Применение технологических карт на уроках ручного труда и рисования при изготовлении аппликационных работ
материал

Миронюк Юлия Леонидовна

Аппликация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологических карт на уроках ручного труда и рисования при изготовлении аппликационных работ

Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас, шёлк)., высушенных листьев … такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:

создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

 Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Одним из главных в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия – это реальные предметы или явления, использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие –образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. На уроках адресной подготовки, а также на уроках ручного труда, основное наглядное средство – это натуральный образец. Помимо этого, использую поэтапную технологию выполнения простейших изделий. Образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены.

Применение инструкционно - технологических и технологических карт дает возможность существенно повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения, позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием, повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами. Использование в учебном процессе письменного инструктирования в опредленной системе позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач; способствует укреплению связи теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; дает возможность активно использовать знания, корректировать их; эффективно формировать трудовые навыки и операционные умения, приемы самоконтроля; формировать оптимальный темп и ритм работы, приемы высокопроизводительного труда, воспитать у учениц культуру труда и технологическую дисциплину.

Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно "прозрачно", оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственного и образного мышления.

применение наглядных средств помогает развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала, это способствует успешному освоению предмета, а следовательно наглядность играет важную роль в формировании психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала. К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия

Особое внимание следует уделить таким средствам наглядности, как технологические карты, которые представляют собой образцы выполнения отдельных операций

Количество предметных образцов технологической карты полностью соответствует числу технологических операций.

В процессе работы с предметными технологическими картами можно выделить три этапа:

Работа по подробным технологическим картам.

Работа по технологическим картам с неполным заданием.

Самостоятельное планирование предстоящих трудовых действий.

Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогают учащимся:

-устанавливать логическую последовательность изготовления изделия,

- подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления;

, -пользоваться рациональными приёмами труда;

- применять необходимые правила техники безопасности;

- осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия;

- осознавать необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности;

- активизировать деятельность и делать работу более интересной и привлекательной.

Предметно-технологические  карты дают возможность учителю чётко организовать урок, рационально использовать учебное время учитывать индивидуальные возможности учащихся.

сновной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по технологическим картам, понимать их  построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы.

 Для решения этой задачи учитель подробно объясняю технологическую карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т.д.), привлекая к обсуждению учащихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет учащимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.

По мере накопления у школьников необходимых знаний и умений время на объяснение технологической карты постоянно сокращается, демонстрируются и объясняются только новые трудовые операции, инструменты или приемы работы. Постепенно объяснения учителем предметной технологической карты полностью заменяются коллективным анализом ее содержания и самостоятельной работой учащихся...

Кроме того на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы. На этом этапе активно использую взаимоанализ и самоанализ

Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает возможности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ручного труда 1 класс 8 вида. Тема: Работа с пластилином. Аппликация «Яблоко».

Материал урока можно использовать на индивидуальных занятиях с ребёнком....

Презентация "Формирование детского коллектива на занятиях по ручному труду и рисованию"

В презентации обобщен опыт работы педагога дополнительного образования ГУ ЯО "Рыбинский детский дом за год работы по теме "Формирование детского коллектива на занятиях по ручному трузу и рис...

Урок ручного труда в 1 классе по АООП вар.1 "Симметричное вырезание, Изготовление закладки"

Вся работа на уроках  носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает  к социализации ребенка с ОВЗ....

Методическая разработка урока ручного труда: «Изготовление открытки в смешанной технике "Солнечного лета!"».

Методическая разработка урока ручного труда для класса 2-го варианта обучения. (Коррекционная педагогика)....

Методическая разработка "Применение технологических карт на уроках швейного дела", 2021г.

В данном материале раскрывается необходимость применения технологических карт на уроках на уроках швейного дела....