145.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классы». Сборник 2 под редакцией В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование, календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа является компенсаторно-адаптационной, комбинированного типа. Детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.
Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «инвентарь для работы в цветнике»), черчение («Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»).
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Однако перечень разделов и последовательность преподавания не являются строго обязательными. Можно варьировать ими исходя из местных условий и материально – технической базы. Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания, которые обучающиеся приобрели во время уроков в 6 классе и рассчитана на 306 часов учебного времени.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
- овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, фотографий, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.
В первый год профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.
Задачи:
- Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков.
- Развитие мышления, способности к пространственному анализу.
- Формирование эстетических представлений и вкуса.
- Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.
- Формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними.
- Формирование практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов.
- Развитие интереса обучающихся к изучению растений.
- Формирование у обучающихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.
- Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений и уходом за ними.
- Озеленение территории и помещений школы.
Коррекционная работа включает следующие направления:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие всех видов памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
- развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий, умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца, формирование адекватности чувств, формирование умения анализировать свою деятельность;
- коррекция развития речи: монологической речи; диалогической, обогащение словаря.
Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часаю.
Учебное занятие в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию:
- Целенаправленность занятий.
- Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
- Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
- Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
- Рациональное использование учебного времени.
- Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
.Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся доступных трудовых знаний.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения трудовых операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Изучение тем учебных предметов, объединенных в данной рабочей программе, опирается на такие учебные дисциплины, как математика, биология, изобразительное искусство, естествознание, письмо и развитие речи и другие. Таким образом, при изучении учебного материала осуществляется межпредметная интеграция.
Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, лабораторные работы, элементы программированного обучения, беседа.
Курс обучения в рамках данной программы направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к трудовому обучению.
Формы промежуточной аттестации
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
- Самостоятельная работа (предполагает выявление знаний обучающихся за I-III четверти);
- Контрольная работа (предполагает выявление знаний обучающихся за учебный год);
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнения карт формирования навыков и умений; практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
I четверть
Вводное занятие
Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в предстоящем году.
Цветочное оформление и состояние растений в городском парке. Организация трудовой учебной группы.
Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками
Объект работы. Петуния крупноцветковая.
Теоретические сведения. Петуния мелкоцветковая и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками. Сохранность махровости цветков( при вегетативном размножении полная, при семенном - неполная). Особенности плодов и семян петунии.
Практические работы. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии. Насыпка земляной смеси на дно горшков. Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли. Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах.
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
Объект работы. Цветочные семена.
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. Подготовка этих растений к сбору семян. Приёмы сбора сухих плодов с семенами.
Умения. Срезка стеблей и верхушек у растения.
Практические работы. Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян. Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки.
Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте
Объект работы. Красноднев (лилейник).
Теоретические сведения. Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки лилий. Приёмы выкопки и посадки луковиц. Подготовка лунок под посадки. Расстояния между рядами и растениями при посадке
Умения. Выращивание лилейного растения. Мульчирование почвы.
Практические работы. Вскапывание почвы и внесение перегноя. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц. Легкое подсушивание луковиц. Удаление повреждённых чешуй. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц донцем строго на песок. Расправление корней. Засыпка почвой. Мульчирование торфом. Поздней осенью укрытие торфяной кромкой на высоту до 10см и ширину до 25 см.
Осенний уход за кустарниками
Объект работы. Кустарник.
Теоретические сведения. Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки. Приёмы ухода за кустарниками. Инструменты для этого. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами.
Умения. Работа садовой пилой.
Практические работы. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя.
Практическое повторение
Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей. Уход за комнатными растениями
Самостоятельная работа
Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения.
II четверть
Вводное занятие
Многолетние цветковые растения
Теоретические сведения. Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.), с зимующими. Характеристика канны.
Наглядное пособие. Натуральная канна.
Выкопка корневища канны
Объект работы. Канна.
Теоретические сведения. Канна: (строение растения, размножение (делением корневища и корневыми отпрысками)). Сроки выкопки корневища канны. Приёмы посадки канны.
Умение. Выращивание канны.
Практические работы. Подкапывание куста канны со всех сторон. Выкопка корневищ. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу. Установка ящиков с корневищами на хранение.
