АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУЧНОЙ ТРУД (в соответствии с ФГОС вариант 1)
рабочая программа по технологии

Босина Алёна Геннадьевна

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана для занятий с обучающимися 4 класса с учётом особенностей их познавательной деятельности на основании нормативно-правовых документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu_4_klass_fgos.docx84.45 КБ

Предварительный просмотр:

I. Целевой раздел

I. 1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана для занятий с обучающимися 4 класса с учётом особенностей их познавательной деятельности на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  5. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

I. 2.Общая характеристика учебного предмета

       Содержание программы позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (уроками чтения, рисования, математики и др.). Это открывает дополнительные возможности для развития умственно отсталых обучающихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях факультатива, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценивании готовых работ следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта), а также качество готового изделия, умение правильно организовать рабочее место.

Содержание курса состоит из семи блоков: работа с бумагой и картоном, работа с металлом, работа с древесиной, работа с тканью, ремонт одежды, картонажно-переплетные работы, ручные швейные работы.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

-значение декоративно-прикладного искусства в жизни людей;

-сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

-демонстрация лучших изделий обучающихся, выполненных на прошедших занятиях;

-соблюдение установленных правил и порядка на рабочем месте - основа успешного выполнения работы;

Формирование умений обучающихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами, рисунками, пооперационными картами.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос,  творческие работы.

       При планировании и построении уроков учителю необходимо учитывать психологопедагогические особенности обучающихся. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

       Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

       Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

       В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

       Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

     Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.

       У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности обучающихся этой группы, направленной на их обучение пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скоррегировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных форм мышления обучающихся с умственной отсталостью, в том числе и словесно-логического.

      Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т.д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта при умственной отсталости. В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью разных клинических групп (по классификации М.С.Певзнер) позволяет создавать условия, способствующие развитию всех процессов памяти.

       Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной возрастной динамики, но вместе с тем, эти показатели не достигают возрастной нормы.

       Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

       У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

       Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

     Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

       Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

        Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью 

       Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется и в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

       Общие потребности:

• время начала образования;

• содержание образования;

• разработка и использование специальных методов и средств обучения;

• особая организация обучения;

• расширение границ образовательного пространства;

• продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

       Специфические образовательные потребности:

• раннее получение специальной помощи средствами образования;

• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; · систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,

познавательных, трудовых и других ситуаций;

• обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

• развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

• специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

       В основу разработки программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

        Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

        Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

       Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

       Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

       В контексте разработки ПрАООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

• придание результатам образования социально и личностно значимого характера; · прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

        В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: 

― принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и

воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных

задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

Форма организации образовательного процесса.

        Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • коллективный, индивидуальный;
  • творческий метод.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане

 В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа:

Класс

Количество часов

В неделю

В год

4

1

34

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

Освоение детьми программы учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;

-формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;

-освоение социальной роли обучающегося;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-проявление доброжелательности и взаимопомощи;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-развитие мотивации к учению, работе на результат;

-развитие бережного отношения к природе;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-развитие самостоятельности: выполнение задания без текущего контроля учителя;

-овладевать социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-осознание себя как гражданина России.

-развитие навыков коммуникации и принятие норм социального взаимодействия;

-формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и взаимопомощи;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

-развитие мотивации

к учению, работе на результат;

-развитие бережного отношения к природе;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-проявление готовности к самостоятельным действиям;

-осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- знание правил организации рабочего места;

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного т- руда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

- умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

- умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

- умение составлять стандартный план работы по пунктам;

- умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

- умение выполнять несложный ремонт одежды.

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

- знание видов художественных ремесел;

- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

- умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

- умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;

- умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

- оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

II.2. Базовые учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);

Регулятивные БУД

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалышкольного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее

место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные БУД

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-

класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и све-рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

II.3. Содержание учебного предмета

Работа с бумагой и картоном
И з д е л и я : 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2.Предметные аппликации (дом,
автомобиль, жилая комната и т.д.).
Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным
размерам.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Инструменты: измерительная линейка, угольник,
ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства.
Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их
свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на
основание.
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей
ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и
угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании.
правильности наклеивание изделия.
Упражнение 1. В заданных в миллиметрах.
Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах.
3. Нахождение на линейке длин, контроль деталей.

Объёмные игрушки из бумаги и картона 
И з д е л и я :
1. Модель парашюта.   2. Макет комнаты.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства
бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для
моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж,
крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
3. Модель планера.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам.
Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток.
Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для
модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.

Пакеты и конверты
И з д е л и я : 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров.
3. Конверты для почтовых отправлений.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства
бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и
конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения.
Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным
ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток.
Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление
изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль,
подсчет изделий.

