рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки |
Муниципальное общеобразовательное учреждение |
средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко |
станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Сорокина Галина Витальевна |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 406.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана на основе
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. –М: Просвещение,2012.-47с.- (Работаем по новым стандартам). –ISBN 978-509-023274-6.
Пояснительная записка
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, являет ся значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.
Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но неред ко учитель слишком облегчает ученикам осуществление это го процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики за поминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоми нают). Опасность заключается в том, что сам ученик не об ращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а ме ханически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на позна ние, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированости умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный мате риал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и до рабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирова ния общеучебных умений и навыков особенно актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требова ния к результатам освоения обучающимися основной образо вательной программы. При этом очень важная роль отводит ся ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, обще ственно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и инте ресов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным уме ниям и способам деятельности, т. е. формированию универ сальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий про является в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ре бёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и
регуляции любой дея тельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетент ности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред метных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личност ного морального выбора.
Программа курса направлена на формирование универ сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро ванного тренинга.
Цель данной программы — сформировать компетент ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на выки, и, таким образом, сделать детей активными участни ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти рованного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, при ёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенно стей учащихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и ос воение на практике различных приёмов работы с разнообраз ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ ных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения твор ческих задач;
программа рассчитана на учащихся 5 – 8 классов (136 ч), имеет практико – ориентированные характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельно сти, и состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) — 102 ч;
- учимся работать с информацией (8 класс) — 34 ч.
В процессе освоения содержания программы её результа тивность предполагается проверять с помощью системы диа гностик: психологических и педагогических тестов, наблюде ния, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методи ческий комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирова ния выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешение проти воречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологиче ский ящик;
- способы чтения, структурирования, обработки и пред ставления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и ис следований;
- правила сохранения информации, приёмы запомина ния; уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб щать, систематизировать, выделять главную мысль, абстра гировать, формулировать выводы, устанавливать причин но-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запомина ния, работать с источниками информации (чтение, конспек тирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в раз личных видах (вербальном, табличном, графическом, схема тическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида
в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и про водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; владеть монологической и диалогической речью, пере сказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, состав лять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки,
модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
• работать с текстовой информацией на компьютере, осу ществлять операции с файлами и каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Развитие интеллектуальных умений 5-6 классы (136 ч)
1.1. Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы по нятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обоб щение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (ро довое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и след ствия. Установление причинно-следственных связей. Прак тические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омо нимы. Выявление сходства и различий по существенным при знакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узна вание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Уме ние классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным по нятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценоч ный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы де ятельности при формировании умений делать выводы. До казательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Пред ставление закономерностей в различных видах (аналитиче ском, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз вивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение зна чения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных пред ложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые слово сочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополне ние текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочета ния. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Состав ление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснова ние суждений. Практические занятия и развивающие игры.
1.2. Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и мето ды творчества. Диагностика творческих способностей. Прак тические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображе ния. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоци ации. Приёмы развития воображения: головоломки на пло скости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан-грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по задан ным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей про странственных фигур. Практические задания и развиваю щие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положитель ные и отрицательные стороны явлений. Практические зада ния и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблем ной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы.