Ремонт садовой дорожки
Объект работы. Садовая дорожка.
Теоретические сведения. Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.), виды повреждения
Умения. Оценка качества работы. Ремонт садовой дорожки.
Практические работы. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин. При необходимости выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоины. Заполнение выбоины шлаком. Полив, уплотнение трамбовкой отремонтированного участка. Устройство уклона. Проверка качества ремонта.
Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений
Объект работы. Многолетнее цветковое растение.
Теоретические сведения. Уход за молодыми посадками: правила заготовки елочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.
Умение. Уход за молодой посадкой.
Практические работы. Обламывание веток елей на местах заготовки деловой древесины или нижних ветвей на растущих деревьях. Укрытие рядков короткими ветвями.
Органические удобрения
Теоретические сведения. Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами. Виды органического удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение. Приготовление компоста. Органические удобрения, используемые в цветоводстве.
Умение. Распознавание органических удобрений.
Наглядные пособия. Разные виды органического удобрения.
Упражнение. Определение вида органического удобрения.
Классификация цветковых культур
Теоретические сведения. Классификационные признаки цветкового растения: место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др. Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние цветковые растения красивоцветущие, декоративно -_лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые. Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.
Умение. Отнесение цветкового растения к классификационной группе. Зимняя работа в сквере и парке.
Упражнение. Определение цветкового растения.
Практическое повторение
Виды работы. Зимние работы в скверах или парке. Заготовка перегноя. Накопление снега в цветнике. Уход за комнатными растениями.
Самостоятельная работа
Классификация цветковых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году.
III четверть
Вводное занятие
Двулетние цветковые растения
Теоретические сведения. Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития( настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении.
Наглядное пособие. Красочное изображение видов двулетних цветковых растений.
Минеральные удобрения
Теоретические сведения. Минеральные удобрения: виды (азотное ,калийное, фосфорное), внешние признаки, свойства(растворимость в воде). Хранение. Элименты питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства. Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде. Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.
Наглядное пособие. Образцы минерального удобрения.
Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений.
Умение. Распознавание минеральных удобрений.
Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.
Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.
Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
Объект работы. Цветочные семена
Теоретические сведения. Рациональные приёмы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.
Практические работы. Обмолот, очистка, сортировка семян. Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян.
Виды цветника
Теоретические сведения. Цветник: виды, размещение. Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона. Рабатки и бордюры: формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений. Групповая посадка: формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений.
Наглядное пособие. Изображения круглой клумбы, рабатки, бордюра, групповой посадки.
Умение. Распознавание видов цветников.
Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.
Размножение комнатных растений
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Умение. Работа с пикировочным ящиком. Размножение комнатных растений и посадка комнатного растения.
Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков. Устройство влажной камеры путём укрытия ящиков плёнкой по каркасу. Установка камеры на светлое место. Периодический полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укоренённых растений в горшки.
Посев семян однолетних цветковых растений.
Объект работы. Цветочные семена.
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян ( львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.). Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Особенности полива сеянцев.
Умение. Работа с посевным ящиком.
Практические работы. Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков. Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.
Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях
Объект работы. Петуния крупноцветковая комнатная.
Теоретические сведения. Характеристика крупноцветковой петунии. Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения махровости цветков. Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.
Умение. Выращивание петунии. Черенкование комнатных растений.
Практические работы. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. Заполнение ящиков (снизу смесью, сверху – крупнозернистым речным песком). Нарезка черенков с двух – трех междоузлий. Посадка черенков в ящики для укоренения. Полив (без попадания на листья и побеги). Установка пикировочных ящиков на светлое место. После укоренения пересадки растений в цветочные горшки.
Подготовка корневища канны к высадке
Объект работы. Канна.
Теоретические сведения. Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.
Практические работы. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.
Практическое повторение.
Виды работы. Зимние работы в парке или сквере. Накопление снега. Уход за комнатными растениями. Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.
Самостоятельная работа
Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики.
IV четверть
Вводное занятие
Размещение цветника
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений. Способы разметки элементов цветочного оформления.
Умение. Разбивка цветника.
Практические работы. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника. Исходя из того, что имеется в наличии. Разметка круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки. Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки. Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.
Выращивание рассады цветковых культур
Объект работы. Цветочные семена.
Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, смена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (цинния, немезия, астра и др.). Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.
Умение. Выращивание однолетних цветковых растений.
Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики. Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов – снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка рассады астры. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь.
Подращивание растений канны
Объект работы. Канна.
Теоретические сведения. Канна – теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.
Умение. Выращивание канны. Получение деленок.
Практические работы. Подготовка цветочных горшков размером не менее 16 см в диаметре для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли. Деление корневищ канн на части с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две-три почки. Посадка делёнок в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице. Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой.
Высадка растений в цветник
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике. Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.
Умение. Посадки в цветнике. Весенние работы в парке и сквере.
Практические работы. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности. Разметка посадочных рядков маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты. Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посадка растений в лунки, полив. Наблюдения за приживаемостью растений.
Практическое повторение
Виды работы. Уход за кустарниками. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями. Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.
Самостоятельная работа
Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветнике.
Тематическое планирование.
№ П/п | Разделы. | Кол-во часов. | № уроков |
I | Вводное занятие. | 2 | |
II | Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками. | 14 | |
III | Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады. | 11 | |
IX | Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте. | 20 | |
V | Выкопка корневища канны. | 8 | |
VI | Осенний уход за кустарниками. | 24 | |
VII | Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений. | 11 | |
VIII | Ремонт садовой дорожки. | 9 | |
IX | Многолетние цветковые растения. | 5 | |
X | Органические удобрения. | 13 | |
XI | Классификация цветковых культур. | 25 | |
XII | Двулетние цветковые растения. | 7 | |
XIII | Минеральные удобрения. | 18 | |
XIV | Обмолот семян однолетних цветковых растений , выращиваемых из рассады. | 13 | |
XV | Виды цветника. | 21 | |
XVI | Размножение комнатных растений. | 24 | |
XVIII | Выращивание петунии крупноцветковой. | 7 | |
XIX | Посев семян однолетних цветковых растений. | 9 | |
XX | Выращивание рассады цветковых культур. | 16 | |
XXI | Размещение цветника. | 20 | |
XXII | Высадка растений в цветник. | 20 | |
Календарно-тематическое планирование уроков цветоводства и декоративного садоводства в 7 классе на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Темы и разделы. | Кол-во часов. | Дата план. | Дата факт. |
1-2 | День знаний. | 2 | 01.09.17 | |
I | Вводное занятие. | 2 | ||
3 | Задачи обучения в предстоящем году. Организация учебной трудовой группы. | 1 | 04.09.17 | |
4 | Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Цветочное оформление и состояние растений в городском парке. Экскурсия. | 1 | 04.09.17 | |
II | Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками. | 14 | ||
5 | Петуния крупноцветковая – виды. | 1 | 05.09.17 | |
6 | Сохранность махровости цветков петунии. | 1 | 05.09.17 | |
7 | Особенности плодов и семян петунии. | 1 | 05.09.17 | |
8 | Полив петуний. | 1 | 06.09.17 | |
9 | Подготовка цветочных горшков и грунта для посадки петуний. | 1 | 06.09.17 | |
