"Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству. 5, 8 классы."
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Данные рабочие программы разработаны для УГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8.doc | 263.5 КБ |
programmy_5.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цели:
- разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
- приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
Задачи:
- углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово-ягодных культур; формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений; овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- коррекция и развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; умения по распознаванию и определению выращиваемых культур;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве;
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду и цветоводству развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
В 7 классе учащиеся знакомятся с уборкой урожая, ягодными кустарниками и уходом за ними; минеральными удобрениями и безопасными методами работы с органическими и неорганическими удобрениями. Отведено достаточное количество часов для ознакомления с парниками и теплицами и работе в них. На данном этапе дети знакомятся с правилами посева семян и выращивания рассады для школьных цветников.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Место и роль учебного курса
Учебный материал данного курса направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разные разделы направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные знания по сельскохозяйственному труду: выращиванию, уборке и хранению плодов и семян.
Важная часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развивать умение видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 371,
количество часов в неделю – 11;
самостоятельных работ – 6
Формы организации образовательного процесса
Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок – игра;
- урок- исследование;
- практическая работа (работа на клумбах и пришкольном участке).
Технологии обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии;
- мультимедийные презентации;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля
- - обобщающая беседа по изученному материалу;
- - проверка знаний при помощи тестов;
- - индивидуальный устный опрос;
- - фронтальный опрос;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - обобщающая беседа;
- - проверка знаний при выполнении практических работ;
- - контрольное списывание.
Планируемый уровень подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов;
- Основные правила составления букетов;
- Группы роз, используемые в цветоводстве;
- Правила ухода за кустарником и поддержания определённой формы и размеров путём обрезки побегов;
- Условия для выращивания сортовых роз на срезку;
- Назначение парников и теплиц;
- Способы вегетативного размножения роз;
- Правила ухода за сквером в зимнее время;
- Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонки;
- Краткую характеристику бегонии клубневой, способы семенного и вегетативного размножения, особенности и сроки посева семян, состав земляной смеси.
Учащиеся должны уметь:
- Производить осенний уход за цветником;
- Сажать и заделывать луковицы тюльпана;
- Составлять цветочный букет;
- Выращивать гладиолусы;
- Осенний уход за кустарниками. Работа секатором. Уход за «живой изгородью»;
- Распознавать кустарники;
- Производить разбивку сквера;
- Распознавать деревья в безлистном состоянии;
- Построение разбивочного чертежа;
- Разбивка газона;
- Работа граблями;
Содержание рабочей программы
В результате изучения курса технологии ученик научится:
Осенний уход за цветниками – 19 часов
Пользоваться знаниями для ускорения созревания семян однолетних цветковых растений, их срезки. Выбирать маточные растения для пересадки. Приёмам осеннего ухода за растениями канны: окучивание, срезка.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана – 14 часов.
Пользуясь полученными знаниями к подготовке почвы для выращивания тюльпанов, уметь производить посадку луковиц, при этом производя глубокое рыхление почвы после вскапывания. Сажать и выкапывать луковицы тюльпанов.
Составление букета – 14 часов.
Осознавать красоту, ценность природы и необходимость беречь её. Применять в жизни знания об основных правилах составления букета. Знать, какие цветы несовместимы.
Выкопка клубнелуковиц гладиолуса – 8 часов.
Используя полученные знания, определять признаки созревания луковиц гладиолуса и сроки уборки. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц.
Срезка побегов роз для черенкования – 17 часов.
Применять на практике знания о времени срезки побегов роз, производить срезку побегов роз садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя. Уметь производить обрезку листьев, прикапывать почву на глубину 20 см.
Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками – 17 часов.
Используя практические знания, полученные на занятиях, ухаживать за «живой изгородью». Уметь пользоваться инструментами для обрезки побегов (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, соблюдать правила безопасной работы. Готовить инструмент к работе. Производить подрезку однолетнего прироста кустарника садовыми ножницами, вырезать сухие стебли садовой пилой.
Практическое повторение – 14 часов.
Выполнять уборку семян однолетних цветковых растений, выращиваемых с помощью рассады. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы в цветниках.
Цветоводство. Красивоцветущие кустарники – 19 часов.
Различать виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.), преодолевать трудности выращивания сортовых роз. Используя полученные навыки, создавать условия для выращивания сортовых роз на срезку.
