Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В течение года планируется посетить 17 экскурсий (по 2-3 экскурсии в параллели, в том числе и виртуальные), после каждого мероприятия запланировано итоговое занятие с разнообразными видами проектной деятельности.
Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств, Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost5-11.docx | 65.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения | Согласовано на заседании методического совета | Утверждаю |
Руководитель ШМО …………(С.Н. Скорнякова) | Заместитель директора ……………(Л.М.Попова) | Директор школы ……………(С.П. Денисенкова) |
Протокол от «…..» ……2017г. № ….. | Протокол от «…..» ……2017г. № ….. | Приказ № от |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Программа внеурочной деятельности по технологии
для обучающихся 5-11 классов
«Экскурсионная деятельность»
Составитель:
учитель технологии
Осипова Наталья Сергеевна
Смоленск 2017
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, с учетом особенностей основного и среднего общего образования, а также возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение подростков и направлена на развитие их образовательной культуры; предполагает нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессиональное и социально–ориентированные направления деятельности.
Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств, Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.
Особенностью организации экскурсионной работы является динамичность её форм; расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего обучения и воспитания, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии и компьютерные технологии.
Актуальность:
- занятость школьников в свободное от уроков время, познавательной деятельностью;
- расширение кругозора, приобщение к миру искусств;
- приобретение опыта в решении на практике проблемы охраны окружающей среды творческими людьми;
- приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в неформальной обстановке.
Цели данной программы:
- стимулирование любознательности подростков;
- знакомство с образцами творчества в подлиннике, побуждение к стремлению
- улучшать жизнь человека;
- развитие интеллектуальных, познавательных способностей, интересов к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество;
- создание условий для гражданского и патриотического воспитания;
- формирование социально-активной жизненной позиции подростков, помогающей убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей семьи, города, страны. Любой человек вправе выбирать, каким ему быть: хорошим или плохим. Каждый способен изменить (если только захочет) в лучшую или худшую сторону своё окружение. Стать заботливым хозяином своего дома, улицы, того места, где он живёт, создавая красоту своими руками;
- воспитание экологической культуры, ответственного отношения к природе и к человеку, её частице, посредством экскурсионной деятельности.
Задачи программы:
образовательные: учиться на подлинниках искусства, расширяя сферы образования через приобщение к экскурсионно-музейной деятельности;
развитие: внимания, наблюдательности, зрительной памяти, мышления, воображения; всесторонне развитой, творчески-активной личности;
воспитание: граждан-патриотов своего Отечества, приобщая к духовным ценностям; формирование национальной идеологии, сохранение традиций.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- доступность, учёт возрастных особенностей познавательных интересов и возможностей обучающихся, создание благоприятных условий для их развития;
- системность образовательной деятельности, тесная связь с учебными программами по предмету;
- научность: отбор материалов из научных источников, проверенных практикой;
- реалистичность воспитательной деятельности - накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
- полезность знаний истории своего города - привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и традициям;
- практическая направленность - знакомство с ремёслами, производством;
- здоровье-сбережение (снятие физической усталости, психологического напряжения и стрессов в неформальной обстановке);
- целостность и системность в развитии общего кругозора и эрудиции подростков;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- привлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, улучшение взаимопонимания с подростками;
- временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);
Экскурсии - наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен.
Направления экскурсионной деятельности:
учебно–тематические (естественно-научные, инженерно–технические);
воспитательные (духовного-нравственные, художественно–эстетические, экологические, военно–спортивные, гражданско–патриотические);
профессионально–ориентированные (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремёслами, производством).
Место учебного курса в учебном плане
Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. Программа рассчитана на 34 часа. В течение года планируется посетить 17 экскурсий (по 2-3 экскурсии в параллели, в том числе и виртуальные), после каждого мероприятия запланировано итоговое занятие с разнообразными видами проектной деятельности.