10-11 | Практическая работа. Подготовка цветочных горшков и грунта для посадки петуний. | 2 | 08.09.17 | |
12 | Выкопка и пересадка петуний в цветочные горшки. | 1 | 11.09.17 | |
13 | Практическая работа. Выкопка и пересадка петуний в цветочные горшки. | 1 | 11.09.17 | |
14 | Уход за пересаженными растениями. | 1 | 12.09.17 | |
15-16 | Практическая работа. Заготовка перегноя. | 2 | 12.09.17 12.09.17 | |
17 | Уход за комнатными растениями в школе. | 1 | 13.09.17 | |
18 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями в школе. | 1 | 13.09.17 | |
III | Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады. | 11 | ||
19 | Однолетники, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады. | 1 | 15.09.17 | |
20 | Сроки созревания семян. | 1 | 15.09.17 | |
21 | Приемы сбора сухих плодов с семенами. | 1 | 18.09.17 | |
22 | Экскурсия в цветник. Выбор растений для сбора семян. | 1 | 18.09.17 | |
23-24 | Практическая работа. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. | 2 | 19.09.17 | |
25 | Практическая работа. Срезка плодов с частью стебля. | 1 | 19.09.17 | |
26 | Связывание стеблей с плодами и подвешивание для просушки. | 1 | 20.09.17 | |
27-28 | Практическая работа. Срезка цветущих верхушек у растений для ускоренного созревания семян. | 2 | 20.09.17 22.09.17 | |
29 | Практическая работа. Укладка плодов в коробки и установка для просушки. | 1 | 22.09.17 | |
IV | Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте. | 20 | ||
30 | Лилия: вид, характеристика. | 1 | 25.09.17 | |
31 | Необходимость пересадки лилий. | 1 | 25.09.17 | |
32-33 | Вскапывание почвы и внесение удобрения. | 2 | 26.09.17 26.09.17 | |
34 | Приемы выкопки луковиц лилий. | 1 | 26.09.17 | |
35-36 | Практическая работа.Выкопка луковиц лилий. | 2 | 27.09.17 | |
37-38 | Практическая работа.Разметка рядков и подготовка лунок под посадки. | 2 | 29.09.17 | |
39 | Приемы посадки луковиц. | 1 | 02.10.17 | |
40 | Мульчирование. | 1 | 02.10.17 | |
41-42 | Самостоятельная работа. Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения. | 2 | 03.10.17 | |
43 | Уход за растениями в классе. | 1 | 03.10.17 | |
44-47 | Практическая работа. Заготовка дерновой и листовой земли. | 4 | 04.10.17 06.10.17 | |
48-49 | Практическая работа. Перенос ее к месту складирования. | 2 | 09.10.17 | |
V | Выкопка корневища канны. | 8 | ||
50 | Канна: строение, характеристика. | 1 | 10.10.17 | |
51 | Размножение канны делением корневища. | 1 | 10.10.17 | |
52 | Приемы выкопки корневища. | 1 | 10.10.17 | |
53 | Практическая работа. Выкопка корневища канны. | 1 | 11.10.17 | |
54 | Размножение канны корневыми отпрысками. | 1 | 11.10.17 | |
55 | Условия хранения корневища канны. | 1 | 13.10.17 | |
56 | Практическая работа. Укладка корневищ канны на хранение. | 1 | 13.10.17 | |
57 | Самостоятельная работа по теме «Канна». | 1 | 16.10.17 | |
VI | Осенний уход за кустарниками. | 24 | ||
58 | Кустарники для озеленения в местных условиях. | 1 | 16.10.17 | |
59-61 | Экскурсия в загородный парк. | 3 | 17.10.17 | |
62 | Приемы ухода за кустарниками. | 1 | 18.10.17 | |
63 | Инструменты для ухода за кустарниками. | 1 | 18.10.17 | |
64 | Вырезка сухих стеблей садовой пилой. | 1 | 20.10.17 | |
65-66 | Практическая работа. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. | 2 | 20.10.17 23.10.17 | |
67 | Садовые ножницы. | 1 | 23.10.17 | |
68 | Правила безопасной работы с садовыми ножницами. | 1 | 24.10.17 | |
69-70 | Вырезка стеблей по указанию учителя. Практическая работа. | 2 | 24.10.17 | |
71 | Приствольные круги. | 1 | 25.10.17 | |
72 | Вскапывание почвы под кустарниками. | 1 | 25.10.17 | |
73-74 | Осенние работы в цветнике. | 2 | 27.10.17 | |
75-76 | Уборка цветника от растительных остатков. | 2 | 06.11.17 | |
77-81 | Практическая работа. Перекапывание почвы в клумбах. | 5 | 07.11.17 08.11.17 | |