Размножение розы – 16 часов.
Усвоить правила нарезки черенков розы, различать инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. Правильно выполнять подготовку почвы для посадки черенков, соблюдая при этом расстояние между черенками при посадке.
Защищённый грунт в цветоводстве – 10 часов.
Пользоваться знаниями о назначении теплицы, парника в цветоводстве, их краткую характеристику и использование.
Декоративное садоводство. Кустарники для декоративного садоводства – 11часов.
Применять в жизни знания о кустарниках, в зависимости от их вида, высоты, формы, строения, цвета листьев, цветков и соцветий,
Зимние работы в сквере – 11 часов.
Применять на практике знания по разбивке цветника, сквера, их назначение; правила расположения. Выполнять элементарные работы в зимнем парке и сквере.
Практические работы – 11 часов.
Пользоваться простыми навыками при расчистке дорожек и скверов от снега. Объяснять необходимость укрытия снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников. Различать несколько видов кустарников в безлистном состоянии.
Цветоводство. Выгоночные цветковые культуры – 8 часов.
Пользоваться простыми навыками при выгонке цветковых растений, как агротехническим приёмом. Знать основные правила выгонки.
Выгонка тюльпана – 14 часов.
Осознавать, что только от нашего труда и старания зависит красота вокруг школы и в школьных помещениях. Производить уход за «выгоняемыми» растениями.
Выращивание рассады бегонии клубневой – 8 часов.
Пользоваться простыми навыками при выращивании бегонии клубневой. Знать сроки посева и особенности семян бегонии.
Проращивание гладиолуса – 22 часа.
Осознавать, что только мы, своим кропотливым трудом сможем прорастить гладиолус, зная при этом строго сроки посадки клубнелуковиц на проращивание. Производить предварительные операции перед посадкой. Сажать клубнелуковицы на определённое расстояние и впоследствии создать им оптимальные условия для роста.
Декоративное садоводство. Деревья для озеленения – 22 часа.
Научиться различать лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза, клён, липа, ясень, рябина и др.) Знать назначение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и посёлке. Распознавать деревья в безлистном состоянии. Определять вид дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей.
Озеленение двора – 16 часов.
Применяя полученные знания на практике, уметь подбирать древесные и кустарниковые породы для озеленения школьного двора, (двора жилого дома), в зависимости от его размера и других условий
Практические работы – 14 часов.
Применять в жизни навыки вырезки сухих и поломанных веток на деревьях. Производить санитарную обрезку стеблей кустарников. Следить за рассадой, производить её пикировку.
Цветоводство. Разбивка цветника – 22 часа.
Используя теоретические знания производить разбивочный чертёж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. Прокладывать основные разбивочные линии: установка в центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка канавки по границе клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной крошкой.
Выращивание роз в открытом грунте – 14 часов.
Зная условия выращивания садовых роз, подготавливать почву; знать нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт. Знать, что при посадке роз растение устанавливают на холмик, засыпают смесью перегноя с почвой (заглублять нижнюю часть побега на 2 см.). Укрытие, подвязка, рыхление, подкормка.
Выращивание гладиолусов из деток – 11 часов.
Имея теоретические знания, уметь выращивать гладиолусы из деток. Высаживать детки гладиолусов в открытый грунт, соблюдая сроки и технологию посадки.
Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений – 5 часов.
Используя полученные знания выращивать гладиолусы в цветнике и на срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике. Подготавливать клубнелуковицы к посадке.
Высадка рассады цветковых растений в цветник – 6 часов.
Зная сроки высадки рассады разных цветковых растений, размещать их в цветнике. Соблюдать правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе.
Устройство газона – 6 часов.
Используя простейшие практические знания, уметь готовить почву газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём пользования, техника безопасности. Знать виды используемых трав, и время их посева.
Посадка кустарника – 14 часов.
Правильно выполнять посадки кустарника, соблюдая при этом: расстояние между посадками, правила выкопки посадочных ям или борозд, соблюдать глубину ямы или борозды от вида кустарника.
Практическое повторение – 5 часов.
Выполнять правильно разбивать цветник. Подготавливать земляную смесь. Осуществлять уход за кустарником (стрижка). Определять вид кустарника. Различать групповые посадки, живую изгородь или бордюр.
