Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствует 1 варианту базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Основная цель курса: создать условия для подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цветоводство 5 класс | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78, korrectcionvp@mail.ru
Рассмотрено Утверждено
на заседании кафедры учителей на педагогическом совете
трудового обучения.
«____» ______201__г. «____» ______201__г.
Рабочая учебная программа
по цветоводству и декоративному садоводству
для учащихся 5 класса
Автор – составитель
Мингазова Р.З.
учитель трудового обучения
Вятские Поляны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса разработана на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствует 1 варианту базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный приказом МОРФ от 10.04.2002 г. № 29. 2065-п.
Основная цель курса: создать условия для подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
- Закомство с различными видами цветковых растений.
- Знакомство с приемами вскапывания почвы.
- Обучение приемам составления земляной смеси для комнатных растений.
- Формирование умений заготовлять бумажные пакеты и расфасовать семена.
- Формирование навыков правильного ухода за комнатными растениями.
- Формирование общего представления о семенном и вегетативном размножении.
- Знакомство с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.
- Знакомство с понятием перевалка и пересадка растений
- Знакомство с правилами подготовки цветника к посеву, высадкой рассады в открытый грунт.
Данная рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса задает перечень разделов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе:
1. Культурные цветковые растения
2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
4. Вскапывание почвы в цветнике.
5. Заготовка земляной смеси для комнатных растений
6. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
7. Бумажные пакеты для расфасовки семян. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
8. Уход за комнатными растениями.
9. Цветковые растения, размножаемые семенами.
10. Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
11. Перевалка комнатного растения.
12. Инвентарь для работы в цветнике.
13. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
14. Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
15. Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
16. Высадка рассады бархатца раскидистого.
В рабочей программе разделы основного трудового содержания структурированы по темам в соответствии с содержанием программы для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ. По предмету цветоводство и декоративное садоводство учебник отсутствует в печати. Поэтому рабочая программа при изучении разделов:
1. Культурные цветковые растения
2. Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
4.Заготовка земляной смеси для комнатных растений
5.Уход за комнатными растениями.
6.Перевалка комнатного растения
7.Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
ориентирована на учебник Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.
Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции, связанные с семенами). Для успешного обучения, кроме традиционных уроков с использованием наглядных материалов, в рабочую программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, практическая работа. Для закрепления знаний прилагаются упражнения, для проверки знаний самостоятельная работа. Также предусматривается практическое повторение учебного материала. Ее цель- совершенствование общетрудовых умений. Для организации обучения и воспитания школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников , посадки кустарников и деревьев. Также школа имеет инвентарный сарай, просторный светлый класс для выращивания большого количества комнатных растений.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ по цветоводству и декоративному садоводству разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с вводных занятий. Они включают в себя содержание обучения в данной четверти и организации. учебной группы. Учебный процесс в нашем образовательном учреждении разделен на доли и триместры, поэтому разделы «Вводное занятие» из рабочей программы исключены.
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения 2ч. х 34 недели = 68 часов. В течение учебного года проводятся промежуточные и итоговые проверочные работы в форме тестовых заданий для изучения обученности и обучаемости учащихся.
Цель:- уточнение знаний, умений учащихся;
-выявление пробелов в теории и практической деятельности;
-изучение умений переносить знания и умения в иные ситуации;
-корректировка рабочей программы (разделов, тем)с учётом индивидуальных особенностей и выявленных знаний и умений.
Количество часов, материал могут корректироваться с учетом объективных и субъективных причин (карантин, курсы)
В календарно-тематическом планировании изучаемые разделы разделены на темы уроков, что указано нумерацией.
Например: Раздел: Культурные цветковые растения.(3 ч.)
Темы уроков:
1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.
2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и комнатных условиях.
3.Ознакомление с цветковыми растениями.
Также при календарно-тематическом планировании учитываю сезонность работ. Осенние практические работы, которые не будут выполнены из-за погодных условий переносятся на весеннее время.
