Урок ручного труда в 1 классе по АООП вар.1 "Симметричное вырезание, Изготовление закладки"
учебно-методический материал по технологии

 Вся работа на уроках  носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает  к социализации ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ruchnogo_truda_izgotovit_zakladku.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовить закладку для книг

Цели:

1.      Научить изготавливать изделие из бумаги с помощью ножниц и клея.

2.      Развивать глазомер и мелкую моторику руки.

3.      Воспитывать аккуратность.

Задачи:

Обучающая

Коррекционно-развиваюшая

Воспитательная

– закреплять понятия о геометрических формах “круг” “прямоугольник”, “квадрат”;

– закреплять пространственные термины, обозначающие местоположение и направление;

– повторять и закреплять приемы разметки бумаги сгибанием, резания по следу сгиба;

– обучать умению работать с предметно-операционным планом работы;

– закреплять  приемы размещения на листе бумаги шаблонов, смазывания деталей поделки клеем и наклеивание деталей;

– формировать умение выполнять поделку с прорезным орнаментом;

– закреплять правила безопасной работы с ножницами.

– развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева);

– коррекция зрительно-двигательной координации;

– развитие мелкой моторики пальцев рук и произвольного внимания посредством пальчиковых упражнений;

– коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

– воспитывать мотивацию к учению;

– воспитывать культуру труда при работе с инструментами и материалами;

– воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца;

– воспитывать умение оценивать свою деятельность;

- воспитывать аккуратность

Тип урока:  урок закрепление  адаптированной рабочей программы по предмету «Ручной труд» 1 класс.

Методы:  практический, наглядный.

Оборудование: для учителя образец закладки в собранном виде и разобранном виде, план работы;

для учащейся ОВЗ (лёгкая УО)  цветная бумага, картон, клей, линейка, карандаш, клеёнка на стол, коробочки для мусора.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика 
Индивидуальная работа

1. Организационный момент (настрой учащихся на работу)

Здравствуй !
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражнение,
Руки поднимем,
Потом разведём
И очень глубоко
Всей грудью вздохнём.
Дышим раз и дышим два,
За работу нам пора.


Начинается урок труда.

– Проверим рабочее место:, коробочка для мусора.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И держа за острый край,

Другу не передавай 

-А как обращаться с клеем?

– Обрати  внимание, что инструменты кладутся справа, а материалы – слева: клей, кисточка, цветная бумага; коробочка для мусора – посередине верхней части стола.

Ученица выпрямляет спину.

Руки поднимают вверх, в стороны, за голову. Глубоко вздохнуть и выдохнуть.

Проверяет рабочее место.

        Как надо обращаться с книгами и учебниками?

        Зачем их нужно беречь?

        Что мы можем сделать для того, чтобы книга была целой и аккуратной?

Давай сегодня кое- что для этого сделаем.

– Посмотри на своё рабочее место и скажи, с каким материалом будем сегодня работать?

– Покажи белый лист бумаги.

– Какой он формы?

– Покажи цветной лист бумаги.

Какого цвета лист бумаги?

– Какие инструменты лежат на парте?

Ученица  слушает и с помощью учителя отвечает на вопросы.

3.Сообщение темы и цели урока.

Предлагается  ученице поиграть в игру

“Что изменилось”

Я выставляю на доску вырезанные орнаменты из бумаги, сложенной пополам

Назовите геометрические фигуры и их цвет на полоске сложенной пополам.

Внимательно посмотрите и запомните, какие фигуры, и в каком порядке размещены на полоске.

А сейчас закрой глаза, что изменилось?

( В то время когда ребенок  закрывает глаза, учитель меняет две фигуры местами, во второй раз добавляет фигуру).

Какая фигура лишняя? Почему?

Молодец! Ты была  внимательна.

Загадка. «В книгах я люблю лежать,

чтоб ребятам подсказать:

«Где приятно мне лениться,

С той начни читать страницы.» Закладка.

Этот  предмет полезен для книги?

-Тема нашего урока “Изготовление закладки с прорезанным орнаментом”

– Сегодня мы будем учиться изготовлять закладку для книг своими руками.

Скажи пожалуйста, что такое орнамент на бумаге?

Орнамент- это «украшение» — узор основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Ученица  выполняет задание.

Закладка.

Орнамент- это «украшение» — узор.

4. Ориентировка в задании.

4.1.Анализ образца.

– Посмотри на эту поделку?

– Что есть у них?

– Покажите.

– Они повторяются или чередуются?

– Какого цвета орнаменты ?

– Из каких элементов следующий орнамент?

- Какого цвета они?

– Покажи квадрат? Где он находится?

– Покажи круг и скажите, с какой стороны  находится.

– Чем похожи поделки между собой?

– В чем разница?

Узоры

прямоугольной формы

На второй фигуры. Синего и зеленого цвета.

4.2.Подготовка рабочего места.

-Положи заготовки бумаги с левой стороны.

– С правой стороны положи ножницы кольцами к себе.– Проверьте, имеется  ли кисточка, салфетка.

Помни, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.

Ребенок  выполняет инструкцию учителя.

5. Повторение правил техники безопасности с ножницами.

-Давай повторим?

–Правила безопасной работы с ножницами?

– Покажи, как надо брать ножницы в правую руку?

Учитель проверяет и комментирует правила держания ножниц: большой палец находиться в верхнем кольце, средний палец – в нижнем кольце, указательный палец поддерживает ножницы, безымянный и мизинец прижимается к ладони.

– Покажи, какие действия мы выполняем, когда режем бумагу: смыкаем лезвие ножниц до конца, до середины.

