РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (2 класс)2017-2018 уч.год
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofp_2a_klass.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
678900 Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 14
Тел. (41145) 3-46-42, 3-52-10
school2 aldan@bk.ru
Рассмотренно: « Утверждаю»
На заседании педагогического совета № 1 ____________О.И. Оглоблина
От 29 августа 2017 г. директор МБОУ СОШ № 2
Рекомендованно в качестве рабочей г. Алдан.
программы по изучению ОФП приказ № от
в 2 а классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОФП
ДЛЯ 2 А КЛАССА
Составил:Баязитов Руфат Рауханович
учитель физической культуры
первой категории.
г.Алдан
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Образовательная программа предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.
Цели
Целью физического воспитания в школе является содействие гармоничному развитию личности
Наиболее актуальным в физическом воспитании детей и юношества является укрепление физического и нравственного здоровья школьников. Формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-укрепление здоровья; содействие гармоничному развитию; адаптация к климатическим условиям Севера.
- овладение школой движения.
- развитие координационных и кондиционных способностей.
- формирование знаний о личной гигиене, распорядке дня, благоприятном воздействии физических упражнений на все системы организма, на работоспособность и развитие двигательных способностей.
- ознакомление с основными видами спорта, спортивными снарядами и инвентарём, с правилами соблюдения техники безопасности во время занятий.
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми разных народов.
Учебно-методический комплект:
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Инвентарь:
- Мяч баскетбольный 8 шт.
- Мяч волейбольный 8 шт.
- Обруч металлический 8 шт.
- Мат гимнастический 1.5 х 2 м. 8 шт.
- Скакалка 20 шт.
- Скамья гимнастическая 2 шт.
- Перекладина 1 шт.
- Рулетка 30 м. 1 шт.
- Секундомер электронный 1 шт.
- Свисток 2 шт.
Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП
Количество часов в неделю: 1 час - ОФП,
Количество часов в год: 34 часов во 2 классе.
Основное содержание программы
Общая физическая подготовка (34 часа).
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад
Понятия короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег
Развитие гибкости: широкие стойки ноги врозь; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, с махами ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках.
Основная направленность:
1.На закрепление и совершенствование навыков бега, развитию скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве
2.На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитию скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве.
3.На закрепление в совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей
4.На освоение элементарных умений в ловле, в бросках, в передачах и ведении мяча.
5.На комплексное и разностороннее развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.
Прогнозируемыми результатами освоения учащимися
содержания программы внеурочной деятельности по ОФП
являются следующие умения:
1. Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2. Метапредметные:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
3. Предметные:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Способы контроля:
- устный опрос;
- тестовые задания
- сдача контрольных нормативов.
Уровень физической подготовленности учащихся согласно
« Рабочей программе по физической культуре для 1-4 классов МБОУ СОШ №2»
№ п/п | Физические способности | Контрольное Упражнение (тест) | Воз раст (лет) | Уровень | |||||
мальчики | девочки | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
1. | Скоростные | Бег на 30 м (с) | 7 8 9 10 | 7,5 и в 7,1 6,8 6,6 | 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,5 | 5,6 и в 5,4 5,1 5,1 | 7,6 и в 7,3 7,0 6,6 | 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 | 5,8 и н 5,6 5,3 5,2 |
2. | Координационные | Челночный бег 3*10 м (с) | 7 8 9 10 | 11,2и в 10,4 10,2 9,9 | 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 | 9,9 и н 9,1 8,8 8,6 | 11,7и в 11,1 10,8 10,4 | 11,3/10,6 10,7/10,1 10,3/9,7 10,4/9,5 | 10,2 и н 9,7 9,3 9,1 |
3. | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места (см) | 7 8 9 10 | 100 и н 110 120 130 | 115-135 125-145 130-150 140-160 | 155 и в 165 175 185 | 85 и н 90 110 120 | 110-130 125-140 135-150 140-155 | 150 и в 155 160 170 |
4. | Выносливость | 6-минутный бег (м) | 7 8 9 10 | 700 и н 750 800 850 | 750-900 800-950 850/1000 900/1050 | 1100и в 1150 1200 1250 | 500 и н 550 600 650 | 600-800 650-850 700-900 750-950 | 900 и в 950 1000 1050 |
5. | Гибкость | Наклон вперед Из положения Сидя (см) | 7 8 9 10 | 1 и н 1 1 2 | 3-5 3-5 3-5 4-6 | +9 и в +7,5 7,5 8,5 | 2 и н 2 2 3 | 6-9 5-8 6-9 7-10 | 12,5 и в 11,5 13,0 14,0 |
6. | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), (раз), на низкой перекладине из виса лежа (девочки), (раз) | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2-3 2-3 3-4 3-4 | 4 и в 4 5 5 | 2 и н 3 3 4 | 4-8 6-10 7-11 8-13 | 12 и в 14 16 18 |
Программа 2 класса
Содержание программы:
Программа внеурочной деятельности по общефизической подготовке включает в себя оптимальное соотношение упражнений лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр и ОФП, влияющих на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости.
