Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс)

Обуховский Николай Васильевич

Рабочая программа по технологии для мальчиков разработана для учащихся 7-х классов. Новизной данной программы является применение в обуче­нии школьников информационных и коммуникационных техно­логий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Ин­тернет; применение в выполнении творческих проектов текс­товых и графических редакторов, компьютерных программ, по­зволяющих проектировать, создавать макет изделия.

В содержание программы входят вопросы технического, экологического и эстетического воспитания школьников, углубление знаний в области свойств и возможностей различных поделочных материалов. Содержание программы направлено на формирование граж­данской позиции обучающихся, осознание российской идентич­ности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом ГБОУ №604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол №___

от  «__» _________2018 г.

Утверждаю

Директор ГБОУ № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Е.И. Дерипаска___________

«__»_________2018 г.

Рассмотрено

МО прикладных наук

Председатель МО ____________________

Протокол  №__ от   «__» _________2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________________

«__»_________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ (мальчики)

«Творческая мастерская»

для 7 класса

(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

на 2019 – 2020 учебный год

                                                                     

                 

Обуховский Николай Васильевич

Санкт-Петербург

2019 год


  1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы:
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
  •  Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
  • Учебный план ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;
  • Календарный учебный график ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;
  • Основная образовательная программа (ФГОС ООО) ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

  1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Программа включает общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 /15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.

  1. Цели и задачи курса:

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.

Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:

  • осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Технология»;
  • повысить общий уровень владения столярными инструментами, работы с различными материалами;
  • развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;
  • формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной ситуации;
  • более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
  • расширить возможности социализации учащихся;
  • обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:

Предметные задачи

  • Формировать представления о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

Метапредметные задачи:

  • развивать у обучающихся познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности;
  • формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитывать гражданские и патриотические качества личности;

Личностные  задачи:

  • воспитывать у учащихся уважение и интерес к общечеловеческим ценностям;
  • интегрировать личность учащихся в мировую культуру;
  • формировать у учащихся мотивацию к изучению технологии с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
  • воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию;
  • укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.

Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года школьник выполняет четыре небольших проекта, соответствующих следующим разделам: «Технология домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из поделочных материалов».

Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, позволяющих проектировать, создавать макет изделия.

В содержание программы входят вопросы технического, экологического и эстетического воспитания школьников, углубление знаний в области свойств и возможностей различных поделочных материалов. Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности.

К концу учебного года каждый школьник выберет наиболее удавшийся проект, реализация которого вызвала у него больший спектр положительных эмоций и удовлетворение, оформит портфолио к проекту, электронную презентацию и на заключительном этапе сможет защитить проект, рассказав об основных этапах работы, особенностях выполнения и возникших трудностях.

  1. Место курса в учебном плане

Согласно учебного плана и календарного учебного графика ГБОУ № 604 в 2018-2019 учебном году 34 рабочие недели. Учебный план образовательного учреждения выделяет на внеурочную деятельность по предмету технология  1 час в неделю, 34 часа в год.

  1. Состав учебного комплекта
  • М. Магер. Плетение из проволоки. – М.: Ниола -21 век, 2004
  • Акимова Г. Гусаков В. Поделки из спичек. – СПб: Ленинградское издательство, 2009.
  1. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву. – М.: РИПОЛ классик, 2011.

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

Использование программы «Творческая мастерская» позволяет достигать следующие личностные, метапредметные и предметные результаты при обучении учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций.

Личностные результаты

Официальные положения ФГОС

Формулировка результатов, отвечающих программе

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
  • повышение учебной мотивации школьников за счёт формирования интереса к ручному техническому труду;
  • стимулирование познавательной деятельности и расширение кругозора воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей учащихся.
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Личностные результаты

Официальные положения ФГОС

Формулировка результатов, отвечающих программе

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • самостоятельное определение обучения, определение и постановка учебных задач;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; 
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

Предметные результаты

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  1. Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
  • Индивидуальная проверка выполненной работы.
  • Итоговый проект.  Презентация проекта.

Контрольные работы в 7 классе внеурочной деятельности не предусмотрены.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучаемой группы:

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся 7 класса и специфики коллектива. В группе обучаются в среднем 15 детей. Основная масса обучающихся  – это дети со средним уровнем способностей. Группа учеников проявляет высокий уровень мотивации, желание и возможность изучать предмет.  С учётом этого в содержании занятий предлагаются дифференцированные задания.

          В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

II. Содержание программы

Наименование раздела

Название темы

Количество часов на изучение темы

Основные изучаемые вопросы темы

Виды контроля (указать в цифрах)

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

Диктант

Сочинение/изложение

Тест

Реферат/эссе

1

Плетение проволоки.