Все часы (68ч.) по предмету цветоводство и декоративное садоводство относится к национально-региональному компоненту, т.е. относится к компетенции региона. Для реализации национально-регионального компонента (далее н.к.р.) при изучении тем:
- Культурные цветковые растения
- Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.
- Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
- Вскапывание почвы в цветнике.
- Заготовка земляной смеси для комнатных растений .
- Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
- Бумажные пакеты для расфасовки семян. Объект работы. Цветочные семена.
- Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
- Уход за комнатными растениями.
- Цветковые растения, размножаемые семенами.
- Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.
- Перевалка комнатного растения.
- Инвентарь для работы в цветнике.
- Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
- Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
- Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.
- Высадка рассады бархатца раскидистого
опираюсь на субъективный и объективный опыт учащихся и содержание уроков дополняю материалом нашей местности.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 5 класс.
Учащиеся должны знать:
2 уровень развития по В.В.Воронковой.
- Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
- Признаки созревания семян цветковых растений.
- Устройство лопаты.
- Земляные смеси для комнатных растений.
- Правила и приёмы полива комнатного растения
- Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.
- Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)
- Понятие перевалка и пересадка растения.
- Виды однолетних цветковых растений.
Учащиеся должны уметь:
- Собирать семена и плоды
- Работать лопатой.
- Составлять земляную смесь.
- Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
- Очищать семена.
- Поливать комнатные растения.
- Выращивать комнатные бархатцы.
- Проводить перевалку растений.
- Ухаживать за комнатными растениями.
Учащиеся должны знать:
2 уровень развития по В.В.Воронковой. ( с помощью учителя)
- Разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
- Признаки созревания семян цветковых растений.
- Устройство лопаты.
- Земляные смеси для комнатных растений.
- Правила и приёмы полива комнатного растения
- Семенное и вегетативное размножение цветковых растений.
- Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)
- Понятие перевалка и пересадка растения.
- Виды однолетних цветковых растений.
Учащиеся должны уметь: ( с помощью учителя)
- Собирать семена и плоды
- Работать лопатой.
- Составлять земляную смесь.
- Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
- Очищать семена.
- Поливать комнатные растения.
- Выращивать комнатные бархатцы.
- Проводить перевалку растений.
- Ухаживать за комнатными растениями
Содержание учебной рабочей программы
Вводное занятие.(1ч) Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы.
Культурные цветковые растения(3ч).
Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.
Наглядное пособие. Красочное изображение(рисунки, фотографии слайды)разных цветковых растений.
Экскурсия. Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.
Основная цель: Создать условия для ознакомления с видами цветковых растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -различать виды цветковых растений..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для определения вида цветочных растений.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.(4ч)
Объект работы. Семена цветковых растений.
Теоретические сведения. Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.) Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений
( перевертывание без повреждения корней) Понятие семена –сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.
Умение. Сбор семян и плодов.
Практические работы: Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с
семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.
Основная цель: Познакомить однолетними цветковыми растениями с крупными
семенами (ноготки, бархатцы).
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- собирать семена.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для сбора семян.
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.(4ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.
Умение. Различение растений, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.
Практические работы: Осенние работы в цветнике Удаление с корнями
однолетних цветковых растений из цветника. Помощь старшим учащимся в выкопке подзимних частей растений (корнеклубней, корневищ и др.) Уборка растительных остатков на территории цветника.
Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами уборки отцветающих однолетних растений из цветника.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- разлизать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для удаления с корнями однолетних цветковых растений из цветника.
Вскапывание почвы в цветнике.(3ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Понятие борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.
Умение. Работа лопатой.
Практические работы: Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.
Основная цель: Создать условия для определения понятия «борозда».Познакомить устройством лопаты и приемами вскапывания почвы.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: - работать с лопатой.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для работы с лопатой.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений .(2ч)
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части ,хранение. Приемы составления смесей.
Умения. Составление земляной смеси.
Практические работы: Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя( или закупка торфяной смеси в магазине) Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.
Основная цель: Создать условия для обучения приёмам составления земляной смеси для комнатных растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- заготавливать земляную смесь.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для составления земляной смеси.
