Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochumelye_ruchki.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя образовательная школа»
« Согласовано» Руководитель МО ________ -Протокол № ------ от « --- » ---------------2012г. | « Согласованно » Заместитель директора школы по УВР МОУ Протокол № --от «-- « ------------------2012г. | « Утверждаю» Директор МОУ» Кировская СОШ» ------------------ Приказ --- от» «---- « ---------------- 2012г. |
Рабочая программа
Кружок:
« ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ »
На основе программы Б.М. Неменского.» «Изобразительного искусства и художественный труд»
(4 классы.)
Срок освоения- 1 год
2012-2013уч.г.
( по средам )
Разработчик :
Струбалина А.С.
Учитель
изобразительного искусства
и МХК 1 кв. категории.
П.Кировский.
2012г.
Пояснительная записка
Реальная альтернатива данной программы- воспитание у школьника способностей к эстетическому самоопределению .И главным здесь становиться художественное творчество подростков.
Настоящий курс: «Художественный труд и изобразительное искусство» в начальной школе на кружке « Очумелые ручки» закрепляет и углубляет полученные знания по художественному циклу и является составной частью системы художественного .трудового и эстетического образования в начальной школе.
Он разработан как дополнение к курсу» Искусство вокруг нас» 1-4классы.
И вводит учащихся волшебную мастерскую художника и сказочный мир поделок . сделанных собственными руками. Знакомит с декоративно – прикладным искусством и дизайнерскими находками. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности : конструктивного ,изобразительного и декоративного и является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды деятельности и основные виды искусства. Эта программа входит в учебный компонент « Школа России». Художественная и трудовая деятельность учащихся на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения как через форму так и через содержание , а также и через различные приемы работы с нетрадиционным материалом.
Трудовая деятельность имеет ряд своих особенностей. Важным моментом является то, что правильное обучение трудовой и художественной деятельности с детства есть наиболее массовая форма воздействия на трудовое и художественное воспитание в целом .Это дает право определить одну из основных и первостепенных задач данного
-Примерная программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности,. коллективности, патриотической направленности, проектности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Принцип природосообразности; предполагает, что процесс
художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов . согласовываться с общими законами развития природы и человека . воспитывать школьника , формировать у него ответственность за развитие самого себя .Принцип культуросообразности предполагает ,что то художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур. Специфическими особенностями .присущими традициями тех или иных регионов , не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса. общества и мира в целом. Необходимо . чтобы художественное творчество помогало
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование. Растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходит в нем самом в сфере искусства, в окружающем его мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает , что художественное воспитание и образование ,осуществляясь в детско - взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающими , может создавать условия для позитивно направленных самопознания . эстетического самоопределении, художественно- творческой самореализации. Принцип диалогичности предполагает, что духовно - ценностная
ориентация детей и их развитие .осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности содержанием, которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества: ценностями свойственны и как представителями различных поколений и субкультур ;индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования) , а так же совместное продуцирование художественных ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником.. Это обусловлено возрастными различиями , неодинаковостью жизненного опыта .асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства , сколько искренности и взаимного понимания , признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой ( в том числе и художественной), природой родного края. реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционального окрашенных представлений ( образы политических .этнокультурных .эстетических явлений и предметов , собственных действий по отношению к Отечеству , стимулирование переживаний , которые ориентируют субъекта на действия , приносящие благо Отечеству ).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и « выведение « подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел-реализация рефлексия. В ходе проектирования перед человеком стоит задача представить себе еще не существующее, но то , что он хочет. чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторые событие ,и некоторый предмет- главное, что он должен Если ему не кто предварительно не задал , к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить , то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги , может составлять план исполнения , но собственно проектировать он. В таком случае не будет.
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные, и экзистенциальные проекты подростков.
Художественные проекты школьников реализуются в обстановке , близкой к художественной мастерской мастера прикладника и дизайнера и могут быть поняты благодаря следующим ценным аспектам: аскетизм . ориентированность на область художественной деятельности :.приоритет чувственного восприятия окружающего мира ; нравственная доминанта -
Соответствие нравственным началом добра. Справедливости . милосердия : креативности значимости порождения чего-то качественно нового ,отличающегося неповторимостью , оригинальностью ( своеобразием и незаурядностью) и общество , вносит позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности в сфере художественного творчеств школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий , сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях , в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующих методах психолог – педагогического воздействия на формирование личности ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Курс имеет художественную направленность , которая определена особой актуальностью художественного образования в современных условиях. Особое внимание нужно уделить развитию сенсорных и творческих возможностей учащихся с самого раннего детства. Взяв эстафету дошкольного образования , продолжить развивать художественные и трудовые возможности учащихся на более высоком уровне ,с учетом современных условий и серьезного отношения к художественной культуре в целом
Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентного подхода В комплексе сферы компетенции основной .система образующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией. Развитие и умение работать с информацией и поиск интересных тем и инструкции к их применению . Развитие навыков в работе с различными природными и декоративными материалами ,а так же освоение различных технологий и методов и приемов изготовления поделок.
