Программа кружка для 9-11 классов.
рабочая программа по технологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Черемисиновского района Курской области
Принята» на заседании Утверждена приказом № _____ методического (педагогического) Директором МКОУ «Покровская СОШ» совета от «____» ____ 20____г. ___________/ Р.М. Чаплыгина/ протокол № ___ «____» ________20_____г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности «Творческие фантазии»
(базовый стартовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15-18 лет
Составитель: Горлова Елена Васильевна учитель Ι категории
2019- 2020 уч/год.
Обоснование
Занимаясь на кружковых занятиях, «Творческие фантазии» учащиеся знакомятся с историей развития производства различных видов деятельности это текстиль и мода, различные виды рукоделия их применение и реализация как вид деятельности частного предпринимательства в стране, интерьер различных помещений, это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Освоение различных теоретических и практических занятий, позволит анализировать учащимся жизненные ситуации и использовать свои умения и навыки в повседневной жизни позволит продлить срок службы различным бытовым вещей, и с экономить семейный бюджет.
Воспитание трудолюбия, хорошего вкуса, терпения, прививать навыки культурного поведения. Какой бы род занятий учащиеся не избрали в будущем, каждый из них должен быть хорошим хозяином или хозяйкой и быть полезным для развития своей страны и общества.
Программа кружка «Творческие фантазии» разработана со ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для занятий кружковой работы для учащихся 9,11 классов в возрасте с 15 до 18 лет. Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, один час в неделю, занятие проводятся по 40 минут.
Программа составлена на основе «Примерных программ кружковой работы» под редакцией Симоненко В. Д . и на основе программы в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» с учетом нормативных документов, регламентирующих нагрузку на детей в организованных формах обучения, и прежде всего постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПина 2.4.4.3172- 14» Санйтарно-эпидимиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит уникальное значение кружка «Творческие фантазии». При этом следует учитывать, что программа направлена на: -создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка; -освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству; -приобщение детей к общечеловеческим ценностям; -укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Программа кружка не должна дублировать программный материал по технологии. Внеклассные занятия должны расширять и углублять сведения по работе декоративно- прикладного творчества. Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: декупажа, вышивке, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Программа позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся; В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства, в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке « Творческие фантазии», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок- путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно- практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки. В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, способствующий развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность. Отличие программы от уже существующих. Программа «Творческие фантазии» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором таких техник и направлений современного рукоделия как вязание, декупажа, вышивка: гладью, крестом, ленточная вышивка, машинная вышивка, лепка, флористика, роспись по стеклу, изонить и т.д. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия. Комплектование в группы учащихся одного возраста позволит руководителю построить свое занятие в соответствии с их возрастными особенностями. При записи школьников в кружок руководитель проводит с ними беседу для того, чтобы познакомить детей с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует.
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке по изготовлению изделий, сувениров должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому кружковцев необходимо знакомить с историей создания народного творчества, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями отдельных областей. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса. Воспитанию этих качеств, способствует изучение таких вопросов программы, как «История сувенира», «Требования к современному дизайну», «История различных народных промыслов», и др.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности. Цель определяется как развитие личности ребенка и овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы: - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства рукоделия; - раскрыть истоки народного творчества; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- искусству, добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ожидаемые результаты:
- развитие любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческих способностей; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - осуществлять трудовое, и эстетическое воспитание школьников;
- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; - осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; - умение работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, принимать решения; - воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Программа кружка «Творческие фантазии» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание учебного плана
Вводное занятие 1ч.
Техника безопасности в школьной мастерской. Знакомство с программой на новый учебный год. 1ч.
Учащиеся знакомятся с работами кружковцев, т.б. в швейной мастерской а также ознакомление с программой на новый учебный год.
Виды деятельности: определение интересов склонность учащихся.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, работа в группах, в парах.
Рукоделие. (67ч). Виды условных обозначений чтение схем для вязания крючком. 3ч.
Ознакомление учащихся с образцами схем и их чтением при вязании крючком, инструментами и приспособлениями для изготовления изделий и их подбором.
Виды деятельности: виды вязаний, схем и их применение.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Оформление интерьера, вязание салфетки по схеме рисунка. 6ч.
Освоение вязания крючком воздушных петель и различных видов столбиков, для изготовления салфетки используя схемы вязания.
Виды деятельности вязаний изделия по схеме.
Форма организации: индивидуальная, работа в группах, в парах.
Канзонши. Ленточная техника спайки деталей. 3ч.
