Программа кружка для 9-11 классов.
рабочая программа по технологии (9 класс)

Программы кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhkov_91011kl.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                      «Покровская средняя общеобразовательная школа»                                                           Черемисиновского района Курской области

Принята» на  заседании                                                         Утверждена приказом  №  _____                                                                                                                           методического (педагогического)                                         Директором МКОУ «Покровская СОШ»                                                                                                  совета от «____» ____ 20____г.                                             ___________/ Р.М. Чаплыгина/                                     протокол № ___                                                                            «____» ________20_____г.                                                                          

 

 Дополнительная                              общеобразовательная программа

художественной направленности                                    «Творческие фантазии»

(базовый стартовый уровень)

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 15-18 лет

                                       

 Составитель:                                                                                                                                               Горлова  Елена                                                                                                                 Васильевна                                                                                                                                    учитель Ι категории

 

 

 

 

 

2019- 2020 уч/год.

 Пояснительная записка

Обоснование

Занимаясь на кружковых занятиях, «Творческие фантазии» учащиеся знакомятся с историей развития производства различных видов деятельности это текстиль и мода, различные виды рукоделия их применение и реализация как вид деятельности частного предпринимательства в стране, интерьер различных помещений,  это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.  

Программа  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.                                                                  

Освоение различных теоретических и практических занятий, позволит анализировать учащимся жизненные ситуации и использовать свои умения и навыки в повседневной жизни позволит продлить срок службы различным бытовым вещей, и с экономить семейный бюджет.

Воспитание трудолюбия, хорошего вкуса, терпения, прививать навыки культурного поведения. Какой бы род занятий учащиеся не избрали в будущем, каждый из них должен быть хорошим хозяином или хозяйкой и быть полезным для развития своей страны и общества.

Программа кружка «Творческие фантазии» разработана со ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для занятий кружковой работы для учащихся 9,11 классов в возрасте с 15 до 18 лет.  Программа  кружка рассчитана на 34 часа в год, один час в неделю, занятие проводятся по 40 минут.

          Программа составлена на основе «Примерных программ кружковой работы» под редакцией Симоненко В. Д . и на основе программы                                          в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» с учетом нормативных документов, регламентирующих нагрузку на детей в организованных формах обучения, и прежде всего постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПина 2.4.4.3172- 14» Санйтарно-эпидимиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит уникальное значение кружка «Творческие фантазии».                                                                                                   При этом следует учитывать, что программа направлена на:                                                                                                                                -создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;                 -освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;                                                                        -приобщение детей к общечеловеческим ценностям;                                                                                                     -укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Программа кружка не должна дублировать программный материал по технологии. Внеклассные занятия должны расширять и углублять сведения по работе декоративно- прикладного творчества.                                 Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: декупажа, вышивке, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.                                                     Программа позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;                                                                                                         В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства, в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.                                                                                                  Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке « Творческие фантазии», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.                         Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок- путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно- практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки. В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, способствующий развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.                                                                                                          Отличие программы от уже существующих.                                                   Программа «Творческие фантазии» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором таких техник и направлений современного рукоделия как вязание, декупажа, вышивка: гладью, крестом, ленточная вышивка, машинная вышивка, лепка, флористика, роспись по стеклу, изонить и т.д. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия.                               Комплектование в группы учащихся одного возраста позволит руководителю построить свое занятие в соответствии с их возрастными особенностями. При записи школьников в кружок руководитель проводит с ними беседу для того, чтобы познакомить детей с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует.

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке по изготовлению изделий, сувениров должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому кружковцев необходимо знакомить с историей создания народного творчества, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями отдельных областей. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса. Воспитанию этих качеств, способствует изучение таких вопросов программы, как «История сувенира», «Требования к современному дизайну», «История различных народных промыслов», и др.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности. Цель определяется как развитие личности ребенка и овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.                                                                                                                              

Задачи программы:                                                                                                                 - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;                                                                                                                    - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,  декоративно – прикладного искусства рукоделия;                                                          - раскрыть истоки народного творчества;                                                                       - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;                                                                   - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- искусству, добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Ожидаемые результаты:

 -  развитие любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;                                                               - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческих способностей;                                                                   - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;                                             - осуществлять трудовое,  и эстетическое воспитание школьников;                

- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;                                         - осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;                                                                                                                                        - выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;                                            - умение работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, принимать решения;                    -  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, добиться максимальной самостоятельности детского творчества.              Программа кружка «Творческие фантазии» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.                                                                                                                  Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.  Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.    

Содержание учебного плана

Вводное занятие 1ч.

Техника безопасности в школьной мастерской.                                                             Знакомство с программой на новый учебный год. 1ч.

 Учащиеся знакомятся с работами кружковцев, т.б. в швейной мастерской                      а также ознакомление с программой на новый учебный год.

Виды деятельности: определение интересов склонность учащихся.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая,                            коллективная, работа в группах, в парах.

Рукоделие.  (67ч).                                                                                                                    Виды условных обозначений чтение схем для вязания крючком. 3ч.

