Программа по цветоводству и декоративному садоводству 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)

Косенко Татьяна Яковлевна

Аннотация

к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению

(цветоводство и декоративное садоводство), 5 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) 5 класс разработана на основе

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» 2019-2020 учебный год;
  • Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
  • Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.

 в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В.

Программа предназначена для работы с обучающимися 5 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой. Она включает следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета; тематическое планирование, описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Согласно учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 6 часов в неделю.

Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы уроков, как экскурсии, лабораторные работы. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5kl.docx70.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению

(цветоводство и декоративное садоводство), 5 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) 5 класс разработана на основе

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» 2019-2020 учебный год;
  • Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
  • Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.

 в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В.

Программа предназначена для работы с обучающимися 5 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой. Она включает следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета; тематическое планирование, описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Согласно учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 6 часов в неделю.

Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы уроков, как экскурсии, лабораторные работы. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения программы.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
  8. Приложение (КИМы)


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» 2019-2020 учебный год;
  • Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
  • Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.

Программа предназначена для работы с обучающимися 5 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой.

Согласно Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение цветоводству и декоративному садоводству в объеме 6 часов в неделю.

Основной целью курса является ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на цветоводческих предприятиях, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, ориентирующих их на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода

нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), биология («Строение цветкового растения», «Породы деревьев и кустарников», «Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам»), ручной труд («Бумажные пакеты для расфасовки семян», «Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников»).

Формы организации трудового обучения.

Трудовое обучение в адаптивной школе организуется в различных формах: проводятся учебные уроки, летняя трудовая практика, факультативы.

Основной формой организации профессионально-трудового обучения обучающихся являются сдвоенные уроки продолжительностью по 40 минут.

 Урок по профессионально-трудовому обучению в дидактическом отношении приравнивается к уроку по общеобразовательному предмету, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к уроку по труду, состоят в следующем:

 1. Целенаправленность.

 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого урока.

 3. Соблюдение дидактических этапов урока. Обучение — структурный процесс, поэтому каждый урок должен иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура урока зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

 5. Рациональное использование учебного времени.

 6. Индивидуальный подход в обучении.

Обучение школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием следующих методов работы: рассказа, объяснения, разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

В воспитательных целях рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

2. Общая характеристика учебного предмета

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • повышение уровня познавательной активности;
  • развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
  • формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
  • формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

  • планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
  • обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
  • постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
  • связь теоретических знаний с практической работой;
  • совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
  • повышение работоспособности и выносливости учеников;
  • раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширение их кругозор.

Воспитательная направленность задач профессионально-трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе.

Программа для 5 класса представлена следующими разделами:

  • Культурные цветковые растения
  • Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений
  • Уборка однолетних растений в цветнике
  • Вскапывание почвы в цветнике
  • Заготовка земляной смеси для комнатных растений
  • Очистка дорожек и площадок от опавших листьев
  • Бумажные пакеты для расфасовки семян
  • Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью
  • Уход за комнатными растениями
  • Цветковые растения, размножаемые семенами
  • Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке
  • Перевалка комнатного растения
  • Инвентарь для работы в цветнике
  • Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений
  • Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений
  • Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений
  • Высадка рассады бархатца раскидистого
  • Практическое повторение
  • Контрольные работы

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Профессионально-трудовое обучение (профиль цветоводство и декоративное садоводство), 5 класс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана на 5 класс - 210 часов в год (6 часов в неделю, 35 учебных недель);

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы составляет 6-7 человек.

Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.

Распределение часов на изучаемые разделы учебной программы по профессионально-трудовому обучению

(цветоводство и декоративное садоводство)

5 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1.

Вводное занятие

4

2.

Культурные цветковые растения

8

3.

Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений

13

4.

Уборка однолетних растений в цветнике

6

5.

Вскапывание почвы в цветнике

9

6.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

9

7.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев

5

8.

Бумажные пакеты для фасовки семян

6

9.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

10

10.

Уход за комнатными растениями

8

11.

Цветковые растения, размножаемые семенами

10

12.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

10

13.

Перевалка комнатного растения

8

14.

Инвентарь для работы в цветнике

10

15.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

3

16.

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

8

17.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений

6

18.

Высадка рассады бархатца раскидистого

6

19.

Практическое повторение

60

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения цветоводству и декоративному садоводству в 5 классе обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Жизненная

компетенция

  • характеристику культурных и дикорастущих цветковых растений;
  • виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами;
  • признаки созревания плодов и семян цветковых растений;
  • способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений;
  • устройство лопаты, приемы вскапывания почвы, рабочую позу, технику безопасности;
  • виды земляных смесей для комнатных растений, приемы их составления;
  • дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними;
  • назначение бумажного пакета для семян;
  • значение и приемы обмолота и очистки семян, признаки доброкачественности и сортировка семян;
  • потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха;
  • правила и приемы полива комнатного растения;
  • виды бархатца (высокорослый, раскидистый);
  • правила выращивания бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением);
  • виды крупносеменных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках;
  • виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения;
  • зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии;
  • способы разметки посевных рядков, сроки посева семян.
  • различать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.
  • работать лопатой.
  • проводить расфасовку семян по пакетам.
  • составлять земляную смесь.
  • проводить обмолот и очистку семян.
  • проводить перевалку растения.
  • пользоваться мерными инструментами (лентой, шнуром, маркером)
  • выращивать бархатцы раскидистые, проводить уход за комнатными растениями.