Учебно-тематический план по технологии
№ | Программный материал | Кол-во часов по разделу |
1. | Вводное занятие Задачи обучения в предстоящем году. Анализ состояния цветников. Обязанности рабочего городского озеленительного хозяйства. Распределение трудовых обязанностей. | 3 |
2. | Осенний уход за цветниками. | 16 |
1. Приёмы ускорения созревания семян однолетних цветковых растений. | ||
2.Правила срезки цветов. | ||
2. Выбор маточных растений для пересадки. Приёмы осеннего ухода за растениями канны. | ||
3. Срезка верхушек с однолетних цветковых растений для ускорения созревания семян. | ||
4. Срезка цветков. Окучивание стеблей канн. | ||
3. | Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана. | 14 |
1. Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов. Глубокое рыхление почвы после вскапывания. | ||
2. Расстояние между рядками при посадке. Разметка посадочных рядков. | ||
3. Сортировка луковиц тюльпанов. Глубина заделки луковиц. Выкопка лунок и посадка луковиц. Заделка. | ||
4. | Составление букета. | 14 |
1. Букет как группа специально подобранных цветков. | ||
2. Современные представления о букетах. Формы букетов. Аранжировочная зелень. | ||
4. Зависимость составления букета от назначения. Основные правила составления букетов. Несовместимые цветы. | ||
5. Составление букетов для украшения школы. | ||
5. | Выкопка клубнелуковиц гладиолуса. | 8 |
1. Признаки созревания клубнелуковиц гладиолуса. Сроки уборки. | ||
2. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц. | ||
6. | Срезка побегов роз для черенкования. | 17 |
1. Группы роз. Розы, используемые в цветоводстве. Вегетативное размножение роз. Трудности размножения. | ||
2. Время срезки побегов. Срезка побегов роз садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя. | ||
3. Обрезка листьев. Прикапывание срезанных побегов в почву на глубину 20 см. | ||
7. | Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками. | 17 |
1. Уход за «живой изгородью». Инструменты для обрезки побегов (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, правила безопасной работы. |
| |
2. Кустарники, выращиваемые в качестве живых изгородей (боярышник, акация жёлтая, шиповник и др.) 3. Подготовка инструмента к работе. Подрезка однолетнего прироста кустарника садовыми ножницами. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. | ||
4. Определение годичного прироста кустарника, используемого в качестве живой изгороди. | ||
5. Обрезка боковых ветвей секатором. Уборка обрезанных веток. | ||
6. Обрезка боковых ветвей секатором. Уборка обрезанных веток. | ||
8. | Практическое повторение. | 11 |
1. Уборка семян однолетних цветковых растений, выращиваемых с помощью рассады. | ||
2. Заготовка земляных смесей. | ||
3. Вскапывание почвы в цветниках. | ||
4. Вскапывание почвы в цветниках. | ||
9. | Самостоятельная работа | 3 |
1.Обрезка кустарника, используемого в качестве живой изгороди. | ||
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Цветоводство. Красивоцветущие кустарники. | 17 |
1. Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.). | ||
2. Роза: группы и сорта, их разнообразие. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве. | ||
3. Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветов. | ||
4. Трудности выращивания сортовых роз. Условия для выращивания сортовых роз на срезку. | ||
5. Местная роза: вид (высота куста, форма и окраска цветков, запах и др.). | ||
6. Работа в теплице. Ознакомление с посадкой роз. | ||
3. | Размножение розы | 16 |
1. Способы вегетативного размножения розы: прививка, зелёное черенкование, деление куста. | ||
2. Размножение сортовой розы одревесневевшими черенками. | ||
3. Условия для укоренения черенков. | ||
4. Правила нарезки черенков розы. Инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. | ||
5. Подготовка почвы для посадки черенков. Расстояния между черенками при посадке. Уход. | ||
Защищённый грунт в цветоводстве | 10 | |
1. Назначение теплицы, парника и рассадников цветоводстве. Теплица: их виды (выгоночная, культивированная, разводочная), их краткая характеристика и использование. | ||
3. Парник и рассадник; их назначение, устройство. Теплица: виды. Использование. Длительность использования, обеззараживание. | ||