Подготовительный этап:
Перед экскурсией, посещением выставки, музея, предприятия учителю необходимо информировать школьников о месте поездки: сообщить название выставки, музея; тему экскурсии; поставить цель и определить круг задач данной экскурсии; на что обратить внимание во время просмотра выставки; что сравнивать; какой материал необходимо представить после экскурсии и др. Учителю будет легче проанализировать экскурсию (понять количество и качество полученной обучающимися информации).
По окончании экскурсии, посещения выставки, поблагодарить всех за участие.
Рефлексию рекомендуется провести на первом занятии после экскурсии в форме отчёта: написание отзыва, эссе, письма к потомкам; изготовление афиши, вывески; составление вопросов викторины и др. (по выбору)
Методы обучения:
- личностно-ориентированный,
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный:
(словесные методы): сообщение, рассказ, беседа, лекция - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
(наглядные методы): демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, картин, иллюстраций - дают возможность детально обследовать объекты; дополняют словесные методы, способствуют развитию образного мышления детей, зрительной памяти;
- проектный метод: изготовление отчёта, фотоматериалов, рисунков, плакатов, схем; практические работы, выполненныё по образцам с выставок - способствует развитию навыков и умений, позволяет воплотить теоретические знания подростков на практике.
Виды деятельности.
1. Учебная:
1) классная работа: уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы фольклорного и краеведческого театра; заочные путешествия по городу, стране и миру;
2) внеклассная работа с книгой, энциклопедией: чтение и изучение материалов), поиск справок в словарях и справочной литературе; работа с периодическими изданиями, журналами, их классификация и т.д.);
3) классная и внеклассная: развитие устной и письменной речи, формирование богатой, насыщенной (интонационно и лексически) речи, в которой отражается культура народа, отдельного человека.
2. Эвристическая: участие в городских экскурсиях; поиск информации из различных источников для заочных экскурсий по музеям города, региона, страны, мира и открытие новых знаний.
3. Творческая:
- устное рассказывание о своих впечатлениях;
- письменное изложение собранного материала;
- выпуск специальных стенгазет, подготовка заметок и статей,
- подготовка и тренинг доклада,
- работа над проектами, презентациями:
- сочинение сценария презентации
- работа над текстом презентации,
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по технологии «Экскурсионная деятельность»
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Ученик научится: осознавать свои возможности в учении на основе личных наблюдений, систематизации полученных знаний, практической деятельности.
Будут сформированы: мотивационная основа учебно-познавательные деятельности; эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой; социальная адаптация.
Ученик получит возможность:
- для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- адекватного понимания причин успешности человека в творчестве, в профессии, в жизни.
Предметные результаты
- различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины, работы в целом;
- проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же мастера или экспонатов выставки определённого периода истории
Метапредметные планируемые результаты
Познавательные УУД:
ученик научится: ориентироваться в музеях, на предприятиях родного города;
- внимательно рассматривать работы, картины, музейные экспонаты и находить указанные детали;
- самостоятельно открывать подробности, характерные детали;
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- понимать логику развития культурного наследия родного края; представлять её в своих отчётах;
- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
ученик научится:
задавать вопросы, отвечать на них;
- владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, порой не совпадающих;
- строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр видит и не понимает (уметь отстаивать свою точку зрения);
- строить монологическое высказывание.
Получит возможность научиться:
- доступно для окружающих выражать свои мысли;
- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.
Регулятивные УУД:
ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам наблюдений;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- выполнять определённые действия в умственной, речевой и материальной форме.
Получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем приоритеты, ориентироваться в новом учебном материале, действовать по определённому алгоритму.
- строить свои действий, ориентируясь на образцы мастеров.
Содержание курса «Экскурсионная деятельность» по технологии
(5-11 классы)
1.Экскурсия в школьный музей «Куклы - моя любовь» Игра - путешествие по музею (5 класс). Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов:
(инструктаж по правилам техники безопасности во время экскурсии). Знакомство детей с обычаями русского народа с традиционными русскими игрушками.
Познавательные: познакомить с экспозициями школьного музея; с историей становления и развития экскурсионной деятельности в школе; о принципах пополнения музея;
- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной формах.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих; последовательно, точно и полно передавать необходимую информацию, как ориентир для дальнейших действий.