Для обеспечения программного изучения художественного и трудового обучения в 4 классе был разработан данный учебный курс.
Цель примерной внеурочной программы художественного творчества школьников – формирование трудового и художественного развитию каждого участника группы.
1Расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.
2 Воспитание гуманного творческого социально- активного человека.
3 Подготовка детей к практической деятельности. 4. Уметь работать с нетрадиционными материалами и различной техникой 5.Формировать творческую личность.
Программа предусматривает решение следующих задач, которые делятся на две основные группы :.
1 группа:
Формирование навыков разностороннего развития ,накопление представлений .развитие мышления творческой выразительности.
2 группа:
Формирование личностных качеств.:
Отношение к труду, природе людям, чувство коллективизма, потребность и готовность к эстетической деятельности, высоких нравственных качеств,
Особенности работы с детским коллективом заключается в том , что индивидуальное трудовое развитие каждого участника в группе есть та основа на которой строиться воспитание личности и коллектива.
Занятия данного кружка рассчитаны на детей 9-10 лет т.е.4 классы. Формы занятий разнообразны: беседы, игровые моменты художественное слово и непосредственно практическая работа в разной технике.
КОНЦЕПЦИЯ
В целом кружковая программа курса позволяет полнее раскрыть воспитательные и развивающие потенциал трудовых и художественно-творческих знаний , создает более благоприятные условия для прохождения трудового и художественного воспитания в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей литературы, технического и художественного труда.. эстетики изобразительного искусства .При этом необычайное, загадочное, удивительное дети находят как в дальних путешествиях по сказкам, былинами эпосам. Так и в ближайшем окружении тех предметов которые их окружают и в жизни и в быту..Изучение данного курса предлагается проводить параллельно курсу « Искусство- вокруг нас»3-4 классы в объеме 35 часов. В тематическом планировании указано примерное распределение уроков по темам. Практические работы закрепляются глубоким теоретическим материалом.
Использование литературного слова лишь обогащает данные уроки , а игровые моменты делают их интересней и привлекательней. Программный курс требует от учащихся серьезного отношения к отбору содержания каждого урока ,это и поиск литературных текстов , пособия по выполнения по технологии выполнения задания .сочинение небольших стихов, эссе. сказок и рассказов к своим будущим поделкам. И серьезная подготовка ,необходимого оборудования и исходного материала для реализации поставленных задач. Все это необходимо . чтобы удовлетворить любопытство учащихся ,этого возраста в познании ручного и декоративно-прикладного труда.
Материал необходимо передавать образно .познавательно .занимательно. Составляя программу, учитель учитывал потребность детей .их запросы.
Исходя из того ,что практикуется в школе на занятиях по рисованию и художественному труду .в 3-4 классах. Изучение этого курс а позволяет установить теплые связи между познаниями собственного опыта и социальной жизни ,обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения художественного труда и изобразительного искусства.( как в нутрии школы так и в начальной школе и средней ,Создает условия для более плавного и целесообразного формирования художественного, эстетически -нравственного вк
Тематическое планирование
Вариант-1
« Очумелые ручки»
(74час)
№ | Темы четверти. | Колл-во |
П/П | . | часов. |
1- Четверть |
Техника ;»Оригами.» |
(20час) |
У1-2 | Знакомство с основами техники Оригами 09.12 | 2час |
У3-4 | Предметы быта; Стакан. Коробка. Салфетка .09.12 | 2час |
У5-6 | Пилотка-1-2 вариант .09.12. | 2час |
У7-8 | Цветы; Тюльпан. Цветок. Ирис .. 10..12. | 2час |
У9-10. | Лягушка . Муха. Черепаха. Улитка. .. 10..12 | 2час |
У11-12 | Птицы; Павлин, Голубь Воробей. Ласточка. Курица. 11.12 | 2час |
У.13-14 | Транспорт ;Лодка .Кораблик 11.12 | 2час |
У15-16 | Игрушки ; Кубик. Восьмиконечная звезда. .Флюгер. 11. 12 | 2час. |