Практическое повторение. (2ч) Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей для комнатных растений.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.(3ч)
Объект работы. Пришкольная территория.
Теоретические сведения. Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.
Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.
Практические работы: Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание
или выравнивание песком садовых дорожек.
Основная цель: Создать условия для формирования навыков правильной очистки дорожек и площадок от опавших листьев.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -подметать дорожки..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для подметания дорожек.
Бумажные пакеты для расфасовки семян. (2ч)Объект работы. Цветочные семена.
Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями.), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.
Умение. Расфасовка семян по пакетам.
Практические работы: Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.
Основная цель: Создать условия для формирования умения заготовлять бумажные пакеты для расфасовки семян.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- расфасовать семена по пакетам.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для расфасовки семян по пакетам.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.(3ч)
Объект работы. Семена цветковых растений.
Теоретические сведения. Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.
Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.
Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные, и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные.) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
Основная цель: Создать условия для освоения значения и приёма обмолота и очистки семян.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- определять вид, качество, объём семян.
- обмолотить и очищать семена..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для обмолота и расфасовки семян, собранных осенью.
Уход за комнатными растениями.(2ч)
Объект работы. Комнатные растения.
Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)
Умение. Полив комнатных растений.
Практические работы: Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.
Основная цель: Создать условия для освоения навыков правильного ухода за комнатными растениями.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- ухаживать за комнатными растениями.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для полива комнатных растений.
Практическое повторение. Виды работ. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.
Цветковые растения, размножаемые семенами.(4ч)
Теоретические сведения. Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.
Основная цель: Создать условия для формирования общего представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- пикировать рассаду.
-ухаживать за рассадой.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для пикировки рассады.
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.(5ч)
Объект работы. Бархатец раскидистый.
Теоретические сведения. Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением ) Выращивание рассады бархатца раскидистого.
Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного горшка земляной смесью. Посев семян.
Практические работы: Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка
цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.
Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одни лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения , умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений..
Основная цель :создать условия для ознакомления с правилами выращивания бархатца раскидистого в цветочном горшке.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -выращивать комнатных бархатцев..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для выращивания комнатных бархатцев
Перевалка комнатного растения.(3ч)
Объект работы. Комнатное растение.
Теоретические сведения. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Умение. Перевалка растения.
Практические работы: Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
Основная цель: Создать условия для восприятия понятий: перевалка и пересадка. Познакомить приёмами перевалки комнатного растения.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: - проводить перевалку комнатного растения..
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: перевалки комнатного растения.
Инвентарь для работы в цветнике.(2ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян ,посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.
Умение. Пользование мерными инструментами(лентой, шнуром, маркером)
Упражнение. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.
Основная цель: Создать условия для ознакомления с инструментами для работы в цветнике и их правилами безопасной работы.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь: -работать инструментами.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения техники безопасности.
Практическое повторение.(4ч) Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.
Самостоятельная работа. (1ч)Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.(4ч)
Теоретические сведения. Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. (4ч)
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.
Практические работы: Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.
Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.(3ч)
Объект работы. Семена цветкового растения.
Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.
Практические работы: Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости.)
Высадка рассады бархатца раскидистого. (3ч)
Объект работы. Бархатец раскидистый.
Теоретические сведения. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.( уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений.
Умение. Выращивание бархатцев раскидистых. Уход за комнатными растениями. Практические работы: Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.)
Практическое повторение. (3ч) Виды работ. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.
Самостоятельная работа. (2ч) Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.
Основная цель: создать условия для ознакомления с правилами подготовки цветника к посеву. высадкой рассады в открытый грунт.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:- работать с лопатой и граблями.
- сеять семена однолетников.
-высадить рассаду в цветник.
-поливать растения.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни для посева семян, высадки рассады, полива растений.
