Конспект урока по технологии 6 класс на тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
методическая разработка по технологии (6 класс)
Урок по технологии 6 класс на тему
«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Цели: ознакомить учащихся с разнообразием круп, бобовых и макаронных изделий. Научить учащихся варить макароны. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Оборудование: учебник «Технология. Обслуживающий труд.» 6 класс, О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, М.: «Дрофа», 2015 г., кухонный инвентарь, инструкционные карты, коллекция макаронных изделий, круп и злаковых культур, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
I. Организация урока.
а) Приветствие;
б) Выявление отсутствующих.
в) Повторение пройденного материала.
г) Объявление темы урока (слайд 1). Запись темы урока в тетрадях.
д) Доведение до учащихся целей и плана урока.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос. Вопросы для повторения:
- Почему с пищей в организм должны ежедневно поступать минеральные вещества? (Минеральные вещества так же важны для организма, как т витамины, белки, жиры и углеводы, и имеют большое значение для нормального физического и психологического состояния человека.)
- На какие группы принято делить минеральные вещества? (макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы).
- Почему в детском, юношеском и пожилом возрасте очень важно употреблять в пищу продукты, богатые кальцием?
(Для роста и укрепления костей. В детстве, юности кости растут, а в пожилом возрасте утрачивают свою прочность.) - Почему необходимо строго следить за сроком годности консервов в жестяных банках? – (Олово, которое нанесено на внутреннюю поверхность банок может переходить в продукты и отрицательно действовать на организм человека).
- Избыток каких элементов в пищевых продуктах может вызвать отравление организма? (цинк, соли меди, свинца, олова, мышьяка)
III . Изучение нового материала. Слайд 1.
Сегодня на уроке мы поговорим о кашах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.
Объяснение учителя.
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу. Слайд 2, 3
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Рассмотреть образцы!!! Слайд 4.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время, чтобы они не прогоркли.
Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.
(Под запись в тетрадь). Слайд 5,6,7,8
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
- Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
- Каша – кормилица наша.
- Русского мужика без каши не накормишь.
- Кашу маслом не испортишь.
- Щи да каша – радость наша.
- Каша-то густа, да чашка пуста.
- Где щи да каша – там и наши. Слайд 9.
Физическая минутка для снятия напряжения мышц туловища
И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 —повернуть плечи вправо; 2 — повернуть плечи влево; 3—4 – то же; 5-6 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ БОБОВЫХ. (Слайд 10)
К бобовым относятся: горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.
Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее не сушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.
Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.
Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.
При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассированном виде после полного размягчения бобовых.
Слайды 10,11,12,
Макаронные изделия (Слайд 13) - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом.
С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.
Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.
Слайд 14-19
Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:
- иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;
- правильную форму;
- вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и
других посторонних привкусов и запахов.
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй – несливной. (Охарактеризовать оба способа.)
I способ варки применяют для гарниров;
II способ - для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:
- отварные макаронные изделия должны быть мягкими, не склеенными, не разваренными, без комков;
- запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка; - вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
IV. Практическая работа. (Учебник, практическая работа «Макароны с сыром», с.26.). Перед началом практической работы напоминаю правила ТБ:
- с электронагревательными приборами – включать и выключать сухими руками, по окончании работы выключать электроплиту.
- с горячей жидкостью: пользоваться прихватками, снимать, приподнимать крышку от себя.
- засыпать макароны в кипящую жидкость осторожно, чтобы не разбрызгивалась вода.
Учащиеся закрепляют изученный материал практической работой.
Для выполнения практической работы класс разделён на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят макароны.
Во время работы я концентрирую внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, проверяет наличие прихваток.
Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.
V. Итог урока.
Анализ урока, отмечает типичные ошибки. Выставляет оценки всем учащимся.
- Дегустация блюд, приготовленных учащимися.
- Заключительное слово учителя.
Выставление оценок. Объявление итогов урока.
Домашнее задание. В тетради описать технологию приготовления блюда, приготовленного на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_blyuda_iz_krup_bobovyh_i_makaronnyh_izdeliy.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"
Конспект разработан для учителей работающих по учебнику: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под. ред. В.Д. Симоненко.- 3-е изд., перераб. - ...
Компетентностно-ориентированный тест по теме:"Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе.
КОТ составлен для проверки знаний учащихся по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе, занимающихся по учебнику: Технология. Обслуживющий труд6 6 класс: учебник для учащихся общ...
План урока в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"
Данный материал содержит план урока ФГОС в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...
Презентация по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"
Данная презентация разработана к уроку по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...
Технологическая карта урока по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий ".
Этот материал необходим на уроке как учителям со стажем работы так и молодым специалистам. Имея технологическую карту урока, можно дать любой урок на хорошо или отлично....
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе " Блюда из круп , бобовых и макаронных изделий " .
Конспект урока по технологии в классе ....
Конспект урока 5 класс по теме: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Материал к уроку по технологии...