  • уметь проводить сбор семян цветковых растений;
  • уметь работать лопатой;
  • знать и применять приёмы ухода за комнатными растениями;
  • выращивать бархатцы раскидистые

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
  • Практических работ.

  Для проверки усвоения основных знаний и умений, обучающихся используется такая форма исследования подготовленности обучающихся, как тестирование. Ученику предлагается ряд тестовых заданий по каждому изученному разделу программы и по всей учебной программе в конце года. Использование тестовых заданий, представленных различными вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но, в то же время при решении этих заданий он может применить своё умение логически мыслить.

Применение тестовых заданий позволяет:

  • За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех обучающихся;
  • Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
  • Закрепить у обучающихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
  • Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).

Тестирование проводится в условиях школьного урока. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.

 Обучающимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

  • Выбор одного или нескольких правильных ответов («да», «нет»);
  • Установление правильной последовательности действий (проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций);
  • Установление соответствия.

Основным критерием эффективности усвоения содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала КУ. Он определяется как отношение правильных ответов, обучающихся в тесте к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). 50% правильно выполненных заданий позволяет поставить ученику оценку «зачтено», что означает усвоение им программы обучения. Оценка знаний обучающихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится отметка:

«5» - при выполнении 80-100% всех заданий;

«4» - при выполнении 60-80% заданий;

«3» - за 50-60% правильно выполненных заданий.

Применение тестов в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения обучающимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на обучающихся адаптивной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.

Содержание вариативных тестовых заданий соответствует основным разделам авторской программыЕ.А.Ковалевой по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 класс.

Кроме того, в конце каждой четверти предусматривается контрольная работа обучающихся (1-2 занятия, 2 учебных часа). Перед её началом школьникам сообщается назначение объекта, норма времени на его выполнение и количество выполняемых работ.

В процессе работы обучающиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения задания. В ходе этой работы объектом внимания учителя должен быть весь процесс самостоятельной деятельности обучающихся, а не только её результат: при подведении (анализе) итогов с обязательным привлечением школьников педагогу необходимо показать достоинства и недостатки контрольных работ ребят.

Для отдельных более отстающих обучающихся допускается упрощение содержания контрольной работы.

В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа. Объекты и условия выполнения которой разрабатываются методическим объединением учителей профессионально-трудового обучения школы.

Все материалы по итогам проверки знаний и уменийобучающихся анализируются учителем ПТО, обсуждаются на заседаниях МО, систематизируются в тематическую папку «Диагностика профессионально-трудового обучения», которая хранится в кабинете.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Для проверки теоретических знаний, умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестовых заданий или практической контрольной работы.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

70-94%%

хорошо

50-69%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:

 - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

 - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

 - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

 - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

 - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

 - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

 - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

 - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3»ставится в следующих случаях:

 - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2»ставится в следующих случаях:

 - не раскрыто основное содержание учебного материала;

 - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

 - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  1. Содержание учебного предмета

Культурные цветковые растения

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Вскапывание почвы в цветнике

Понятия борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев

Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Бумажные пакеты для расфасовки семян

Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Уход за комнатными растениями

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Цветковые растения, размножаемые семенами

Общее представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения тем и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатцараскидистого.

Перевалка комнатного растения

Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Инвентарь для работы в цветнике

Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.).

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений

Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений (ноготков, настурций и других по выбору). Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.

Высадка рассады бархатца раскидистого

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений.

  1. Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема раздела

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Планируемая

Фактическая

1 четверть

I.

Вводное занятие

Ознакомить с учебным кабинетом, простейшими профессиями обслуживающего труда, содержанием обучения в предстоящем году, с рабочим местом и правилами ухода за ним.

Ознакомление с учебным кабинетом. Познавательно-информационная беседа. Знакомство с простейшими профессиями обслуживающего труда, содержанием обучения в предстоящем году, с рабочим местом и правилами ухода за ним. Распределение рабочих мест.

1

03.09

II.

1.

Культурные

цветковые

растения

Культурные и дикорастущие цветковые растения.

Изучить признаки культурных и дикорастущих растений, их виды и разницу между ними.

Слушание объяснений учителя.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Познавательно-информационная беседа.

Рассматривание видов цветковых растений.

 Работа с гербарным материалом.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в парах, группах, индивидуальная

Просмотр обучающих видеороликов.

Работа в тетрадях.

Работа по таблицам и схемам.

Выполнение практических работ.

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Изучение признаков культурных и дикорастущих растений, их видов и разницу между ними.

Ознакомление с разнообразием цветковых культур.

Просмотр презентации, видеоматериала о культурных растениях.

Работа с натуральными объектами.

 Выявление различий цветковых растения по внешнему виду.

Изучение цветковых растений, распространенных в местных условиях.

 Изучение растений, выращиваемых в цветниках и в комнатных условиях.

1

03.09.

2.

Разнообразие цветковых культур

Познакомить с разнообразие цветковых культур.

1

05.09.

3.

Экскурсия. Цветник. Ознакомление с цветковыми растениями.

Научить различать цветковые растения по внешнему виду.

1

05.09.

4.

Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.

Изучить цветковые растения, распространенные в местных условиях.

1

06.09.

5.