Ёлочные украшения
И з д е л и я : 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Полумаски. 5. Чемоданчики для
новогодних подарков.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды бумаги для изготовления елочных украшений и
игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость
пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным
украшениям.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам.
Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.

Коробки открытые
И з д е л и я :
коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Сведения о получении картона. Свойства картона.
Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка,
клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных
обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах.
Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
Самостоятельная работа.

Работа с тканью
Изготовление ткани
Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Применение тканей. Краткие сведения о получении
нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани —
полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного
макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила
безопасной работы с ножницами.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью
не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.

Салфетки  прихватки
И з д е л и я : 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с
обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя.
2. Другие виды обработки салфеток прихваток.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и
устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка
срезов. Контроль выполненных изделий.

Ручные швейные работы

Подушечка для игл
И з д е л и я . Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение изделия. Название ткани, понятие о
стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ
увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве.
Лицевая и обратная детали подушечки.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Разметка отделочных строчек на лицевой детали
изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

Ремонт одежды
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и
верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для
пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания
распоровшегося шва.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Определение места оторванной пуговицы. Пришивание
пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание
вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

Работа с металлом 
Изделия из проволоки
И з д е л и я : 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка). 2.
Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я .
Медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой. алюминиевая, стальная,
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . Отмеривание заготовок из проволоки по заданным
размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки
для книги (ориентировка по предметным образцам полуфабрикатам). Контроль и оценка
правильности выполненных изделий.

II.4. Система оценки достижения планируемых результатов

   Выставляемые оценки учащимся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе.

Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.

    В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по АООП и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, воспитанников по категориям:

- с легкой умственной отсталостью;

- с умеренной (средней) умственной отсталостью;

- со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

    При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.

1-й уровень:

Обучающиеся, способные в полном объёме освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ (с нарушением интеллекта). Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность.

2-й уровень:

Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ (с нарушением интеллекта) в меньшем объёме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно.-логической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое.

3-й уровень:

Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка.

        При планировании предполагаемых результатов по освоению АООП по предметам,

педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.

 Оценка обучающихся 2-х (начиная со второго полугодия) и 3-9-х классов по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:

«5» - отлично,  «4» - хорошо,  «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: если обучающиеся верно выполняют

· от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);

· от 51% до 65% заданий - «хорошо»;

· свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).

Оценка по ручному труду

Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

1. Промежуточная аттестация обучающихся проходит в виде контрольных практических работ в присутствии учителя. Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности учеников (умением изготавливать

различные поделки) и уровнем развития речи (умением дать словесный отчет о

проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).

2. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с учетом отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и материально-технического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.

3. Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации в 2-4 классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу.

Критерии оценки обучающихся.

Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить её, используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;

Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе;

Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы.

Оценка «2» не ставится.

II.5. Предметные результаты по предмету «Ручной труд»: по окончании  класса (подводится индивидуально)

Основные задачи контроля и оценки результатов обучения младших школьников.

Осуществлять объективную оценку предметных результатов, оценку личностных результатов, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования.

Способствовать воспитанию у младших школьников положительной мотивации к учебной деятельности.

Установить персональную ответственность педагогов в целом за качество процесса обучения.

Развивать у младших школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценить свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

       Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Предметные результаты по предмету ручной труд по окончании 4 класса

На начало учебного года

В конце первого полугодия

В конце учебного года

- называть основные свойства материалов;

Уровень усвоения

- называть назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними;

Уровень усвоения

- организовать работу по устной инструкции;

Уровень усвоения

- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;

Уровень усвоения

- составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;

Уровень усвоения

- дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

Уровень усвоения

Итоговый уровень

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование.

п\п

Тема раздела

Темаурока

Кол-во часов

Дата

Основной вид учебной

деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

1 четверть

8

1

Работа с бумагой и картоном.

 «Что ты знаешь о бумаге?». Складывание из треугольников. «Геометрическая фигура-раскладка».

1

05.09

Работа с бумагой. Разметка бумаги. Упражнение на развитие логического мышления и внимания – складывание геометрических комбинаций на фигуре-раскладке.

Уметь выполнять технологические операции при работе с бумагой, работать с линейкой

Сформированность отношения к себе как ученику; выполнение трудовых дел с помощью взрослого.

формирование уважительного отношения к иному мнению.

2

Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»

1

12.09

Рассказывание техники безопасности при работе с ножницами и с клеем. Планирование работы и сравнение каждого этапа работы с образцом.

Уметь составлять словесный план изготовления изделия. Анализировать объект и условия работы.

Воспитание и развитие социально значимых

личностных качеств.

