Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_11_klasse.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10-11 классаов обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи кружкового объединения «Физика в задачах»
Цели:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.
- Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Занимательные опыты по разным разделам физики
- Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Практикум
- Семинар
- Круглый стол
- Выпуск стенгазет
- Проектная работа
- Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера
- Навыки решения разных типов задач
- Навыки постановки эксперимента
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
- Профессиональное самоопределение.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | |
2 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. | 1 | |
3 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.» | 1 | |
4 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением» | 1 | |
5 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности» | 1 | |
6 | Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков. | 1 | |
7 | Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ | 1 | |
8 | Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение» | 1 | |
9 | Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели). | 1 | |
10 | Экспериментальная проверка параметров баллистического движения. | 1 | |
11 | Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов | 1 | |
12 | Решение и анализ олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике) | 3 | |
13 | Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | |
14 | Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона» | 1 | |
15 | Аналитическое решение задач по теме: «Применение законов Ньютона» -движение в поле тяготения; -движение под действием силы упругости; -движение с учетом силы трения; -движение связанных тел; -движение по наклонной плоскости. | 5 | |
16 | Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона» | 3 | |
17 | Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме. | 1 | |
18 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел» | 1 | |
19 | Практикум по расчету технических характеристик с использованием условий равновесия тел. | 2 | |
20 | Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения» -работа и мощность; -закон сохранения импульса; -закон сохранения энергии. | 3 | |
21 | Решение экспериментальных задач на законы сохранения. | 1 | |
22 | Семинар по теме: «Практическое применение законов сохранения» | 1 | |
23 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» -решение качественных задач; -решение расчетных задач; -графическое решение задач. | 3 | |
24 | Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ» | 1 | |
25 | Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | |
26 | Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом.» | 3 | |
27 | Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций. | 1 | |
28 | Общее количество | 42 |
ЛИТЕРАТУРА:
- «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2004.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
- Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2000г
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
- Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
- О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
- Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
- Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)
Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...
Программа кружка "Физика в задачах"
Программа кружка предназначена для 10 класса...
Программа кружка в 7 классе "Физика в задачах"
Программа кружка предусматривает проведение занятий по решению задач как особую форму самостоятельной работы учащихся.При решении задач главным образом используются ситуации, отличные от тех, которые ...
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"
Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...
Рабочая программа кружка в 9 классе "Решение расчетных задач"
Решение задач разных типов по химии...