Экскурсия. Школьный цветник

Закрепить умение различать цветковые растения по внешнему виду.

1

06.09.

6.

Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

Изучить растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

1

10.09.

7.

Экскурсия. Городской цветник

Проверить умение различать цветковые растения по видам и внешнему виду.

1

10.09.

III.

1.

Сбор семян однолетних крупносемянныхцветковых растений

Виды однолетнего растения с крупными семенами.

Изучить виды однолетнего растения с крупными семенами.

Изучение видов однолетнего растения с крупными семенами. Познавательно-информационная беседа с использованием презентации, видеоматериала.

Работа с натуральными объектами.

Работа с коллекцией семян цветковых растений.

Работа с гербарным материалом.

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Работа в тетрадях.

Выполнение практических работ по сбору семян и укладке их на просушивание.

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Выполнение практической работы. Выполнение упражнений по сбору семян ноготков, бархатцев.

1

12.09.

2.

Ноготки, бархатцы прямостоящие.

Изучить краткую характеристику однолетних крупносемянных растений.

1

12.09.

3.

Настурция, георгина однолетняя.

Изучить краткую характеристику однолетних крупносемянных растений.

1

13.09.

4.

Признаки созревания плодов и семян цветковых растений.

Изучить признаки созревания плодов и семян цветковых растений.

1

13.09.

5.

Способы ускорения созревания плодов и семян некоторых растений.

Изучить способы ускорения созревания плодов и семян некоторых растений.

1

17.09.

6.

Практическая работа.Срезка с частью стебля подсохших плодов бархатцев с семенами.

Научить проводить срезку подсохших плодов с семенами.

1

17.09.

7.

Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян.

Познакомить с понятие семена-сырец. Изучить сроки созревания и сбора семян, причины осыпания семян.

1

19.09.

8.

Практическая работа. Сбор семян ноготков.

Научить проводить сбор семян ноготков.

1

19.09

9.

Приёмы и правила сбора семян.

Изучить приёмы и правила сбора семян.

1

20.09.

10.

Практическая работа. Срезка растений бархатцев и подвешивание для дозревания семян.

Научить проводить срезку цветковых растений для дозревания семян.

1

20.09.

11.

Способы хранения и просушки семян после сбора.

Изучить способы хранения и просушки семян после сбора.

1

24.09.

12.

Практическая работа. Укладка плодов в коробки и установка для просушки.

Научить проводить укладку плодов в коробки для просушки.

1

24.09.

13.

Практическая работа. Сбор подсохших плодов бархатцев.

Закрепить умение проводить сбор подсохших плодов с семенами.

1

26.09.

14.

Практическая работа. Укладка плодов в коробки и установка для просушки.

Закрепить умение проводить укладку плодов в коробки для просушки.

1

26.09.

IV.

1.

Уборка однолетних растений в цветнике

Вскапывание почвы в цветнике

Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике.

Изучить необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике.

Повторение правил безопасной работы с инвентарем для работы на цветнике.

Выполнение работы по подбору инвентаря для работы в цветнике.

Работа с инвентарем на цветнике

Практические работы по удалению однолетних цветковых растений с корнями из цветника.

Работа по уборке растительных остатков.

Работа в парах, группах, индивидуальная

1

27.09.

2.

Инвентарь для работы в цветнике.

Изучить виды инвентаря для работы в цветнике.

1

27.09.

3.

Практическая работа. Удаление с корнями растений из цветника.

Научить проводить удаление однолетних цветковых растений с корнями из цветника.

2

01.10.

4.

Практическая работа. Уборка растительных остатков на территории цветника.

Научить проводить уборку растительных остатков.

Научить проводить уборку растительных остатков.

2

03.10.

5.

Практическая работа. Выкопка подземных частей растений.

Научить проводить выкопку подземных частей многолетних растений.

2

04.10.

V.

1.

Понятия борозда, глубина вскапывания.

Изучить понятия «борозда, глубина вскапывания».

Слушание объяснений учителя.

Изучение понятия «борозда, глубина вскапывания».

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

Работа в тетрадях.

Работа по таблицам и схемам.

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Работа с инвентарем.

Изучение устройства лопаты и правил безопасной работы с лопатой.

Выполнение практических работ по прокладыванию первой борозды и вскапыванию почвы на заданную глубину.

1

08.10

2.

Лопата: устройство, рабочая

поза.

Изучить устройство лопаты и рабо-

чую позу.

1

08.10.

3.

Приёмы и правила вскапывания почвы лопатой.

Изучить приёмы и правила вскапывания почвы лопатой.

1

10.10.

4.

Техника безопасности при работе лопатой.

Изучить технику безопасности при работе лопатой.

1

10.10.

5.

Практическая работа. Прокладывание первой борозды.

Научить проводить прокладывание первой борозды.

1

11.10.

6.

Практическая работа. Вскапывание почвы на заданную глубину.

Научить проводить вскапывание почвы на заданную глубину.

1

11.10.

VI.

1.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

Земляные смеси для комнатных растений.

Изучить виды земляных смесей для комнатных растений.

Слушание объяснений учителя.

Изучение видов земляных смесей для комнатных растений.

Изучение требований к качеству земляных смесей и их составу.

Изучение приёмов составления земляных смесей и условий их хранения.

Работа с натуральными объектами земляной смеси

Работа с иллюстративным материалом.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

Выполнение контрольного задания по сбору семян однолетних растений.