VII | Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений. | 11 | ||
82 | Многолетнее цветковое растение: строение, характеристика. | 1 | 10.11.17 | |
83 | Осенний уход за молодыми посадками многолетников. | 1 | 10.11.17 | |
84-85 | Практическая работа. Осенние работы в цветнике. | 2 | 13.11.17 | |
86-88 | Заготовка елочных веток. Практическая работа. | 3 | 14.11.17 | |
89 | Укрытие рядков короткими ветвями. | 1 | 15.11.17 | |
90 | Практическая работа. Укрытие многолетников елочными ветками. | 1 | 15.11.17 | |
91 | Подкормка удобрением комнатных растений. | 1 | 17.11.17 | |
92 | Подкормка удобрением комнатных растений. Практическая работа. | 1 | 17.11.17 | |
VIII | Ремонт садовой дорожки. | 9 | ||
93 | Садовая дорожка: виды. | 1 | 20.11.17 | |
94 | Назначение и устройство садовой дорожки. | 1 | 20.11.17 | |
95 | Виды повреждения. | 1 | 21.11.17 | |
96 | Ремонт садовой дорожки. | 1 | 21.11.17 | |
97 | Инвентарь для ремонта. Техника безопасной работы. | 1 | 21.11.17 | |
98-99 | Практическая работа. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта.Выемка покрытия из основания дорожки на месте выбоин. | 2 | 22.11.17 | |
100 | Практическая работа. Заполнение выбоин шлаком. | 1 | 24.11.17 | |
101 | Практическая работа. Полив. Уплотнение трамбовкой отремонтированного участка.Устройство уклона. | 1 | 24.11.17 | |
IX | Многолетние цветковые растения. | 5 | ||
102 | Строение многолетнего цветкового растения. | 1 | 27.11.17 | |
103 | Виды многолетников. | 1 | 27.11.17 | |
104 | Зимующие многолетники. | 1 | 28.11.17 | |
105 | Незимующие многолетники. | 1 | 28.11.17 | |
106 | Сравнение незимующих в открытом грунте растений с зимующими. | 1 | 28.11.17 | |
X | Органические удобрения. | 13 | ||
107 | Удобрение: значение, виды. | 1 | 29.11.17 | |
108 | Минеральные удобрения. | 1 | 29.11.17 | |
109 | Виды органического удобрения. | 1 | 01.12.17 | |
110 | Органическое удобрение – навоз. | 1 | 01.12.17 | |
111 | Торф – вид органического удобрения. | 1 | 04.12.17 | |
112 | Компост. | 1 | 04.12.17 | |
113 | Птичий помет. | 1 | 05.12.17 | |
114 | Приготовление жидкого удобрения из птичьего помета. | 1 | 05.12.17 | |
115 | Перегной: получение, назначение. | 1 | 05.12.17 | |
116 | Употребление органических удобрений в комнатном цветоводстве. | 1 | 06.12.17 | |
117 | Частота подкормок для комнатных растений. | 1 | 06.12.17 | |
118 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями. | 1 | 08.12.17 | |
119 | Подсыпка земли в горшки с растениями. Практическая работа. | 1 | 08.12.17 | |
XI | Классификация цветковых культур. | 25 | ||
120 | Классификационные признаки цветкового растения. | 1 | 11.12.17 | |
121 | Цветковые растения открытого грунта. | 1 | 11.12.17 | |
122 | Цветковые растения закрытого грунта. | 1 | 12.12.17 | |
123 | Летники: характеристика, виды. | 1 | 12.12.17 | |
124 | Красивоцветущие однолетники. | 1 | 12.12.17 | |
125 | Декоративно – лиственные. | 1 | 13.12.17 | |
126 | Ковровые однолетники. | 1 | 13.12.17 | |
127 | Сухоцветы. | 1 | 15.12.17 | |
128 | Вьющиеся цветковые растения. | 1 | 15.12.17 | |
129 | Многолетники: характеристика, виды. | 1 | 18.12.17 | |
130 | Незимующие многолетники. | 1 | 18.12.17 | |
131-132 | Зимующие многолетники. | 2 | 19.12.17 | |
133 | Ампельные и вьющиеся растения. | 1 | 19.12.17 | |
134-135 | Практическая работа. Накидывание снега в цветники. | 2 | 20.12.17 | |
136-137 | Зимние работы в скверах и парках. | 2 | 22.12.17 | |
138-139 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями. | 2 | 25.12.17 | |
140-141 | Самостоятельная работа по теме «Классификация цветковых растений» | 2 | 26.12.17 | |
141-143 | Практическая работа. Расчистка дорожек от снега. | 3 | 26.12.17 27.12.17 | |
XII | Двулетние цветковые растения. | 7 | ||