4. Приспособления для полива растений, поддержания необходимой температуры и влажности воздуха в теплицах, парниках и рассадниках. | ||
4 | Декоративное садоводство Кустарники для декоративного садоводства. | 11 |
1. Кустарники, используемые в качестве низких бордюров (кизильник, айва низкая, таволга и др.). | ||
2. Одиночные и групповые посадки кустарников на газонах (скумпия, спирея, чубушник золотистый и др.). | ||
3. Кустарник, строение, форма, цвет листьев, цветков и соцветий, наличие и форма колючек, цвет побегов, форма почек. | ||
4. Основные признаки кустарника: высота, форма куста, характер побегов, форма и цвет листьев, цветков и соцветий. | ||
5 | Зимние работы в сквере. | 11 |
1. Сквер: назначение, расположение в городе и посёлке. | ||
2. Деревья и кустарники в сквере: виды, размещение. | ||
3. Дорожки и площадки в сквере, формы, назначение. | ||
4. Зимние работы в сквере в зависимости от его местоположения и состава зелёных насаждений. | ||
6 | Практические работы | 5 |
1. Расчистка дорожек и площадок в сквере от снега. | ||
2. Укрытие снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников. | ||
7 | Практическое повторение | 3 |
1. Заготовка земляных смесей и песка. Уход за кустарниками. | ||
Самостоятельная работа | 3 | |
1. Выполнение задания на расположение нескольких видов кустарников в безлистном состоянии. | ||
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Цветоводство Выгоночные цветковые культуры | 6 |
1. Выгонка как комплекс агротехнических приёмов. Цветковые культуры, пригодные для выгонки (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.). | ||
2. Основные правила выгонки: предварительная подготовка растений, создание условий для зацветания в непривычное время года (зимой или ранней весной). Основные приёмы выгонки некоторых растений. | ||
2 | Выгонка тюльпана | 14 |
1. Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонки. Обор луковиц для выгонки. | ||
2. Сроки посадки тюльпанов для выгонки (октябрь - ноябрь). Подготовка луковиц к выгонке. Условия для выращивания растений. | ||
3. Полив почвы в ящиках и поддерживание высокой влажности в хранилище. | ||
4. Перемещение ящиков с выгоняемыми растениями в светлое и тёплое помещение. (Поддержание температуры от +18, до +20). | ||
5. Полив, срезка цветов при покраснении бутонов. | ||
3 | Выращивание рассады бегонии клубневой | 8 |
1. Бегония клубневая: краткая характеристика. | ||
2. Способы семенного и вегетативного размножения. | ||
3. Особенности и сроки посева семян. Состав земляной смеси. | ||
4 | Проращивание гладиолуса | 22 |
1. Подготовка клубнелуковиц гладиолуса к проращиванию. | ||
2. Подготовка клубнелуковиц гладиолуса к проращиванию. | ||
4. Сроки посадки гладиолусных клубнелуковиц на проращивание. | ||
5. Практические работы. Переборки. Очистка от кроющих чешуй клубнелуковиц гладиолуса. | ||
6. Протравливание в течение 12 часов, клубнелуковиц 0,4%-ным раствором марганцево-кислого калия. | ||
7. Подготовка ящиков с почвой. | ||
8. Посадка клубнелуковиц на глубину 3-4 см и полив клубнелуковиц. Установка ящиков помещение с умеренной температурой. | ||
9. Установка ящиков помещение с умеренной температурой. Полив и закалка растений. | ||
5 | Декоративное садоводство Деревья для озеленения | 22 |
1. Дерево: строение, породы. | ||
2. Лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза, клён, липа, ясень, рябина и др.) | ||
3. Породы деревьев, используемые для озеленения на юге России – каштан, тополь, пирамидальный, платан, кипарис и др. Декоративные качества деревьев. | ||
4. Значение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и посёлке. | ||
5. Внешние признаки местных деревьев: форма и цвет листьев, форма кроны, цвет коры, цветки и плоды. | ||
6. Экскурсия (в парк, сквер или др.). Ознакомление с породами деревьев. | ||
7. Распознавание деревьев в безлистном состоянии. | ||
8. Определение вида дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей. | ||
6 | Озеленение двора | 16 |
1. Древесно-кустарниковые насаждения во дворе. | ||
2. Побор древесных и кустарниковых пород для озеленения школьного двора (двора жилого дома) в зависимости от его размера и других условий. | ||
