Программа начального общего образования по учебному предмету "Физическая культура" (раздел "Плавание")
рабочая программа по физкультуре по теме

Данилов Сергей Викторович

Программа начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» раздел «Плавание» разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. Программа предназначена для занятий с обучающимися 2-3 классов и рассчитана на 2 года. Годовой цикл-36 недель при учебной нагрузке-2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_plavaniyu.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрена на заседании методического совета

от 26.08.2016 г.

Протокол №1

Принята на заседании

Педагогического совета

От 29.08.2016 г.

Протокол №1

Утверждена

Приказом директора

МБУ ДО «ДЮСШ»

От 31.08.2016 г. № 167/6

Программа начального общего образования

по учебному предмету

«Физическая культура»

раздел «Плавание»

Направленность:  физкультурно-спортивная

Срок реализации: 2 года

Составители:

                                                                                 тренер-преподаватель: Данилов С.В.

                                                                                 

г. Суворов

2016 г

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Тематическое планирование.
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  1. Пояснительная записка

  Программа начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура»  раздел «Плавание» разработанана основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования,

Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Выработать у учащихся положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
  2. Обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
  3. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества.
  4. Прививать необходимые знания в области гигиены, физической культуры, спортивного и прикладного плавания.
  5. Воспитывать высокие нравственные качества.

Структура программы.

В содержании курса выделены следующие разделы: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».

В разделе «Знания о физической культуре» представлены общие понятия о физической культуре и ее составляющей – плавании.

Раздел «Способы физкультурной деятельности» раскрывает способы организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой вообще и плаванием в частности; наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, а также способы организации и проведения игр в воде.

В разделе «Физическое совершенствование» раскрывается физкультурно-оздоровительная и спортивно- оздоровительная деятельность, ориентированная на усвоение учащимися упражнений в воде и овладение способами плавания, а также умение играть в подвижные игры и эстафеты с использованием разученных действий в воде.

В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности учащихся. Эти характеристики ориентируют учителя на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса.

В программе освоения физических упражнений и способов двигательной деятельности сочетается с получением учащимися соответствующих знаний. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить темы по истории плавания, возникновении олимпийского движения, о роли плавания в физическом совершенствовании, правилах личной гигиены, самоконтроле, закаливании и др.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение; развивает физические качества занимающихся: силу, гибкость, выносливость, ловкость, быстроту.

Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию у занимающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, организованности, настойчивости, трудолюбия, смелости, силы воли и уверенности в своих силах.

        Эмоциональное значение заключается в снятии психологической и стрессовой напряженности, создании оптимистического настроения.

         Оздоровительно-гигиеническое значение плавания состоит не только в воздействии физических упражнений на организм, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует терморегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.

         Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и учения оказывать помощь на воде.

         Лечебное значение плавания особенно наглядно проявляется у детей с нарушениями осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мыщц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Результатами занятий по данной программе является овладение учащимися содержанием курса по плаванию, как базовой составляющей физической культуры, как гармоничного развития, а именно:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
  • развития физических качеств, необходимых для успешного освоения техники плавания кролем на груди и спине;

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, физическая культура способствует развитию личностных качеств и является средством формирования у школьников компетенций. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

    Программа рассчитана  на 2 года. Годовой цикл-36 недель при учебной нагрузке-2 часа в неделю, для детей в возрасте от 6-10 лет, не умеющих плавать   

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Физическая культура. Плавание» во 2-х и

3-х классах,  должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных и видах и формах физкультурной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

     Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:

  • формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья, позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье  как факторах успешной учебы и социализации;
  • овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность;
  • формирования навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
  • обнаружения ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • взаимодействия со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул);
  • изложение фактов истории развития плавания, Олимпийских игр, характеристика роли плавания и его значение в жизнедеятельности человека, его место в спорте, физической культуре;
  • измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
  • развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • овладение основами плавания в глубокой воде, умение нырять и проплывать под водой с открытыми глазами;
  • выполнение правильных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) при  демонстрации изученных стилей плавания;
  • преодоление дистанции не менее 25 м одним из разученных способов плавания;
  • преодоление дистанции не менее 50 м сочетанием различных, в том числе прикладных, видов плавания;
  • умение выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на воде, играть в подвижные игры.
  1. Содержание учебного предмета.

5.1. Знания о физической культуре.

Физическая культура и ее составляющая – плавание.Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению  здоровья человека. Плавание  как жизненно важный способ передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья. Поведение в экстремальной ситуации.

Из истории физической культуры.Из истории развития плавания как вида спорта.  Первые соревнования по плаванию. Водные виды спорта. Всероссийская федерация плавания.