144 | Двулетние цветковые растения: характеристика, виды. | 1 | 12.01.18 | |
145 | Маргаритка. | 1 | 12.01.18 | |
146 | Анютины глазки. | 1 | 15.01.18 | |
147 | Незабудка. | 1 | 15.01.18 | |
148-149 | Сравнение растений с двулетним циклом развития и многолетних растений, выращиваемых как двулетние. | 2 | 16.01.18 | |
150 | Использование двулетников в цветочном оформлении. | 1 | 16.01.18 | |
XIII | Минеральные удобрения. | 18 | ||
151 | Минеральные удобрения: виды, свойства. | 1 | 17.01.18 | |
152 | Азотное минеральное удобрение. | 1 | 17.01.18 | |
153 | Калийное минеральное удобрение. | 1 | 19.01.18 | |
154 | Фосфорное минеральное удобрение. | 1 | 19.01.18 | |
155 | Комплексные минеральные удобрения : виды, достоинства. | 1 | 22.01.18 | |
156 | Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде. | 1 | 22.01.18 | |
157 | Хранение минерального удобрения. | 1 | 23.01.18 | |
158-159 | Экскурсия в магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений. | 2 | 23.01.18 | |
160-161 | Использование минеральных удобрений в цветоводстве. | 2 | 24.01.18 | |
162-163 | Практическая работа. Смешивание минеральных удобрений с органическими. | 2 | 26.01.18 | |
164-165 | Практическая работа. Подкормка растений удобрением. | 2 | 29.01.18 | |
166 | Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения. | 1 | 30.01.18 | |
167-168 | Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде. Практическая работа. | 2 | 30.01.18 | |
XIV | Обмолот семян однолетних цветковых растений , выращиваемых из рассады. | 13 | ||
169 | Однолетники, выращиваемые из рассады. | 1 | 31.01.18 | |
170 | Цветочные семена. | 1 | 31.01.18 | |
171 | Рациональные приемы обмолота, очистки и сортировки семян. | 1 | 02.02.18 | |
172-174 | Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов. | 3 | 02.02.18 05.02.18 | |
175-177 | Практическая работа. Обмолот и очистка семян. | 3 | 06.02.18 | |
178-179 | Практическая работа. Сортировка семян. | 2 | 07.02.18 | |
180-181 | Практическая работа. Фасовка семян в пакеты. | 2 | 09.02.18 | |
XV | Виды цветника. | 21 | ||
182 | Цветник: виды, размещение. | 1 | 12.01.18 | |
183 | Клумба: формы, расположение. | 1 | 12.02.18 | |
184 | Разновидности цветочного оформления клумбы. | 1 | 13.02.18 | |
185 | Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона. | 1 | 13.02.18 | |
186 | Рабатки: формы, размеры, размещение. | 1 | 13.02.18 | |
187 | Подбор цветковых растений для рабатки. | 1 | 14.02.18 | |
188 | Бордюры: формы, размеры, размещение. | 1 | 14.02.18 | |
189 | Подбор цветковых растений для бордюров. | 1 | 16.02.18 | |
190 | Групповая посадка: формы, размеры, размещение. | 1 | 16.02.18 | |
191 | Подбор цветковых растений для групповой посадки. | 1 | 19.02.18 | |
192 | Одиночная посадка: размещение в цветнике. | 1 | 19.02.18 | |
193 | Подбор цветковых растений для одиночной посадки. | 1 | 20.02.18 | |
194-195 | Практическая работа. Определение и вычерчивание вида цветника. | 2 | 20.02.18 | |
196-197 | Уход за комнатными растениями. | 2 | 21.02.18 | |
198-199 | Практическая работа. Накопление снега в цветнике. | 2 | 26.02.18 | |
200-202 | Практическая работа. Накопление снега в цветнике. | 3 | 27.02.18 | |
XVI | Размножение комнатных растений. | 24 | ||
203-204 | Комнатные растения: виды. | 2 | 28.02.18 | |
205 | Комнатные растения с опадающими листьями. | 1 | 02.03.18 | |
206 | Вечнозеленые комнатные растения. | 1 | 02.03.18 | |
207 | Размножение комнатных растений частями побегов. | 1 | 05.02.18 | |
208 | Размножение комнатных растений листьями. | 1 | 05.02.18 | |
209 | Размножение комнатных растений делением корневищ. | 1 | 06.03.18 | |
210 | Размножение комнатных растений пересадкой луковиц. | 1 | 06.03.18 | |
211 | Правила срезки черенков. | 1 | 06.03.18 | |
212 | Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. | 1 | 07.03.18 | |
