Урок- экскурсия "Декоративно – прикладное искусство"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
урок проводится в школьном музее, интеграция предметов технология, история, информатика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_geht_o.a.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по технологии, учитель Гехт О.А.
Тема урока. Декоративно – прикладное искусство.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно – прикладного искусства (ДПИ), историей родного края.
Задачи
1. Дать краткий обзор содержания раздела «Художественные ремёсла» в 5 классе.
2.Ознакомить с понятием декоративно-прикладного искусства.
3. Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны.
4. Рассказать о старинных традициях и связанных с ними предметах декоративного искусства.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (п.24), ПК, проектор, материал ЭОР; музейные экспонаты, маршрутный лист, компьютеры с выходом в сеть интернет.
Урок- экскурсия (школьный музей и медиатека) : получения новых знаний.
Формируемые УУД
Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка
Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
- Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения заданий.
- Метапредметные (УУД): регулятивные - уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
- Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом, слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные - проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
- Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.
Ход урока
1 этап.
Организационный этап (самоопределение к деятельности) учащиеся заранее разделены на группы.
2 этап.
Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?
У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.
2.2. Учитель организует работу на выполнение задания.
Цель: познакомиться с видами ремесел.
На ваших столах находятся задания с вопросами, на которые вы должны ответить.
Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)
Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашей области? (гончарное ремесло, ковроткачество, вышивка, косторезный промысел, резьба по дереву)
Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)
Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)
3 этап.
Этап постановки цели
Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Вся наша земля – это земля мастеров.
Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.
Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.
3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.
-демонстрирует виды рукоделия.
Продолжаем урок-экскурсию. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.
Девочки, сформулируйте цель нашего урока:
К своему ответу добавьте действие
«Познакомиться» «Иметь представление»
( ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)
Цель намечена. Наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?
Действительно, тема урока – декоративно-прикладное искусство.
3.2 Обзорная экскурсия в разделе ДПТ музея. Выступление подготовленных девочек с индивидуальным домашним заданием.
4 этап.
Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Переход в медиатеку. («открытие» детьми нового знания)
Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.
- работа в группах.
Учащиеся самостоятельно проводят исследования ответов на вопросы в маршрутных листах,
находя информацию работая с интернет ссылками.
Группа 1
http://club.osinka.ru/topic-183484
Вопросы:
Что такое вышивка?
Какие счетные швы вы знаете?
Чем характерна вышивка «орловский спис»?
Группа 2
Вопросы:
http://www.russia-open.com/1748/2014/05/08/OT-TONENKOJ-PAUTINKI-K-MIROVOMU-BRENDU.phtml
Какие кружева называют застывшими красками северной зимы?
Где находится самый знаменитый кружевной промысел?
История Вологодского кружева (рассказать кратко)
Группа 3
Вопросы:
http://pushaplatok.ru/nisi-elit-conuat-ipsum-nec-sagittis-sem-nibh-id-elit/
Какие инструменты используют при вязании?
Какие существуют виды оренбургских платков?
Группа 4
Вопросы:
http://zonarukodeliya.ru/iskusstvo-hohlomyi/
Рассказать о истории появления, старинного русского промысла хохлома.
Группа 5 http://zakazcarpet.ru/kovrotkachestvo-v-rossii/
Вопросы: Какие народы занимаются ковроткачеством?
Как делятся ковры по способу изготовления?
5 этап
Защита групповых работ учащимися и выставление оценок.
Прослушав ваши сообщения, можем ли мы ответить на поставленные вопросы?
Вопросы:
-Что объединяют все виды ДПИ? (все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.
-Какой вид вам больше всего понравился?
6 этап
Рефлексия учебной деятельности.
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.
Как вы думаете, наша цель достигнута?
-Чему научились на уроке?
-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
-Что больше всего вам понравилось?
-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?
-Какие виды вы уже умеете выполнять?
-Какому виду вы хотели бы научиться делать?
Девочки, огромное вам спасибо за урок. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие – экскурсия прошла отлично. Мы вспомнили и изучили с вами народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке.
Домашнее задание: Найти информацию о народных промыслах твоего региона. (Оформить в презентацию 5-6 слайдов)
Ссылка на сайт http://w-siberia.ru/turto/area/tyumenregion/towntr/prom.htm
Если останется время.
Ответы на задания «Проверь себя» по теме «Декоративно
-прикладное искусство»
1. Украшаю. 2. Вышивка. 3. Конь. 4.Хохлома. 5. Кружевоплетение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству
Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая...
Технологическая карта урока по декоративно-прикладному искусству "Пат и его применение на примере «Землянички»"
Уроки декоративно-прикладного искусства (флористика) предусматривают изготовление искусственных цветов, листьев и ягод землянички. Цветы и листья изготавливаем из ткани, обработанной желатином, а ягод...
Презентация к уроку по декоративно-прикладному искусству "Цветы в технике Ганутель"
Презентация предназначена для выполнения практической работе на уроках технологии или кружковой работе. Пошагоавя инструкция, образцы работ в доступной форме для учащихся 5-9 классов...
Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству. Мозаика из камня.
В условиях художественной школы техника мозаики из камня вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией....
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...
6 класс ИЗО. Урок 1. ТЕМА УРОКА: Беседа «Декоративно – прикладное искусство».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для детей с ограниченными возможностями 8 вида....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....