"Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kitayskie_fonari.doc | 34 КБ |
prilzhenie_k_otkrytomu_uroku.doc | 781 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Халатьян Ирины Владимировны
Открытый урок по предмету — декоративно-прикладное искусство.
Во втором классе отделения изобразительного искусства Детской школы искусств (по семилетней программе) на тему: «Китайские фонари -
традиционное праздничное украшение».
Вид урока: беседа, выполнение практического задания.
Цель урока: -Знакомство с произведениями декоративно-прикладного
искусства Китая.
-Развитие наблюдательности , внимания и фантазии.
-Воспитывать уважение и интерес к народным
традициям Китая.
Оборудование:
а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно — прикладного
искусства. Репродукции картин китайских художников. Фотографии
и цветные ксерокопии праздничных мероприятий Китая.
б) Для учащихся. Карандаши , акварельные краски , кисти , баночки
для воды , клей , иголка , нитки и бумажные заготовки фонарей.
План урока
Занятия в детской школе искусств , в соответствии с расписанием ,
рассчитано на 3 учебных часа по 45 минут с двумя 5-минутными перерывами.
- Организационный момент ( 5 минут ).
- Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.
(20 минут)
3.Постановка задачи урока (5 минут)
4.Самостоятельная работа учащихся (1 час 40 минут)
- Обсуждение готовых работ ( 5 мин)
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом.
15-го числа первого месяца по лунному календарю, в Китае отмечается один из самых торжественных традиционных праздников - «Юаньсяо цзе» или праздник Фонарей. Именно он завершает встречу китайского
Нового года . Его еще называют праздником « первой ночи ». В этот день много веков назад взошел на трон император Вень-ди. С тех пор он ежегодно выходил из дворца вечером 15-го числа первого месяца, чтобы вместе со своими подданными отметить это событие, превратив его в праздник для всего китайского народа. Название праздника состоит из трех слов : «юань» , то есть «первая, начальная»; «сяо» означает «ночь»
и «цзе» - «праздник». По лунному календарю 15-й день первого месяца-
это первая ночь в году с полной луной. В этот день поклонялись божественным покровителям местности и молили их о богатом урожае в новом году. В народе считается , что именно с этого дня начинается настоящая весна.
Вея-дыша весной,
Ветер подул восточный,
Луна скользит по окошку,
В воздухе аромат.
Боюсь,что в саду бегонии
Заснули глубокой ночью.
Фонарь зажег и любуюсь.
Как ярок у них наряд!
( СУ ШИ, 1037- 1101 г.)
Праздником Фонарей “Юаньсяо цзе” стал в 1 веке н.э., когда приверженец буддизма император Мин-ди приказал в этот день вечером зажигать фонари в императорском дворце и в храмах в знак уважения к Будде. Красивая церемония понравилась народу Китая. Так появился обычай вывешивать возле домов зажженные разноцветные фонари.
Любование игрой расписных фонариков, как в старину, так и сейчас -
одно из любимых развлечений китайцев. Самое лучшее время для
любования фонарями-это вечер, после заката солнца. Все небо озаряется
светом и сопровождается залпами салютов и петард.
Ночью ветер подул с востока,
И хлопушки вдруг в небе синем,
Словно сад, расцвели, и поблекли,
И рассыпались звездным ливнем.
Ароматами пряными веет,
И повсюду в бурлящем потоке-
Люди, кони, коляски резные...
Слышен голос флейты далекий.
А часы водяные капелью
Уж весеннее время считают.
«Пляска рыбок» и «Танец дракона»
Ни на миг до утра не стихают
(СИНЬ ЦИЦЗИ)
Китайские фонарики по форме очень разнообразны, но особую
популярность завоевали четырех и шести- гранные фонари с различными
рисунками, которые люди развешивают у себя дома в канун большого
праздника. Считается , что добрые духи слетаются на яркий свет этих
фонариков, и, чтобы их слетелось как можно больше в Китае фонарики
раскрашивают вручную, используя яркие краски и делая трогательные
надписи. И чем больше труда будет вложено в изготовление такого
фонарика, тем больше его создатель получит богатства и успеха в
будущем. ( Показываю фотографии и цветные ксерокопии праздничных
мероприятий Китая ).
- Постановка задачи урока.
Задание будет такое : Разукрасить заготовку фонарика и собрать его.
( Приложение 1 )
Ребята , сейчас внимательно рассматриваем художественные вырезки
«Цзяньчжи» , это один из видов народного декоративно — прикладного творчества Китая. (Приложение 2)
Изделия вырезанные из бумаги , используются в качестве декоративного элемента интерьера помещения. Бумажными фигурками обклеивают торшеры,
лампы и зеркала, колонны и окна, двери и фонари.
Изображения носят символический характер. Например, рыба символизирует успехи в служебных делах и достаток.
( Две рыбки, плывущие вниз, означают единство и гармонию ; рыбка плывущая
вверх — успех в учении и работе ).
Бабочка — радость.
Дракон — власть императора.
Сосна — долголетие
Бамбук — стойкость и благородство.
Лотос — чистоту.
Пион - богатство и знатность.
Слива ( мей ) - весну, Новый Год, обновление.
Используя мотивы вырезок, раскрашиваем заготовку фонарика. Главные элементы старайтесь наносить на середину заготовки, так как верхняя и нижняя
части при сборке будут плохо видны.
- Самостоятельная работа учащихся.
Ребята внимательно рассматривают ксерокопии вырезок, репродукции образцов декоративно-прикладного искусства и картин художников Китая.
Сначала делают работу простым карандашом, и если все устраивает, начинают работать красками.
По окончании раскрашивания наносим клей по бокам заготовок, формируем фонарик и удерживаем в неподвижном положении до надежного склеивания.
Верхний и нижний края фонаря соединяем с помощью нитки и иголки, закрепляя нитку в виде петли в верхней части. ( Приложение 3 )
Наши фонари готовы. Мы в них вложили много труда, любви и веры в то, что
они принесут нам мир, счастье и удачу.
- Обсуждение готовых работ.
В конце занятия проводится просмотр законченных работ. Фонари получились
яркими, уникальными. Ребята узнали много нового о декоративно-прикладном искусстве Китая и получили удовольствие от выполненной работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по декоративно-прикладному искусству для учащихся 2 класса
( по семилетней программе )
« КИТАЙСКИЕ ФОНАРИ — ТРАДИЦИОННОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ
УКРАШЕНИЕ »
Составил: преподаватель
Халатьян Ирина Владимировна
Энгельс
2012
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Бумажная заготовка фонаря.
Приложение 2. Художественные вырезки «Цзяньчжи».
Приложение 3. Сборка фонаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».
Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...