Ознакомление учащихся с образцами схем и их чтением при вязании крючком, инструментами и приспособлениями для изготовления                                                       изделий и их подбором.

Виды деятельности:  виды вязаний, схем и их применение.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Оформление интерьера, вязание салфетки по схеме рисунка. 6ч.

Освоение вязания крючком воздушных петель и различных видов столбиков,                                      для изготовления салфетки используя схемы вязания.

Виды деятельности  вязаний изделия по схеме.

Форма организации: индивидуальная,  работа в группах, в парах.

Канзонши. Ленточная техника спайки деталей. 3ч.

Изучить новую технологию рукоделия в технике канзаши,                                         обработке и спайке атласных лент.                            

Виды деятельности:  канзаши ленточная спайка и их применение.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Изготовление ленточной композиции в технике канзонши. 3ч.

Изготовление ленточных изделий: картин, заколок, украшений.

Виды деятельности   изготовление изделия.

Форма организации: индивидуальная,  работа в группах, в парах.

Вышивка изделий (гладью, крестом) по схеме рисунка. 5ч.

Знакомство с видами вышивок гладью, крестом их применением,                               чтением схем при вышивке изделий.

Виды деятельности:  знакомство с  видами вышивок, схем.

Форма организации: индивидуальная, в парах.

Отделка. Виды отделок в вышивке. 4ч.

Какие виды отделок вышивки бывают их применение и использование в изготовлении изделий.

Виды деятельности: виды отделок в вышивке и их применение.

Форма организации: индивидуальная,  в парах.

Глин.   Техника работы с глиной. 2ч.

Глина, виды глины техника работы с глиной в изготовление                                       игрушки, сувениров.

Виды деятельности: виды глина, работа с глиной в изготовлении изделий.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Изготовление глиняных изделий. 4ч.

Изготовление глиняных изделий лепка жгутовым способом и шариковым                        ручной работы   обработка в технике сушки.

Виды деятельности: изготовление изделия.

Форма организации: индивидуальная,  в парах.

Роспись глиняных изделий. 2ч.

Виды росписи глиняных изделий,  роспись сувениров игрушек                                                   их лакировка и сушка.

Виды деятельности: изготовление изделия в росписи.

Форма организации: индивидуальная,  в парах.

Изонить. Техника изготовления изделия. 4ч.

Изонить техника работы вышивки нитью на основе картона                                                  с использованием основы рисунка.

Виды деятельности:  изонить и техника изготовления изделия.

Форма организации: индивидуальная,  работа в группах, в парах.

Изготовление картины. 4ч.

Технология изготовления картины в технике вышивке изонити.

Виды деятельности:  изготовления изделия.

Форма организации: индивидуальная,  работа в группах, в парах.

Техника ленточной вышивки. 4ч.

Знакомство с различными техниками вышивки атласными лентами                         различной ширины для изготовления изделий картин                                                                  и  применение отделки в одежде.

Виды деятельности: ленточная вышивка и техника изготовления изделия.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Вышивка ленточного изделия. 5ч.

Изготовление узелковой стебельной вышивка лентами для изготовления картин и использование их в оформлении интерьера.

Виды деятельности:  изготовления изделия.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Машинная вышивка и её применение. 2ч.

Знакомство с видами и способами машинной вышивки изделий,                                                 отделки для оформления хлопковых видов одежды.

Виды деятельности:  знакомство с  видами машинной вышивки.

Форма организации: индивидуальная.

Машинная вышивка изделия 4ч.

Машинная вышивка салфеток, носовых платочков способами: гладью                                    и крестиком после нанесения основы рисунка.

Виды деятельности:  изготовления изделия.

Форма организации: индивидуальная.

Техника плетения изделий из бумаги. 3ч.

Знакомство с видами плетений: лозы, бересты, бумаги и применением технологии бумажного плетения.

Виды деятельности: техника плетения бумажного изделия.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

Плетение и оформление изделия. 4ч.

Заготовка бумажных деталей для изготовления плетеных изделий                                        и изготовление их: ваз, цветочных горшков,                                                                      корзин окраска и оформление.

Виды деятельности: плетение бумажного изделия.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

 Виды декупажа и изделия из них. 1ч.

Знакомство с видами декупажа.

Виды деятельности: знакомство с  техникой декупажных изделия.

 

Виды декупажа и изделия из них. 3ч.

Заготовка деталей для изготовления декупажных изделий                                                        и изготовление их: ваз, цветочных горшков, шкатулок.                                                                      

Виды деятельности:  изготовление  декупажных изделия.

Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.

  Учебный план  

п/п

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

 Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

 Ι.

1.

Вводное занятие Т.Б в школьной

мастерской. Знакомство с программой

на новый учебный год.

1

1

 -

Ознакомление

ΙΙ.

1.

Рукоделие.   (67ч)

Виды условных обозначений

чтение схем для вязания крючком.

3

 

1

2

Ознакомление изучение, опрос.

2.

Оформление интерьера,

 вязание салфетки по схеме рисунка.

