Интерактивный плакат на уроках швейного дела в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья
Наглядные средства являются неотъемлемой частью в процессе обучения швейному делу учащихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Программы по швейному делу содержат материал, который невозможно продемонстрировать иными способами, кроме наглядного, он обеспечивает наиболее полное восприятие получаемой информации (технологические процессы, свойства материалов и т.д.)
Богатейшие возможности для организации современного средства наглядного обучения представляют мультимедийные и интерактивные технологии, которые позволяют использовать текст, графику, аудио, видео. Указанные возможности позволяют создавать более содержательные и эффективные наглядные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_beresneva_l.m.docx | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный плакат на уроках швейного дела в школе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Береснева Людмила Михайловна, учитель швейного дела КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района
Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Формирование понятий об изучаемых предметах и явлениях возможно лишь в том случае, если у учащихся имеется определённый чувственно-практический опыт, полученный путём непосредственного восприятия этих предметов и явлений. Поэтому применение наглядности особенно актуально в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наглядные средства являются неотъемлемой частью в процессе обучения швейному делу учащихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Программы по швейному делу содержат материал, который невозможно продемонстрировать иными способами, кроме наглядного, он обеспечивает наиболее полное восприятие получаемой информации (технологические процессы, свойства материалов и т.д.)
Богатейшие возможности для организации современного средства наглядного обучения представляют мультимедийные и интерактивные технологии, которые позволяют использовать текст, графику, аудио, видео. Указанные возможности позволяют создавать более содержательные и эффективные наглядные материалы. Согласно требованиям ФГОС использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится одним из приоритетов образования.
Высокий уровень наглядности на уроках швейного дела обеспечивает электронный интерактивный плакат.
Интерактивный плакат на уроках швейного дела позволяет: вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; добиться максимальной наглядности информации. Визуальное и звуковое сопровождение помогают активизировать образное мышление учеников, что способствует более целостному восприятию изучаемого материала, а, значит, повышению качества образования.
Применение интерактивных плакатов на уроках швейного дела возможно при условии, что обучающиеся владеют компьютером, а учитель обладает определёнными навыками работы с компьютерными программами и интернетом.
Действительно, готовых интерактивных плакатов по швейному делу нет, поэтому возникает необходимость создавать их своими силами.
При создании интерактивных плакатов предпочтение отдается программе MS Power Point, так как данный продукт является наиболее доступной и знакомой педагогам и школьникам программной средой.
Уже в 5 классе учащиеся имеют представление о работе с компьютером. Поэтому интерактивные плакаты возможно использовать начиная с первого года обучения швейному делу. В программе 5 класса есть темы для лучшего понимания которых будет эффективным использование интерактивного плаката. Например, интерактивный плакат с использованием видеоматериала помогут дать обучающимся наиболее доступное и полное представление о швейном производстве, о производстве хлопкового волокна и хлопчатобумажных тканей.
В 5 классе идёт изучение многих машинных и ручных швов, поэтому с помощью интерактивного плаката можно организовать работу по закреплению названий швов, их условных обозначений и распознаванию швов по внешнему виду. Изучая швейную машину интерактивный плакат поможет закрепить знания учащихся об устройстве машины, её частях и назначении каждой части.
Т.о интерактивный плакат на уроках швейного дела может использоваться на уроках разного типа и в различных его частях: при изучении нового материала, так как с его помощью хорошо структурируется учебный материал, повторении и при отработке полученных знаний (различные тренажёры), контроля и самоконтроля (Проверь себя).
Универсальность использования интерактивного плаката позволяет работать с ним как на интерактивной доске, так и на отдельном компьютере, что дает возможность организовать разные формы работ с учащимися: индивидуальную, групповую и фронтальную.
Работа с интерактивным плакатом начинается со знакомства учащихся с условными обозначениями и навигационной системой внутри плаката. На первых порах работа с интерактивным плакатом осуществляется под контролем и словесными инструкциями учителя. В помощь учащимся предлагаются карточки-подсказки и алгоритмы работы с плакатом, по мере необходимости осуществляется дозированная помощь. Постепенно обучающиеся запоминают значение условных значков, легко ориентируются в навигации не испытывая трудностей в работе с плакатом.
Интерактивные плакаты на уроках швейного дела могут быть направлены на приобретение знаний об устройстве и назначении швейных машин, инструментов, приспособлений для утюжильных работ, о свойствах материалов, о производственных технологических процессах и плакаты помогающие развитию общетрудовых умений (ориентировке в задании и планированию).
Предлагаю элементы интерактивного плаката для 7 класса по теме - прямая юбка.
Это урок изучения нового материала. С помощью данного интерактивного плаката учитель облегчает учащимся анализ субъекта предстоящей работы.