3. Рациональное размещение дорожек, площадок, цветника, групповых посадок деревьев и кустарников. | ||
5. Оценка размещения во дворе древесно-кустарниковых насаждений. | ||
6. Уход за зелёными насаждениями во дворе. | ||
7. Разбивка двора. | ||
7 | Практические работы | 8 |
1. Вырезка сухих и поломанных веток на деревьях. Санитарная обрезка стеблей кустарников. | ||
3. Стрижка живой изгороди вручную. | ||
4. Составление плана озеленения двора. | ||
8 | Практическое повторение | 3 |
1. Подготовка земляных смесей. Зимние работы в парке или сквере. Уход за комнатными растениями. | ||
9 | Самостоятельная работа | 3 |
1. Пикировка цветочной рассады. | ||
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Цветоводство Разбивка цветника | 19 |
1. Разбивочный чертёж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. | ||
2. Определение разбивочных линий и точек на местности. | ||
3. Инструменты для разбивки цветника: виды, рабочие позы, приёмы работы, техника безопасности. | ||
4. Построение чертежей клумб и рабаток разной формы в масштабе примерно 1:10, на больших листах картона. | ||
5. Практические работы. Анализ разбивочного чертежа клумбы. Нахождение разбивочных линий и опорных точек чертежа на местности. | ||
6. Прокладывание основных разбивочных линий: установка в центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка канавки по границе клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной крошкой. | ||
3 | Выращивание роз в открытом грунте | 14 |
1. Условия выращивания садовых роз, подготовка почвы, нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт. | ||
2. Практические работы. Перекопка почвы. Разметка мест посадки роз. Выкопка лунок глубиной 30 см. Формирование холмиков. | ||
3. Посадка роз: установка растений на холмик, засыпка смесью перегноя с почвой (заглубление нижней части побега на 2 см). | ||
4. Устройство пленочного укрытия. Подвязка растений к кольям. Рыхление почвы, полив, подкормка коровяком, разведённым 1:10. | ||
4 | Выращивание гладиолусов из деток | 11 |
1. Гладиолус: строение надземной и подземной частей, материнская клубнелуковица и детки. 2. Возможность размножения гладиолусов с помощью деток (клубнепочек). | ||
3. Высадка деток гладиолуса в открытый грунт: сроки, подготовка к высадке, способы посадки. | ||
4. Уход за растениями. Сроки уборки клубнелуковиц. | ||
5 | Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений | 5 |
1. Выращивание гладиолусов в цветнике и на срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике. Подготовка клубнелуковиц к посадке. | ||
2. Глубина посадки клубнелуковиц. Подготовка почвы и уход за растениями в цветнике. | ||
6 | Высадка рассады цветковых растений в цветник | 6 |
1. Сроки высадки рассады разных цветковых растений. Размещение растений в цветнике. | ||
2. Правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе. | ||
7 | Декоративное садоводство Подготовка почвы под газон | 5 |
1. Газон: назначение, выбор места. 2. Подготовка почвы под газон в связи с долголетним использованием: глубина вспашки и нормы внесения удобрений. | ||
8 | Устройство газона | 6 |
1. Газон: виды, используемая трава, уход. Время посева трав на газоне. 2. Подготовка почвы газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём пользования, техника безопасности. | ||
9 | Посадка кустарника | 14 |
1. Кустарник: строение саженца, сроки посадки. | ||
2. Виды посадок: живая изгородь, бордюр, групповая посадка (разреженные или плотные куртины). 3. Расстояния между растениями при посадке. 4. Правила выкопки посадочных ям или борозд. Зависимости глубины ямы или борозды от вида кустарника. | ||
10 | Практическое повторение | 2 |
1. Разбивка цветника. Подготовка земляной смеси. Уход за кустарником (стрижка). Распознавание кустарников в безлистном состоянии. | ||
11 | Самостоятельная работа | 3 |
1. Определение вида кустарника. Посадка растений в зависимости от декоративных функций (групповая посадка, живая изгородь или бордюр). |
Литература и средства обучения
- Петер Клок «Фруктовые деревья и кустарники».
- Э. Линн. «Энциклопедия комнатных растений».
- Мультимедийная программа: «Комнатные растения. Аранжировка комнатных растений».
- Педагогический проект: «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь».