Хранить в чехле, передавать кольцами вперед, не ронять.

Ребенок сравнивает свою хватку ножниц с хваткой учителя.

Выполняет имитирующие движения ножниц на весу без бумаги.

Пальчиковая гимнастика

Что бы руки точно выполняли действия, давай их подготовим, разомнём:

1. Я здороваюсь везде, дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю я знакомой курице.

Наша курочка гуляла

Травку свежую щипала

И пила водицу, прямо из корытца.

Пальцами правой руки по очереди “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

Ритмично наклоняют кисть руки вниз, поднимают вверх, имитируя водопой курочки.

6.Практическая работа учащейся

Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы учителя с опорой на наглядность каждого пункта плана учебника.

После выполнения первой операции учитель выставляет предметную наглядность следующей и называет ее, показывает приемы выполнения, обращая особое внимание на работу обеих рук, затем эту операцию выполняет ребенок. Учитель следит за правильностью выполнения двигательных приемов и за соблюдением порядка на рабочем месте, оказывает помощь.

– Сейчас, мы приступим к выполнению практической работы. Будь внимательна, не торопись: сначала я объясню, только затем будешь выполнять.

  1. Верхняя деталь закладки.

 Выполним сгибание полоски пополам.

– Возьми полоску. Положи её перед собой.

 Посмотри, всё ли получилось. Возьми за нижние углы прямоугольник  и совмести их с верхними углами. Большими пальцами находим середину линии сгиба и проглаживаем ими от середины к краям. Выполняй.

– Что мы сейчас сделали?

2. Прорисуй  геометрический орнамент из квадратиков и кружков. Используем шаблон этих фигур.

Отметь карандашом линии фигур  для вырезания.

Приемом симметричного сгибания квадрата и кружка  надо получить шаблоны.

Нанесем шаблоны фигур на всю длину заготовки закладки.

3.Вырезание ножницами по шаблону..

Вырежи  ножницами по линии нанесения шаблонов фигур.. Вот так (показ). Я  смотрю, как ты умеешь  правильно вырезать из бумаги: (ребенок должен широко раскрывать лезвия ножниц, затем свести, при этом не допускать смыкания лезвий). Выполняй.

– Что мы сейчас сделали?

– Что у нас получилось?

4.Изготовление нижней детали закладки.

Положите перед собой синий картон. Размеры нижней детали закладки будут являться размером нашего прямоугольника  21х 4.5 см.

 Приступаем к выполнению.  Отметим точки на листе. Ширина прямоугольника (закладки) и длина прямоугольника. 21х4.5 см. Выполняй.

– Какой   фигурой  является деталь ?

– Какие действия мы выполняли?  А теперь вырежи эту деталь.

Учащаяся выполняет практическую работу, отвечает на вопросы.

В случае  плохо вырезанных фигур заменить готовыми.

Согнула  деталь пополам.

Наносит шаблоны узора из квадратов и круг.

Делает прорезной орнамент на полоске желтого цвета.

Использует картон синего цвета. Работает карандашом и линейкой.

Работа ножницами.

Физминутка

Выполняется после 4 операции работы. Физминутка.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки желтые цыплятки
Ко-ко-ко, да ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.

Ребенок  встаёт: они с учителем , взявшись за руки, имитируют действия.

5.  Взять  первую  деталь закладки. Положить перед собой.

Наклеивание.

Теперь надо довести работу до конца.

– Что нужно сделать, чтобы две детали- заготовки стали закладкой

– Правильно, наклеить.

– Обрати внимание: надо намазывать нижнюю  деталь с лицевой  стороны, затем прикладывать  деталь с орнаментом на своё место и осторожно прижать  салфеткой.

– Что первым будем приклеивать?–  Правильно. Ширину закладки. Затем постепенно наклеиваем  всю верхнюю деталь по её длинне. Выполняй.

Ребенок отвечает.

7. Отчет о проделанной работе

– Что мы делали на уроке?

– Какую закладку мы делали?

– Из какого материала?

– Что такое симметричное вырезание орнамента?

– С чего начинали работу? Какую операцию выполняли потом?

Ученица отвечает на вопросы.

Ученица с опорой на предметно-операционный план

называет действия и порядок работы.

8. Оценка качества выполненной работы

После выполнения всей поделки она прикрепляется  на доску.

– Оцени свою работу. (Рефлексия)

– Тебе понравилась своя работа?

– Сравни свою работу с образцом.

– Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень?

– Что не получилось?

– Чья закладка лучше? Почему?

(Обобщение деятельности ученицы, просмотр и анализ работ, фиксирование внимания ребенка на ошибках и достоинствах закладки для книг, словесная оценка учеником и учителем).

 

9. Подведение итогов

– Очень хорошо  мы трудились, старались, соблюдали порядок на рабочем месте.

Ребенка поощряем .

– Учитель отдает ребенку закладки для книг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ручного труда 1 класс 8 вида. Тема: Работа с пластилином. Аппликация «Яблоко».

Материал урока можно использовать на индивидуальных занятиях с ребёнком....

"Бумажная пластика". Практическая деятельность на уроках ручного труда (2 класс, обучающиеся с нарушением интеллектуального развития)

Методическая разработка   ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ  РУЧНОГО ТРУДА 2 класс школы VIII типа.                      ...

Методическая разработка урока ручного труда: «Изготовление открытки в смешанной технике "Солнечного лета!"».

Методическая разработка урока ручного труда для класса 2-го варианта обучения. (Коррекционная педагогика)....

Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"

Использование опорных схем на уроках  ручного труда в классах "Особый ребенок"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...