1

15.10.

2.

Земляные смеси: требования к качеству, составные части.

Изучить требования к качеству земляных смесей и их состав.

1

15.10.

3.

Приёмы составления смесей и их хранение.

Изучить приёмы составления земляных смесей и условия их хранения.

1

17.10.

4.

Практическая работа. Выбор места для заготовки огородной земли.

Научить проводить выбор места для заготовки огородной земли.

1

17.10.

5.

Контрольная работа по теме

«Культурные цветковые растения. Сбор семян однолетних растений»

Проверить знания учащихся

2

18.10

6.

Практическая работа. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы.

Научить проводить вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы.

1

22.10.

7.

Практическая работа. Поднос почвы к месту хранения.

Научить проводить поднос почвы к месту хранения.

1

22.10.

8.

Практическая работа

Заготовка перегноя.

Научить проводить заготовку перегноя.

1

24.10

9.

Практическая работа. Смешивание перегноя с землей

Научить проводить смешивание перегноя с землёй.

1

24.10.

VII.

1.

Практическое повторение

Осенние работы в цветнике.

Уборка растительных остатков.

Закрепить умения проведения осенних работ в цветнике.

Повторение правил техники безопасности при работе с инвентарем.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

Выполнение задания по проведению осенних работ в цветнике.

1

25.10

2.

Вскапывание почвы в цветнике.

 Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

Закрепить умение проводить вскапывание почвы в цветнике, проводить заготовку земляной смеси для комнатных растений.

1

25.10

Вторая четверть

п/п

Тема раздела

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Кол-во

часов

Дата

Планируемая

Фактическая

I.

Вводное занятие

Изучить задачи обучения во второй четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем.

Изучение задач обучения во второй четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем.

1

05.11.

II.

1.

Очистка дорожек и площадок от опавших    листьев.

Дорожки площадки на территории школы.

Изучить виды и назначение дорожек и площадок на территории школы.

Изучение видов и назначения дорожек и площадок на территории школы.

 Работа с иллюстративным материалом.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

Работа в тетрадях.

Работа по таблицам и схемам.

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Изучение      приёмов и правил ухода за дорожками и площадками.

 Выполнение задания по сгребанию опавших листьев.

Выполнение задания по подметанию дорожек и выравниванию их песком.

1

05.11.

2.

Приёмы и правила ухода за дорожками и площадками.

Изучить приёмы и правила ухода за дорожками и площадками.

1

07.11.

3.

Практическая работа. Сгребание опавших листьев.

Научить проводить сгребание опавших листьев.

1

07.11.

4.

Практическая работа.

Подметание дорожек и выравнивание их песком.

Научить проводить подметание дорожек и выравнивание их песком.

2

08.11.

II.

1.

Бумажные пакеты для фасовки семян

Бумажный пакет для семян: назначение, форма, размеры

Изучить назначение, форму и размеры бумажных пакетов для семян.

Изучение назначения, формы и размеров бумажных пакетов для семян

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Выполнение задания по вырезке заготовок для пакета по трафарету. Демонстрация приёмов вырезки заготовок.

Контроль за правильностью вырезания.

Выполнение задания по склеиванию пакета с двух сторон.

Демонстрация приёмов склеивания заготовок.

Выполнение задания по изготовлению бумажных пакетов для фасовки семян.

Уметь проводить наклеивание на пакеты изображений цветков растений.

1

12.11.

2.

Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

Изучить форму заготовок и способы соединения деталей пакета.

1

12.11.

3.

Практическая работа. Вырезка заготовок для пакета по трафарету.

Научить проводить вырезку заготовок для пакета по трафарету.

1

14.11.

4.

Практическая работа. Склеивание пакета с двух сторон

Научить проводить склеивание пакета с двух сторон.

1

14.11.

5.

Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов для фасовки семян.

Закрепить умение изготавливать бумажные пакеты для фасовки семян.

1

15.11.

6.

Практическая работа. Наклеивание на пакеты изображений цветков растений.

Научить проводить наклеивание на пакеты изображений цветков растений.

1

15.11.

III.

1.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Значение и приёмы обмолота семян.

Изучить значение и приёмы обмолота семян.

Изучение значения и приёмов обмолота семян.

Выполнение задания по извлечению семян из сухих плодов.

Изучение значения и приёмов

очистки семян.

 Выполнение задания по удалению обломков стеблей.

Изучение признаков доброкачественности семян и правил сортировки.

Выполнение упражнений по сортировке семян настурции.

 Изучение приёмов использования объёмных предметов для фасовки семян.

Выполнение задания по насыпке определенного объёма семян в бумажные пакеты.

Выполнение задания по обмолоту и очистке семян бархатцев.

Выполнение задания по сортировке и фасовке семян бархатцев.

1

19.11.

2.

Практическая работа. Извлечение семян из сухих плодов.

Научить проводить извлечение семян из сухих плодов.

1

19.11.

3.

Значение и приёмы очистки семян.

Изучить значение и приёмы  очистки семян.

1

21.11

4.

Практическая работа. Удаление обломков стеблей.

Научить проводить удаление обломков стеблей.

1

21.11

5.

Признаки доброкачественности семян и сортировка семян.

Изучить признаки доброкачественности семян и правила сортировки.

1

22.11.

6.

Практическая работа. Сортировка семян настурции.