213 | Практическая работа. Нарезка черенков с разных растений. | 1 | 07.03.18 | |
214 | Условия укоренения черенков. | 1 | 09.03.18 | |
215 | Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков. | 1 | 09.03.18 | |
216-217 | Практическая работа. Посадка черенков в ящики и полив. | 2 | 12.03.18 | |
218 | Устройство влажной камеры путем укрытия ящиков пленкой по каркасу. | 1 | 13.03.18 | |
219 | Практическая работа. Устройство влажной камеры . | 1 | 13.03.18 | |
220 | Уход за черенками. | 1 | 13.03.18 | |
221-222 | Самостоятельная работа. Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики. | 2 | 14.03.18 | |
223 | Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. | 1 | 16.03.18 | |
224 | Практическая работа. Подготовка цветочных горшков. | 1 | 16.03.18 | |
225 | Пересадка укорененных растений в горшки. | 1 | 19.03.18 | |
226 | Практическая работа. Пересадка укорененных растений в горшки. | 1 | 19.03.18 | |
XVII | Выращивание петунии крупноцветковой. | 7 | ||
227 | Петуния крупноцветковая комнатная: характеристика. | 1 | 20.03.18 | |
228 | Вегетативное размножение крупноцветковой петунии, как способ сохранения махровости цветков. | 1 | 20.03.18 | |
229 | Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков. | 1 | 20.03.18 | |
230 | Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. | 1 | 21.03.18 | |
231 | Посадка черенков петунии. | 1 | 21.03.18 | |
232 | Практическая работа. Нарезка и посадка черенков петунии в ящики. | 1 | 23.03.18 | |
233 | Самостоятельная работа «Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики». | 1 | 23.03.18 | |
XIX | Посев семян однолетних цветковых растений. | 9 | ||
234 | Однолетние цветковые растения с ранним посевом семян. Сроки посева. | 1 | 02.04.18 | |
235 | Термическая обработка семян однолетников. | 1 | 02.04.18 | |
236 | Особенности посева семян некоторых однолетников. | 1 | 03.04.18 | |
237 | Состав почвенной смеси. | 1 | 03.04.18 | |
238 | Условия для получения равномерных всходов. | 1 | 03.04.18 | |
239 | Особенности полива сеянцев. | 1 | 04.04.18 | |
240 | Практическая работа. Подготовка посевных ящиков. | 1 | 04.04.18 | |
241 | Посев семян. | 1 | 06.04.18 | |
242 | Практическая работа. Посев семян. | 1 | 06.04.18 | |
XX | Выращивание рассады цветковых культур. | 16 | ||
243 | Однолетники, семена которых высевают для получения рассады в поздние сроки. Цинния. | 1 | 09.04.18 | |
244 | Астра. Немезия. | 1 | 09.04.18 | |
245-246 | Практическая работа. Подготовка посевных и пикировочных ящиков. | 2 | 10.04.18 | |
247 | Практическая работа. Разреженный посев циннии в ящики. | 1 | 10.04.18 | |
248 | Практическая работа. Посев семян астры. | 1 | 11.04.18 | |
249 | Выращивание рассады с пикировкой и без нее. | 1 | 11.04.18 | |
250 | Условия для получения дружных всходов. | 1 | 13.04.18 | |
251 | Уход за сеянцами. | 1 | 13.04.18 | |
252 | Практическая работа.Полив посева. | 1 | 16.04.18 | |
253 | Закаливание рассады перед высадкой в открытый грунт. | 1 | 16.04.18 | |
254 | Пикировка рассады циннии. | 1 | 17.04.18 | |
255-256 | Пикировка рассады циннии. Практическая работа. | 2 | 17.04.18 | |
257-258 | Практическая работа. Уход за кустарниками. | 2 | 18.04.18 | |
XXI | Размещение цветника. | 20 | ||
259 | Цветник. | 1 | 20.04.18 | |
260 | Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника. | 1 | 20.04.18 | |
261 | Способы разметки элементов цветочного оформления. | 1 | 23.04.18 | |
262 | Инвентарь для разметки. | 1 | 23.04.18 | |
263 | Разметка круглой клумбы. | 1 | 24.04.18 | |
264-265 | Практическая работа. Разметка круглой клумбы. | 2 | 24.04.18 | |
266 | Разметка квадратной клумбы. | 1 | 25.04.18 | |
267-268 | Практическая работа. Разметка квадратной клумбы. | 2 | 25.04.18 27.04.18 | |
269 | Разметка рабатки. | 1 | 27.04.18 | |
270-271 | Практическая работа. Разметка рабатки. | 2 | 30.04.18 | |