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цели:
- разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
- приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
Задачи:
- обучение простейшим технико-техноллогическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
- коррекция и развитие трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению; выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы на пришкольном участке, цветниках, в учебной мастерской;
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.
Сведения о программе
Данная программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, труд, природоведение, чтение.
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся могут и должны выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы.
При обучении сельскохозяйственному труду и цветоводству развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
В 5 классе учащиеся знакомятся со сбором, сортировкой и хранением семян цветковых растений; учатся вскапывать землю в цветнике; заготавливать земляную смесь для комнатных растений; размножать, выращивать комнатные растения и ухаживать за ними.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Место и роль учебного курса
Организуя учебный процесс по цветоводству и декоративному садоводству, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета, дать детям оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Изучение цветоводства и декоративного садоводства формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных трудовых умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды;
- выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде;
- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 200,
количество часов в неделю – 6;
административных контрольных работ – 3
Формы организации образовательного процесса
Урок – основная форма организации образовательного процесса.
Типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок – игра;
- урок- исследование;
- практическая работа (работа на клумбах и пришкольном участке).
Технологии обучения
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии;
- мультимедийные презентации;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Виды и формы контроля
- - обобщающая беседа по изученному материалу;
- - проверка знаний при помощи тестов;
- - индивидуальный устный опрос;
- - фронтальный опрос;
- - выборочная проверка упражнения;
- - взаимопроверка;
- - обобщающая беседа;
- - проверка знаний при выполнении практических работ;
- - контрольное списывание.
Планируемый уровень подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Способы сбора и хранения урожая;
- Технологию выращивания отдельных овощных культур и цветочных растений;
- Узнавать и называть цветковые растения, размножаемые семенами и вегетативно;
- Строение многолетнего цветкового растения;
- Виды удобрений, способы внесения в почву и хранение;
- Виды защищённого грунта;
- Назначение парников и теплиц;
- Название цветников: клумбы, альпийские горки, рабатки, и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Подготавливать почвенные смеси для парников, теплиц, комнатных растений;
- Вскапывать и готовить почву к посадке рассады;
- Определять место цветкового растения в цветнике.
- Различать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года;
- Фасовать семена по пакетам;
- Поливать комнатные цветы и пересаживать их способом перевалки;
- Пользоваться мерными инструментами;
- Выращивать бархатцы раскидистые из рассады.
Учебно-тематический план по технологии
№ | Программный материал | Кол-во часов по разделу |
1. | Вводное занятие. Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы. | 2 |
2. | Культурные цветковые растения. | 4 |
1.Культурные дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. | ||
2.Цветковые растения, наиболее распространённые в местных условиях. Растения, выращенные в цветниках и в комнатных условиях. | ||
3. | Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений. | 12 |
1.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевёртывание без повреждения корней). | ||
2.Понятие «семена-сырец». Срок созревания и сбора семян. | ||
3.Осыпание семян. Приёмы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора. | ||
4.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. | ||
5.Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. | ||
6.Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень т подвешивание в проветриваемом для дозревания семян. | ||
4. | Уборка однолетних цветковых растений в цветнике. | 10 |
1.Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике. | ||
2.Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника. | ||
3.Помощь старшим учащимся в выкопке частей растений (корнеклубней, корневищ и др.). | ||
4.Уборка растительных остатков на территории цветника. | ||
5. | Вскапывание почвы в цветнике. | 4 |
1.Понятия борозда, глубина вскапывания. | ||
2.Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности. | ||
6 | Практические работы. | 8 |
1.Прокладывание первой борозды. | ||
2.Вскапывание почвы на заданную глубину. | ||
7. | Заготовка земляной смеси для комнатных растений. | 4 |
1.Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. | ||
1.Приёмы составления смеси. | ||
8. | Практические работы. | 6 |
1.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. | ||
2.Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. | ||
3.Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя (или закупка торфяной смеси в магазине). | ||
9. | Практическое повторение. | 2 |
1.Виды работ. Осенние работы в цветнике. | ||
1. | Вводное занятие. | 2 |
2. | Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. | 6 |
1.Дорожки и площадки на территории школы, приёмы и правила ухода за ними. | ||