Интерактивный плакат – прямая юбка – разработан средствами редактора MS Power Point, состоит из набора слайдов, файлов (или их сочетания), объединенных общей навигационной системой гиперссылок и управляющих кнопок. Внутри одного слайда связи между объектами осуществляются с помощью триггеров.
Это многоуровневый плакат. Он состоит из нескольких плакатов-слайдов (с переходами по гиперссылкам). Первый слайд - основной слайд, освещает тему урока и основные вопросы темы. (рис.1)
Также первый слайд - это меню, которое позволяет получить начальное представление об общем содержании всего интерактивного плаката и получить доступ к соответствующим разделам плаката.
- На первом слайде размещены иллюстрации с поясняющим текстом, который изначально не виден на плакате (режима «скрытого изображения») и появляется при щелчке мышью. (рис.2) Данные элементы исчезают после их использования по щелчку, чтобы не перекрывать доступ к другим элементам основного слайда.
В интерактивном плакате содержатся дополнительные слайды (второго уровня), с их помощью осуществляется более подробное раскрытие тех или иных понятий, которые можно увидеть на первом слайде. Подача учебного материала осуществляется с помощью управляющих действий учащихся. С каждого дополнительного слайда предусмотрена возможность быстрого возврата к главному слайду.
Каждый слайд представляет собой рабочую область, которая содержит иллюстрации, текст, анимацию и набор различных интерактивных элементов.
Содержание рабочей области изменяется в зависимости от состояния интерактивных элементов. Например, может использоваться поясняющий текст, который исчезает после его использования по щелчку (рис.4)
Для демонстрации элементов на слайде интерактивного плаката можно использовать различные интерактивные приёмы, анимации.
Демонстрация тканей для пошива юбки осуществляется с помощью приёма «ЭКРАН». (рис.5)
При щелчке по названию ткани появляется её изображение. При этом создаётся видимость одного общего экрана.
С помощью приёма «Интерактивная лента» осуществляется просмотр различных вариантов прямых юбок. (рис.6) Передвигаются блоки с изображением юбок по нажатию кнопки-триггера, образуя непрерывную ленту.
Можно щелкнуть кнопкой мыши по одному из изображений и получить информацию о ней.
Для удобного перехода к исходному слайду необходимо добавление управляющих элементов (кнопок):
- для перехода к первому слайду,
- для закрытия всплывающей информации на слайде второго уровня.
Дидактически оправдано будет применение такого плаката и на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов знаний о прямой юбке.
Создание интерактивного плаката для учителя дело длительное, заключается в поиске необходимого материала, продумывании оформления, создания интерактивности. Но зато такой плакат можно использовать в течение нескольких уроков и внося поправки и коррективы не один год.
И, конечно, использование интерактивного плаката на уроках швейного дела позволяет решать многие задачи образовательного процесса:
- привлечение внимания учащихся к обучению.
- вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность за счёт использования интерактивных элементов
- усиление обучающего эффекта. Используя не просто статический рисунок, а анимацию, видеоизображение, звук, учебный материал предоставляется в более наглядной и эффективной форме.
- увеличение плотности урока, за счёт более рациональной организации рабочего времени учителя. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.
- индивидуализация обучения. Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме
И в заключение можно отметить, что с помощью интерактивного плаката у учителя швейного дела появляется возможность представить материал в целостном виде, не обходя стороной главные вопросы и подробно раскрывая содержание изучаемой темы. Его использование поможет учащимся в увлекательной и доступной форме ознакомиться с новым материалом.
Очевидно, что для создания плаката требуются определенные навыки работы с программным обеспечением, соблюдение правил его построения. Грамотно составленный интерактивный плакат может стать одним из самых эффективных наглядных средств обучения на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Литература
- Береснева В.Г. «Современные компьютерные технологии как средство развития и коррекции воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида». [Текст] Специальное образование: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2007г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – Т.1.
- Береснева В.Г. «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья». Образование взрослых: теория, методология, проблемы: [Текст]: материалы III научной конференции – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – 210с. – (Андрагогика).
- Затынайченко, Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б.Д.Затынайченко //http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html.
- Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя [текст]. – М., Просвещение, 1988.-224 с.
- Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология [текст] - 1996. - № 3.
- Тюменцева, М.В. О структуре интерактивного плаката [Электронный ресурс] / М.В.Тюменцева, О.И.Чикунова //http://www.rae.ru/forum2011/95/143.
- Статья с сайта "ДИДАКТОР" Технология конструирования интерактивного плаката; http://didaktor. ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/
- Интерактивный плакат [Электронный ресурс] // http://wiki.iteach.ru/index.php/ Интерактивный_плакат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела
Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В материале представлена статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»...
Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9 класса по профильному труду: швейное дело....
Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9 класса по профильному труду: швейное дело....
Особенности изготовления швейных изделий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных органи...
Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...