3

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.  Игра «Геометрический конструктор»

1

19.09

Работа с линейкой. Перевод миллиметров в сантиметры. Изготовление игры «Геометрический конструктор».

Уметь размечать детали по заданным размерам. Вырезать заготовки ножницами.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

4

Работа с тканью

«Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения нитей.

1

26.09

Работа с тканью. Упражнения на дифференциацию пальцев и координацию рук. Беседа о ткачестве. Конструирование схемы переплетения нитей.

Знать виды и свойства  тканей, процесс ткачества.

Сформированность отношения к себе как ученику;

выполнение трудовых дел с помощью взрослого.

5

Виды работ и технологические операции при работе  с нитками и  тканью. Игрушка «Кукла-скрутка»

1

03.10

Слушание о видах работ, при которых используются нитки и ткань, об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток.  Разметка по лекалу,  работа по плану.

Уметь выполнять технологические операции при работе с нитками и тканью.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре,

развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

6

Отделка изделий из ткани . Салфетка с аппликацией.

1

10.10

Слушание учителя об отделки изделий из ткани, работа по лекалу, изготовление салфетки.

Техника безопасности при работе с клеем. ножницами.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

7

Работа с бумагой и картоном Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка «Цыплёнок»

1

17.10

Анализирование  образца. Разметка округлых деталей изделия по шаблону и вырезание овалов.

Уметь выполнять технологические операции при работе с бумагой и картоном.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

8

Развёртка изделия. Конверт для писем.

1

24.10

Слушание объяснений учителя. Работа по плану. Работа с чертежными принадлежностями.

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Адекватно

воспринимать оценку учителя.

2 четверть

8

9

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом».

1

07.11

Слушание объяснений учителя об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах), анализ объекта, работа с линейкой и угольником, составление орнамента.

Умение работать линейкой и угольником, анализировать образец.

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

10

Разметка прямоугольника с помощью угольника,  «Закладка для книг из зигзагообразных полос»

1

14.11

Работа по плану, с угольником, разметка закладки из бумаги, резание по коротким линиям.

Умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов,

организовывать рабочее место;

Проявление доброжелательности и взаимопомощи.

11

Работа с тканью

Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка – прихватка»

1

21.11

Слушание учителя о функциональном назначении изделий из ткани, анализ объекта, метывание деталей.

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

12

Работа с металлом

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги, «Дерево»

1

28.11

Слушание  «Что надо знать о металле», составление плана, обработка алюминиевой фольги.

Умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки.

Развитие мотивации

к учению, работе на результат.

13

Работа с бумагой и картоном Деление круга на равные части способом складывания «Геометрическая фигура – раскладка».

1

05.12

Работа с циркулем, составление геометрических комбинаций на фигуре-раскладке, складывание круга. соединение деталей с помощью клея.

 Умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства, экономно расходовать материалы;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

14

Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение.

1

12.12

Анализ объекта. Работа с линейкой, угольником и циркулем. Работа с шаблоном.

Умение работать с учебными принадлежностями.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

15

Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка»

1

19.12

Анализ объекта.  Тиражирование деталей. Работа с угольником.

Знать название материалов для поделок и их свойства, возможности использования изученных материалов;.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося.

16

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица»

1

26.12

Анализ объекта. Работа с шаблоном. Вырезание симметричных линий.

Делать отчет о выполненной работе.

Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

3 четверть

10

17

Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер»

1

Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям, названия чертежных линий, работа с линейкой, угольником. Анализ образца.

Названия объектов работы;

название инструментов, используемых для выполнения поделок.

Выполнение трудовых дел с помощью взрослого.

18

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет»

1

Работа с линейкой, угольником. Анализ образца.

Уметь работать по образцу, знать свойства бумаги..

Формирование уважитель

ного отношения к иному мнению.

19

Работа с нитками

Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»

1

Работа с нитками. Анализ аппликации. Работа

по плану.

Знать название материалов для поделок и их свойства;

возможности использования изученных материалов.

Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

20

Работа с проволокой

Изгибание проволоки «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков»

1

Изгибание проволоки. Анализ объекта. Работа по плану. Работа с линейкой.

Уметь выбирать и называть операции, специфические для данного материала,

 делать отчет о выполненной работе.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

21

Сборка изделия из разных материалов «Паук»

1

Изгибание проволоки. Анализировать объект., использовать приёмы работы с проволокой, работа по плану.

Название инструментов, используемых  для  работы с различными материалами;

  уметь выбирать и называть операции.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

22

Работа с бумагой

Складывание из бумаги, «Открытая коробочка»

1

Работа с планом. Анализ объекта. Самостоятельное сгибание бумаги. Работа с линейкой.