2.Сгребание опавших листьев. | ||
3.Подметание дорожек или выравнивание песком садовых дорожек. | ||
3. | Бумажные пакеты для расфасовки семян. | 10 |
1.Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета. | ||
2.Практические работы. Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. | ||
3.Сортировка семян (разбор на мелкие, повреждённые и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). | ||
4.Насыпка определённого объёма семян в бумажные пакеты. | ||
5.Заклейка пакетов. | ||
4. | Уход за комнатными растениями. | 14 |
1.Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определённой влажности почвы и воздуха. | ||
2.Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. | ||
3.Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь). | ||
5 | Практические работы. | |
1.Заготовка поливной воды для отстаивания. | ||
2.Проверка влажности почвы в горшках и кадках. | ||
3.Полив комнатных растений из детской лейки. | ||
6. | Практическое повторение. | 10 |
1.Изготовление бумажного пакета. | ||
2.Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. | ||
3.Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет. | ||
1. | Вводное занятие. | 2 |
2. | Цветковые растения, размножаемые семенами. | 10 |
1.Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. | ||
2.Приёмы размножения тем и другим видом. | ||
3.Пикировка рассады. | ||
4.Уход за рассадой. | ||
5.Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике. | ||
3. | Выращивание «бархатца раскидистого» в цветочном горшке. | 18 |
1.Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. | ||
2.Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого. | ||
4. | Практические работы. | |
1.Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. | ||
2.Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. | ||
3.Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и в стаканы по два семени в одну лунку. | ||
4.Укрытие плёнкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. | ||
5.После всходов – оставление одного растения, умеренный полив, установка в хорошо освещаемое место. | ||
6.Наблюдение за развитием растений. | ||
5. | Перевалка комнатного растения. | 10 |
1.Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приёмы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. | ||
2.Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. | ||
3.Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. | ||
4.Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив. | ||
5. | Инвентарь для работы в цветнике. | 6 |
1.Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначения (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). | ||
2.Правила безопасной работы с инвентарём и его хранение. | ||
6. | Практическое повторение. | 10 |
1.Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. | ||
2.Уход за комнатными растениями. | ||
3.Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян. | ||
7. | Самостоятельная работа. | 2 |
1.Подготовка почвы для посева семян. Посев семян отобранного учителем цветочного растения в цветочные горшки. | ||
1. | Вводное занятие. | 2 |
2. | Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений. | 6 |
1.Виды крупносеменных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и цветниках. | ||
2.Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. | ||
3.Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др). | ||
3. | Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. | 14 |
1.Выбор места в цветнике для посева крупносеменных однолетних цветковых растений (ноготков, настурций и других по выбору). | ||
2.Подготовка почвы. | ||
3.Оформление краёв цветочных грядок. | ||
Практические работы. | ||
4.Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. | ||
Выравнивание краёв гряд. | ||
5.Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. | ||
4. | Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений. | 6 |
1.Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высота стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). | ||
3.Способы разметки посевных рядков. Глубина заделки семян при посеве. | ||
4.Сроки посева семян. | ||
5. | Практические работы. | 6 |
1.Разметка посевных рядков с помощью маркера или верёвки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости). | ||
6. | Высадка рассады бархатца раскидистого | 10 |
1.Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). | ||
2.Подготовка почвы. | ||
3.Разметка мест посадки. | ||
4.Полив рассады. | ||
5.Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. | ||
7. | Практическое повторение. | 2 |
1.Виды работ. Весенние работы в цветнике. | ||
8. | Самостоятельная работа. | 2 |
1.Разметка посевных рядков, посев крупносеменного цветкового растения. |
Содержание рабочей программы
В результате изучения курса цветоводства и декоративного садоводства ученик научится:
Культурные растения – 4 часа.
Различать культурные и дикорастущие цветковые растения по видам, устанавливать разницу между ними. Познакомиться с цветковыми растениями, наиболее распространёнными в местных условиях.
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений – 12 часов.
Устанавливать виды однолетних цветковых растений с крупными семенами, признаки созревания плодов с семенами цветковых растений.
Пользоваться простыми навыками ускорения созревания плодов и семян у некоторых цветковых растений. Усвоит способы и приёмы сбора, хранения и просушки семян. Доводить до зрелости «семена-сырец».
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике – 10 часов.
Понять необходимость удаления отцветающих однолетних цветковых растений из цветника вместе с корнями; уборки растительных остатков на территории цветника. Выкапывать части растений из земли (клубней и корнеклубней).