Научить проводить сортировку семян.

1

22.11

7.

Использование объёмных  предметов для фасовки семян.

Изучить приёмы использования объёмных предметов для фасовки семян.

1

26.11.

8.

Практическая работа. Насыпка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов  

Научить проводить насыпку определенного объёма семян в бумажные пакеты.

1

26.11.

9.

Практическая работа.

Обмолот и очистка семян бархатцев.

Закрепить умение проводить обмолот и очистку семян бархатцев

1

28.11.

10.

Практическая работа. Сортировка и фасовка семян бархатцев.

Закрепить умение проводить сортировку и фасовку семян бархатцев.

1

28.11

IV.

1.

Уход за комнатными растениями

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде и свете

Изучить потребности комнатного растения в питательной среде и свете

Слушание объяснений учителя. Просмотр мультимедийной презентации о потребностях комнатного растения в питательной среде и свете. Работа с раздаточным материалом.

 Изучение потребности комнатного растения в тепле и определённой влажности почвы и воздуха. Изучение правил и приёмов полива комнатных растений.

Демонстрация приёмов полива комнатных растений.

 Выполнение задания по заготовке поливной воды для отстаивания. Изучение приёмов определения влажности почвы в горшке и кадке.

 Выполнение упражнения по определению влажности почвы в горшке и кадке.

Выполнение упражнения по поливке комнатных растений.

1

29.11

2.

Общее представление о потребностях комнатного растения в тепле и определённой влажности почвы и воздуха.

Изучить потребности комнатного растения в тепле и определённой влажности почвы и воздуха

1

29.11.

3.

Правила и приёмы полива комнатных растений. Температура поливной воды.

Изучить правила и приёмы полива комнатных растений.

1

03.12.

4.

Практическая работа. Заготовка поливной воды для отстаивания.

Научить проводить заготовку поливной воды для отстаивания.

1

03.12.

5.

Определение влажности почвы в горшке и кадке.

Изучить приёмы определения влажности почвы в горшке и кадке.

1

05.12.

6.

Практическая работа. Проверка влажности почвы в горшке и кадке.

Научить определять влажность почвы в горшке и кадке.

1

05.12

7.

Практическая работа. Полив комнатных растений.

Научить проводить полив комнатных растений.

2

06.12.

V.

1.

Практическое повторение

Изготовление бумажных пакетов.

Закрепить умение проводить изготовление бумажных пакетов для фасовки семян.

Выполнение задания по изготовлению бумажных пакетов для фасовки семян.

Выполнение задания по проведению полива комнатных растений

2

10.12.

2.

Приёмы полива комнатных растений. Полив комнатных растений

Закрепить умение проводить полив комнатных растений

2

12.12

3.

Очистка, сортировка семян.

Закрепить умение проводить очистку, сортировку семян.

Выполнение задания по очистке, сортировке семян.

 Выполнение задания по очистке и сортировке семян.

Выполнение задания по заготовке поливной воды для отстаивания.

2

13.12

4.

Очистка, сортировка семян. Расфасовка семян в пакеты.

Закрепить умение проводить очистку, сортировку и фасовку семян.

2

17.12

5.

Уход за комнатными растениями. Заготовка поливной воды для отстаивания

Закрепить умение проводить заготовку поливной воды для отстаивания

2

19.12

6.

Контрольная работа

Уход за комнатными растениями.

Проверить теоретические и практические знания учащихся.

Выполнение теоретических и практических заданий  по уходу за комнатными растениями.

2

20.12

7.

Очистка, сортировка семян.

Закрепить умение проводить очистку, сортировку семян.

2

24.12

8.

Очистка, сортировка семян. Расфасовка семян в пакеты.

Закрепить умение проводить очистку, сортировку и фасовку семян.

2

26.12

9.

Уход за комнатными растениями. Заготовка поливной воды для отстаивания

Закрепить умение проводить заготовку поливной воды для отстаивания

2

27.12

п/п

Тема раздела

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Третья четверть -60 час.

I.

Вводное занятие

Изучить задачи обучения в четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем.

Изучение и повторение правил безопасной работы ручным инвентарем.

1

14.01.

II.

1.

Цветковые растения, размножаемые семенами

Общее представление о семенном размножении

Изучить особенности семенного размножения и строение семени.

Слушание объяснений учителя. Просмотр мультимедийной презентации об особенностях семенного размножения. Работа с раздаточным материалом.

 Изучение растений школьного цветника, размножаемых семенами. Работа с натуральными объектами.

Изучение характеристики внешнего вида и декоративных качеств растений ноготков, георгины однолетней и строения семян.

Выполнение задания по изучению особенности семенного размножения.

 

Выполнение заданий по различению цветковые растения по внешнему виду, семенам.

Изучение особенности и способов вегетативного размножения.

Выполнение упражнений по различению цветковых растений, размножаемых вегетативно.

Выполнение упражнения по пикировке рассады.

Выполнение упражнений по уходу за рассадой.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

1

14.01.

2.

Цветковые растения школьного цветника, размножаемые семенами.

Познакомиться с цветковыми растениями школьного цветника, которые размножаются семенами.

1

16.01.

3.

Характеристика растений, которые будут выращиваться в цветнике: ноготки, настурция.

Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян

1

16.01.

4.

Георгина однолетняя, цинния.

Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян

1

17.01.

5.

