Конспект урока по технологии 6 класс на тему «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
методическая разработка по технологии (6 класс)

Бобошко Светлана Анатольевна

Урок по технологии 6 класс на тему

«Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

                                                                                       

Цели: ознакомить учащихся с разнообразием круп, бобовых и макаронных изделий. Научить учащихся варить макароны. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.

Оборудование: учебник «Технология. Обслуживающий труд.» 6 класс, О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, М.: «Дрофа», 2015 г., кухонный инвентарь, инструкционные карты, коллекция макаронных изделий, круп и злаковых культурпроектор, компьютер, презентация.

Тип урока – комбинированный.

 

Ход урока

I. Организация урока.

а) Приветствие;
б) Выявление отсутствующих.
в) Повторение пройденного материала.
г) Объявление темы урока (слайд 1). Запись темы урока в тетрадях.
д) Доведение до учащихся целей и плана урока.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы для повторения:

  1. Почему с пищей в организм должны ежедневно поступать минеральные вещества? (Минеральные вещества так же важны для организма, как т витамины, белки, жиры и углеводы, и имеют большое значение для нормального физического и психологического состояния человека.)
  2. На какие группы принято делить минеральные вещества? (макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы).
  3. Почему в детском, юношеском и пожилом возрасте очень важно употреблять в пищу продукты, богатые кальцием? 
    (Для роста и укрепления костей. В детстве, юности кости растут, а в пожилом возрасте утрачивают свою прочность.)
  4. Почему необходимо строго следить за сроком годности консервов в жестяных банках? – (Олово, которое нанесено на внутреннюю поверхность банок может переходить в продукты и отрицательно действовать на организм человека).
  5. Избыток каких элементов в пищевых продуктах может вызвать отравление организма? (цинк, соли меди, свинца, олова, мышьяка)

 

III . Изучение нового материала. Слайд 1.

Сегодня на уроке мы поговорим о кашах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.

Объяснение учителя.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу. Слайд 2, 3

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлен­ы в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.

Рассмотреть образцы!!! Слайд 4.

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом по­мещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время, чтобы они не прогоркли.

Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.

(Под запись в тетрадь). Слайд 5,6,7,8

Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:

  • Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
  • Каша – кормилица наша.
  • Русского мужика без каши не накормишь.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Щи да каша – радость наша.
  • Каша-то густа, да чашка пуста.
  • Где щи да каша – там и наши. Слайд 9.

Физическая минутка  для снятия напряжения мышц туловища

И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 —повернуть плечи вправо; 2 — повернуть плечи влево; 3—4 – то же; 5-6 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 

БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ БОБОВЫХ. (Слайд 10)

К бобовым относятся: горох, фасоль, чечевица. Горох луще­ный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бо­бовых определяется содержанием в них большого количества бел­ков — до 25%.

Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее не сушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в лите­ратуре в X—XII вв. Употребление в пищу начинает­ся с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.

Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.

Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набу­хания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятст­вующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.

При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассированном виде после полного размягчения бобовых.

Слайды 10,11,12,

Макаронные изделия (Слайд 13) - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом.

С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.

Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.

Слайд 14-19

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

  1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;
  2. правильную форму;
  3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и
    других посторонних привкусов и запахов.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй – несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ - для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

  1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, не склеенными, не разваренными, без комков;
  2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
    изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
  3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отвар­ным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

IV. Практическая работа. (Учебник, практическая работа «Макароны с сыром», с.26.). Перед началом практической работы напоминаю правила ТБ:

  1. с электронагревательными приборами – включать и выключать сухими руками, по окончании работы выключать электроплиту.
  2. с горячей жидкостью: пользоваться прихватками, снимать, приподнимать крышку от себя.
  3. засыпать макароны в кипящую жидкость осторожно, чтобы не разбрызгивалась вода.

Учащиеся закрепляют изученный материал практической работой.

Для выполнения практической работы класс разделён на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят макароны.

Во время работы я концентрирую внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, проверяет наличие прихваток.

Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.

V. Итог урока.

Анализ урока, отмечает типичные ошибки. Выставляет оценки всем учащимся.

  1. Дегустация блюд, приготовленных учащимися.
  2. Заключительное слово учителя.

Выставление оценок. Объявление итогов урока.

Домашнее задание. В тетради описать технологию приготовления блюда, приготовленного на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_blyuda_iz_krup_bobovyh_i_makaronnyh_izdeliy.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Конспект разработан для учителей работающих по учебнику: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под. ред. В.Д. Симоненко.- 3-е изд., перераб. - ...

Компетентностно-ориентированный тест по теме:"Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе.

КОТ составлен для проверки знаний учащихся по теме: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий" в 6 классе, занимающихся по учебнику: Технология. Обслуживющий труд6 6 класс: учебник для учащихся общ...

План урока в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Данный материал содержит план урока ФГОС в 5 классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...

Презентация по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"

Данная презентация разработана к уроку  по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий"...

Технологическая карта урока по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий ".

Этот материал необходим на уроке как учителям со стажем работы так и молодым специалистам. Имея технологическую карту урока, можно дать любой урок на хорошо или отлично....