Вскапывание почвы в цветнике – 12 часов.
Понимать, что такое борозда, запомнить глубину вскапывания земляного покрова. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы. Познакомиться с приспособлением для данной операции – лопатой: её устройством, приёмами вскапывания, запомнить рабочую позу и технику безопасности при работе.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений – 12 часов.
Усвоить требования к качеству земляных смесей для комнатных растений, их составные части, условия хранения. Уметь самим составлять данные смеси, при этом определяя места для заготовки огородной или дерновой земли. Освоить правила заготовки перегноя. Применять на практике умения работы в цветнике осенью.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев – 8 часов.
Правильно выполнять уход за территорией школы: очищать дорожки и площадки, сгребать опавшие листья, подметать и выравнивать песком садовые дорожки.
Бумажные пакеты для расфасовки семян – 10 часов.
Применять на практике знания о назначении бумажных пакетов: фасовка мелкими партиями. Выполнять работы по заготовке пакетов. Сортировать семена, разбирая их на мелкие повреждённые и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные, при этом насыпать определённый объём семян в пакеты и заклеивать их.
Уход за комнатными растениями – 14 часов.
Пользуясь знаниями о свойствах воды и потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определённой влажности воздуха, уметь ухаживать за ними. Выполнять правила и приёмы полива комнатного растения водой определённой температуры. На практике уметь определять влажность почвы в горшке или кадке (на ощупь). Находить применение знаниям по заготовке поливной воды для отстаивания.
Практическое повторение – 10 часов.
Применять в жизни знания о комнатных и садовых растениях. Использовать знания о семенах растений, узнавать и выделять их из семенной смеси.
Цветковые растения, размножаемые семенами – 12 часов.
Пользуясь знаниями о семенном и вегетативном размножении цветковых растений уметь выращивать рассаду, пикировать её, осуществлять уход. Использовать на практике знание характеристик внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.
Выращивание «бархатца раскидистого» в цветочном горшке – 18 часов.
Использовать полученные знания при выращивании рассады в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Готовить горшки с земляной смесью и высевать семена. Укрытие плёнкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. Осуществлять уход за всходами.
Перевалка комнатного растения – 10 часов.
Правильно выполнять подготовку цветочных горшков для пересадки растений способом перевалки. Соблюдать водный режим переваливаемого растения. Норму насыпки земляной смеси на дно сухого горшка. Правильно вынимать растение вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый.
Инвентарь для работы в цветнике – 6 часов.
Пользоваться знаниями о работе простейшими инструментами и приспособлениями в цветнике, соблюдая при этом технику безопасности.
Практическое повторение – 12 часов.
Пользоваться практическими навыками при уходе за комнатными растениями. Осознавать ценность цветковых растений, находить применение полученным знаниям на практике.
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений – 8 часов.
Пользоваться знаниями о декоративных качествах крупносеменных однолетних цветковых растений, находить применение при озеленении и украшении школьного двора и прилегающей территории.
Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений – 14 час.
Осознавать красоту, ценность природы и необходимость её беречь. Навыки выбора места в цветнике для посева крупносеменных однолетних цветковых растений. Пользоваться простыми навыками вскапывания почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Рыхлить и выравнивать верхний слой почвы.
Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений – 12 часов.
Выполнять правильно разметку посевных рядков и глубину заделки семян в зависимости от высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков. Применять на практике знания о сроках посева семян.
Высадка рассады бархатца раскидистого – 14 часов.
Применять в жизни знания о способах выращивания рассады бархатца (подготовка почвы, выбор и разметка мест посадки, выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады, способы полива). Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы.
Литература и средства обучения
- Петер Клок. «Фруктовые деревья и кустарники».
- Э. Линн. «Энциклопедия комнатных растений».
- Мультимедийная программа: «Комнатные растения. Аранжировка комнатных растений».
- Педагогический проект: «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса
рабочая программа...
Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы
В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...
Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 6 класса разработана на основе ...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.
Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...
Программа по цветоводству и декоративному садоводству 5 класс
Аннотацияк рабочей программе по профессионально-трудовому обучению(цветоводство и декоративное садоводство), 5 классРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное...
Программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс
Аннотация к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению(цветоводство и декоративное садоводство), 6 классРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и ...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы. Сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой, автор программы &laq...