Ученик получит возможность для формирования осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу: соблюдать правила дорожного движения по пути следования к объектам наблюдений; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале; сотрудничать с учителем; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;
соблюдать правила поведения во время экскурсии (различать способ и результат действия).
Итоговое занятие - составление памятки экскурсанта, обобщив правила поведения во время экскурсии.
2 .Экскурсия в музеи льна (5класс)
Познакомить детей с обычаями русского народа с предметами русского быта: народным костюмом, выполненным в необычной форме - из домотканого холста, на старинных ткацких станках; с традиционными народными ремёслами.
Познавательные: познакомиться с Государственным историко-культурным музеем под небом; с историей и достопримечательностями Смоленского кремля, с одной из башен - Никольской, в которой размещён музей льна; ориентироваться в музеях родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира; понимать логику развития культурного наследия родного края.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
- развить чувства прекрасного на основе знакомства с образцами отечественной культуры.
Итоговое занятие. Оформление гобелена, сотканного на ручном ткацком станке, по впечатлениям от экскурсии.
Закрепить знание достопримечательностей города, понятий о народных промыслах. Выразить в работах впечатления от экскурсии. Закрепить приёмы работы на ручном ткацком станке.
3. Экскурсий на выставку работ студентов дизайнеров СГУ «Бумажные фантазии», в «Центр культуры» на улице Тенишевой, ( 5 класс )
Познакомить детей с обычаями народов, с видами костюмов, выполненных в необычной форме из бумаги. В рамках знакомства с профессией конструктор, дизайнер, модельер. Расширить представления обучающихся об изобразительных свойствах бумаги, др. материалов.
Познавательные: ориентироваться в выставочных залах родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали в одежде;
- устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как изготовлен тот или иной экспонат выставки;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- понимать логику изготовления того или иного экспоната;
- проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;
- создавать алгоритм действий и выполнять их;
- анализировать изделие по заданным критериям.
Коммуникативные: умения общаться, договариваться с партнёрами по проектной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу;
- уметь выполнять действия по образцу: учитывая, выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
Ученик познакомится с выставочными залами МБУК «Центр культуры» на ул. Тенишевой, с историческими достопримечательностями города Смоленска.
Ученик получит возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
Практическое занятие. Экскурсия по выставке работ студентов конструкторов, дизайнеров, модельеров.
Итоговое занятие: изготовление поделок из бумаги в технике оригами и бумажной пластики. Выразить в работах впечатления от экскурсии.
4. .Экскурсия в Центр культуры на ул. Тенишевой на экологическую выставку работ смоленских мастеров «Золотой мой петушок» (6 класс)
Познакомить детей с образцами народного творчества; приобрести опыт культурного поведения в обществе, экологической целесообразности при обращении с бытовыми отходами;
- рассматривание поделок из вторичного сырья;
- приобретение опыта в решении общей проблсмы охраны окружающей среды творческими людьми города.
Ученик научится:
- создавать поделки из вторичного сырья, с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ.
Ученик получит возможность: расширить кругозор; - удовлетворить познавательные интересы;
- сформировать целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств;
- воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице.
Практическое занятие. Экскурсия на экологическую выставку.
Итоговое занятие: изготовление поделок из вторсырья для выставки «Отходы – в доходы»,. «Вторая жизнь отходов» Профессиональные пробы конструкторов, экологов.
5. Экскурсия в кузницу (филиал) исторического музея (6 класс)
Познакомить детей с обычаями русского народа, с предметами русского быта: с традиционными народными ремёслами, с образцами народного творчества. - сформировать целостное представление о мире профессий, о месте человека в профессиональном мире, о роли пожарных спасателей в деле охраны окружающей среды;
- воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице;
Познавательные: ориентироваться в музеях родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали; устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира; понимать логику развития культурного наследия родного края.
Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом;
-слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе
- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- воспитание гражданственного патриотизма, интереса к культуре своей страны.
Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами народного творчества
Практическое занятие. Экскурсия в кузницу (филиал) исторического музея
Итоговое занятие: Проект «Кузнечное мастерство в наши дни». Работа
над сценарием презентации с использованием фото материалов с экскурсии.
6. Экскурсия в «Музей пожарного дела» - в рамках знакомства с профессиями: пожарник, работник службы спасения. Закрепить навыки безопасного обращения с газовым оборудованием, с электроприборами в домашних условиях и с огнём на природе.
Познавательные: проявлять познавательную инициативу; ориентироваться в музеях родного города;
- внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали в предметах экспозиции;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- сравнивать информацию, полученную из разных источников; создавать алгоритм действий и выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как изготовлен тот или иной экспонат выставки;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- понимать логику изготовления того или иного экспоната
Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что- то нет; задавать вопросы; строить монологическое высказывание.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные: уметь выполнять действия по образцу: проявлять познавательную инициативу;
- оформлять плакат, определив композицию, цветовое решение знания шрифтов;
- рациональное применение ручных инструментов и оборудования для декоративно-прикладных работ.
Ученик получит возможность: расширить кругозор,
- удовлетворить познавательные интересы;
- сформировать целостное представление о мире профессий, о месте человека в профессиональном мире, о роли героев - спасателей;
- воспитать экологическую культуру, ответственное отношения к природе и к человеку, её частице;
- понять, что пожар легче предупредить, чем с ним бороться.
Практическое занятие. Экскурсия в «Музей пожарного дела»
Итоговое занятие: проект - плакат «Останови огонь!» в технике: аппликация, коллаж, декупаж.
7. Виртуальная экскурсия - путешествие по древнему городу« Город лучший на земле».(7 класс) презентация
В рамках знакомимся с достопримечательностями города Смоленска.
Главная улица города. «Начинается Смоленск, как известно от Днепра….».
Игра – путешествие по Смоленску.
Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Лучший город на земле».
Познавательные: освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно;
- проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;
- рассматривать фотоматериалы: «Архитектура Смоленска», «Город русской славы» и др.
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Коммуникативные: владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного;
- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию для построения действий по созданию панно, пряника, плакетки;
- умение работать в группе при выполнении задания;
- умение вести сотрудничество с учителем и коллективом;
-слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе
- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свой город, страну, любви к Отечеству.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- создавать алгоритмы действий и выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;
Итоговое занятие: проект - плакетка, панно, или пряник. «Смоленск - город русской старины» или «Город православной культуры» (формование солёного теста: лепка)
Работа над сценарием презентации «Город мой».
8. Экскурсия в «Центр культуры» на улице Тенишевой «Многоликая мода» (7 класс)
В рамках знакомства с профессией модельер, дизайнер - рассматривать работы студентов дизайнеров СГУ–познакомиться с работами смоленских художников, со способами оформления работ.
Ученик научится:
- знакомиться с образцами творчества в подлиннике;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
- иметь представление о современных профессиях и описывать их особенности.
Ученик получит возможность научиться: понимать культурно - историческую ценность традиций, отражённых в одежде, выбирать формы одежды, создавая эксклюзивный стиль,
- уважительно относиться к труду людей, создающих одежду.
Практическое занятие. Экскурсия в «Центр культуры» на улице Тенишевой
Итоговое занятие. Работа над проектом «Линии в одежде» (графическая работа) Профессиональная проба модельера, художника, дизайнера, конструктора по изготовлению костюмов, по оформлению проектных графических работ.
9. Виртуальная экскурсия «Путешествие в страну Ремёсел», в посёлок Гнёздово (7 класс)
В рамках знакомств с достопримечательностями нашего региона;
с образцами творчества в подлиннике;
Ученик научится: искать материал об определённых профессиях, орудиях производства из; различных источников
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
- иметь представление о современных профессиях и описывать их особенности.
Ученик получит возможность научиться: понимать культурно - историческую ценность традиций, отражённых, в промыслах и ремёслах,
- выбирать материалы, инструменты, оборудование в зависимости от поставленной творческой задачи;
- уважительно относиться к труду людей гончарного производства.
