Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dokument_microsoft_office_word_3.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
для 5-6 классов
«Темной старины заветные преданья»
(У истоков русского фольклора)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе ШОД по литературе фольклор представлен малыми жанрами, сказками( 5 класс) , в 6 классе- былинами, славянская мифология изучается в 6 классе обзорно. Однако без знания обрядовой и поэтической сторон народного творчества невозможно проследить истоки литературного мотива, дать обстоятельный литературоведческий комментарий к художественному произведению, уяснить его глубокий смысл .
Курс кружка «Темной старины заветные преданья» ( У истоков русского фольклора) предполагает ознакомление учащихся 5 и 6 классов с мифологией и обрядовым фольклором древних славян.
Программа кружка не затрагивает изучаемые на уроках литературы темы, расширяя представления учащихся о народной культуре.
Обращение учащихся к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа воспитывает чувства патриотизма и национальной гордости.
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся со славянскими обычаями, обрядами, верованиями.
-проследить отражение мифологических представлений славян в народном творчестве
-дать представление о системе жанров обрядового фольклора, средствах выразительности ,символике народных произведений
-показать красоту народной поэзии, ее значимость в духовном развитии каждого человека и народа в целом
-учить применять полученные знания при анализе литературных произведений
-развивать творческие способности учащихся.
МЕТОДЫ:
-выразительное чтение и анализ произведений народной словесности
-инсценирование фольклорных произведений
-написание творческих работ.
РЕЗУЛЬТАТ:
Фольклорный праздник (театрализованное представление).
Учащиеся должны знать :
-жанровые особенности фольклорных произведений (миф, сказка, пословицы и поговорки, былички, былины, обрядовые песни)
- изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров;
- символику пространства, времени, цвета, числа, частей тела человека в славянской мифологии и фольклоре;
- народные календарно-обрядовые праздники.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать фольклорное или литературное произведение, учитывая его жанровое своеобразие;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- видеть отражение мифологических представлений древних славян в фольклорных и литературных произведениях;
- выявлять художественную роль символов и изобразительно-выразительных средств в фольклорном и литературном тексте;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (загадки, мифы, сказки)
Содержание
1. Мир глазами древних людей. Процесс познания мира древними людьми. Мифологическое мышление. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Кодирование информации с помощью особых знаков-символов. Пространственные, временные, растительные, животные , абстрактные символы. Символическая картина мира ( пространство : верх-низ; небо-земля; правый-левый; время : день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский; старший- младший; свой - чужой). Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Явь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре ( загадки, пословицы, волшебные сказки) |
2. Человек как часть космоса. Тотемические верования древних славян и их отражение в народных сказках о животных. Представление о магической силе женщины, связующей мир природы и человеческое общество. Особое отношение древних людей к мертвым . Взаимоотношения человека и природных стихий. Двойственное отношение древнего человека к природе. Вода – самая могущественная из стихий, первооснова жизни, ее начало. Ритуальные очищения с помощью воды. Очищение водой в свадебном и погребальных обрядах. Переправа через реку в фольклорных произведениях - символ препятствия, границы, перехода из старой жизни в новую. Земля- олицетворение плодородия , мать всему живому, кормилица. Огонь. Символическая функция огня - уничтожение-очищение. Очаг- особое место в жилье. Современные ритуалы, связанные с огнем ( поклонение Вечному огню, зажигание Олимпийского огня) Воздух- промежуточное пространство между населенными небом и землей. Способность перемещаться по воздуху - свойство волшебное. Ветер - могущественная , враждебная человеку стихия, символ вольной - волюшки. Духи природы (леший, водяной, русалка). Профессии, связанные со стихиями. Сверхъестественные свойства, приписываемые в фольклоре мельнику, кузнецу, пасечнику, гончару.. |
3. Пространство. Пространство свое ( положительное, немагичное) и чужое ( отрицательное, таинственное, связанное с миром мертвых). Правое и левое. Граница и центр. Пространство дома. Дом- центр мира, соединяющий небо, землю и подземный мир. Символическое значение углов, порога, дверей, окон. Печь-центр дома. Домовой. Отражение представлений древних славян о пространстве дома в фольклоре ( загадки, поговорки, пословицы, приметы, заговоры ) |
4. Время . Линейное и циклическое время. Календарный год. Солнце, месяц, день и ночь. Солнце и месяц- противоположные начала. День – свое время, ночь- чужое. Движение по солнцу –правильное, обратное неправильное. Животные- символы дня и ночи. |
5. Символика числа и цвета в славянской мифологии и фольклоре. Символическое значение красного, черного и белого, зеленого , золотого цветов. Выразительное чтение и комментирование обрядовых песен, небылиц, загадок, фрагментов былины «Мамаево побоище», сказки «Купеческий сын Иван» Число как символ. Четные и нечетные числа. Символическое значение чисел 1,2,3,4, 7,9,12. |
6. Человек: символика тела. Тело как космос (положительный верх, отрицательный низ, центр- середина ; правое и левое, переднее и заднее) . Магическая сила тела. Символическое значение органов и частей тела. Защита тела. Обереги. |
7. Человек : цикл жизни. Жизненный круг. Семья. Ритм жизни в семье. Особое место каждого члена семьи в зависимости от пола и возраста. Семейные отношения и традиции |
8. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор ( общий обзор). Отражение в фольклоре представлений народа о важнейших моментах человеческой жизни: рождении, вступлении в брак, смерти. Родильные и крестильные обряды. Родильные и крестильные обрядовые песни. Свадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье. Девичник-мальчишник, расплетание косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, княжий стол, послесвадебные обряды. Свадебные песни: символика, художественные особенности ( синтаксический и психологический параллелизмы, повторы, постоянные эпитеты и др.) Величальные и корильные песни Похоронные обряды и поэзия. Мотив посмертных превращений, перевоплощений душ умерших в птиц, деревья, растения. Мотив извечного круговорота: жизнь-смерть- жизнь. Отражение представлений о мировом дереве. |
9. Календарные обряды и поэзия. Календарно- обрядовый фольклор. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные песни. Зимние обряды. Колядки. Пожелание благополучия, счастья, богатства. Масленица. Масленичные песни и обряды. Весенне-летние обряды. Заклинание весны. Веснянки. Обряд завивания березки. Ритуальные игры. Семицкие и Троицкие обряды и песни. Купальские и жнивные обряды и песни. |
Список рекомендуемой литературы.
- Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество.-Л.,1987.
- Афанасьв А.Н. Древо жизни. – Современник,1983.
- Белов В. Лад .Очерки о народной эстетике – Молодая гвардия,1989.
- Калашников В. Боги древних славян - Белый город, 2008.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.,1990.
- Померанцева Э.В.мифологические персонажи в русском фольклоре.- Наука,1975.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт,2009.
- Семенова М. Мы- славяне! – Азбука- классика, 2010.
- Снегирев И.М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»- М.,1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей....
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
«Русский фольклор». Программа внеурочной деятельности. 1 - 4 класс.
В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и...
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Истоки глазами современности :"Русский фольклор"
Беседа с учащимися 3-4 классов о русском фольклоре...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...