Бархатцы прямостоячие и отклоненные.

Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств растений и строение семян

1

17.01.

6.

Практическая работа. Распознавание однолетников по семенам  и внешнему виду.

Закрепить распознавать однолетние цветочные по внешнему виду и по семенам.

1

21.01.

7.

Вегетативное размножение цветочных растений.

Изучить особенности и способы вегетативного размножения.

1

21.01.

8.

Цветковые растения, размножаемые вегетативно.

Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств многолетников.

1

23.01.

9.

Пикировка рассады

Изучить правила пикировки рассады.

1

23.01.

10.

Уход за рассадой.

Изучить правила ухода за рассадой.

1

24.01.

II.

1.

Выращивание бархатца

раскидистого в цветочном горшке.

.

Виды бархатца

Изучить характеристику видов бархатца.

Слушание объяснений учителя.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

Работа в тетрадях.

Работа по таблицам и схемам.

Выполнение зарисовок в тетрадях.

Изучение сравнительной характеристики внешнего вида бархатцев раскидистого и высокорослого.

Изучение сравнительной характеристики декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого.

Изучение условий выращивания рассады бархатцев раскидистых.

Изучение особенности выращивания бархатцев раскидистых в комнатных условиях

Выполнение упражнений по подготовке земляной смеси.

Выполнение упражнений по подготовке цветочных горшков для посева бархатцев.

Выполнение упражнений по набивке цветочных горшков земляной смесью.

Выполнение практической работы по посеву бархатцев в цветочный горшок.

Выполнение практической работы по укрытию плёнкой горшков, установка их в теплое место.

1

24.01.

2.

Сравнительная характеристика внешнего вида бархатцев раскидистого и высокорослого.

Изучить сравнительную характеристику внешнего вида бархатцев раскидистого и высокорослого.

1

28.01.

3.

Сравнительная характеристика декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого.

Изучить сравнительную характеристику декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого.

1

28.01

4.

Выращивание рассады бархатца раскидистого.

Изучить условия выращивания рассады бархатцев раскидистых.

1

30.01.

5.

Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях.

Изучить особенности выращивания бархатцев раскидистых в комнатных условиях.

1

30.01.

6.

Практическая работа. Подготовка земляной смеси.

Научить составлять земляные смеси для посева бархатцев.

1

31.01.

7.

Практическая работа. Промывка и просушка цветочных горшков.

Научить подготавливать цветочные горшки для посева бархатцев.

1

31.01.

8.

Практическая работа. Набивка горшков земляной смесью. Полив смеси.

Научить набивать цветочные горшки земляной смесью.

1

04.02.

9.

Практическая работа. Посев бархатца раскидистого в горшок.

Научить проводить посев бархатцев в цветочный горшок.

1

04.02.

10.

Практическая работа. Укрытие плёнкой, установка в теплое место.

Научить проводить укрытие плёнкой горшков, установка в теплое место.

1

06.02.

III.

1.

Перевалка комнатного растения

Понятие перевалка и пересадка растения.

Сформировать понятия «пересадка и перевалка».

Слушание объяснений учителя.

 Изучение понятий перевалка и пересадка растения.

Изучение значения перевалки и её приёмов.

Изучение правил подготовки цветочных горшков для перевалки комнатных растений.

Выполнение упражнений в подборе, промывке и просушки цветочных горшков.

Выполнение упражнений в подготовке комнатных растений к перевалке

Выполнение упражнений в выемке растения с комом земли и его пересадке.

Выполнение упражнений в добавлении почвы в горшок с растениями и её уплотнение.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

1

06.02.

2.

Значение и приемы перевалки. Растения, подлежащие перевалке.

Показать значение перевалки комнатных растений изучить и её приёмы.

1

07.02.

3.

Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Изучить правила подготовки цветочных горшков для перевалки комнатных растений.

1

07.02.

4.

Практическая работа. Подбор, промывка и просушка цветочных  горшков.

Научить подбирать и подготавливать горшки для перевалки.

1

11.02.

5.

Практическая работа. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно горшка.

Научить проводить подготовку комнатных растений к перевалке.

1

11.02.

6.

Практическая работа. Выемка растенияс комом земли и пересадка в новый

Научить проводить выемку растения с комом земли и его пересадку.

2

13.02.

7.

Практическая работа. Добавление почвы в горшок с растениями, уплотнение, полив.

Научить проводить добавление почвы в горшок с растениями и её уплотнение.

2

14.02.

IV.

1.

Инвентарь для работы в цветнике.

Инструменты и приспособления для работы в цветнике.

Ознакомить с инструментами и приспособлениями для работы в цветнике.

Слушание объяснений учителя

Изучение инструментов и приспособлений для работы в цветнике.

Упражнения в распознавании инструментов для обработки почвы и их части.

Изучение правил безопасной работы с инструментами для обработки почвы.

Выполнение упражнения в распознавании инструментов и приспособлений для работы в цветнике.

.

  Выполнение упражнения в распознавании инструментов и приспособлений для разметки.

Выполнение упражнения разметки посевных рядков.

 Выполнение упражнения в рыхлении почвы на заданную глубину.

 Выполнение упражнения в поливе рассады.

1

18.02.

2.

Инструменты для обработки почвы.

Изучить назначение и устройство инструментов для обработки почвы в цветнике.

1

18.02.

3.