Познавательные: ориентироваться в музеях родного города; освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать экспонаты и находить указанные детали; объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира профессий.
Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов
Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
адекватного понимания причин успешности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.
Практическое занятие. «Игра - путешествие в страну Ремёсел» (экскурсия заочная).
Итоговое занятие. Работа над проектом «Город мой». Совершенствование навыков лепки в тестопластике. Составление сценария презентации «Гончарных дел мастера» по выбору.
10 . Виртуальная экскурсия во Флёново (Талашкино) Церковь святого духа (8-11 класс)
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательные и внешние мотивы; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Познакомить с социально - общественной деятельностью Марии Клавдиевны Тенишевой – открытие школ для детей крестьян, в которых обучали и грамоте и ремёслам.
Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства, деревянного зодчества под открытым небом в Талашкино, музеем народного творчества (Дом-музей - усадьба княгини М. К. Тенишевой)
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; представлять логику развития культурного наследия родного края; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие нашего региона, страны.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; словесно описывать музейные экспонаты.
Практическое занятие. Деловая игра –« Путешествие в Теремок» (экскурсия заочная).
Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные ремёсла в школе, открытой М.К. Тенишевой во Флёново». Составление сценария презентации «Княгиня М.К.Тенишева – меценат». Образно описывать музейные экспонаты.
Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях. Профессиональная проба экскурсовода, лектора, учителя.
11. Экскурсия в культурно–выставочный центр имени Тенишевых (8-11 класс)
- в рамках знакомства с профессией «художник» и творчеством юбиляра - бывшего преподавателя живописи художественно-графического факультета СГПИ, Нины Ипполитовны Агеевой
Ученик научится:
- знакомиться с образцами творчества в подлиннике;
- распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);
- стремиться улучшать жизнь человека, создавать красоту своими руками.
Ученик получит возможность научиться
- культурному поведению в обществе,
- реализовывать общекультурную компетенцию;
- самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;
- выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования с учетом региональных особенностей.
Практическое занятие.
Итоговое занятие Составление сценариев презентаций «Школьный художественный фонд», «Творческие сезоны в усадьбе княгиня», «Передвижные выставки в Смоленске».
12. Деловая игра «Мастера и подмастерья». (8-11 класс) Виртуальное путешествие в Дом–музей «Русская старина»
Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства;
- с образцами декоративно-прикладного творчества в подлиннике;
- стремиться улучшать жизнь человека, создавать красоту своими руками.
Ученик получит возможность научиться - культурному поведению в обществе,
- реализовывать общекультурную компетенцию;
- самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;
- выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования с учетом региональных особенностей.
Практическое занятие.
Итоговое занятие Составление ребусов, кроссвордов по теме: «Что мы знаем о ДПИ?», выбор вида проекта, составление алгоритма работы над ним.
13. Экскурсия в Дом художников на персональную художественную выставку. (8-11 класс)
Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства; с памятниками архитектуры;
- понимать и уважать культурно историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, традиций трудовых династий, как своей школы, так и региона, страны.
Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом;
-слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно заниматься познавательной и практической деятельностью;
- сформировать целостное представление о мире профессий, о месте человека в мире искусства и творчества, науки и техники.
Практическое занятие.
Итоговое занятие. Составление сценария презентации «Смоляне - почётные члены Российской академии художеств». Работа с фотоматериалы с выставок.
14. Экскурсия на выставку художников-дизайнеров. (8-11 класс)
Важна мотивационная основа учебной деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме
проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников; создавать алгоритм действий и выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям
Коммуникативные: строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий
Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Воспитывать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой художников – дизайнеров.
Практическое занятие. Экскурсия
Итоговое занятие: оформление проектных работ в разных техниках. Составление сценария презентации «Смоленский дизайнер». Мастер-класс по модульному оригами
15. Экскурсия в Дом – музей скульптора С. Т. Конёнкова». (8-11 класс)
Посетить дом–музей скульптора, открытого ещё при жизни Сергея Тимофеевича Конёнкова. Расширить представления о творчестве скульптора. Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; творческому наследию мастера.