Изучить новую технологию рукоделия в технике канзаши, обработке и спайке атласных лент.
Виды деятельности: канзаши ленточная спайка и их применение.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Изготовление ленточной композиции в технике канзонши. 3ч.
Изготовление ленточных изделий: картин, заколок, украшений.
Виды деятельности изготовление изделия.
Форма организации: индивидуальная, работа в группах, в парах.
Вышивка изделий (гладью, крестом) по схеме рисунка. 5ч.
Знакомство с видами вышивок гладью, крестом их применением, чтением схем при вышивке изделий.
Виды деятельности: знакомство с видами вышивок, схем.
Форма организации: индивидуальная, в парах.
Отделка. Виды отделок в вышивке. 4ч.
Какие виды отделок вышивки бывают их применение и использование в изготовлении изделий.
Виды деятельности: виды отделок в вышивке и их применение.
Форма организации: индивидуальная, в парах.
Глин. Техника работы с глиной. 2ч.
Глина, виды глины техника работы с глиной в изготовление игрушки, сувениров.
Виды деятельности: виды глина, работа с глиной в изготовлении изделий.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Изготовление глиняных изделий. 4ч.
Изготовление глиняных изделий лепка жгутовым способом и шариковым ручной работы обработка в технике сушки.
Виды деятельности: изготовление изделия.
Форма организации: индивидуальная, в парах.
Роспись глиняных изделий. 2ч.
Виды росписи глиняных изделий, роспись сувениров игрушек их лакировка и сушка.
Виды деятельности: изготовление изделия в росписи.
Форма организации: индивидуальная, в парах.
Изонить. Техника изготовления изделия. 4ч.
Изонить техника работы вышивки нитью на основе картона с использованием основы рисунка.
Виды деятельности: изонить и техника изготовления изделия.
Форма организации: индивидуальная, работа в группах, в парах.
Изготовление картины. 4ч.
Технология изготовления картины в технике вышивке изонити.
Виды деятельности: изготовления изделия.
Форма организации: индивидуальная, работа в группах, в парах.
Техника ленточной вышивки. 4ч.
Знакомство с различными техниками вышивки атласными лентами различной ширины для изготовления изделий картин и применение отделки в одежде.
Виды деятельности: ленточная вышивка и техника изготовления изделия.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Вышивка ленточного изделия. 5ч.
Изготовление узелковой стебельной вышивка лентами для изготовления картин и использование их в оформлении интерьера.
Виды деятельности: изготовления изделия.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Машинная вышивка и её применение. 2ч.
Знакомство с видами и способами машинной вышивки изделий, отделки для оформления хлопковых видов одежды.
Виды деятельности: знакомство с видами машинной вышивки.
Форма организации: индивидуальная.
Машинная вышивка изделия 4ч.
Машинная вышивка салфеток, носовых платочков способами: гладью и крестиком после нанесения основы рисунка.
Виды деятельности: изготовления изделия.
Форма организации: индивидуальная.
Техника плетения изделий из бумаги. 3ч.
Знакомство с видами плетений: лозы, бересты, бумаги и применением технологии бумажного плетения.
Виды деятельности: техника плетения бумажного изделия.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Плетение и оформление изделия. 4ч.
Заготовка бумажных деталей для изготовления плетеных изделий и изготовление их: ваз, цветочных горшков, корзин окраска и оформление.
Виды деятельности: плетение бумажного изделия.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Виды декупажа и изделия из них. 1ч.
Знакомство с видами декупажа.
Виды деятельности: знакомство с техникой декупажных изделия.
Виды декупажа и изделия из них. 3ч.
Заготовка деталей для изготовления декупажных изделий и изготовление их: ваз, цветочных горшков, шкатулок.
Виды деятельности: изготовление декупажных изделия.
Форма организации: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах.