Правила безопасной работы с инструментами для обработки почвы и их хранение.

Изучить правила безопасной работы с инструментами для обработки почвы.

1

20.02.

4.

Инструменты и приспособления для работы в цветнике.

Изучить назначение и устройство инструментов и приспособлений для работы в цветнике.

1

20.02.

5.

Инвентарь для ухода за растениями в цветнике.

Изучить назначение и устройство инвентаря для ухода за растения в цветнике.

1

21.02.

6.

Инструменты и приспособления для разметки.

Изучить назначение и устройство инструментов и приспособлений для разметки.

1

21.02.

7.

8.

Практическая работа. Разметка посевных рядков.  

Научить проводить разметку посевных рядков.

2

25.02.

9.

Практическая работа. Рыхление почвы.

Научить рыхлить почву на заданную глубину.

1

27.02.

10.

Практическая работа. Полив рассады

Научить проводить полив рассады.

1

27.02.

V.

1.

Практическое повторение

Расчистка дорожек и площадок от снега Зимние работы в саду.

Расчистка дорожек и площадок от снега..

Закрепить теоретические и практические знания и умения при проведении зимних работ в сквере.

Выполнение практических работ по расчистке дорожек и площадок от снега.

 Выполнение практических работ по изготовлению бумажные пакеты для фасовки семян и их оформление.

Выполнение практических работ по поливу комнатных растений.

Выполнение практических работ по рыхлению почвы в цветочных горшках.

Выполнение контрольной работы

18

2

2

28.02.

03.03.

2.

Изготовление бумажных пакетов для фасовки семян. Трафарет, формы заготовок, способы соединения деталей пакета.

Оформление бумажных пакетов.

Закрепить знания и умения изготовления бумажных пакетов для фасовки семян.

2

2

05.03.

06.03

3.

Полив комнатных растений.

Правила полива комнатных растений.

Закрепить знания и умения правил полива комнатных растений

2

10.03

3.

Полив комнатных растений.

Порция воды, температура воды.

Закрепить знания и умения правил полива комнатных растений

2

12.03.

4.

Контрольная работа «Посев семян настурции в посевные ящики»

Проверить знание и умения учащихся.

2

13.03.

5.

Рыхление почвы в цветочных горшках. Глубина рыхления.

Закрепить теоретические и практические знания и умения правил рыхления почвы.

2

2

19.03.

17.03.

6.

Проверка влажности почвы в цветочных горшках.(на ощупь.)Полив комнатных растений из лейки.

Закрепить теоретические и практические знания и умения правил по поливу комнатных растений.

2

20.03

Четвертая четверть-52 час.

I.

Вводное занятие

Изучить задачи обучения в четверти, повторить правила безопасной работы ручным инвентарем.

Изучение и повторение правил безопасной работы ручным инвентарем.

Слушание объяснений учителя.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с учебником.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

Работа в тетрадях.

Работа по таблицам и схемам.

Выполнение зарисовок в тетрадях

Изучение характеристики крупносемянных однолетников, используемых для посева на газонах, их распознавание.

Изучение характеристики крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике. Выполнение упражнений в распознавании крупносемянных однолетников.

Изучение и распознавание однолетников, используемых для оформления помещений.

1

02.04.

II.

1.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

Виды крупносемянных однолетников, используемых для посева на газонах.

Изучить виды крупносемянных однолетников, используемых для посева на газонах.

1

02.04.

2.

Виды крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике.

Изучить виды крупносемянных однолетников, используемых для посева в цветнике.

1

03.04.

3.

Виды однолетников, используемых для оформления помещений.

Изучить однолетники, используемые для оформления помещений.

1

03.04.

III.

1.

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии

Изучить зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии

Слушание объяснений учителя.

Работа с натуральными объектами

Работа с иллюстративным материалом.

Просмотр обучающих видеороликов. Изучение схемы посадки рассады, в зависимости от размеров растений в полном развитии.

Изучение правил глубины заделки семян от их величины.

Изучение способов разметки посевных рядков.

Выполнение упражнений по выполнению посевных рядков маркером и веревкой.

Изучение сроков посева семян.

Выполнение упражнений по выполнению углубления посевных рядков.

Выполнение упражнений по раскладке семян в посевные рядки.

Выполнение упражнений по заделке цветочных семян и их полив.

1

07.04.

2.

Глубина заделки семян.

Изучить правила заделки семян.

1

07.04.

3.

Способы разметки посевных рядков.

Изучить способы разметки посевных рядков.

1

09.04.

4.

Практическая работа. Разметка посевных рядков маркером и веревкой.

Научить проводить разметку посевных рядков маркером и веревкой.

1

09.04.

5.

Сроки посева семян.

Изучить сроки посева семян.

1

10.04.

6.

Практическая работа. Углубление посевных рядков.

Научить проводить углубление посевных рядков.

1

10.04.

7.

Практическая работа. Раскладка семян в рядки.

Научить проводить раскладку семян в посевные рядки.

1

14.04.

8.

Практическая работа. Заделка цветочных семян. Полив.

Научить проводить заделку цветочных семян и полив.

1

14.04.

IV.

1.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений

Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетников.

Изучить правила выбора места в цветнике для посева крупносемянных однолетников.

Слушание объяснений учителя.

Работа с натуральными объектами

Работа с иллюстративным материалом.

Просмотр обучающих видеороликов.

