Рабочая программа по технологии для 5 класса к учебнику под редакцией В.М.Казакевича
рабочая программа по технологии (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4» г.о. Красногорск
Московской области
![]() | |||
![]() | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 5 классов
на 2019 -2020 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей эстетического цикла Руководитель ШМО ______/. / Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
| Составитель: Рослякова Татьяна Александровна, учитель технологии первой квалификационной категории |
п.Нахабино
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету технология для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» на 2019-2020 учебный год,
- авторской программы по технологии под редакцией В.М.Казакевича и др.,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
- прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
- выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учетом имеющихся материально- технических возможностей;
- создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентируемый преобразовательный аспект.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из различных областей и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
- Место предмета
Предмет «Технология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
2.2. Результаты освоения курса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно – прикладного искусства;
- виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических объектов и процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс (68 ч.)
1. Методы и средства творческой проектной деятельности
2. Основы производства
3. Общая технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки и использования материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии животноводства
10. Технологии растениеводства
11. Социальные технологии
- Основные виды контроля:
1.Входящий контроль – тест (3 неделя)
2. Промежуточный, тематическийитоговый контроль:
- практические работы, защита творческого проекта)
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- находить отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,, сервиса, информационной сфере;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- проводить планирование продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- характеризовать производства и обработки материалов,
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ;
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ.
5. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений
- Авторская программа по технологии под ред. В.М.Казакевича и др. – М. «Просвещение», 2019
- Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2012.
- Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
- М. : Дрофа, 2016.
- Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М. –Планета, 2016, С .384
- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki.
- Сайт для учителей трудового обучения, технического труда, технологии). – Режим доступа: http://www.trudoviki.net
- Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии» – Режим доступа: http://tehnologiya.ucoz.ru/
- Сайт «Академия творчества и красоты». – Режим доступа: http://krasota8.ru/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | 1 неделя |
|
2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Т.Б. | 1 неделя |
|
Методы и средства творческой проектной деятельности- 4 часа | |||
3 | Проектная деятельность | 2 неделя |
|
4 | Проектная деятельность | 2 неделя |
|
5 | Что такое творчество | 3 неделя |
|
6 | Входной контроль. | 3 неделя |
|
Производство-4часа | |||
7 | Что такое техносфера . | 4 неделя |
|
8 | Что такое потребительские блага | 4 неделя |
|
9 | Общая характеристика производства | 5 неделя |
|
10 | Общая характеристика производства | 5 неделя |
|
Технология - 4часа | |||
11 | Что такое технология. | 6 неделя |
|
12 | Что такое технология. | 6 неделя |
|
13 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя |
|
14 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя |
|
Техника - 8часов | |||
15 | Что такое техника. | 8 неделя |
|
16 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 8 неделя |
|
17 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя |
|
18 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя |
|
19 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя |
|
20 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя |
|
21 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя |
|
22 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя |
|
Технологии получения преобразования и использования энергии - 4часа | |||
23 | Что такое энергия. | 12 неделя |
|
24 | Виды энергии. | 12 неделя |
|
25 | Накопление механической энергии. | 13 неделя |
|
26 | Накопление механической энергии. | 13 неделя |
|
Технологии получения, обработки и использования информации - 4 часа | |||
27 | Информация | 14 неделя |
|
28 | Каналы восприятия информации человеком. | 14 неделя |
|
29 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя |
|
30 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя |
|
Технологии получения, обработки преобразования и использования материалов - 30 часов | |||
31 | Виды материалов. | 16 неделя |
|
32 | Виды материалов. | 16 неделя |
|
33 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя |
|
34 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя |
|
35 | Конструкционные материалы. | 18 неделя |
|
36 | Механические свойства конструкционных материалов. | 18 неделя |
|
37 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя |
|
38 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя |
|
39 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя |
|
40 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя |
|
41 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя |
|
42 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя |
|
43 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя |
|
44 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя |
|
45 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя |
|
46 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя |
|
47 | Разметка заготовок. | 24 неделя |
|
48 | Практическая работа | 24 неделя |
|
49 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя |
|
50 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя |
|
51 | Проектная деятельность. | 26 неделя |
|
52 | Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. | 26 неделя |
|
53 | Выполнение творческого проекта | 27 неделя |
|
54 | Защита творческого проекта | 27 неделя |
|
Технологии животноводства 2 часа | |||
55 | Животный мир в техносфере. | 28 неделя |
|
56 | Технологии в животноводстве | 28 неделя |
|
Технологии растениеводства – 4 часа | |||
57 | Растения, как объект технологии | 29 неделя |
|
58 | Значение культурных растений в деятельности человека | 29 неделя |
|
59 | Общая характеристика и квалификация культурных растений | 30 неделя |
|
60 | Исследование культурных растений или опыты с ними | 30 неделя |
|
Технологии обработки получения пищевых продуктов.-4часов | |||
61 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя |
|
62 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя |
|
63 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя |
|
64 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя |
|
Социальные технологии-4часа | |||
65 | Человек как объект технологии. | 33 неделя |
|
66 | Человек как объект технологии. | 33 неделя |
|
67 | Потребности людей. | 34 неделя |
|
68 | Потребности людей. | 34 неделя |
|
Приложение № 1
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Входной контроль. | Входной письменный | Тест №1 |
Тест №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4» г.о. Красногорск
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 5 классов
на 2019 -2020 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей эстетического цикла Руководитель ШМО ______/. / Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Составитель: Рослякова Татьяна Александровна, учитель технологии первой квалификационной категории |
п.Нахабино
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету технология для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» на 2019-2020 учебный год,
- авторской программы по технологии под редакцией В.М.Казакевича и др.,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
- прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
- выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учетом имеющихся материально- технических возможностей;
- создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентируемый преобразовательный аспект.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из различных областей и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
- Место предмета
Предмет «Технология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
2.2. Результаты освоения курса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно – прикладного искусства;
- виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических объектов и процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс (68 ч.)