Метод разре шения противоречий: сущность метода, применение к реше нию проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Метод кон трольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символиче ская, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использо вание данного метода в литературных произведениях. Приме нение его к решению изобретательских задач. Замена функ ций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
№ п\п | Тема | Содержание | Кол во часов |
1. | Человек и его интеллект | Что такое интеллект понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры. | 1 |
2. | Диагностическое тестирование | 1 | |
3-4 | Обобщение и ограничение понятий. | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Практические задания развивающие игры. | 2 |
5-6 | Обобщение и ограничение понятий. | Тренинг внимания. Ограничение понятий практические занятия, развивающие игры. Задачи на внимания. | 2 | |||
7-8 | Выделение существенных признаков. | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. практические занятия, развивающие игры.. | 2 | |||
9. | Обобщение понятий при построении определений | Обобщение понятий, формулирование определений. Практические занятия, развивающие игры. | 1 | |||
. 10. | Отношение между понятиями: рядоположности, часть- целое. | Функциональные отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности Практические занятия, развивающие игры. | 1 | |||
. 11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | Тренинг зрительной памяти. Отношения между понятиями: часть- целое, последовательности, рядоположности. | 2 | |||
13 | Сравнение понятий . Отношение противо- положности | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания .развивающие игры.. | 1 | |||
14-15 | Установление причинно- следственных связей | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями. Практические задания, развивающие игры. . | 2 | |||
16-17 | Логические задачи | Установление связей между понятиями. Практические задания. Развивающие игры | 2 | |||
18-19 | Классификация- понятий | Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания. Развивающие игры | 2 | |||
20 | Классификация понятий | Классификация понятий. Умение классифицировать по двум и трем признакам. Практические задания . развивающие игры. | 1 | |||
21-22 | Сравнение понятий .Аналогия | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания и развивающие игры. | 2 | |||
23-25 | Поиск закономерностей | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания. Развивающие игры.. | 3 | |||
26-27 | Поиск закономерностей | Поиск закономерностей .Представление закономерностей в различных видах Практические задания, развивающие игры. | 2 | |||
28 | Выделение существенных признаков предметов. | Существенные и несущественные признаки. Практические задания , развивающие игры . Достоверные и недостоверные события | 1 | |||
29 | Поиск закономерностей. | Практические задания . развивающие игры. | 1 | |||
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания , развивающие игры | 2 | |||
32-33 | Логические задачи | Повторение : отношения между понятиями. Классификация. Практические задания , развивающие игры | 2 | |||
34 | Итоговое тестирование. Математическое соревнование | 1 |
Итого : 34 часа
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование блоков, разделов, тем. | Всего час | Количество часов Аудиторные. Внеаудиторные | Дата 5б 5г |
1 | Человек и его интеллект | 4 | 2 2 | |
1 | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества | 1 | 1 | Сентябрь 4 3 |
2 | Дар и талант | 1 | 1 | 6 5 |
3 | Практическая работа:» Измерение расстояния шагами» | 1 | 1 | 11 10 |
4 | Практическое задание: Рассчитать площадь клумбы и ее периметр» используя формулы | 1 | 1 | 13 12 |
2 | Диагностическое тестирование | 2 | 2 | 18,20. 17,19 |
3-4 | Обобщение и ограничение понятий | 4 | 2 | |
1 | Интеллектуальная разминка. Понятие. | 1 | 1 | 25 24 |
2 | Отношения между понятиями: род- вид .Обобщение понятий | 1 | 1 | 27 26 |
3-4 | Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки» | 2 | 2 | 2,4 1,3 октября |
5-6 | Обобщение и ограничение понятий | 4 | ||
1 | Тренинг внимания. Задачи на внимание | 1 | 1 | 9 8 |
2 | Ограничение понятий | 1 | 1 | 11 10 |
3 | Практические задания . Задачи решаемые с конца. | 1 | 1 | 16 15 |
4 | Развивающие игры: « Математические ребусы» | 1 | 1 | 18 17 |
7-8 | Выделение существенных признаков | 4 | ||
1 | Что такое признак. Интеллектуальная разминка | 1 | 1 | 23 22 |
2 | Выделение существенных признаков. | 1 | 1 | 25 24 |
3 | Достоверные ,невозможные и случайные события | 1 | 1 | 30 29 |
4 | Геометрические задачи «на разрезание» | 1 | 1 | 1 ноября 31 октября |
9 | Обобщение понятий при построении определений | 4 | ||