Физические упражнения. Специальные и подготовительные упражнения для освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.

5.2. Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные  занятия. Составление режима дня. Выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях, способствующих развитию основных двигательных качеств. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений пловца (имитации «поплавка»; скольжения, стоя на полу; движения рук и ног при плавании кролем на груди и спине; движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди – стоя на месте и в сочетании с ходьбой; стартового прыжка).  Подбор упражнений для самостоятельных занятий по плаванию во внеурочное и каникулярное время.

Самостоятельные наблюдения за  физическим развитием и физической подготовленностью. Самоконтроль за осанкой. Самоконтроль за дыханием при выполнении упражнений в воде. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.

Самостоятельные игры и развлечения.  Организация и проведения игр на воде (как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением родителей).

5.3. Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Общеразвивающие и  подготовительные упражнения.

         Строевые  упражнения,  ходьба, бег: построение в шеренгу  и в колонну;  расчет  по порядку  и на первый -второй;  перестроения: из  одной шеренги в  две, в  колонну  по два и т. д. Ходьба  обычная, на  носках, на  наружных  и внутренних сторонах стопы с различными  положениями рук; бег на носках;

чередование бега  с  ходьбой и т.д.

Общеразвивающие упражнения: упражнения без  предметов  и предметами: для  рук, шеи, туловища, ног  из  различных  исходных  положений(преимущественно  на гибкость, координированность, гибкость, расслабление); упражнения  для  укрепления  мышц,  участвующих  в гребковых   движениях  пловцов; упражнения  на  растягивание и  подвижность в  голеностопных и плечевых  суставах;  упражнения, имитирующие  технику спортивных  способов  плавания, стартов, поворотов.Подвижные игры, эстафеты.

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца («поплавок», «Звездочка», «медуза», «стрелочка» и т.п., в том числе в сочетании с дыхательными упражнениями). 

Подготовительные  упражнения  по  освоению с  водой .Передвижения  по  дну шагом, бегом, прыжками , взявшись  за  руки  и с различным  положением  рук(за  спину,вытянуты вверх и т. д.);  передвижение  с  изменением  направлений ("змейка", "хоровод" и т. д.). Движения  руками  и ногами с  изменением направлений  и  плоскостей из  различных  исходных  положений, напряженно  и расслаблено. Передвижение  по  дну  шагом и  бегом  

с  помощью  гребковых  движений руками.

Погружения  в воду на  задержанном  вдохе  и открывание  глаз под  водой.

Дыхательные  упражнения: из различных исходных  положений  выполнение продолжительного  выдоха  и "взрывного" выдоха  после  задержки  дыхания  (как на  поверхности  воды, так и  в воду).

    Лежание  и скольжение  на груди и спине  с различными положениями рук. Скольжение толчком  одной и двумя  ногами от дна и от бортика. Скольжения с вращением.Скольжение  на боку . Скольжения  с  элементарными гребковыми движениями руками и ногами.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Упражнение на овладение спортивными стилями плавания.Упражнения  для  изучения  техники спортивных  способов  плавания, стартов и  поворотов . Кроль  на груди и кроль на спине : движения ногами , руками , дыхание; согласование движений ногами,руками с дыханием; общее согласование движений.                        

     Брасс:  движения  ногами, руками , дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием ; общее  согласование  движений.

       Стартовый  прыжок  с  низкого  бортика. Старт из воды при  плавании на  спине.

        Подвижные  игры  и  развлечения  на воде, учебные  прыжки.Игры: "Невод","Поезд в тоннеле","Кто лучше", "Кто  дальше проскользит,"Прыжки  в обруч".

         Учебные прыжки: соскок в  воду с низкого бортика ; спад в воду из положения приседа   или  седа  на бортике; спад в воду из положения стоя согнувшись  с бортика, со  стартовой тумбочки.

        Совершенствование  техники плавания способом кроль  на  груди, на  спине, брасс:плавание  с  помощью движений одними руками; плавание с помощью  движений одной руки, другая  вытянута  вперед  или прижата к  туловищу(только для способа  кроль на груди и кроль на  спине);плавание с помощью движений  одними ногами с различными положениями рук; плавание с  полной координацией движений; совершенствование техники дыхания.

Совершенствование техники выполнения стартов  и  поворотов.

Проплывание  кролем на груди, на спине, брассом с акцентом на технику,постепенно  увеличивая  длину преодолеваемых  дистанций.

Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности. Старт из воды. Стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением. Поворот разворотом. 

Развитие основных двигательных качеств. Посредством тематических упражнений в процессе уроков. Проплывание различных отрезков с различной скоростью с применением плав. средств и без них. Игры: «Кто быстрее?», «Кто дальше проскользит?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Пятнашки с поплавками» и др.