1. Методы и средства творческой проектной деятельности
2. Основы производства
3. Общая технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки и использования материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии животноводства
10. Технологии растениеводства
11. Социальные технологии
- Основные виды контроля:
1.Входящий контроль – тест (3 неделя)
2. Промежуточный, тематическийитоговый контроль:
- практические работы, защита творческого проекта)
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- находить отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,, сервиса, информационной сфере;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- проводить планирование продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- характеризовать производства и обработки материалов,
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ;
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ.
5. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений
- Авторская программа по технологии под ред. В.М.Казакевича и др. – М. «Просвещение», 2019
- Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2012.
- Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
- М. : Дрофа, 2016.
- Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М. –Планета, 2016, С .384
- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki.
- Сайт для учителей трудового обучения, технического труда, технологии). – Режим доступа: http://www.trudoviki.net
- Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии» – Режим доступа: http://tehnologiya.ucoz.ru/
- Сайт «Академия творчества и красоты». – Режим доступа: http://krasota8.ru/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | 1 неделя | |
2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Т.Б. | 1 неделя | |
Методы и средства творческой проектной деятельности- 4 часа | |||
3 | Проектная деятельность | 2 неделя | |
4 | Проектная деятельность | 2 неделя | |
5 | Что такое творчество | 3 неделя | |
6 | Входной контроль. | 3 неделя | |
Производство-4часа | |||
7 | Что такое техносфера . | 4 неделя | |
8 | Что такое потребительские блага | 4 неделя | |
9 | Общая характеристика производства | 5 неделя | |
10 | Общая характеристика производства | 5 неделя | |
Технология - 4часа | |||
11 | Что такое технология. | 6 неделя | |
12 | Что такое технология. | 6 неделя | |
13 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя | |
14 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя | |
Техника - 8часов | |||
15 | Что такое техника. | 8 неделя | |
16 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 8 неделя | |
17 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя | |
18 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя | |
19 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя | |
20 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя | |
21 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя | |
22 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя | |
Технологии получения преобразования и использования энергии - 4часа | |||
23 | Что такое энергия. | 12 неделя | |
24 | Виды энергии. | 12 неделя | |
25 | Накопление механической энергии. | 13 неделя | |
26 | Накопление механической энергии. | 13 неделя | |
Технологии получения, обработки и использования информации - 4 часа | |||
27 | Информация | 14 неделя | |
28 | Каналы восприятия информации человеком. | 14 неделя | |
29 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя | |
30 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя | |
Технологии получения, обработки преобразования и использования материалов - 30 часов | |||
31 | Виды материалов. | 16 неделя | |
32 | Виды материалов. | 16 неделя | |
33 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя | |
34 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя | |
35 | Конструкционные материалы. | 18 неделя | |
36 | Механические свойства конструкционных материалов. | 18 неделя | |
37 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя | |
38 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя | |
39 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя | |
40 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя | |
41 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя | |
42 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя | |
43 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя | |
44 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя | |
45 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя | |
46 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя | |
47 | Разметка заготовок. | 24 неделя | |
48 | Практическая работа | 24 неделя | |
49 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя | |
50 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя | |
51 | Проектная деятельность. | 26 неделя | |
52 | Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. | 26 неделя | |
53 | Выполнение творческого проекта | 27 неделя | |
54 | Защита творческого проекта | 27 неделя | |
Технологии животноводства 2 часа | |||
55 | Животный мир в техносфере. | 28 неделя | |
56 | Технологии в животноводстве | 28 неделя | |
Технологии растениеводства – 4 часа | |||
57 | Растения, как объект технологии | 29 неделя | |
58 | Значение культурных растений в деятельности человека | 29 неделя | |
59 | Общая характеристика и квалификация культурных растений | 30 неделя | |
60 | Исследование культурных растений или опыты с ними | 30 неделя | |
Технологии обработки получения пищевых продуктов.-4часов | |||
61 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя | |
62 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя | |
63 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя | |
64 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя | |
Социальные технологии-4часа | |||
65 | Человек как объект технологии. | 33 неделя | |
66 | Человек как объект технологии. | 33 неделя | |
67 | Потребности людей. | 34 неделя | |
68 | Потребности людей. | 34 неделя |
Приложение № 1
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Входной контроль. | Входной письменный | Тест №1 |
Тест №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-112785-1423318382.jpg)
Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-112785-1423318382.jpg)
Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-112785-1423318382.jpg)
Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко. 1 час в неделю,34 часа за год...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-60747-1515153215.jpg)
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной соответствует требованиям ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-428495-1408100438.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/17/picture-1043911-1529239621.jpg)
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику под редакцией Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО и ориентирована на работу по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.МиндюкПрограмма содержит пояснительную записку, календарно-темати...