10

Проволока как конструкционный поделочный материал.

Техники изготовления изделий из проволоки. Объемное плетение из проволоки. Изготовление изделия.

8

2

Художественное выжигание по дереву

10

Способы декорирования изделий из древесины. Выжигание как декоративно-прикладное искусство. Техники выжигание. Изготовление декоративного панно.

8

1

1

1

3

Макет средневекового города. Конструирование из спичек.

10

История появления спичек. Поделки из спичек. Техники изготовления поделок из спичек. Изготовление спичного домика с использованием клея.

8

1

1

1

5

Проектная деятельность

4

Оформление проектной работы. Создание презентации к работе. Выставка и защита проектов

1

№ урока

Дата урока

Кол-во часов

Тема урока

Тип/форма урока/ практика

Планируемые результаты

(предметные/метапредметные)

Виды и формы контроля

по плану

по факту

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа

Знание правил поведения в классе технологии, организационных мероприятий уроков

Опрос

2

1

Проволока как конструкционный поделочный материал

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности

Проявление познавательных интересов в области работы с проволокой.

Знание механических свойств проволоки. Подбор материала. Определение инструментария  для работы с проволоки.

Беседа

3

1

Техники работы с проволокой

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Знание основных техник изготовления заготовок из проволоки.

Контроль качества изделия

4

1

Ажурное плетение, способы плетения из проволоки.

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Знание основных приемов плетения из проволоки, инструментария. Умение изготавливать заготовки для будущего изделия.

Контроль качества изделия

5-10

6

Изготовление рождественского светящегося оленя из проволоки.

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Знание основных приемов плетения из проволоки. Умение изготавливать заготовки для изделия, умение собирать заготовки в изделие с учетом свойств поделочных материалов.

Контроль качества изделия

11

1

Знакомство с различными способами декорирования изделий из древесины

Урок изучения и закрепления нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Проявление познавательных интересов в области работы с деревом.

Знание механических свойств древесины. Определение инструментария  для работы с фанерой.

Беседа

12

1

Выжигание как декоративно-прикладное искусство

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Знание свойств фанеры как поделочного материала, знание различных техник выжигания.

Контроль качества изделия

13

1

Подготовка заготовки под выжигание

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Знание свойств фанеры как поделочного материала

Контроль качества изделия

14-19

6

Изготовление декоративного панно из фанеры в технике художественного выжигания по дереву.

Урок изучения и закрепления новых знаний. Беседа с демонстрацией средств наглядности. Практическая работа

Моделирование, проектирование будущего изделия. Знание технологии изготовления изделия в технике «Папье-маше», знание основных свойств бумаги и клеев для бумаги.

Текущий и итоговый онтроль качества изделия

20

1

Сборка декоративного панно из готовых элементов.

Практическая работа.

Знание техник и приемов декорирования готовых изделий из дерева.

Практическая работа

21

1

Поделки из спичек. Техники изготовления поделок из спичек.

Урок изучение нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Знание основных приемов конструирования поделок из спичек

Беседа

22

1

Изготовление простейшего клеевого куба из спичек

Урок изучение нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Знание алгоритма сборки деревянного куба. Умение выполнять организовывать клеевое соединение

Практическая работа

23

1

Изготовление простейшего клеевого домика из спичек

Урок изучение нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Знание алгоритма сборки деревянного куба. Умение выполнять организовывать клеевое соединение

Практическая работа

25

2

Изготовление клеевой башни из спичек.

Урок изучение нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Знание алгоритма сборки деревянного куба. Умение выполнять организовывать клеевое соединение

Опрос

30

5

Здания средневекового городка из спичек. Модель города.

Урок изучение нового материала.  Беседа с демонстрацией средств наглядности.

Знание планировки средневекового города, умение моделировать город. Создание модели средневекового города.

Опрос

31-32

2

Правила оформления проектной работы

Урок изучение нового материала.

Умение оформлять проектную работу в соответствии с требованиями ГБОУ №604

Практическая работа

33-34

2

Защита проектов

Индивидуальная защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)

Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий....

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Вязание"

Внеурочная деятельность по технологии "Вязание"...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Мир мультимедиа технологий"

Данная  рабочая учебная  программа разработана для обучающихся 4 класса на основе авторской программы Семенова А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Информационные технологии в помощь школьному сообществу"

Данная программа является программой дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Творческая мастерская " для 5 класса

внеурочная деятельность по технологии "Творческая мастерская " для 5 класаа...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность"  (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии для 5-8 классов

Рабочая программа составлена на работу в группах, где учащиеся проявят интерес и умение в рукоделии....