6

1

5

Контроль за выполнение работы.

3.

 Канзонши. Ленточная

техника спайки деталей.

3

1

2

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

4.

Изготовление ленточной композиции в технике канзонши.

3

1

2

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

5.

Вышивка изделий (гладью, крестом)

по схеме рисунка.

5

1

4

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

6.

Отделка. Виды отделок в вышивке.

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

7.

Глин. Техника работы с глиной.

2

1

1

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

8.

Изготовление глиняных изделий.

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

9.

Роспись глиняных изделий.

2

 1

1

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

10.

Изонить. Техника изготовления

изделия.

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

 11.

Изготовление картины.

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

 12.

  Техника ленточной вышивки.

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос.

 13.

Вышивка ленточного изделия.

5

1

4

Ознакомление изучение, контроль, опрос

 14.

Машинная вышивка и её применение.

2

1

1

Ознакомление изучение, контроль, опрос

 15.

Машинная вышивка изделия

4

1

3

Ознакомление изучение, контроль, опрос

 16.

Техника плетения изделий из бумаги.

 3

1

2

Ознакомление изучение, контроль, опрос

 17.

Плетение и оформление изделия.

5

1

4

Ознакомление изучение, контроль, опрос

18.

Виды декупажа и изделия из них.

1

1

-

Ознакомление изучение, контроль, опрос

19

Изготовление изделия в технике

декупажа.

3

1

2

Ознакомление изучение, контроль, опрос

 

Итого:

68

20

     48

 

Литература для учащихся

1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 895с

2. Белякова        О.В. Большая книга поделок. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 222с.

3. Хворостухина        С.А. Рукоделие для девочек. - М.: РИПОЛклассик, 2011. - 132с.

4. Рэри Э. Оригинальные проекты для всей семьи. -М.: Контэнт, 2013.

Интернет-ресурсы:

Сайт Страна Мастеров; Сайт Ярмарка Мастеров.

Литература для педагога

1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

2. Белякова        О.В. Большая книга поделок. — М.: АСТ: Астрель, 2011. - 222с.

3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.  

4. Горячева        И.А. Топиарии. Простые модели. - М.: АСТ-пресс, 2015. - 32с.

5. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие Под ред. С В. Астраханцевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 152с.

6. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. 2011. - 132с. Интернет-ресурсы:

Сайт Страна Мастеров; Сайт Ярмарка Мастеров;  Биологи по рукоделию.

7. Журналы Вязания «Валентина».                                                                                                      8.   Журнал Школа ремесел «Девчонки и мальчишки».

9.  Вязание крючком  «Цветы и фрукты круглый год» Ева Экснер.

10. Вязание для всей семьи.

11.Вязание и мода.

 

 

Программа  кружка «Творческие фантазии»  разработана для занятий  кружковой работы   для учащихся  9-11 классов в возрасте с 15 до 17 лет.

Первый год обучения кружка рассчитана на 68 часа  в год, один час в неделю, занятие проводятся по 40 минут.

Программа составлена на основе «Примерных программ кружковой работы» под редакцией  Симоненко В. Д. и на основе программы  в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».  

Комплектование в группу  обучающихся одного возраста позволит руководителю построить свое занятие соответственно с их возрастными особенностям. В группе одного возраста руководителю лучше определить методику проведения занятий и подход к распределению заданий, организацию коллективных работ; правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. В помещении, где проводится запись в кружки, рекомендуется оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в кружок руководитель проводит с ними беседу для того, чтобы познакомить детей с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует. При составлении списка кандидатов в кружок

указываются их основные данные: имя и фамилия,   класс, домашний адрес и телефон, обучающимся, записавшимся в кружок, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.

В одну группу кружка рекомендуется включать не более 15 человек.                                В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя кружка; он следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных и т. д. Дежурные приходят на занятия за 15—20 мин до начала и помогают руководителю подготовить кабинет к занятиям: раскладывают инструменты, дидактический материал и т. д. По окончании занятий они следят за тем, чтобы кружковцы привели в порядок свои рабочие места, затем собирают неоконченные работы, инструменты, материалы, оставшиеся от работы, убирают помещение. Планируя годовую работу кружка, руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении.  Выполнение объемных  изделий дает представление о форме модели, ее конструкции, условной трактовке образа. Кружковцы осваивают правила раскроя, пошива и оформления объемных моделей.

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу.   Вся работа в кружке по изготовлению   изделий, сувениров должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому кружковцев необходимо знакомить с историей создания  народного творчества, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием различных творческих изделий, повысят интерес к изучению, творческой активность в создании новых образцов.

Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса.

Воспитанию этих качеств, способствует изучение таких вопросов программы, как «Народные традиции в современной игрушке»,  «История сувенира», «Требования к современному дизайну», «История различных народных промыслов», и др.

Программу кружка планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе декоративно прикладного творчества рукоделие: вязание, вышивка, работа с глиной,  бумагой, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"

Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...

Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы

История создания кружка                    Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важней...

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС

Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...