Изучение правил выбора места в цветнике для посева крупносемянных однолетников.

Выполнение заданий по подготовке почвы для посева крупносемянных однолетников.

Выполнение заданий по вскапыванию почвы лопатой по разметке.

Выполнение упражнений по рыхлению и выравниванию верхнего слоя почвы.

 Выполнение упражнений по оформлению краёв цветочных гряд.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

1

16.04.

2.

Подготовка почвы.

Изучить правила и приёмы подготовки почвы для посева крупносемянных однолетников.

1

16.04

3.

Практическая работа. Вскапывание почвы лопатой по разметке.

Закрепить умение проводить вскапывание почвы лопатой по разметке.

1

17.04.

4.

Практическая работа. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Научить проводить рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

1

17.04.

5.

Оформление краёв цветочных гряд.

Изучить правила оформления краёв цветочных гряд.

1

21.04.

6.

Практическая работа. Выравнивание краёв гряд.

Научить проводить выравнивание краёв гряд.

1

21.04.

V.

1.

Высадка рассады бархатца раскидистого

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых

Ознакомиться с многообразием мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.

Выполнение задания по подбору места для посадок рассады бархатцев раскидистых.

Выполнение задания по использованию схемы посадки растений.

Выполнение работ по подготовке почвы.

Выполнение задания по разметке мест посадки.

Выполнение задания по выкопке лунок по разметке.

Выполнение заданий по проведению посадки и полива рассады.

Работа с натуральными объектами.

Работа в парах, группах, индивидуальная.

Просмотр обучающих видеороликов.

1

23.04.

2.

Расстояние между посадками растений.

Изучить схему посадки растений.

1

23.04.

3.

Практическая работа. Подготовка почвы.  

Закрепить умение проводить подготовку почвы.

1

24.04.

4.

Практическая работа. Разметка мест посадки.  Полив рассады.

Научить проводить разметку мест посадки.

1

24.04.

5.

Практическая работа. Выкопка лунок по разметке.

Научить проводить выкопку лунок по разметке.

1

28.04.

6.

Практическая работа. Посадка рассады. Первоначальный полив.

Научить проводить посадку и полив рассады.

1

28.04

VI.

1.

Практическое повторение

Уборка мусора в цветнике.

Складирование растительных остатков. Уборка мусора в цветнике.

Закрепить умение проводить уборку мусора в цветнике.

Выполнение задания по уборке мусора в цветнике.

Выполнение рыхления почвы в посадках зимующих многолетников.

Выполнение задания по уходу за комнатными растениями.

Выполнение вскапывания почвы в цветнике.

Выполнение задания по рыхлению и выравниванию верхнего слоя почвы.

Выполнение выравнивания краёв гряд.

Выполнение контрольного задания.

2

2

30.05.

01.05

2.

Рыхление почвы в посадках зимующих многолетников.

Закрепить умение проводить рыхление почвы в посадках зимующих многолетников.

2

05.05.

3.

Уход за комнатными растениями.

Рыхление почвы в цветочных горшках.

Уход за комнатными растениями. Удаление пыли с листьев, полив.

Закрепить умение проводить уход за комнатными растениями

2

2

07.05

08.05

.4.

Вскапывание почвы в цветнике.

Вскапывание почвы в цветнике. Проверка глубины вскапывания.

Закрепить умение проводить вскапывание почвы в цветнике.

2

2

12.05

14.05

5.

Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Закрепить проводить рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

2

15.05

6

Выравнивание краёв гряд. Оформление краёв цветочных гряд.

Закрепить умение проводить выравнивание краёв гряд.

2

19.05

7.

Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Закрепить проводить рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

2

21.05

8.

Контрольная работа «Разметка посевных рядков. Посев ноготков».

Проверить знания и умения обучающихся.

2

22.05

9.

Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд.

Закрепить умение вскапывания почвы лопатой, проводить выравнивание краёв гряд.

2

26.05

10.

Вскапывание почвы в цветнике лопатой. Выравнивание краёв гряд.

Закрепить умение вскапывания почвы лопатой, проводить выравнивание краёв гряд.

2

28.05

11.

Выкопка лунок по разметке и посадка в них  рассады.

Закрепить умение выкопки лунок по разметке и посадке рассады.

2

29.05

  1. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
  1. . Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2009.

Научно-методическая литература

  1. О.В. Бердникова, А.В. Борисова. Комнатные растения. –Москва. Эксмо, 2004.
  2. С.Л. Быховец. Энциклопедия комнатных растений. -Минск. Харвест, 2003.
  3. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.,ил.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.2.;
  6. Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. – 496 с.
  7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
  8. Хессайон Д.Г. Все о газоне. Изд. 2-е. исправленное. Перевод с английского О.И. Романовой. Научный консультант Т.К. Рогачева – М.: «Кладезь-Букс» 2007. 127 с., ил.
  9. Л.А. Чечина. Азбука комнатных растений. – Москва. Дрофа плюс, 2005.

Литература для учащихся

  1. Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 108 с.
  2. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы

В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...

Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса

Рабочая  учебная программа  (далее  рабочая программа) по  цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 5  класса   разработана на основе   ...

Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.

Рабочая  учебная программа  (далее  рабочая программа) по  цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 6  класса   разработана на основе   ...

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.

Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...

Программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс

Аннотация к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению(цветоводство и декоративное садоводство), 6 классРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и ...