Уметь складывать из бумаги изделия.

Проявление доброжелательности и взаимопомощи.

23

Складывание из бумаги, «Коробочка»

1

Анализ объекта. Самостоятельная работа по плану

Действовать в соответствии с намеченным планом работы.

Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

24

Работа с древесиной.

«Что ты знаешь о древесине?» Обработка древесины ручными инструментами, Клеевое соединение деталей из древесины.

1

Слушание объяснений учителя. Работа с образцами и изображениями инструментов, материалов, приспособлений.

Знание  правил   ТБ при   работе с древесиной, понятий  «дерево», «древесина».

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

25

Аппликация из карандашной стружки «Цветок».

1

Слушание объяснений учителя об инструментах и о применении карандашной стружки в аппликации. Работа с точилкой и клеем.

Название инструментов, используемых  для  работы с различными материалами;

  уметь выбирать и называть операции.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

26

Аппликации из древесных заготовок «Дом».

1

Анализ аппликации. Работа по плану с древесными заготовками.

Уметь выбирать и называть операции, специфические для данного материала,

 делать отчет о выполненной работе.

Развитие мотивации

к учению, работе на результат.

4 четверть

8

2

7

Ремонт одежды

Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.

Пришивание пуговиц с ушком.

1

Слушание учителя - рассказ о назначении пуговиц. пришивание пуговиц по плану.

Названия объектов работы;

название инструментов, используемых для работы.

Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

28

Отделка изделий пуговицами.

1

Пришивание пуговиц. Аппликация.

Знать правила безопасной работы с иглой, ножницами.

Мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

29

Изготовление и пришивание вешалки.

1

Слушание учителя о назначении вешалки. Работа с иглой. Пришивание вешалки. Работа с лекалом.

Работать по лекалу

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

30

Картонажно-переплетные работы

Переплет. Записная книжка-раскладушка с переплетной крышкой

1

Слушание  о  картонажно-переплетных изделиях.

Изготовление записной книжки с переплетной крышкой. Работа по плану.

Знать свойства материалов используемых в работе.

Осознание себя как ученика,

заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

31

Ручные швейные работы

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

1

Слушание учителя об оборудовании швейной мастерской, о профессиях швеи, наладчика швейного оборудования.

Уметь изготавливать подушечку для игл.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.

32

Мягкая игрушка-подушка «Девочка»

1

Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.  

Уметь работать с шаблоном.

Уметь работать по образцу.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

33

Мягкая игрушка-подушка «Рыба»

1

Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.  

Знать правила безопасной работы с иглой, ножницами.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

34

Мягкая игрушка-подушка «Цыпленок»

1

Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Соединение деталей из ткани строчкой стежка.  

Уметь делать петлеобразные стежки.

Развитие адекватных представлений о собственных возможнос тях, о насущно необходи мом жизнеобеспечении.


                 III. 2. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по изобразительному искусству для 4 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

Л.А. Кузнецова Программа Ручной труд 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.

Л.А. Казнецова 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебники:

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 4-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. – 110 с.: ил.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-  мультимедийные презентации

4. Технические средства:

- классная доска;

- персональный компьютер (ноутбук, планшет);

5. Учебно-практическое оборудование:

  1. бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон белый и цветной;
  2. нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа;
  3. ткани, различные по цвету, фактуре, видам;
  4. природный материал;
  5. солёное тесто, пластилин;
  6. клей ПВА;
  7. карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы.

вспомогательные приспособления:

  1. ― подкладные доски;
  2. ― подкладной лист или клеенка;
  3. ― коробка для хранения природных материалов;
  4. ― подставка для кисточки;
  5. ― баночка для клея;
  6. ― листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
  7. ― коробочка для мусора;
  8. ― тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;
  9. -печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по -технологии изготовления изделия;
  10. - экранно-звуковые пособия;
  11. - модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-

прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел;

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа начального общего образования по учебному предмету "Физическая культура" (раздел "Плавание")

Программа начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» раздел «Плавание» разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОФП. (1 класс) 2017-2018уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 1 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (2 класс)2017-2018 уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образования (базовый уровень) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОФП» (3 класс) 2017-2018 уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 3 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физ. воспитания  учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учето...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (4 класс)

Программа учебного предмета "Физическая культура"  разработана на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов,  охватывающая все основные компонент...

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 2 класса.

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2 а класса  в общеобразовательной школе, в соответствии с общим уровнем развития и возврастными особенностями класса.Ра...

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 3 класса

В данной рабочей программе выделяется инвариантная часть предметного содержания речи (полностью соответствующая Примерной программе по иностранному языку) и его вариативная часть, отражающая особеннос...