  1. Тематическое планирование.

2 класс

 

Тема и ее содержание

Практическое содержание

Характеристика видов деятельности.

Знания о физической культуре – теоретическая подготовка.

(в процессе занятий)

Понятие «физическая культура». Плавание – одна из составляющих физической культуры.

 

Получение знаний о физической культуре и плавании, как одной из ее составляющих.  

Получают практику пересказа о физической культуре и плавании, как одной из ее составляющих.

Гигиена плавания и купания.

Получение знаний о гигиене плавания и купания.

Получают практику пересказа о гигиене плавания и купания.

Правила безопасного поведения.

О правилах безопасного поведения.

Получают практику письменных ответов на тестовые вопросы о правилах безопасного поведения.

Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания.

Получение знаний об истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания.

Получают практику самостоятельного подбора информации из различных источников и оформления краткого письменного сообщения об истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания.

Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.

Получают знания о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования.

Получают практику пересказа о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования.

Распорядок дня. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.

Получение знаний о правилах составления распорядка дня и необходимости включения в него комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Получения знаний о правилах выполнения комплексов упражнений в домашних условиях.

Получают практику составления распорядка дня и практику самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца в домашних условиях.

Общеразвивающие и специальные упражнения на суше (4 ч.)

Общеразвивающие упражнения.

Получение умений выполнять различные комплексы общеразвивающих упражнений

Получают практические умения выполнять общеразвивающие комплексы упражнений.

Специальные (имитационные) упражнения

Получение умений в выполнении специальных (имитационных) упражнений

Получают практические умения в выполнении специальных (имитационных) упражнений.

Подготовительные упражнения для освоения с водой (10 ч.)

Дыхательные упражнения в воде

Получение умений выполнять правильный выдох в воду

Получают умение правильно выполнять выдох в воду

Упражнения с погружением и всплыванием

Получение умений находиться в воде в безопорном положении

Получают умения находится в воде в безопорном положении.

Упражнения для освоения горизонтального положения тела

Получение умений находиться в воде в горизонтальном положении

Получают умения находится в воде в горизонтальном положении.

Упражнения для освоения скольжения

Получение умений совершать инерционное движение в горизонтальном положении

Получают умение совершать инерционное движение в горизонтальном положении.

Упражнения для обучения плаванию способом кроль на спине(25 ч.)

Упражнения для обучения технике движений  ногами

Получение умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на спине.

Получают умение выполнять движения ногами при плавании на спине.

Упражнения для обучения технике движений руками

Получение умений правильно выполнять движения руками при плавании кролем на спине

Получают практические умения выполнять движения руками при плавании кролем на спине

Упражнения для обучения технике согласования движений рук и ног при плавании кроль на спине

Получение умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине

Получают практические умения выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине

Упражнения для обучения технике согласования рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине.

Получение умений  плавания в полной координации способом кроль на спине

Получают практические умения плавать способом кроль на спине.

Упражнения для обучения плаванию способом кроль на груди(25 ч.)

Упражнения для обучения технике движений  ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

Получение умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

Получают умение выполнять движения ногами при плавании на груди с задержкой дыхания,  с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

Упражнения для обучения технике  согласования  движений ног с дыханием.

Получение умений согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди.

Получают умение согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди.

Упражнения для обучения технике движений руками с произвольным дыханием

Получение умений выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием

Получают умение выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием

Упражнения для обучения технике согласования движений рук с дыханием

Получение умений согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди

Получают умение согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди

Упражнения для обучения технике рук и ног в плавании кроль на груди, с задержкой дыхания.

Получение умений выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания.

Получают умение выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания.

Упражнения для обучения технике согласованного движения рук, ног и дыхания при плавании кроль на груди.

Получение умений плавания способом кроль на груди в полной координации.

Получают умение плавания способом кроль на груди в полной координации.

Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности(4 ч.)

Упражнения для обучения старту из воды

Получение умений выполнять старт из воды

Получают умения выполнять старт из воды

Упражнения для обучения старту с бортика бассейна.

Получение умений выполнять старт с бортика бассейна

Получают умение выполнять старт с бортика бассейна

Упражнения для развития физических качеств

(в процессе занятий)

Упражнения с использованием плавательных средств

Развитие основных физических качеств

Получают возможность развивать основные физические качества.

Эстафеты

Подвижные игры

Контрольные упражнения и соревнования(4 ч)

Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине

Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине

Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Соревнование на первенство класса по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 2-х классов

Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Соревнование на первенство класса по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 2-х классов

Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

 

3 класс

 

Тема и ее содержание

Практическое содержание

Характеристика видов деятельности.

