Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.
Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dymkovskaya_igrushka.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Гремяченская детская школа искусств»
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству
Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Подготовила
Преподаватель декоративно-
прикладного отделения
Черных Инга Владимировна
с. Гремячье 2024 год
Тема: По мотивам, Дымковской игрушки.
Цель урока: Познакомить с дымковской игрушкой «Барыня» Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной культуры и творчества. Вылепить куклу, сохраняя традиции росписи и специфику лепки дымковских мастеров.
Задачи:
1. Научить лепить куклу на основе базовых форм, передовая в лепке и украшениях характер дымковских мастеров.
2. Развивать творческое воображение, интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, закрепляя навыки работы с пластичной массой, умение её подготовить к работе.
3.Прививать эстетическое отношение к русской культуре интерес и любовь к предметам старины.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид работы: Лепка из глины
Оборудование для преподавателя: проектор, компьютер.
Оборудование и инструменты для учащихся : 1.Фартук, нарукавники, доска -подставка, стеки, губка, ведерко с водой, влажные салфетки для рук.
2. Глина для лепки.
Репродукции изображений Дымковской игрушки: Презентация игрушки из глины.
Литература:
1. Федотов Г.Я. Глина и керамика. - М.: 2002..
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 кл.- М.: 1999.
План урока
Организационный момент (1 минута)
Целеполагание (2-3 минуты)
3 Изучение нового материала (7 минут)
4 Практическая работа (25 минут)
5 Итог урока (5 минут)
Ход урока:
Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Сегодня, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Народная глиняная игрушка – это чудо забава для детей и взрослых, это и подарок, и украшение нашего интерьера. На уроке мы будем лепить куклу.
3. Изучение нового материала. (Краткий рассказ об истории дымковского промысла.) Знакомство с образом дымковской куклы барыни.
Сейчас, совершим не большое путешествие в историю промысла посмотрим, как изображали дымковских кукол или как называют нашу куклу-«барыня»: (показ слайдов)
1 слайд:
Сегодня на занятии, мы познакомимся с дымковской барыней.
Дымковская барыня очень яркая и нарядная. На голове обязательно темные кудри, шляпа или кокошник. На плечах раскинулась яркая пелерина, пышные рукава платья-кофты, пышная юбка с оборками, или белый фартук с рюшками. В руках обязательно предметы домашнего обихода или элементы декора.
2 слайд:
Рассмотрим наряд нашей барыни. Какие основные цвета использовались в росписи готового изделия ( синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
3 слайд:
Что означают узоры на дымковской игрушке ? Настоящий мастер должен был знать, что означали основные цвета росписи. К примеру зеленый-это символ природы, пашни, земли, красный-красота, здоровье, огонь, белый-добро, правда, чистота, черный- горе, зло, а голубой-цвет неба.
4 слайд:
5 слайд: Дымковская игрушка (Учитель показывает дымковские игрушки)
Ласково и нежно называют в просто народе эту игрушку – дымка. Откуда же взялось такое дивное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Предлагаю сейчас попробовать себя в роли мастера и слепить дымковскую барыню..
4. Практическая работа. (В процессе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся)
Процесс изготовления дымковской барыни
1. Куски глины делим на шарики. Из этих шариков формируем отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается, не из одного куска глины а из нескольких отдельных.
2. Шарик глины раскатываем в блин, из блина делаем конус- готова наша юбка барыни. Она получается пустая внутри. Стенки нашего конуса выравниваем при помощи вращения в руках.
3. Изготовление головы: голова -это шар.
3.Теперь смачиваем водой прикрепляем ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.
4. Все главные элементы игрушки делаем в первую очередь. Места соединения деталей сглаживаем выравниваем влажной тряпочкой. Получается готовая заготовка куклы.
5. Следующим этапом нашей работы будет украшение куклы декоративными элементами. Кокошник или шляпку лепим по выбору , косу, муфточку.
Сушка и обжиг. Игрушка сохнет примерно сутки в зависимости от толщины- при нормальной температуре. Обжиг производится в специальной печи при температуре 800 градусов в течении 6 часов.
Грунтовка и роспись. Традиционная игрушка грунтовалась смесью муки и молока. Сейчас игрушки грунтуют акриловыми или водно-дисперсионными красками (на водной основе)
Для росписи лучше всего использовать акриловые краски, так как они не пачкаются после высыхания (в отличии от гуаши). Краску следует развести до состояния жидкой сметаны. Мазок должен ложится густо но не комочком. И покрывать поверхность равномерно и не прозрачно.
Элементы росписи. Обязательно белый фон- это цвет чистоты. Красный цвет в росписи связывали с солнышком. Вся роспись состоит из простых элементов и древнейших семантических знаков: круг –солнце, кольцо- оберег, полоска- дорога, речка, точка- следы человека
5. Итог урока.
(В конце урока подводится итог проделанной работы проводится мини выставка. Ребята выставляют свои игрушки и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель проводит с ребятами оценочную работу, разбирают нюансы деталей оформления игрушки ,недочеты работы.
Давайте рассмотрим свои работы! Что можете о них сказать? (ребята говорят свои замечания и предложения)
- Как вы считаете, научились вы лепить дымковскую -барыню? (дети отвечают).Да с работой справились было интересно и увлекательно.
Спасибо! Все молодцы! Справились с заданием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса по теме : "Предложный падеж имени существительного. Предлоги «в» и «на»".
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...
Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"
Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги....
Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
Методическая разработка: "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...