Рабочая программа по технологии для 5 класса к учебнику под редакцией В.М.Казакевича
рабочая программа по технологии (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4» г.о. Красногорск
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 5 классов
на 2019 -2020 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей эстетического цикла Руководитель ШМО ______/. / Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
| Составитель: Рослякова Татьяна Александровна, учитель технологии первой квалификационной категории |
п.Нахабино
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету технология для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» на 2019-2020 учебный год,
- авторской программы по технологии под редакцией В.М.Казакевича и др.,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
- прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
- выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учетом имеющихся материально- технических возможностей;
- создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентируемый преобразовательный аспект.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из различных областей и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
- Место предмета
Предмет «Технология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
2.2. Результаты освоения курса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно – прикладного искусства;
- виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических объектов и процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс (68 ч.)
1. Методы и средства творческой проектной деятельности
2. Основы производства
3. Общая технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки и использования материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии животноводства
10. Технологии растениеводства
11. Социальные технологии
- Основные виды контроля:
1.Входящий контроль – тест (3 неделя)
2. Промежуточный, тематическийитоговый контроль:
- практические работы, защита творческого проекта)
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- находить отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,, сервиса, информационной сфере;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- проводить планирование продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- характеризовать производства и обработки материалов,
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ;
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ.
5. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений
- Авторская программа по технологии под ред. В.М.Казакевича и др. – М. «Просвещение», 2019
- Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2012.
- Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
- М. : Дрофа, 2016.
- Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М. –Планета, 2016, С .384
- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki.
- Сайт для учителей трудового обучения, технического труда, технологии). – Режим доступа: http://www.trudoviki.net
- Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии» – Режим доступа: http://tehnologiya.ucoz.ru/
- Сайт «Академия творчества и красоты». – Режим доступа: http://krasota8.ru/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | 1 неделя |
|
2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Т.Б. | 1 неделя |
|
Методы и средства творческой проектной деятельности- 4 часа | |||
3 | Проектная деятельность | 2 неделя |
|
4 | Проектная деятельность | 2 неделя |
|
5 | Что такое творчество | 3 неделя |
|
6 | Входной контроль. | 3 неделя |
|
Производство-4часа | |||
7 | Что такое техносфера . | 4 неделя |
|
8 | Что такое потребительские блага | 4 неделя |
|
9 | Общая характеристика производства | 5 неделя |
|
10 | Общая характеристика производства | 5 неделя |
|
Технология - 4часа | |||
11 | Что такое технология. | 6 неделя |
|
12 | Что такое технология. | 6 неделя |
|
13 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя |
|
14 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя |
|
Техника - 8часов | |||
15 | Что такое техника. | 8 неделя |
|
16 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 8 неделя |
|
17 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя |
|
18 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя |
|
19 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя |
|
20 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя |
|
21 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя |
|
22 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя |
|
Технологии получения преобразования и использования энергии - 4часа | |||
23 | Что такое энергия. | 12 неделя |
|
24 | Виды энергии. | 12 неделя |
|
25 | Накопление механической энергии. | 13 неделя |
|
26 | Накопление механической энергии. | 13 неделя |
|
Технологии получения, обработки и использования информации - 4 часа | |||
27 | Информация | 14 неделя |
|
28 | Каналы восприятия информации человеком. | 14 неделя |
|
29 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя |
|
30 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя |
|
Технологии получения, обработки преобразования и использования материалов - 30 часов | |||
31 | Виды материалов. | 16 неделя |
|
32 | Виды материалов. | 16 неделя |
|
33 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя |
|
34 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя |
|
35 | Конструкционные материалы. | 18 неделя |
|
36 | Механические свойства конструкционных материалов. | 18 неделя |
|
37 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя |
|
38 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя |
|
39 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя |
|
40 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя |
|
41 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя |
|
42 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя |
|
43 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя |
|
44 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя |
|
45 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя |
|
46 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя |
|
47 | Разметка заготовок. | 24 неделя |
|
48 | Практическая работа | 24 неделя |
|
49 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя |
|
50 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя |
|
51 | Проектная деятельность. | 26 неделя |
|
52 | Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. | 26 неделя |
|
53 | Выполнение творческого проекта | 27 неделя |
|
54 | Защита творческого проекта | 27 неделя |
|
Технологии животноводства 2 часа | |||
55 | Животный мир в техносфере. | 28 неделя |
|
56 | Технологии в животноводстве | 28 неделя |
|
Технологии растениеводства – 4 часа | |||
57 | Растения, как объект технологии | 29 неделя |
|
58 | Значение культурных растений в деятельности человека | 29 неделя |
|
59 | Общая характеристика и квалификация культурных растений | 30 неделя |
|
60 | Исследование культурных растений или опыты с ними | 30 неделя |
|
Технологии обработки получения пищевых продуктов.-4часов | |||
61 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя |
|
62 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя |
|
63 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя |
|
64 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя |
|
Социальные технологии-4часа | |||
65 | Человек как объект технологии. | 33 неделя |
|
66 | Человек как объект технологии. | 33 неделя |
|
67 | Потребности людей. | 34 неделя |
|
68 | Потребности людей. | 34 неделя |
|
Приложение № 1
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Входной контроль. | Входной письменный | Тест №1 |
Тест №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии для 5 класса к учебнику под редакцией В.М.Казакевича | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4» г.о. Красногорск
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 5 классов
на 2019 -2020 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей эстетического цикла Руководитель ШМО ______/. / Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Составитель: Рослякова Татьяна Александровна, учитель технологии первой квалификационной категории |
п.Нахабино
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету технология для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» на 2019-2020 учебный год,
- авторской программы по технологии под редакцией В.М.Казакевича и др.,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
- прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
- выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учетом имеющихся материально- технических возможностей;
- создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентируемый преобразовательный аспект.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из различных областей и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
- Место предмета
Предмет «Технология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
2.2. Результаты освоения курса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно – прикладного искусства;
- виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических объектов и процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс (68 ч.)
