Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья по теме

Булдакова Татьяна Ивановна

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx269.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: « Особенности профилактической работы  в образовательном учреждении интернатного типа  для обучающихся с   ограниченными возможностями здоровья»

                                                             Булдакова Татьяна Ивановна-социальный педагог

 В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат  экономической и социальной нестабильности общества,  неблагоприятных  семейно-бытовых отношений.

 Анализ социального паспорта школы  показывает, что в основном наши дети из семей с низким материальным достатком. Многие родители не работают, употребляют спиртные напитки, имеют низкий профессиональный и образовательный уровень. В большинстве случаев это не полные, многодетные, малообеспеченные семьи. Среди основных причин правонарушений обучающихся специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида можно выделить следующие факторы:

  1. неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей,  отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
  2. дефекты умственного развития;
  3. недоразвитие эмоционально-волевой сферы учащихся, что  влечет за собой  склонность к конфликтам, эмоциональную неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям.
  4. неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

В чём особенности профилактической работы с детьми, обучающимися в школе – интернате? Я считаю, что в специфике учреждения. Наша школа не готовит будущих программистов, инженеров, водителей. Основная цель школы: подготовка учащихся к трудовой и социальной адаптации в обществе. Из стен школы выходят будущие рабочие, строители, животноводы. Пустое времяпровождение, незанятость являются благоприятной почвой для совершения правонарушений. Самое надежное средство в коррекции  поведения это включение воспитанников в трудовую деятельность, в увлекательные дела.  Поэтому основная работа по профилактике правонарушений осуществляется через трудовое воспитание. Всю профилактическую работу школы координирует СПС.

В школе 3 год работает программа « Дорога в жизнь», главная цель которой: подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности                                                                                      

С первых дней проживания в интернате привлекаем детей к самообслуживанию: учим умываться, заправлять постель, дежурить в комнате и столовой, наводить порядок на территории школы. С 5 класса вводится профессионально – трудовое обучение по 4 профилям.

В процессе обучения столярному делу школьники знакомятся с пилением, строганием, сверлением древесины, приобретают навыки владения столярными инструментами, изготавливают предметы, необходимые в хозяйстве: грабли, ящики, подставки для цветов, табуреты, несложную мебель.

В программу сельскохозяйственного труда входят работы по уборке урожая, учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, узнают о свойствах удобрений.

 На уроках животноводства овладевают приёмами ухода за кроликами и телятами, знакомятся с правилами содержания свиней, устройством доильного аппарата, учатся доить корову

Швейное дело- учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, осваивают изготовление изделий из множества отдельных операций, дают вторую жизнь поношенным вещам.

Важным элементом профилактики правонарушений среди подростков является привлечение их к организованному проведению свободного времени, занятиям в кружках, секциях. В школе еженедельно в вечернее время работает до 10 кружков, в которые вовлечены все учащиеся группы риска. Дополнительное образование учащихся направлено на развитие мелкой моторики, физических и трудовых навыков.  

    Ежегодно наши воспитанники участвуют  в республиканских олимпиадах, профессиональных конкурсах среди коррекционных школ северного округа Удмуртии. Встречи, поездки способствуют обогащению представлений об окружающем мире, ученики  приобретают уверенность в себе, развивают способности. Организуем экскурсии в училища, где будущие выпускники знакомятся с правилами приёма, условиями обучения и проживания и воочию убеждаются в жизненной значимости дальнейшего профессионального обучения. Налажена тесная связь с ЦЗН, специалисты проводят профконсультации, исходя из запросов школы, знакомят с рынком труда, рейтингом профессий. Это делается для того ,чтобы выпускники школы небыли выброшены за борт , могли успешно реализовать свои мечты и не встать на путь преступлений. С каждым годом растёт число выпускников, продолживших обучение в училищах. Из-за равнодушия родителей 1-2 выпускника не продолжают обучение, но жизнь всё равно заставляет их находить работу. Результат работы виден из мониторинга эффективности реализации программы(слайд мониторинг)  Снижается количество несовершеннолетних, склонных к правонарушениям.

 Отрадно, что многие наши выпускники находят  достойное место в жизни, становятся передовиками в животноводстве и строительстве, создают крепкие семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

Доклад на тему: «Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов»

Фундамент здоровья человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни. Одним из условий успешн...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...