Развить чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной культурой.
Познавательные: ориентироваться в музеях родного города;
- узнать о творчестве знаменитого земляка;
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;
- внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали;
- представлять логику развития культурного наследия родного края;
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
-осознавать свои возможности в учении на мастера – скульптора, резчика по дереву.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий
- адекватно понимать причины успешности мастера – скульптора.
- осознавать устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как часть человеческой жизни.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам
Практическое занятие. Экскурсия в Дом – музей скульптора С. Т. Конёнкова.
Итоговое занятие. Поделка «Дерево чудес» в технике модульное оригами, тестопластика.
Знать название произведений С. Т. Конёнкова. Выразить отношение к творчеству в поделке «Дерево чудес». Оформление выставки проектных работ.
16. Виртуальная экскурсия в Музей Великой Отечественной войны города Смоленска Экскурсия в музей патриотической направленности (8-11 класс)
Познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,
с биографиями и подвигами жителей Смоленска - участниками Великой Отечественной Войны.
Познавательные: Знать основные факты, связанные с Великой Отечественной войной и подвигом нашего народа. Хранить память поколений: подвиг русских солдат, оборонявших Смоленск от французов; и советского героя, водрузившего флаг над поверженным Рейгстагом.
Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Коммуникативные: Формирование навыков работы в группах; договариваться с людьми, работая в проектной группе; - уметь провести самоанализ и взаимоанализ выполненной работы.
Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
Регулятивные: уметь самостоятельно составлять план работы; проявлять познавательную инициативу;
- определять и формулировать цель деятельности, основные механизмы оценки самочувствия.
- уметь составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору. Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Практическое занятие. Деловая игра «Я приглашу тебя в музей…».
Итоговое занятие. Составление сценария презентации «Смоленск – город воин».
Изготовление газет и плакатов, посвящённых защитникам города для прессцентра. Оформление открыток, поздравлений ветеранам.
Профессиональная проба: учитель истории, лектор художник. Дизайнер.
17. Экскурсия профориентационная на предприятие, учебное заведение (8-11 класс)
Знакомство с профессиями - широкая мотивационная основа учебно - познавательной деятельности, включая социальные мотивы; осознание адекватного понимания причин успешности человека в той или иной профессии.
Практическое занятие. Экскурсия на предприятие, в учебное заведение.
Познавательные: расширить представления о мире профессий;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
- ориентироваться в предприятиях, учебных заведениях родного города, региона;
- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира профессий;
- представлять логику развития культурного наследия родного края в профессиональном плане.
Коммуникативные: владеть диалогической формой речи при обсуждении той или иной профессии, её положительных отрицательных моментов;
- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию об учебных заведениях. как ориентир для получения профессии.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- добывать новую информацию из различных источников. Практическое занятие
Практическое занятие. Экскурсия профориентационная
Итоговое занятие. Деловая игра «Все профессии нужны».
Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры;
обогащение социально-игрового опыта;
расширять и уточнять речевой словарь.