1. Методы и средства творческой проектной деятельности
2. Основы производства
3. Общая технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки и использования материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии животноводства
10. Технологии растениеводства
11. Социальные технологии
- Основные виды контроля:
1.Входящий контроль – тест (3 неделя)
2. Промежуточный, тематическийитоговый контроль:
- практические работы, защита творческого проекта)
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов. Предполагается, что результатом изучения технологии в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- находить отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,, сервиса, информационной сфере;
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- проводить планирование продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- характеризовать производства и обработки материалов,
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ;
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ.
5. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений
- Авторская программа по технологии под ред. В.М.Казакевича и др. – М. «Просвещение», 2019
- Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2012.
- Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие /
- М. : Дрофа, 2016.
- Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М. –Планета, 2016, С .384
- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki.
- Сайт для учителей трудового обучения, технического труда, технологии). – Режим доступа: http://www.trudoviki.net
- Социальная сеть работников образования nsportal. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии» – Режим доступа: http://tehnologiya.ucoz.ru/
- Сайт «Академия творчества и красоты». – Режим доступа: http://krasota8.ru/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | 1 неделя | |
2 | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Т.Б. | 1 неделя | |
Методы и средства творческой проектной деятельности- 4 часа | |||
3 | Проектная деятельность | 2 неделя | |
4 | Проектная деятельность | 2 неделя | |
5 | Что такое творчество | 3 неделя | |
6 | Входной контроль. | 3 неделя | |
Производство-4часа | |||
7 | Что такое техносфера . | 4 неделя | |
8 | Что такое потребительские блага | 4 неделя | |
9 | Общая характеристика производства | 5 неделя | |
10 | Общая характеристика производства | 5 неделя | |
Технология - 4часа | |||
11 | Что такое технология. | 6 неделя | |
12 | Что такое технология. | 6 неделя | |
13 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя | |
14 | Классификация производств и технологий. | 7 неделя | |
Техника - 8часов | |||
15 | Что такое техника. | 8 неделя | |
16 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 8 неделя | |
17 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя | |
18 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 9 неделя | |
19 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя | |
20 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 10 неделя | |
21 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя | |
22 | Инструменты ,механизмы и технические устройства. | 11 неделя | |
Технологии получения преобразования и использования энергии - 4часа | |||
23 | Что такое энергия. | 12 неделя | |
24 | Виды энергии. | 12 неделя | |
25 | Накопление механической энергии. | 13 неделя | |
26 | Накопление механической энергии. | 13 неделя | |
Технологии получения, обработки и использования информации - 4 часа | |||
27 | Информация | 14 неделя | |
28 | Каналы восприятия информации человеком. | 14 неделя | |
29 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя | |
30 | Способы материального представления и записи визуальной информации. | 15 неделя | |
Технологии получения, обработки преобразования и использования материалов - 30 часов | |||
31 | Виды материалов. | 16 неделя | |
32 | Виды материалов. | 16 неделя | |
33 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя | |
34 | Натуральные искусственные и синтетические материалы. | 17 неделя | |
35 | Конструкционные материалы. | 18 неделя | |
36 | Механические свойства конструкционных материалов. | 18 неделя | |
37 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя | |
38 | Графическое отображение формы предмета. | 19 неделя | |
39 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя | |
40 | Графическое отображение формы предмета. | 20 неделя | |
41 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя | |
42 | Графическое отображение формы предмета. | 21 неделя | |
43 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя | |
44 | Графическое отображение формы предмета. | 22 неделя | |
45 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя | |
46 | Правила поведения безопасной работы в учебной мастерской. | 23 неделя | |
47 | Разметка заготовок. | 24 неделя | |
48 | Практическая работа | 24 неделя | |
49 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя | |
50 | Столярные инструменты. Выполнение столярных операций. | 25 неделя | |
51 | Проектная деятельность. | 26 неделя | |
52 | Выполнение творческого проекта по выбору учащихся. | 26 неделя | |
53 | Выполнение творческого проекта | 27 неделя | |
54 | Защита творческого проекта | 27 неделя | |
Технологии животноводства 2 часа | |||
55 | Животный мир в техносфере. | 28 неделя | |
56 | Технологии в животноводстве | 28 неделя | |
Технологии растениеводства – 4 часа | |||
57 | Растения, как объект технологии | 29 неделя | |
58 | Значение культурных растений в деятельности человека | 29 неделя | |
59 | Общая характеристика и квалификация культурных растений | 30 неделя | |
60 | Исследование культурных растений или опыты с ними | 30 неделя | |
Технологии обработки получения пищевых продуктов.-4часов | |||
61 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя | |
62 | Кулинария. Основы рационального питания. | 31 неделя | |
63 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя | |
64 | Правила санитарии гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека | 32 неделя | |
Социальные технологии-4часа | |||
65 | Человек как объект технологии. | 33 неделя | |
66 | Человек как объект технологии. | 33 неделя | |
67 | Потребности людей. | 34 неделя | |
68 | Потребности людей. | 34 неделя |
Приложение № 1
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Входной контроль. | Входной письменный | Тест №1 |
Тест №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...
Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...
Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко
Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко. 1 час в неделю,34 часа за год...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику под редакцией Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО и ориентирована на работу по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.МиндюкПрограмма содержит пояснительную записку, календарно-темати...