Самообразование учителя технологии
материал
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchitelya_tehnologii.docx | 53.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя технологии (швейное дело)
Хонгоровой Цыцыгмы Дугаровны
(2016-2020 г.г.)
Тема самообразования:
«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела и во внеклассной деятельности»
с. Можайка, 2016 г.
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя | Хонгорова Цыцыгма Дугаровна |
Дата рождения | 15.08.1962 г. |
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) | высшее, 1998 год – Бурятский государственный университет |
Специальность и квалификация по диплому | «Технология и предпринимательство» учитель технологии и предпринимательства |
Место работы | ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Занимаемая должность | учитель технологии |
Общий трудовой стаж | 35 лет |
Педагогический стаж | 34 года |
Переподготовка | ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж». «Коррекционная педагогика в начальном образовании» 30.01.2014 г. - 13.10.2014 г. |
Тема самообразования:
«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела и во внеклассной деятельности».
Актуальность выбранной темы самообразования:
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках швейного дела следует рассматривать в качестве необходимого компонента трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи:
- обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело).
- повышение качества проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
- разработка учебных и дидактических материалов.
- развитие творческой активности учащихся на уроках швейного дела, формирование способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
- повышение мотивации и качества знаний учащихся.
- активизация самостоятельности и познавательной деятельности учащихся.
- формирование позитивного отношения к труду.
Основные направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- охрана здоровья;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- социальное (участие в жизни социума школы).
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет; медиа-информация на различных носителях;
- семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план;
- групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
Перечень вопросов по самообразованию:
1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
3. Распространение педагогического опыта
4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5. Продолжать изучать педагогический опыт других учителей.
6. В каждом классе, где преподаю швейное дело, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение мотивации и качества знаний на уроках швейного дела;
2. Апробация новых видов и форм диагностики;
3. Разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;
4. Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.
Планирование работы над темой самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Информа ционно-аналитический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | 2016-2020 | Школьные и районные МО. Изучение литературы. |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2016-2020 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей | |
Практический: | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016-2020 | 1.Выступление на заседании педагогического совета 2.Открытые уроки на уровне школы. 3.Участие в конкурсах, выставках, конференциях. |
Обобщающий Внедренческий: | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2016-2020 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей труд. об. 2.Участие и результаты в районных, республиканских и всероссийских конкурсах. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Распространение опыта работы. | 2019, 2020 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. 3. Участие в конкурсах. |
Накопление знаний по единой методической теме
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Информационно-аналитический | 2016-2020 | |
Научно-исследовательская работа по единой методической теме: | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профессионально-трудового обучения. |
регулярно
|
Совершенствование психолого-педагогической подготовленности: | 1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
|
регулярно |
Изучение методической и учебной литературы: Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профессионально-трудовому обучению. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения швейному делу. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профессионально-трудового обучения. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных школ. 5. Изучать опыт работы лучших учителей района, республики. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно регулярно
регулярно
|
Повышение мировоззренченского уровня: Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по профессионально-трудовому обучению (швейному делу), педагогике, психологии. 3.Общение с педагогами на различных сайтах. | регулярно
регулярно
|
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2.Вести здоровый образ жизни. | регулярно
регулярно |
Реализация приобретенных знаний
1. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
2. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
3. Выступать с докладами по теме самообразования.
Анализ работы по теме самообразования
В процессе изучения швейного дела контроль знаний позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.
Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.
Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.
Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические особенности учащихся.
Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.
Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи пониженной и повышенной сложности.
Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.
Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как урок-соревнование.
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете швейного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран).
Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете швейного дела.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности.
В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.
Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к швейному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как:
- творческие работы;
- проектная деятельность;
- игры-соревнования;
- дидактические игры.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:
- компьютерных презентаций к урокам;
- кроссвордов, ребусов, шарад; викторин;
- соревнований.
На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.
Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных форм внеклассной работы:
- Организация массовых мероприятий.
- Подготовка и участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
- Беседа, рассказ.
- Практикумы.
- Экскурсии.
- Выполнение творческих работ, проектов.
