Особенности изготовления швейных изделий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по технологии (6 класс)
В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании
п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).
В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании
п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie4.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности изготовления швейных изделий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
«Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка»
К. Д. Ушинский.
В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании
п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).
Профессионально-трудовое обучение важное средство развития личности и основа подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к труду и самостоятельной жизни. На этих уроках формируются навыки и умения, которые обучающиеся должны применять в дальнейшем. В ходе учебного процесса у детей развивается мышление, память, вырабатывается устойчивое внимание.
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи (на слайде)
1. развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбие, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
2.обучение обязательному общественно-полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
3. расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
4. формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
5. коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
Программа по профессионально - трудовому обучению предполагает постепенное усложнение материала, что помогает развитию у детей с ОВЗ пространственных представлений, формированию моторных функций – двигательных умений, координации движений, мелкой моторики.
Работая с детьми, я определила следующие особенности обучения швейному делу:
- Смена видов деятельности - способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).
2. На уроках применяются физкультминутки - пальчиковая и зрительная гимнастика, гимнастика мозга, гимнастика по методике Базарного. Они позволяют снизить умственное, психическое, мышечное и зрительное утомление, повышают работоспособность учащихся
3. Развитие у детей организационных умений и навыков. Усвоение данныхумений и навыков облегчает переход к самостоятельной работе. В мастерской дети учатся: выполнять правила техники безопасности, пользоваться оборудованием, убирать свое рабочее место. Уделяется первостепенное значение безопасности обучающихся - на уроках строго соблюдаются правила ТБ.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Очень важна похвала и положительная оценка деятельности. («Молодец», «Отлично», «Хорош у тебя получилось, умница»)
В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
- осознания совершаемых действий. Все совершаемые детьми операции сопровождаю проговариванием и обязательной демонстрацией.
- развёрнутости освоения навыков. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому подбирается оптимальное число часов для усвоения каждой темы.
- Принцип обратной связи. По ходу урока комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия обучающегося. В одном классе могут находится дети, обучающиеся по разным программам. Они имеют разную степенью умственной отсталости, а также сочетанные нарушения: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутисты. Поэтому в работе применяю индивидуальный подход – детям в зависимости от программы даются соответствующие задания.
- Принцип упрощения выполняемых работ. Продумывая работу с обучающимися, выбираю материалы, легко поддающихся ручной обработке (ткань, нитки).
- Принцип многократного повторения. Во время практических занятий, путем многократного повторениятой или иной операции, программный материал усваивается лучше и формируются навыки, которые удерживаются в памяти прочно и надолго.
Данный принцип находит свое отражение в том, что на уроках дети изготавливают мини - изделия.
Плюсы такой работы, в том что:
1.За отведенное на изучение определенного материала количество часов, обучающиеся успевают изготовить несколько мини- изделий, тем самым закрепляя полученные умения и навыки, и доводя их до автоматизма
2. Экономически выгодно – не могут приобрести ткань.
3. Изготовление полноразмерного изделия — это монотонный процесс на протяжении длительного промежутка времени. Он утомляет детей и снижает мотивацию. Изготовить мини-изделия дети способны за более короткий срок и видят конечный результат своей работы уже к 4-5 занятию. Это повышает интерес детей к трудовой деятельности.
Демонстрация мини- изделий.
Чтобы дети могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными.Поэтому на всех этапах обучения большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. На первых этапах дети упражняются в обведении деталей по шаблонам, вырезании их и наклеивании на фон (аппликация из ткани). По мере совершенствования умения и навыков я предлагаю более сложные виды работ.
Выполнение аппликаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...
Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела
Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....
Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9 класса по профильному труду: швейное дело....
Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9 класса по профильному труду: швейное дело....
Интерактивный плакат на уроках швейного дела в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Наглядные средства являются неотъемлемой частью в процессе обучения швейному делу учащихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Программы по швейному делу содержат материал, который не...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...