Календарно - тематическое планирование
п./п | Разделы | Кол час | Содержание занятия | Тип урока, форма урока | Словарная работа | Информ. сопровож. | дата | ||
Теоретические сведения | Практическая работа | По плану | По факту | ||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1.Цветоводство. Цветковые растения :многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году Организация учебной трудовой группы. | 1.Комбинированный, урок. | Цветоводство Декоративные растения | Рисунки: Цветковые растения. Слайды «Цветы» | |||
2 3 4 | Культурные цветковые растения. | 3 | 1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. 2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения ,выращиваемые в цветниках и комнатных условиях. | 3.Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями. | 1.2.Комбинированные, уроки. 3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков Экскурсия | Культурные растения Дикорастущие растения | Рисунки Культурные цветковые растения. Дикорастущие растения слайды цветковые растения. | ||
5 6 7 8 | Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений. | 4 | 1.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы)признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений(перевертывание без повреждения корней) 3.Понятие семена – сырец. Сроки созревания и сбора семян Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора. | 2.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. 4.Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян. | 1.3.Комбинированные , уроки . 2.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб. | Однолетние растения Семена-сырец | Рисунки: Виды однолетнее го цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы) Образцы семян. (ноготки, бархатцы) | ||
9 10 11 12 | Уборка однолетних цветковых растений в цветнике | 4 | 1.Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике. | 2.Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника. 3.Помощь старшим учащимся в выкопке подземных частей растений (корнеклубней, корневищ и др.) 4.Уборка растительных остатков на территории цветника. | 1.Комбинированный, урок 2.3.4.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб | Инвентарь Корнеклубни корневища | Технологическая карта: Уборка однолетних цветковых растений в цветнике. С.х. инвентарь. | ||
13 14 15 | Вскапывание почвы в цветнике. | 3 | 1.Понятие борозда, глубина вскапывания. 2.Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности. | 3.Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину. | 1.Урок изучения нового материала, урок 2.Комбинированный, урок 3.Урок формирован. Совершенствования умений и навыков ур.прак.раб. | Борозда Лопата | Памятка: приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности при работе с лопатой. | ||
16 17 18 19 | Заготовка земляной смеси для комнатных растений. | 2 2 | 1.земляные смеси для омнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей. | 2.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя. Смешивание перегноя с землей. 1.Осенние работы в цветнике. 2.Заготовка почвенной смеси для комнатных растений. | 1.Комбинированный, урок 2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб 1.2.Урок контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение: | Земляная смесь Огородная земля Дерновая земля перегной | Памятка: земляные смеси для комнатных растений: с.х. инвентарь. | ||
20 21 22 | Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. | 3 | 1.Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними. | 2.Сгребание опавших листьев. Прополка. 3.Подметание или выравнивание песком садовых дорожек. | 1.Комбинированный, урок 2.3.Урок формировани совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб | Дорожка Площадка Листья прополка | таблица Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними. | ||
23 24 | Бумажные пакеты для расфасовки семян. | 2 | 1.Бумажный пакет для семян; назначение, (фасовка мелкими партиями.) форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета | 2.Вырезка Заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них. | 1.Комбинированный, урок 2. Урок формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб | Трафарет Расфасовка | Образец Бумажные пакеты для расфасовки семян. Ножницы Клей семена | ||
25 26 27 | Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью. | 3 | 1.Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки для фасовки семян. | 2.Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. 3. Сортировка семян(разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов. | 1.Комбинированный, урок 2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков, ур.прак.раб. | Семена цветковых растений. | |||
28 29 30 | Уход за комнатными растениями. | 2 1 | 1.Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь) | 2.Заготовка поливной воды для отстаивания, Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки. 1. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет. | 1.Комбинированный , урок 2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков ур.прак.раб Урок контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение | Округлые листья Опушённые листья Соцветие-зонтик Корневище Розетка цветонос | Комнатные растения. Памятка Уход за комнатными растениями. Презентация «Комнатные растения» Клей Ножницы Семена цветковых растений | ||
31 32 33 34 | Цветковые растения, размножаемые семенами. | 4 | 1.2.Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другими видами. 3.Пикировка рассады. Уход за рассадой. 4. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике. | 1.2. уроки изучения нового материала, уроки 3.4.Комбинированные, уроки | Семенное Вегетативное размножение Пикировка рассады | Таблицы: пикировка рассады. Красочное изображение видов крупносеменного однолетнего цветкового растения (ноготков, настурций, бархатцев) и их размещение в цветниках. | |||