Учебный план
№ п/п | Дата | Наименование темы | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Ι. 1. | Вводное занятие Т.Б в школьной мастерской. Знакомство с программой на новый учебный год. | 1 | 1 | - | Ознакомление | |
ΙΙ. 1. | Рукоделие. (67ч) Виды условных обозначений чтение схем для вязания крючком. | 3 |
1 | 2 | Ознакомление изучение, опрос. | |
2. | Оформление интерьера, вязание салфетки по схеме рисунка. | 6 | 1 | 5 | Контроль за выполнение работы. | |
3. | Канзонши. Ленточная техника спайки деталей. | 3 | 1 | 2 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
4. | Изготовление ленточной композиции в технике канзонши. | 3 | 1 | 2 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
5. | Вышивка изделий (гладью, крестом) по схеме рисунка. | 5 | 1 | 4 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
6. | Отделка. Виды отделок в вышивке. | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
7. | Глин. Техника работы с глиной. | 2 | 1 | 1 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
8. | Изготовление глиняных изделий. | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
9. | Роспись глиняных изделий. | 2 | 1 | 1 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
10. | Изонить. Техника изготовления изделия. | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
11. | Изготовление картины. | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
12. | Техника ленточной вышивки. | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос. | |
13. | Вышивка ленточного изделия. | 5 | 1 | 4 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
14. | Машинная вышивка и её применение. | 2 | 1 | 1 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
15. | Машинная вышивка изделия | 4 | 1 | 3 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
16. | Техника плетения изделий из бумаги. | 3 | 1 | 2 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
17. | Плетение и оформление изделия. | 5 | 1 | 4 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
18. | Виды декупажа и изделия из них. | 1 | 1 | - | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
19 | Изготовление изделия в технике декупажа. | 3 | 1 | 2 | Ознакомление изучение, контроль, опрос | |
Итого: | 68 | 20 | 48 |
Литература для учащихся
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 895с
2. Белякова О.В. Большая книга поделок. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 222с.
3. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. - М.: РИПОЛклассик, 2011. - 132с.
4. Рэри Э. Оригинальные проекты для всей семьи. -М.: Контэнт, 2013.
Интернет-ресурсы:
Сайт Страна Мастеров; Сайт Ярмарка Мастеров.
Литература для педагога
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Белякова О.В. Большая книга поделок. — М.: АСТ: Астрель, 2011. - 222с.
3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.
4. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. - М.: АСТ-пресс, 2015. - 32с.
5. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие Под ред. С В. Астраханцевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 152с.
6. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. 2011. - 132с. Интернет-ресурсы:
Сайт Страна Мастеров; Сайт Ярмарка Мастеров; Биологи по рукоделию.
7. Журналы Вязания «Валентина». 8. Журнал Школа ремесел «Девчонки и мальчишки».
9. Вязание крючком «Цветы и фрукты круглый год» Ева Экснер.
10. Вязание для всей семьи.
11.Вязание и мода.
Программа кружка «Творческие фантазии» разработана для занятий кружковой работы для учащихся 9-11 классов в возрасте с 15 до 17 лет.
Первый год обучения кружка рассчитана на 68 часа в год, один час в неделю, занятие проводятся по 40 минут.
Программа составлена на основе «Примерных программ кружковой работы» под редакцией Симоненко В. Д. и на основе программы в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».
Комплектование в группу обучающихся одного возраста позволит руководителю построить свое занятие соответственно с их возрастными особенностям. В группе одного возраста руководителю лучше определить методику проведения занятий и подход к распределению заданий, организацию коллективных работ; правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. В помещении, где проводится запись в кружки, рекомендуется оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в кружок руководитель проводит с ними беседу для того, чтобы познакомить детей с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует. При составлении списка кандидатов в кружок
указываются их основные данные: имя и фамилия, класс, домашний адрес и телефон, обучающимся, записавшимся в кружок, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу кружка рекомендуется включать не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя кружка; он следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных и т. д. Дежурные приходят на занятия за 15—20 мин до начала и помогают руководителю подготовить кабинет к занятиям: раскладывают инструменты, дидактический материал и т. д. По окончании занятий они следят за тем, чтобы кружковцы привели в порядок свои рабочие места, затем собирают неоконченные работы, инструменты, материалы, оставшиеся от работы, убирают помещение. Планируя годовую работу кружка, руководителю необходимо учитывать местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении. Выполнение объемных изделий дает представление о форме модели, ее конструкции, условной трактовке образа. Кружковцы осваивают правила раскроя, пошива и оформления объемных моделей.
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке по изготовлению изделий, сувениров должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому кружковцев необходимо знакомить с историей создания народного творчества, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием различных творческих изделий, повысят интерес к изучению, творческой активность в создании новых образцов.
Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию кружковцев, развитию их фантазии, художественного вкуса.
Воспитанию этих качеств, способствует изучение таких вопросов программы, как «Народные традиции в современной игрушке», «История сувенира», «Требования к современному дизайну», «История различных народных промыслов», и др.
Программу кружка планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе декоративно прикладного творчества рукоделие: вязание, вышивка, работа с глиной, бумагой, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"
Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...
Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы
История создания кружка Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важней...
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...
Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...
- Мне нравится (1)