На протяжении последних трех лет наблюдается в среднем положительная динамика качества знаний обучающихся:
Предметные результаты учащихся (годовые отметки учащихся за 3 года)
Учебные годы | Классы (указать свои классы) | |||||||||||
6кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | |
2015-2016 | 100 | 66,7 | 3,6 | 100 | 100 | 4,5 | 100 | 100 | 4,0 | 100 | 80 | 4,3 |
2016-2017 | 100 | 94,4 | 3,8 | 100 | 78,7 | 3,8 | 100 | 100 | 4,0 | 100 | 100 | 4,3 |
2017-2018 | 100 | 100 | 4,0 | 100 | 100 | 4,3 | 100 | 100 | 4,2 | 100 | 100 | 4,3 |
Предметные олимпиады по технологии (швейное дело)
Олимпиада | Назначение | Уровень | Реализация |
Предметная олимпиада по швейному делу | 5-9 специальные (коррекционные) классы | школьный | 2016 – 2017 учебный год |
Предметная олимпиада по швейному делу | 5-9 специальные (коррекционные) классы | школьный | 2017 – 2018 учебный год |
Предметная олимпиада по домоводству | 5,6,9 специальные (коррекционные) классы | школьный | 2018 – 2019 учебный год |
Международная олимпиада по швейному делу | 8-9 специальные (коррекционные) классы | Международная | 2017 – 2018 учебный год |
Предметная олимпиада по швейному делу | 5-9 специальные (коррекционные) классы | школьный | 2018 – 2019 учебный год |
Предметная олимпиада по домоводству | 5,6 «а», 6 «б» специальные (коррекционные) классы | школьный | 2018 – 2019 учебный год |
Программы кружков и факультативов
№ | Программа | Назначение | Реализация |
1. | Программа декоративно-прикладного кружка | Кружок «Мастерица» | С 2016 - 2020 г.г. |
2. | Программа кружка по художественной обработке текстильных материалов. | Кружок «Мягкая игрушка» | 2015 -2016г.г. |
2. | Программа кружка по художественной обработке текстильных материалов. | Кружок «Волшебная петелька». | 2017 – 2018 учебный год |
3. | Программа факультативных занятий по технологии (швейное дело) | «Занимательная технология» | 2014-2016 г. |
Литература:
1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
3. Бельчикова О.Е. Педагогическая технология. – Белгород, 1998
4. Коррекционная педагогика. Теория и практика. Научно-методический журнал, № 4 (58), 2013 г.
5. Технология, 5 класс. Швейное дело: разработки уроков / авт.сост. Л.В. Боброва. – Волгоград : Учитель, 2011. – 301 с.
6. Специальная педагогика. Под ред. Н. М. Назаровой. Москва АСАDEMА, 2000 год.
7. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн.1/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
8. Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
9. Мирский С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. – 2 изд., перераб. – М. «Просвещение» ,1988.
10. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3.
11. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под ред. Воронковой. Сб. № 2.- М.: Владос. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования Учителя технологии Байрамова Рахмета Тангатаровича
Программа самообразования Учителя технологии Байрамова Рахмета Тангатаровича...
План по самообразованию учителя технологии МБОУ Новотроицкой СОШ, Татарского района, Новосибирской области
Проблема школы:«Создание развивающего пространства для деятельности субъектов образовательного процесса с целью обучения и воспитания творческой и конкурентоспособной личности». Ведущие идеи: -л...
Индивидуальный план самообразования учителя технологии Хайрутдиновой И.В. на 2015-2019гг.
Материал содержит план самообразования учителя технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя технологии
Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность)»...
План самообразования учителя технологии МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов" Г. Нижнекамска РТ
Выложен материал по самообразованию на 2015-2020 г.г. В плане раскрыты цель, задачи и перспектива проф. развития учителя предметника....
Индивидуальный план самообразования учителя технологии
Самообразование учителя нацелено на повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности как учителя...
Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя технологии МБОУ «Гимназия № 9» г. Казани Лазаревой О.Н.
Индивидуальный план профессионального развития и самообразования разработан на пять лет....