Тематическое планирование занятий «Экскурсионная деятельность» по технологии в 5 – 11 классах на 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Классы | Кол-во часов |
Экскурсия в школьный музей «Куклы - моя любовь » | 5 | 1 | |
Итоговое занятие: сочинение отзыва, памятки экскурсанта. | 5 | 1 | |
Экскурсия на выставку работ студентов дизайнеров СГУ «Бумажные фантазии» в «Центр культуры» на улице Тенишевой | 5 | 1 | |
Итоговое занятие: изготовление поделок из бумаги в технике оригами, бумагопластика. | 5 | 1 | |
Экскурсия в музей льна | 5 | 1 | |
Итоговое занятие: оформление тканого гобелена | 5 | 1 | |
Экскурсия в «Центр культуры» «Золотой мой петушок» на выставку работ смоленских мастеров. | 6 | 1 | |
Итоговое занятие: изготовление поделок из вторсырья «Отходы – в доходы». | 6 | 1 | |
Экскурсия в кузницу (филиал) исторического музея | 6 | 1 | |
Итоговое занятие: проект «Кузнечное мастерство в наши дни». | 6 | 1 | |
Экскурсия в музей Пожарного дела | 6 | 1 | |
Итоговое занятие: проект - плакат «Останови огонь!» | 6 | 1 | |
Виртуальная экскурсия «Город лучший на земле». | 7 | 1 | |
Итоговое занятие: проект - плакетка, панно, пряник (формование солёного теста) | 7 | 1 | |
Экскурсия в «Центр культуры» «Многоликая мода» | 7 | 1 | |
Итоговое занятие: проект «Линии в одежде» (графическая работа) | 7 | 1 | |
Виртуальная экскурсия «Путешествие в страну Ремёсел», в посёлок Гнёздово. | 7 | 1 | |
Итоговое занятие Составление сценария презентации «Гончарных дел мастера». | 7 | 1 | |
Виртуальная экскурсия во Флёново | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие. Профессиональная проба экскурсовода, лектора, учителя. | 8-11 | 1 | |
Экскурсия в культурно–выставочный центр имени Тенишевых | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие: Составление сценария презентации «Княгиня – меценат» | 8-11 | 1 | |
Деловая игра «Мастера и подмастерья» | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие Составление ребусов, кроссвордов по теме: «Что мы знаем о декоративно-прикладном искусстве?», выбор вида проекта. | 8-11 | 1 | |
Экскурсия в Дом художников (персональная художественная выставка). | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие. Составление сценария презентации | 8-11 | 1 | |
Экскурсия на выставку художников-дизайнеров | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие. Оформление проектных работ в разных техниках. Мастер-класс по модульному оригами | 8-11 | 1 | |
Экскурсия в Музей скульптора С.Т. Конёнкова | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие. Поделка «Дерево чудес» в технике модульное оригами, тестопластика | 8-11 | 1 | |
Экскурсия (профориентационная) на предприятие или учебное заведение | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие Деловая игра «Все профессии нужны». | 8-11 | 1 | |
Экскурсия в музей Великой Отечественной войны | 8-11 | 1 | |
Итоговое занятие Составление сценария презентации «Смоленск – город воин» Профпроба: учитель истории, лектор. | 8-11 | 1 |
Методическое обеспечение:
- «Православные храмы Смоленска» путеводитель, изд. ООО «Кантилена», г. Смоленск, 2013 г.
- А. В. Лапикова «Смоленск. Свидание с городом». Смоленск: изд. Русич, 2009 г.
- Справочник из серии «Мой город», учебные заведения Смоленска и смоленской области,изд. ООО «Смоленск книга» 2008г.
- А.А. Соловьёва, С.А. Мухина «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении». Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004год.
- А. В. Новгородова «100 русских художников», энциклопедия для детей, изд. Белый город, Москва, 2005 год, сайт издательства: www.belygorod.ru
- С.А. Лаврова «Загадки и тайны старых картин», энциклопедия тайн и загадок, изд. Белый город, Москва, 2006год, сайт издательства: www.belygorod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)
Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...
Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)
Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...
Рабочая программа внеурочного курса "Структура английского предложения" для 5 класса
Рабочая программа разработана для внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся....
Рабочие программы 2021 года для урочной деятельности по изобразительному искусству 5-7 класс
Рабочие программы к урокам изо, 5-7 классы....
Рабочая программа внеурочного курса " Путевка в жизнь" для 9 класса
Рабочая программа внеурочного курса «Путевка в жизнь» социального направления для 9 класса составлена на основании авторской программы Л.Н. Бобров...
Рабочая программа внеурочного курса " основы финансовой грамотности" 6-9 класс
Данная практика основанная, на методах исследования способствует формированию заинтересованности школьников темой финансовой грамотности, мотивирует к повышению своего уровня знаний по данн...
Рабочая программа внеурочного курса "Разговор о важном" 8-9 класс
Рабочая программа внеурочного курса "Разговор о важном" 9 класс, 2023 г....