272-273 | Оформление краев рабатки. Практическая работа. | 2 | 04.05.18 | |
274 | Групповая посадка. | 1 | 07.05.18 | |
275 | Подбор цветковых растений. | 1 | 07.05.18 | |
276-278 | Практическая работа. Ремонт краев клумб. | 3 | 08.05.18 | |
XXII | Высадка растений в цветник. | 20 | ||
279 | Весенние работы в цветнике. | 1 | 11.05.18 | |
280 | Инвентарь для работы в цветнике. | 1 | 11.05.18 | |
281-284 | Практическая работа. Вскапывание почвы в цветнике. | 4 | 14.05.18 15.05.18 | |
285 | Практическая | 1 | 15.05.18 | |
286-287 | Рыхление и выравнивание почвы. | 2 | 16.05.18 | |
288 | Уход за рассадой. | 1 | 18.05.18 | |
289 | Практическая работа. Уход за рассадой. | 1 | 18.05.18 | |
290 | Самостоятельная работа. Определение места цветкового растения в цветнике. | 1 | 21.05.18 | |
291 | Самостоятельная работа. Разметка рядков под посадку. | 1 | 21.05.18 | |
292-296 | Практическая работа. Высадка рассады. | 5 | 22.05.18 23.05.18 | |
297-298 | Высадка некоторых горшечных растений. Практическая работа. | 2 | 25.05.18 |
Учащиеся 7 класса должны знать:
- правила организации рабочего места;
- значение растений (комнатных и декоративных) в жизни человека;
- виды комнатных, декоративных цветковых растений и древесно – кустарниковых пород;
- правила безопасности труда;
- терминологию работ по профилю;
- технологические сведения об оборудовании и инструментах;
- классификационные признаки цветковых и древесных растений, осуществлять их посадку и уход за ними;
- приемы их выращивания.
должны уметь:
- обеспечивать безопасность своего труда;
- соблюдать культуру труда и общения;
- владеть приемами работы ручным инструментом;
- различать виды цветковых растений;
- применять терминологию работ по профилю;
- организовывать рабочее место;
- анализировать, планировать деятельность, оценивать качество работ;
- выполнять некоторые работы по уходу за парковыми насаждениями;
- выращивать цветочную рассаду для школьного цветника и по заказу озеленительного хозяйства;
- оказывать первую медицинскую помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой,- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
3. Кулешова Г.П..Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.,2006.
4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л., "Детская литература", 1970.
5.Верзилин Н.М., Рождественский В. Цветы из сада. М., "Детгиз", 1962.
6. Катц К.В. Декоративные кустарники. М., "Колос", 1966. Киселёв Г.Е. Цветоводство. М., "Колос", 1964.
7. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М., "Просвещение", 1993.
8. Лучник З.И. Деревья и кустарники для озеленения городов и сёл. Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1974.
9. Одынец А.П. Дендрология для садовника. М., "Высшая школа", 1982. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., "Просвещение", 1972.
10. Тавликова Т.К., Серпухова В.И. Комнатные и балконные растения. "Лениздат", 1964.
11. Холявко B.C. и др. Дендрология и основы зелёного строительства. М., "Агропромиздат", 1988.
12. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.
13. Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству. 5, 8 классы."
Данные рабочие программы разработаны для УГПД....
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса
рабочая программа...
Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы
В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе ...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 6 класса разработана на основе ...
Программа по цветоводству и декоративному садоводству 5 класс
Аннотацияк рабочей программе по профессионально-трудовому обучению(цветоводство и декоративное садоводство), 5 классРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы. Сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой, автор программы &laq...