В программу включены соответствующие возрастным особенностям двигательные умения и навыки.
Теоретическая подготовка:
• значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
• влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
• гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
• техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
• основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
• правила игры, организация и проведение соревнований;
Общая физическая подготовка:
• комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д).
• развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
• легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
• гимнастические и акробатические упражнения:
• упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости, - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения, развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
• подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
• сдача нормативов по физической подготовке.
Техническая подготовка:
• обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
• обучение технике владения ф/б мячом: удары по мячу, остановка мяча, ведение мяча;
• серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
• обучение ведению б/б мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
• обучение технике игры в б/б: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
- о влиянии физических упражнений на организм
- о здоровье и развитии человека;
- о строении тела человека
Знать:
- Названия и правила игр, инвентарь
- Правила поведения и безопасность на уроке
- Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Уметь:
- Циклические и ациклические движения: Выполнять основные движения в ходьбе. беге, прыжках с максимальной скоростью,
- Метания: Метать небольшие предметы весом до 150 гр. на дальность из разных исходных положений
- Гимнастические и акробатические упражнения: Ходить, бегать и прыгать при изменении, длины, частоты и ритме, выполнять основные строевые упражнения. Принимать и осуществлять движения руками, ногами и туловищем без предметов с предметами
- Подвижные игры: играть в подвижные игры с бегом, прыжками «Ловля рыбы неводом» «Перестрелка» и др.; элементарно владеть мячом.
Примерный годовой учебный план
№ п/п | Лёгкая атлетика якутские прыжки | Гимнастика | Подвижные и спортивные игры |
ОФП | Кол-во часов часов | Дата | |||
план | факт | ||||||||
1 | Разновидности бега и ходьбы. | ОРУ, кувырок вперёд. | «Волк во рву», «День и ночь». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 05.09.17 | |||
2 | Разновидности бега и ходьбы, СБУ. | ОРУ, кувырок назад. | «Охотники и утки», «Удочка». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 12..09.17 | |||
3 | Разновидности бега и ходьбы, СПУ. | ОРУ, мост гимнастический. | «У медведя во бору», «Птичка на дереве». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 19.09.17 | |||
4 | Разновидности бега и ходьбы, ускорения. | ОРУ, шпагаты. | «Белые медведи», «Вышибала». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 26.09.17 | |||
5 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в длину с места. | ОРУ, стойка на голове. | «Вызов номеров», «Два мороза». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 03.10.17 | |||
6 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту с места. | ОРУ, стойка на руках у стены. | «Выручалка», «Хоккей». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 10.10.17 | |||
7 | Разновидности бега и ходьбы, бег 30 м. | ОРУ, «колесо». | «Невод», «Футбол». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 17.10.17 | |||
8 | Разновидности бега и ходьбы, метание набивного мяча. | ОРУ, стойка на лопатках. | Эстафеты с переноской мячей, «Третий лишний». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 24.10.17 | |||
9 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки с ноги на ногу. | ОРУ, перевороты на мост. | «Собачка», «Коршун, курица и цыплята». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 31.10.17 | |||
10 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки на одной ноге. | ОРУ, длинный кувырок. | «Мы -весёлые ребята», «Змея». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 14.11.17 | |||
11 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки на двух ногах | ОРУ, «ласточка». | «Волк во рву», «День и ночь». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 21.11.17 | |||
12 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в длину с разбега. | ОРУ, ходьба в положении «моста». | «Охотники и утки», «Удочка». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 28.11.17 | |||
13 | Разновидности бега и ходьбы. | ОРУ, кувырок из и.п. «ноги врозь». | «У медведя во бору», «Птичка на дереве». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 05.12.17 | |||
14 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту способом «перешагивание» | ОРУ, стойка на руках с переворотом. | «Белые медведи», «Вышибала». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 12.12.1 | |||
15 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту. | ОРУ, ходьба на руках. | «Вызов номеров», «Два мороза». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 19.12.17 | |||
16 | Разновидности бега и ходьбы, метание набивного мяча 1 кг. | ОРУ, переворот боком.. | «Выручалка», «Хоккей». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 26.12.17 | |||
17 | Разновидности бега и ходьбы, тройной прыжок с места. | ОРУ, переворот назад, через «мост», основная стойка. | «Невод», «Футбол». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 16.01.18 | |||
