"Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_kitayskie_fonari.doc34 КБ
Microsoft Office document icon prilzhenie_k_otkrytomu_uroku.doc781 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Халатьян Ирины Владимировны

               

              Открытый урок по предмету — декоративно-прикладное искусство.

              Во втором классе отделения изобразительного искусства Детской школы искусств (по семилетней программе) на тему: «Китайские фонари -

традиционное праздничное украшение».

              Вид урока: беседа, выполнение практического задания.

              Цель урока: -Знакомство с произведениями декоративно-прикладного

                                    искусства Китая.

                                    -Развитие наблюдательности , внимания и фантазии.

                                    -Воспитывать уважение и интерес к народным

                                    традициям Китая.

              Оборудование:

              а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно — прикладного

                  искусства. Репродукции картин китайских художников. Фотографии

                  и цветные ксерокопии праздничных мероприятий Китая.

              б) Для учащихся. Карандаши , акварельные краски , кисти , баночки

                  для воды , клей , иголка , нитки и бумажные заготовки фонарей.

              План урока

 

               Занятия в детской школе искусств , в соответствии с расписанием ,

 рассчитано на  3 учебных часа по 45 минут с двумя 5-минутными перерывами.

  1. Организационный момент ( 5 минут ).
  2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.

                     (20 минут)

                3.Постановка задачи урока (5 минут)

                4.Самостоятельная работа учащихся (1 час 40 минут)

  1. Обсуждение готовых работ ( 5 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Знакомство с новым  теоретическим и наглядным материалом.

15-го числа первого месяца по лунному календарю, в Китае отмечается один из самых торжественных традиционных праздников - «Юаньсяо цзе» или праздник Фонарей. Именно он завершает встречу китайского

Нового года . Его еще называют праздником  « первой ночи ». В этот день много веков назад взошел на трон император Вень-ди. С тех пор он ежегодно выходил из дворца вечером 15-го числа первого месяца, чтобы вместе со своими подданными отметить это событие, превратив его в праздник для всего китайского народа. Название праздника состоит из трех слов : «юань» , то есть «первая, начальная»; «сяо» означает  «ночь»

и «цзе» - «праздник». По лунному календарю 15-й день первого месяца-

это первая ночь в году с полной луной. В этот день поклонялись божественным покровителям местности и молили их о богатом урожае в новом году. В народе считается , что именно  с этого дня начинается настоящая весна.

Вея-дыша весной,

Ветер подул восточный,

Луна скользит по окошку,

В воздухе аромат.

Боюсь,что в саду бегонии

Заснули глубокой ночью.

Фонарь зажег и любуюсь.

Как ярок у них наряд!

( СУ ШИ, 1037- 1101 г.)

Праздником Фонарей  “Юаньсяо цзе” стал в 1 веке н.э., когда приверженец буддизма император Мин-ди приказал в этот день вечером зажигать фонари в императорском  дворце и в храмах в знак уважения к Будде. Красивая церемония понравилась народу Китая. Так появился обычай вывешивать возле домов зажженные разноцветные фонари.

         Любование игрой расписных фонариков, как в старину, так и сейчас -

         одно из любимых развлечений китайцев. Самое лучшее время для

          любования фонарями-это вечер, после заката солнца. Все небо озаряется

          светом и сопровождается залпами салютов и петард.

          Ночью ветер подул с востока,

          И хлопушки вдруг в небе синем,

          Словно сад, расцвели, и поблекли,

          И рассыпались звездным ливнем.

          Ароматами пряными веет,

          И повсюду в бурлящем потоке-

          Люди, кони, коляски резные...

          Слышен голос флейты далекий.

           А часы водяные капелью

           Уж весеннее время считают.

            «Пляска рыбок» и  «Танец дракона»

            Ни на миг до утра не стихают

                 (СИНЬ ЦИЦЗИ)

            Китайские фонарики по форме очень разнообразны, но особую

         популярность завоевали четырех и шести- гранные фонари с различными

         рисунками, которые люди развешивают у себя дома в канун большого

         праздника. Считается , что добрые духи слетаются на яркий свет этих

        фонариков, и, чтобы их слетелось как можно больше в Китае фонарики  

         раскрашивают вручную, используя яркие краски и делая трогательные

         надписи. И чем больше труда будет вложено в изготовление такого

         фонарика, тем больше его создатель получит богатства и успеха в

          будущем. ( Показываю фотографии и цветные ксерокопии праздничных

         мероприятий Китая ).

  1. Постановка задачи урока.

Задание будет такое : Разукрасить заготовку фонарика и собрать его.

                                                                                     ( Приложение 1 )

Ребята , сейчас внимательно рассматриваем художественные вырезки

«Цзяньчжи» , это один из видов народного декоративно — прикладного творчества Китая. (Приложение 2)

Изделия вырезанные из бумаги , используются в качестве декоративного элемента интерьера помещения. Бумажными фигурками обклеивают торшеры,

лампы и зеркала, колонны и окна, двери и фонари.

Изображения носят символический характер. Например, рыба символизирует  успехи в служебных делах и достаток.

( Две рыбки, плывущие вниз, означают единство и гармонию ; рыбка плывущая

вверх — успех в учении и работе ).

      Бабочка — радость.

      Дракон — власть императора.

      Сосна — долголетие

      Бамбук — стойкость и благородство.

      Лотос — чистоту.

      Пион -  богатство  и знатность.

      Слива ( мей ) - весну, Новый Год, обновление.

Используя мотивы вырезок, раскрашиваем заготовку фонарика. Главные  элементы старайтесь наносить на середину заготовки, так как верхняя и нижняя

части при сборке будут плохо видны.

  1. Самостоятельная работа учащихся.      

Ребята внимательно рассматривают ксерокопии вырезок, репродукции образцов декоративно-прикладного искусства и картин художников Китая.

Сначала делают работу простым карандашом, и если все устраивает, начинают работать красками.

    По окончании раскрашивания наносим клей по бокам заготовок, формируем фонарик и удерживаем в неподвижном положении до надежного склеивания.

Верхний и нижний края фонаря соединяем с помощью нитки и иголки, закрепляя нитку в виде петли в верхней части. ( Приложение 3 )

Наши фонари готовы. Мы в них вложили много труда, любви и веры в то, что

они принесут нам мир, счастье и удачу.

  1. Обсуждение готовых работ.      

В конце занятия проводится просмотр законченных работ. Фонари получились

яркими, уникальными. Ребята узнали много нового о декоративно-прикладном искусстве Китая и получили удовольствие от выполненной работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по  декоративно-прикладному искусству для учащихся 2 класса

( по семилетней программе )

« КИТАЙСКИЕ ФОНАРИ — ТРАДИЦИОННОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ

УКРАШЕНИЕ »

 

                                                                Составил: преподаватель

                                                                         Халатьян Ирина Владимировна

Энгельс

2012

                                             

                   

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Бумажная заготовка фонаря.


Приложение 2. Художественные вырезки «Цзяньчжи».


Приложение 3. Сборка фонаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...