Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы
материал по биологии (6 класс) по теме

История создания кружка

 

                   Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важнейших мест занимают кактусы. Эти колючие обитатели Нового Света завоевали сердца многих людей, причем не только специалистов, но и не имеющих к цветоводству никакого отношения людей.

                    Создание кружка «Кактусенок»  пришло не случайно, так как со мной, как биологом школы, консультировались по вопросам ухода и разведения кактусов не только ученики, но и жители поселка.

                    Идею создания кружка одобрили и поддержали ученики 7-х классов. Для создания коллекции потребовалось много времени. Кактусы приносили из разных мест; Были задействованы ученики старших классов, их родители.  По моему мнению, кактусы самые подходящие и полезные растения для школьного биологического кабинета.

 У школьников к кактусам отношение особое. Эти растения детям интересны, они вызывают удивление, восторг, ощущение тайны. Учащимся нравилось собирать коллекцию кактусов, выращивать, ухаживать, пересаживать их. Кроме того, кактусы можно не только собирать, но и наблюдать за ними.

 

            На мой взгляд, школьникам интереснее будет  попробовать следующее:

1.     Выращивать кактусы из семян. Тут и лопающиеся прямо-таки на глазах скорлупки семян, и «вылупляющиеся» микроскопические шарики, и первые неожиданно появляющиеся колючечки, и постоянное внешнее изменение детенышей кактусов.

2.     Укоренение черенков различных кактусов. Это и подготовка черенков, и появление первых корней, которое происходит не в земле и поэтому очень наглядно и гораздо интереснее, чем проращивание луковицы в банке с водой.

3.     Прививки. Устоять невозможно – это и хирургия, и творчество, и сопричастность к появлению на свет чего-то совершенно нового. Между тем самые внешне эффективные прививки, такие как красностебельные бесхлорофилльные гимнокалициумы на столбовидных подвоях, довольно просты, а интересны будут даже старшеклассникам. К тому же результаты можно будет заметить уже  через 2 – 3 недели (а не через пару лет, как у плодовых деревьев). Следует отметить, что прививки кактусов – это не только создание необычной формы, но и стратегический расчет, принимающий во внимание биологические особенности  конкретных подвоев и привоев.

Создание миниатюр и композиций. Это для тех, у  кого не так развита коллекционная струнка, зато есть дизайнерский уклон. Декоративно посаженные кактусы можно использовать при изготовлении необычных настенных и настольных украшений, сувениров и д

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12._istoriya_sozdaniya_kruzhka_kaktusenok2.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

         

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

               «Березовская средняя общеобразовательная школа»

              Программа   кружка

               «КАКТУСЕНОК»

        6-е классы

                                         

                                                                Учитель биологии БСОШ:

                                                         Кондрахина Ирина Станиславовна

        

                                                                              2004 год

                 История создания кружка

                   Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важнейших мест занимают кактусы. Эти колючие обитатели Нового Света завоевали сердца многих людей, причем не только специалистов, но и не имеющих к цветоводству никакого отношения людей.

                    Создание кружка «Кактусенок»  пришло не случайно, так как со мной, как биологом школы, консультировались по вопросам ухода и разведения кактусов не только ученики, но и жители поселка.

                    Идею создания кружка одобрили и поддержали ученики 7-х классов. Для создания коллекции потребовалось много времени. Кактусы приносили из разных мест; Были задействованы ученики старших классов, их родители.  По моему мнению, кактусы самые подходящие и полезные растения для школьного биологического кабинета.

 У школьников к кактусам отношение особое. Эти растения детям интересны, они вызывают удивление, восторг, ощущение тайны. Учащимся нравилось собирать коллекцию кактусов, выращивать, ухаживать, пересаживать их. Кроме того, кактусы можно не только собирать, но и наблюдать за ними.

            На мой взгляд, школьникам интереснее будет  попробовать следующее:

  1. Выращивать кактусы из семян. Тут и лопающиеся прямо-таки на глазах скорлупки семян, и «вылупляющиеся» микроскопические шарики, и первые неожиданно появляющиеся колючечки, и постоянное внешнее изменение детенышей кактусов.
  2. Укоренение черенков различных кактусов. Это и подготовка черенков, и появление первых корней, которое происходит не в земле и поэтому очень наглядно и гораздо интереснее, чем проращивание луковицы в банке с водой.
  3. Прививки. Устоять невозможно – это и хирургия, и творчество, и сопричастность к появлению на свет чего-то совершенно нового. Между тем самые внешне эффективные прививки, такие как красностебельные бесхлорофилльные гимнокалициумы на столбовидных подвоях, довольно просты, а интересны будут даже старшеклассникам. К тому же результаты можно будет заметить уже  через 2 – 3 недели (а не через пару лет, как у плодовых деревьев). Следует отметить, что прививки кактусов – это не только создание необычной формы, но и стратегический расчет, принимающий во внимание биологические особенности  конкретных подвоев и привоев.
  4. Создание миниатюр и композиций. Это для тех, у  кого не так развита коллекционная струнка, зато есть дизайнерский уклон. Декоративно посаженные кактусы можно использовать при изготовлении необычных настенных и настольных украшений, сувениров и даже елочных украшений.

        Программа кружка  «Кактусенок»

                    Березовская средняя общеобразовательная школа

                                                Руководитель кружка учитель биологии

                                                                                            Кондрахина И.С.