У17-18 | Животные; Кошка. Собака. Поросенок .Кролик. 11.12 | 2час |
У19-20 | Кусака (каникулярный час ) )11.12 | 2час |
2- Четверть |
Техника; « Соленое тесто» |
( 18час) |
У21-22 | Введение: техника соленого теста.«Дары Осени» 7.11.12 | 2час |
У23-24 | Древние образы в народном искусстве ». Птица счастья » 21.11.12 | 2час |
У25-26 | «Ярило- Солнце». 28.11.12 | 2час |
У27-28 | «Лев» 12.12 | 2час |
У29-30 | «Русалка - Берегиня» 12.12 | 2час |
У31-32 | Древо-Жизни» 12.12 | 2час |
У33-34 | «Конь –Огонь» 12.12 | 2час |
У35-36 | «Фото-рамка» ( каникулярный час) 12.12 | 2час |
У37-38 | « Рог изобилья.» ( каникулярный час ) 12.12 | 2час |
3 -Четверть |
Техника;» Выцинанка» Выклиянка» |
( 22час) |
У39-40 | Снегурочка .01.13 | 2час |
У41-42 | Дел Мороз .01.13. | 2час |
У43-44 | Елочка .Свеча 02.13 | 2час |
У45-46 | Новогодняя маска. 02.13 | 2час |
У47-48 | Ангел. Колокольчик .02.13 | 2час |
У49-50 | Пасхальное яйцо .02.13 | 2час |
У51-52 | Сердечко.- Валентинка 03.13 | 2час |
У53-54 | Птицы .03.13 | 2час |
У55-56 | Ваза с цветами 03.13 | 2час |
У 57-58 | Папоротник .03.13 | 2час |
У59-60 | Сувенир9каникулярнй час ) 04.13 | 2час. |
4 Четверть- |
(14час) |
Техника нетрадиционного материала : |
У61-62 | «Жар – Птица» ( Чешуйчатая аппликация .0413 | 2час |
У63-64 | «Розы» ( Работа с ватными дисками . ) 04.13 | 2час |
У65-66 | « Цыпленок» ( Торцевание 05.13 | 2час |
У67-68 | « Весенний букет» (Бумажная пластика) 05.13 | 2час |
У69-70 | «Подснежники» ( Квилинг) 05.13 | 2час |
У71-72 | «»Лотос» Пластилиновая живопись) 05.13 | 2час |
У73-74 | «Бабочка» (Работа с зерном и крупой.Бисер .05.13 | 2час |
Методическая литература:
1. Техника Оригами. Издательство. Москва. -2008г. 2. 336 моделей оригами Т.Б. Сержантова . Москва Айрис-пресс.-2007г.
3.Шедевры соленого теста» Издательство .Москва.- 2009г (Украшения. Поделки. Сувениры ).
4.Б.Н.Неменский1-4 класс. Художественный труд.
5..А.Н.Иванова. Аппликация в детском саду
4.Нина Соколова - Кубай. Узоры из бумаги (Белорусская выцинанка0
Изд. Культура и традиции - 2006г.
5.Иванова А.Н. Аппликация в детском саду. Изд. Москва -1997г.
6. Журнал: Сделай сам - 2010г.
Программа:
Цель: Дать понятие « оригами».
Познакомить и углубить знания в приобретении основных приемов бумажной пластики. В техники « Оригами».
1, Дать представление о различных исходных материалах ( бросовых) ,которые успешно применяются в декоративной работе на уроках труда в школе.
2,. Познакомить с отличительной спецификой работы с различными материалами: цветной бумагой, ватными дисками, гофрированной бумагой, красками по стеклу. пластилином, зерном и крупой.
3, Различать основные виды технологий работы::» квилинг», »кливтинг».»печворк».
«торцевание».,»витраж»»бумажная пластика»,»живописная» и «чешуйчатая»,»отрывная»
Аппликация.
4.. Учить детей выполнять работу поэтапно: от простого к сложному и аккуратно.
Задачи: О-Р-В
1.Расширить представления о разнообразии технических навыков оригами за счет различных вариаций заданий.
2. Обучать навыкам конструирования по схеме с последующим усложнением задания. 3.Показать практически на примере весь процесс задания от начала до конца.
4. Научить различать и сравнивать различные приемы и их термины.
5. Воспитывать настойчивость и терпение завершать начатое дело до конца.
6.Дать основные приемы и навыки лепки из соленого теста.
7.Познакомить с особенностями и спецификой работы с соленым тестом.
8..закрепить навыки лепки с декоративным направлением и уклоном.
9.Познакомить учащихся с древними образами в русском народном искусстве.
10Научить приготовления рецепта соленого теста.
11Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умные ручки"
Рабочая программа "Умные ручки" является модифицированной и составлена на основе Программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А. Лыковой " . ...
Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа «Очумелые ручки»
Актуальность программыВ наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прик...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
рабочая программа "Золотые ручки"
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше ...