|
МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрен на заседании школьного методического совета протокол №1 от 23.08.2013 г.
Индивидуальный план самообразования учителя технологии (обслуживающий труд) Султановой Эльвиры Мирзагитовны на 2013 - 2018 учебные годы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Общешкольная тема: «Формирование профессиональных компетенций педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО». Тема самообразования над которой работаю: «Развитие творческих способностей у учащихся в рамках проектных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Срок реализации плана – 5 лет (до 2018 года). Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии.
Задачи: - Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
- Привлекать учащихся к творческой деятельности;
- Использовать метод проектов в учебной деятельности.
Актуальность: «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи. Методы процесса самообразования: - Изучение ФГОС ООО.
- Изучение проектирования универсальных учебных действий.
- Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
- Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
- Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.
Формы самообразования: - индивидуальная – через индивидуальный план
Теоретические основы технологии учебных проектов В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она - Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов: - коллективные проекты во внеурочной работе; - уроки в режиме проектного обучения; - опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
| Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); | II этап: Сбор и обработка информации
| Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
| III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: - актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
| IV этап: Реализация плана действий (проекта) | Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
| V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. | VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
| Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
| VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). |
Направления самообразования: Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации
| Отметка о выполнении | Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники по предмету технология, уяснить их особенности и требования
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
| Сентябрь
2013-2018 гг.
| + | 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | 2013 - 2018гг
| + | 3. Повышать квалификацию на курсах по ФГОС для учителей - предметников, работающих в основных общеобразовательных учреждений | Апрель, 2017 г | + Курсы в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально- гуманитарного образования», с «6» апреля по «26» апреля 2016 г. по тематике «Современный урок по технологии в условиях реализации ФГОС ООО» в объёме 108 часов. | 4. Участвовать в профессиональных конкурсах для учителей технологии ведения дома, а также в творческих конкурсах | 2013 - 2018гг
| + | Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Знакомство с современной литературой по психологии и педагогики | 2013-2018гг
2013 - 2018гг. | Участия в психологических тренингах на курсах повышения квалификации. + | Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | 2013 - 2018гг регулярно
| + | 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | 2014 - 2018гг регулярно
| + Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан по совместному проекту Министерства образования и науки РТ и сингапурской компании “ Educare International Consultancy”, 2014-2018гг | 3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
| Регулярно в теч. учебного года
| + | 4. Изучать опыт работы лучших учителей через Интернет | Регулярно
| + | 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно
| + | 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | Текущий учебный год
| + | 7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. | 2013-2018 гг
| + | 8. Проводить открытые уроки и мероприятия по предмету. | 2013-2018 гг
| + | 9. Регулярно заниматься с учащимися, отстающими в обучении по предмету технология. | Регулярно в теч. учебного года
|
| 10. Выступать с докладом, на тему «Развитие творческой способностей у учащихся в рамках проектных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ООО». на заседании МО школы. 11. Разработать рабочую программу по технологии, соответствующую ФГОС для 5-7 кл | 2015
Август, 2015 | +
+ | Информационно- коммуникативные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Использовать Интернет-ресурсы в работе ( «ЦОР», «Сообщества», «Кирилл & Мефодий») | Регулярно
| + | 2.Обзор в Интернете информации по предмету технология языку, педагогике и психологии. |
регулярно | + | 3. Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе. | Текущий уч.г. |
| Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно
| + | Психологическое | 1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. 2. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания.
| Регулярно | + |
Ожидаемые результаты - повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.
Литература, которую необходимо изучить: - Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.Просвещение. 2011 год.
- Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
- Предметные журналы «Школа и производство».
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения)
|