1 | Обобщение понятий, формулирование определений | 1 | 1 | 13.15. 12,14 |
2 | Практические занятие. Экскурсия в магазин промышленных товаров | 1 | 1 | 20, 19 |
3 | Логические задачи | 1 | 1 | 22 21 |
4 | Математические игры. Выигрышные ситуации | 1 | 1 | 27 26 |
10 | Отношения между понятиями | 2 | 29 28 | |
1 | Функциональные отношения между понятиями : часть – целое, последовательности, рядоположности | 2 | ||
2 | Практические занятия:» Математические ребусы | 1 | 4 декабря 3 | |
3 | Развивающие игры . Инварианты | 1 | 6 5 | |
11-12 | Сравнение понятий . Установление сходства и различий. | 4 | ||
1 | Тренинг зрительной памяти | 1 | 1 | 11 10 |
2 | Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности. Текстовые задачи | 1 | 1 | 13 12 |
3 | Геометрические задачи. | 1 | 18 17 | |
4 | Математические игры | 1 | 20 19 | |
13 | Сравнение понятий. Отношение противоположности | 2 | ||
1 | Тренинг внимания .Сравнение понятий. | 1 | 25 24 | |
2 | Отношение противоположности | 1 | 27 26 | |
3 | Практические задания. Геометрические задачи | 1 | ||
4 | Развивающие игры. Геометрические задачи | 1 | 1 | |
14-15 | Установление причинно-следственных связей. | 4 | ||
1 | Тренинг внимания | 1 | 1 | |
2 | Функциональные отношения | 1 | 1 | |
3 | Практические задания. Решение задач на движение. | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры. Решение задач на движение. | 1 | 1 | |
16-17 | Логические задачи | 4 | ||
1 | Установление связей между понятиями. | 1 | ||
2 | Практические задания . Логические задачи. | 1 | ||
3 | Практические задания. | 1 | ||
4 | Развивающие игры. Путешествующие , стоя на месте | 1 | 1 | |
18-19 | Классификация понятий. | 4 | ||
1 | Классификация понятий. Практические задания. | 1 | 1 | |
2 | Классификация по двум .трем понятиям. Развивающие игры. » Запоминание чисел» | 1 | 1 | |
3-4 | Текстовые задачи на переливание-2 | 2 | 2 | |
20 | Классификация понятий. | 2 | ||
1 | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. | 1 | 1 | |
2 | Умение классифицировать по двум , трем признакам | 1 | 1 | |
3 | Практические задания « Числовые великаны»- презентация | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры. « Отгадывание чисел» | 1 | 1 | |
21-22 | Сравнение понятий .Аналогия. | 4 | ||
1 | Сравнение понятий и словосочетаний. | 1 | 1 | |
2 | Практические задания . Доклад : « Число 12» презентация | |||
3 | Практические задание : « Число 365» Презентация . | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры. «Запоминание чисел» | 1 | 1 | |
23-24 | Поиск закономерностей. | 4 | ||
1 | Поиск закономерностей .Закон. Представление закономерностей в различных видах. | 1 | 1 | |
2 | Практические задания» Угадать дату рождения» | 1 | 1 | |
3 | Развивающие игры. « Приемы ускоренного умножения» | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры . « « Девять одинаковых цифр» | 1 | 1 | |
25-26 | Поиск закономерностей | 4 | ||
1 | Практические задания. « Цифровая лестница» | 1 | 1 | |
2 | Практическое задание. « Математические загадки пирамиды Хеопса .« Презентация « . Доклад. | 1 | 1 | |
3 | Развивающие игры. « Угадать дату рождения» | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры. Лилипуты пространства. | 1 | ||
27 | Выделение существенных признаков предметов. | 2 | ||
1 | Существенные и несущественные признаки | 1 | 1 | |
2 | Практическое задание.» Ваше кругосветное путешествие « Презентация « | 1 | 1 | |
28 | Поиск закономерностей | 2 | ||
1 | Практические задания . Доклады . Презентации. | 1 | ||
2 | Развивающие игры Мгновенное деление. | 1 | 1 | |
29-30 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 4 | ||
1 | Объяснение понятий слов. Подбор и объяснение слов в зависимости о т контекста , составление предложений | 1 | 1 | |
2 | Практические задания. Арифметические путешествия . .» Ваше восхождение на Монблан» | 1 | 1 | |
3 | Развивающие игры. « Русский способ умножения» Презентация. | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры. Математические ребусы. | 1 | 1 | |
31-32 | Логические задачи | 4 | ||
1 | Повторение. Логические задачи. | 4 | ||
2 | Практические задания. Самостоятельный подбор логических задач. | 1 | ||
3 | Развивающие игры. | 1 | 1 | |
4 | Развивающие игры | 1 | 1 | |
33 | Математическое соревнование. | 2 | ||
1 | «Математический бой « | 1 | ||
2 | «Арифметические ребусы» | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование | 2 | 2 |
Итого 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика". ФГОС 5класс.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Увлекательная математика каждому» 7 класс
Рабочая программа кружка по математике 7 класс...
Рабочая программа кружка по математике для 8=9 классов " В мире математики"
Рабочая программа кружка по математике для 8-9 классов " В мире математики"...