Знания о физической культуре – теоретическая подготовка.

( в процессе занятий)

Понятие «физическая культура». Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека.

 

Получение знаний о физической культуре Получение знания о плавании, как составляющей личной физической культуры человека. 

Получают практику пересказа о физической культуре; о плавании, как составляющей личной  культуры человека.

 Значение плавания, как средства для укрепления здоровья.

Получение знаний о значении плавания, как средства для укрепления здоровья.

Получают практику пересказа о значении плавания, как средства для укрепления здоровья.

Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения.

Получение знаний о поведении в экстремальных ситуаций на воде. О правилах безопасного поведения.

Получают практику письменных ответов на тестовые вопросы о поведении в экстремальных ситуациях на воде и правилах безопасного поведения.

Виды водного спорта. Основные организации российского спорта. Всероссийская федерация плавания. Олимпийские виды спорта.

Получение знаний  о видах водного спорта, об основных организациях российского спорта; о всероссийской федерации плавания; об олимпийских видах спорта.

Получают практику самостоятельного подбора информации из различных источников и оформления краткого письменного сообщения о видах водного спорта, основных организациях российского спорта, федерации плавания, олимпийских видах спорта.

Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.

Получают знания о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования.

Получают практику пересказа о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования.

Распорядок дня. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.

Получение знаний о правилах составления распорядка дня и необходимости включения в него комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Получения знаний о правилах выполнения комплексов упражнений в домашних условиях.

Получают практику составления распорядка дня и практику самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца в домашних условиях.

Общеразвивающие и специальные упражнения на суше (1 ч)

Общеразвивающие упражнения.

Получение умений выполнять различные комплексы общеразвивающих упражнений

Получают практические умения выполнять общеразвивающие комплексы упражнений.

Специальные (имитационные) упражнения

Получение умений в выполнении специальных (имитационных) упражнений

Получают практические умения в выполнении специальных (имитационных) упражнений.

Подготовительные упражнения для освоения с водой (2 ч)

Дыхательные упражнения в воде

Совершенствование умений выполнять правильный выдох в воду

Совершенствуют умение правильно выполнять выдох в воду

Упражнения для совершенствования умения выполнять скольжение

Совершенствование умений совершать инерционное движение в горизонтальном положении

Совершенствуют умение совершать инерционное движение в горизонтальном положении.

Упражнения для закрепления умения плавания способом кроль на спине

 (32 ч)

Упражнения для закрепления техники движений  ногами

Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на спине.

Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на спине.

Упражнения для закрепления техники движений руками

Закрепление умений правильно выполнять движения руками при плавании кролем на спине

Закрепляют практические умения выполнять движения руками при плавании кролем на спине

Упражнения для закрепления техники согласования движений рук и ног при плавании кроль на спине

Закрепление умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине

Закрепляют практические умения выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине

Упражнения для закрепления техники согласования рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине.

Закрепление умений  плавания в полной координации способом кроль на спине

Закрепляют практические умения плавать способом кроль на спине.

Упражнения для закрепления техники  плавания способом кроль на груди

(30 ч)

Упражнения для закрепления техники движений  ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на груди с задержкой дыхания,  с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

Упражнения для закрепления техники  согласования  движений ног с дыханием.

Закрепление умений согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди.

Закрепляют умение согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди.

Упражнения длязакрепление техники движений руками с произвольным дыханием

Закрепление умений выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием

Закрепляют умение выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием

Упражнения для закрепления техники согласования движений рук с дыханием

Закрепление умений согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди

Закрепляют умение согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди

Упражнения для закрепления техники рук и ног в плавании кроль на груди, с задержкой дыхания.

Закрепление умений выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания.

Закрепляют умение выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания.

Упражнения для закрепления техники согласованного движения рук, ног и дыхания при плавании кроль на груди.

Закрепление умений плавания способом кроль на груди в полной координации.

Закрепляют умение плавания способом кроль на груди в полной координации.

Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности (3 ч)

Упражнения для закрепления умения выполнять  старт из воды

Закрепление умений выполнять старт из воды

Закрепляют умения выполнять старт из воды

Упражнения для обучения старту с тумбочки.

Получение умений выполнять старт с тумбочки

Получают умение выполнять старт с тумбочки

 

Упражнения для развития физических качеств

(в процессе занятий)

 

Упражнения с использование плавательных средств

Развитие основных физических качеств

Получают возможность развивать основные физические качества.