    Задачи  кружка:

  1. Приобретение учащимися элементарных основ ботанической науки  (строение, разнообразие индивидуального и исторического развития во взаимосвязи с окружающей природой).

  1. Привить навыки коллективной работе.

  1.  Развить познавательную активность учащихся, умение творчески применять полученные знания для решения познавательных задач.

  1. Ознакомить учащихся с принципами учебно –исследовательской деятельности и проведения учебно-исследовательских работ.

  1. Ознакомить учащихся с принципами учебно-исследовательской деятельности и проведения учебно-исследовательских работ.

                       Тематический  план  работы

              Тема

Теоретический       материал

Практический        материал

   Введение

1. Знакомство с разнообразием видов кактусов с помощью литературных источников

Сбор информации о различных видах кактусов

Сбор коллекции кактусов

2. Создание коллекций, определение названий кактусов по определителю

Поиск теоретического материала

Определение названия видов

3. Вегетативное размножение

Записи в тетрадях

Пересадка кактусов

4. Особенности ухода за кактусами

Изучение теоретического материала

Уход за кактусами

5. Как вести наблюдения

Изучение теоретического материала

Составление таблиц, ведение тетради наблюдения

6. Семенное размножение

Сбор дополнительной информации

Задание для практической работы (посадить семена в домашних условиях)

7. Наблюдение за ростом кактусов.

Определение размеров посаженных деток

Запись в дневнике наблюдений. Уход за растениями.

8. Создание альбома «Разновидности кактусов в природе и жизни человека».

Сбор материала

Наблюдение за ростом рассады кактусов

9. Прививка

Знакомство с темой

Сращивание двух частей растений, взятых от разных особей

10. Как и почему болеют кактусы?

Изучение различных причин заболеваний кактусов

Записи в дневниках наблюдений. Уход за посадками.

11. Отчет учащихся о проделанной работе

Чтение  и анализ рефератов

 -

                                 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

           

  1. «Биология в школе»  2003г.,  № 1,  Научный доклад, как итог исследовательской работы школьника».

  1. Журнал  «Биология в школе»  1999г.   № 6,  «Основы организации научно-исследовательской работы».

         3.  «Развитие исследовательской деятельности учащихся»   г. Москва

                «Народное образование»  2001г.

         4.  «Учебно-исследовательская работа учащихся»  журнал «Биология в школе»  2000г.,  № 8

       

                                          Отчет

              работы кружка  «Кактусенок» за отчетный год.

                 Во время работы кружка у школьников к кактусам выработалось особое отношение.

                 Эти растения детям были интересны, они вызывали удивление и восторг, ощущение тайны. Кактусы зажигали,  детских глазах искорку,  посещая нашу коллекцию. Интерес к кактусам был даже у мальчиков. Большую роль играет непривычный облик этих растений, их фактическое разнообразие.

                 Дети с удовольствием собирали коллекцию кактусов, выискивая все новые виды. Они с интересом пересаживали, поливали, наблюдали за их ростом, развитием.

                 Заботились о кактусах активно, с творческим подходом. Далеко не у всех есть возможность разводить кактусы дома ( например, нет подоконника достаточного размера и нет достаточно тепла на нем,  не соответствует  стандартам освещение.

                  Школьный кабинет биологии и стол – это место, где реализовались интересы детей к этим растениям, их выращиванию и коллекционированию. И мне очень хотелось бы, чтобы через интерес к кактусам развилось бы более серьезное отношение школьников к биологическим наукам.

Наблюдения и выводы:

1. Мы выяснили, что кактусы растут медленно, и у них низкий уровень обмена веществ. Поэтому они не требуют столь интенсивного ухода, как другие растения. Кактусы при неблагоприятных условиях в большинстве случаев «замирают», но не теряют внешнего вида, в отличие от других комнатных растений.

2. Они чаще страдают от неправильного ухода, чем от отсутствия ухода вообще.

3. Кактусы по сравнению с другими растениями более терпеливы к сухому воздуху помещений.

4. Кактусы удивительно устойчивы к травматизму, уровень которого у школьных растений особенно высок. Колючий покров кактусов, как наружный скелет, великолепно предохраняет растения от ударов и падений.

5.  Мы  размножали кактусы разными способами: половые –семенами, бесполые-детками  (вегетативно).

Из наблюдений стало ясно, эволюционное различие полового и бесполого размножения: посеяли семена  апомиксной (форма бесполого размножения) и перекрестно опыляемой  ревуции.  И в конце года выросли вполне сформировавшиеся растения, стало видно, что потомство первой состоит из совершенно одинаковых растений, являющихся точными копиями материнского, а в потомстве второй заметно разнообразие и расщепление признаков.

6. Мы наблюдали, как из семян, лопающихся прямо на глазах «вылупляются» микроскопические шарики, и первые неожиданно появляющиеся «колючечки», и постоянное внешнее изменение детенышей кактусов.

7.  Размножение детками – боковыми побегами, оказалось, столь эффектно, что некоторые виды кактусов предпочитают вообще не заниматься производством семян.

Так, у небольшой цилиндрической опунции сальмиана, после увядания цветка, остается красная ягода, но семян в ней нет.

            8. Наблюдали за укоренением черенков различных кактусов. Подготавливали черенки, ждали первых корней, которые проклевывались не в земле, это детям было гораздо интересней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....