35 36 37 38 39 | Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке. | 5 | 1.Виды бархатца (высокорослый., раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. 2.Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях. (сроки посева семян, уход за растением ) 3.Выращивание рассады бархатца раскидистого. | 4.5. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки по и стаканы по 2е семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянным семенами. После всходов - оставление одного растения умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.. | 1.2.3. Комбинированные, уроки 4.5.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков, практич.раб. | Бархатцы высокорослые Раскидистые | Технологическая карта Выращивание бархатца в комнатных условиях. (сроки посева, уход) | ||
40 41 42 | Перевалка комнатного растения. | 3 | 1.2. Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. | 3.Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив. | 1.2.Комбинированные , уроки 3.Урок формирован. совершенствования умений и навыков, практич.раб. | Перевалка Пересадка | Памятка: Перевалка комнатного растения. Памятка: Пересадка комнатного растения Цветочные горшки. | ||
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Инвентарь для работы в цветнике. Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений. | 2 4 1 4 | 1.Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями.) Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение. 1.2Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках. 3.4. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.) | 2.Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.( Упражнение) 1.Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. 2.Уход за комнатными растениями. 3.4.Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян. 1.Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки. | 1.Комбинированный, урок 2.Урок формирован. совершенствования умений и навыков 1.2.3.4.Уроки контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение Урок формирован. совершенствования умений и навыков, Самостоятельная работа. 1.2 урок изучения нового материала. 3.4..Комбинированные , уроки | Инвентарь Мерная лента Маркер | Инструменты и приспособления для работы в цветнике. Комнатные растения Семена цветковых растений цветочные горшки Семена цветковых растений Рисунки элементов цветочного оформления улиц и помещений | ||
54 55 56 57 | Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. | 4 | 1.Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд. | 2.3.4.Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. | 1Комбинированный, урок 2.3.4Урок формирован. совершенствования умений и навыков, практич.раб | Цветник Рабатка Клумба | Памятка: Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. С.х. инвентарь | ||
58 59 60 | Выращивание крупносемянных однолетних цв-х растений. | 3 | 1.Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков) Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян. | 2.3.Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.(по необходимости) | 1.Комбинированный, урок 2.3.Уроки формирован. совершенствования умений и навыков, практич.раб. | маркер | Семена цветкового растения. | ||
61 62 63 | Высадка рассады бархатцы раскидистого | 3 | 1.Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.(уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.)Расстояния между посадками растений. | 2.3.Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший по необходимости.) | Комбинированные уроки Урок формирован. совершенствования умений и навыков, практич.раб | Бархатцы раскидистые уличные вазы, газоны | Схема: Способы и сроки посева. С.х. инвентарь | ||
64 65 66 67 68 | . | 3 2 | 1. 2.Весенние работы в цветнике. 3.Уход за комнатными растениями. 1. 2. Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения. | 1.2.3.Урок контроля и коррекции ЗУНов. Практическ. повторение Урок контроля и коррекции ЗУНов, самостоятельная работа. | |||||
Ресурсное обеспечение рабочей учебной программы
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В.Воронковой, М..: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г.
2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.,
3.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.
4.А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону
«Феникс»,2003.
5. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;
Москва «Лесная промышленность», 1994.
6. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;
Москва «Прейскурантиздат», 1991.
7. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
8. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:
ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
9. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
10. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005
11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные
работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.
12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство
Мир книги», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству. 5, 8 классы."
Данные рабочие программы разработаны для УГПД....
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса
рабочая программа...
Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы
В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...
Рабочая программа по предмету: «Цветоводство и декоративное садоводство» в 4 классе
Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы, в соответствии с требованиями федерального комп...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 6 класса разработана на основе ...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.
Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...