Эстафеты

Подвижные игры

Контрольные упражнения и соревнования (4 ч)

Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине

Проплывание дистанции  25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине

Проплывание дистанции  25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 3-х классов

Проплывание дистанции  25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 3-х классов

Проплывание дистанции  25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат

Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для освоения курса применяются в сочетании различные методы: словесный, наглядный, практический и т д.

Для разучивания нового движения рекомендуется сначала объяснить и показать имитацию на суше, затем выполнение имитационного упражнения на суше, затем показ упражнения в воде (при помощи подготовленного пловца или с использованием видеоматериалов) и только потом предоставить детям возможность выполнения нового упражнения в воде. Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности.

        Техника изучается раздельно в следующем порядке:1) положение тела, 2) дыхание, 3)движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

        Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

  1. Ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
  2. Изучение движений в воде с неподвижной опорой – при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
  3. Изучение движений в воде с подвижной опорой – при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
  4. Изучение движений в воде без опоры – все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:

- движения ногами с дыханием

- движения руками с дыханием

- движения ногами и руками с дыханием

- плавание в полной координации.

Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом – насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.

Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Наполняемость групп не более 10-15 человек.

Внутри групп учитель и инструктор при выдаче заданий и определении нагрузки осуществляет дифференцированный  подход к учащимся, регламентирует  им индивидуальную нагрузку, в зависимости от успешности или неуспешности их действий.

Технические средства обучения:

Аптечка медицинская

комп.

Доски для плавания           

30 шт.

Мячи резиновые большие

4 шт.

Помещение для занятий физическими упражнениями      

5 х 15 м

Бассейн    

6 дорожек по 25 м

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • Ориентироваться в понятиях «Физическая культура», в названиях плавательных упражнений, способах плавания и предметах для обучения,характеризовать  роль и значение плавания как  жизненно важного  способа передвижения человека.
  • Соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря; правила поведения в экстремальной ситуации.
  • Ориентироваться в истории развития плавания как вида спорта,   водных видах спорта, роли Всероссийской федерации плавания.
  • Ориентироваться  в специальных и подготовительных упражнениях для освоения с водой,  во вспомогательных средствах для занятий плаванием.

Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

  • Отбирать и выполнять комплексы общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях, способствующих развитию основных двигательных качеств.
  • Выполнять комплексы общеразвивающих и специальных физических упражнений пловца на суше и воде.
  •  Вести самоконтроль за осанкой, дыханием при выполнении упражнений в воде, наблюдать за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Вести тетрадь по физической культуре  с записями режима дня, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности
  • Целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств пловца.
  • Организовывать и проводить игры на воде (как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением родителей).

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • Выполнять организующие  строевые команды и приёмы.
  • Выполнять комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца
  • Выполнять специальные подготовительные упражнения по усвоению с водой.
  • Выполнять специальные упражнения для  овладения спортивными стилями плавания.
  • Совершенствовать  технику плавания способом кроль  на  груди, на  спине, брасс
  • Совершенствовать технику выполнения стартов  и  поворотов.
  • Проплывать  кролем на груди, на спине, брассом с акцентом на технику, постепенно  увеличивая  длину преодолеваемых  дистанций.
  • Выполнять упражнения для подготовки к соревновательной деятельности. 
  • Развивать основные двигательные качества посредством тематических упражнений в процессе уроков.
  • Выполнять контрольно-переводные нормативы.

Ученик получит возможность научиться:

  • Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • Плавать. В том числе спортивными способами

 

  1. Список литературы
  • Стандарт начального образования по физической культуре
  • Примерные программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4 класс
  • Авторские рабочие программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4  класс
  • В учебном процессе рекомендуется использование учебников: : «Физическая культура 1 – 4 класс» В. И. Лях: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
  • Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, по олимпийскому движению
  • Методические издания по физической культуре для учителей
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа начального общего образования по учебному курсу Английский язык 4 класс

Рабочая программа начального общего образования по учебному курсу Английский язык разработана для обучающихся 4 класса средней  общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предмет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОФП. (1 класс) 2017-2018уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 1 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (2 класс)2017-2018 уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образования (базовый уровень) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОФП» (3 класс) 2017-2018 уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 3 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физ. воспитания  учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учето...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (4 класс)

Программа учебного предмета "Физическая культура"  разработана на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов,  охватывающая все основные компонент...

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 2 класса.

Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2 а класса  в общеобразовательной школе, в соответствии с общим уровнем развития и возврастными особенностями класса.Ра...

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 3 класса

В данной рабочей программе выделяется инвариантная часть предметного содержания речи (полностью соответствующая Примерной программе по иностранному языку) и его вариативная часть, отражающая особеннос...