18 | Разновидности бега и ходьбы, СБУ. | ОРУ, повороты, прыжки с поворотом на 360 *. | Эстафеты с переноской мячей, «Третий лишний». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 23.01.18 | |||
19 | Разновидности бега и ходьбы, СБУ, СПУ. | ОРУ, акробатическая комбинация. | «Собачка», «Коршун, курица и цыплята». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 30.01.18 | |||
20 | Разновидности бега и ходьбы, Ускорения. | ОРУ, акробатическая комбинация. | «Мы - весёлые ребята», «Змея». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 06.02.18 | |||
21 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в длину с места. | ОРУ, кувырок вперёд. | «Волк во рву», «День и ночь». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 13.02.18 | |||
22 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту с места. | ОРУ, кувырок назад. | «Охотники и утки», «Удочка». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 20.02.18 | |||
23 | Разновидности бега и ходьбы ,бег 30 м. | ОРУ, мост гимнастический. | «У медведя во бору», «Птичка на дереве». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 27.02.18 | |||
24 | Разновидности бега и ходьбы, метание мяча в цель. | ОРУ, шпагаты. | «Белые медведи», «Вышибала». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 06.03.18 | |||
25 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки с ноги на ногу . | ОРУ, стойка на голове. | «Вызов номеров», «Два мороза». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 13.03.18 | |||
26 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки на одной ноге.. | ОРУ, стойка на руках у стены. | «Выручалка», «Хоккей». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 20.03.18 | |||
27 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки на двух ногах . | ОРУ, «колесо». | «Невод», «Футбол». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 03.04.18 | |||
28 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в длину с разбега. | ОРУ, стойка на лопатках. | Эстафеты с переноской мячей, «Третий лишний». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 10.04.18 | |||
29 | Разновидности бега и ходьбы, бег 100 м. | ОРУ, перевороты на мост. | «Собачка», «Коршун, курица и цыплята». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 17.04.18 | |||
30 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту способом «фосбери-флоп». | ОРУ, длинный кувырок. | «Мы -весёлые ребята», «Змея». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 24.04.18 | |||
31 | Разновидности бега и ходьбы, прыжки в высоту. | ОРУ, «ласточка». | «Волк во рву», «День и ночь». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 08.05.18 | |||
32 | Разновидности бега и ходьбы, метание набивного мяча 1 кг. | ОРУ, ходьба в положении «моста». | «Охотники и утки», «Удочка». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 15.05.18 | |||
33 | Разновидности бега и ходьбы, тройной прыжок. | ОРУ, кувырок из и.п. «ноги врозь». | «У медведя во бору», «Птичка на дереве». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 22.05.18 | |||
34 | Разновидности бега и ходьбы, СБУ, СПУ. | ОРУ, стойка на руках с переворотом. | «Белые медведи», «Вышибала». | Комплекс упражнений для развития силы основных групп мышц. | 1 | 29.05.18 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- «Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия)»
- Республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл» /С.И.Захаров; М-во образования Республики Саха (Якутия).-3-е изд..- Якутск: Офсет, 2006.
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич.-М.:Просвещение,2012.)
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе.-М:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2002.
- Васильков Г.А., Васильков В.Г.От игры – к спорту/Сборник эстафет и игровых заданий. -М.: Физкультура и спорт,1985.
- Зимние подвижные игры:1-4 классы./Авт.-сост.А.Ю.Патрикеев.-М:ВАКО,2009.-176с (Мозаика детского отдыха).
- Кардамонова Н.Н. «Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр. - М.: ВАКО, 2004.
- Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.- М., 1983.
- Возрастная педагогическая психология /Под ред. М. И. Гамезо. — М., 1984.
- Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. — М., 1998.
- Комарова Б. Д. Скорая медицинская помощь. — М.. 1995.
- Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. — М, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОФП. (1 класс) 2017-2018уч.год
Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 1 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физиче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОФП» (3 класс) 2017-2018 уч.год
Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 3 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физ. воспитания учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учето...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (4 класс)
Программа учебного предмета "Физическая культура" разработана на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов, охватывающая все основные компонент...
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 2 класса.
Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2 а класса в общеобразовательной школе, в соответствии с общим уровнем развития и возврастными особенностями класса.Ра...
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 3 класса
В данной рабочей программе выделяется инвариантная часть предметного содержания речи (полностью соответствующая Примерной программе по иностранному языку) и его вариативная часть, отражающая особеннос...
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету(курсу)английский язык для 4 класса
Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским и литератур...