СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Мишина Елена Владимировна

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработке программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инновационная деятельность; программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ; модель психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishina_e.v._osobennosti_pps_uchashchihsya_s_ovz.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е.В. Мишина

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Коррекционная школа №8», педагог-психолог

Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас, e-mail: el.vl.mishina@yandex.ru

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработке программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инновационная деятельность; программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ; модель психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

SPECIFIC FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES

E.V. Mishina

State state educational institution "Correctional school No. 8" teacher-psychologist Russia, Nizhny Novgorod region, Arzamas, e-mail: el.vl.mishina@yandex.ru

This article presents the experience of joint work of the innovative platform of the educational institution and the Faculty of Psychology and Pedagogy of the Arzamas branch of the N.I. Lobachevsky National Research University on the development of a program of psychological and pedagogical support for students with intellectual disabilities.

Psychological and pedagogical support; students with disabilities; innovative activity; program of psychological and pedagogical support of teachers engaged in educational activities with students with disabilities; model of psychological and pedagogical support of parents raising children with disabilities.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в современном образовании как неотъемлемая технология образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). С целью поиска ресурсов образовательного учреждения, освоения современных методов и форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы, в образовательном учреждении третий год активно работает инновационная площадка совместно с психолого-педагогическим факультетом Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе»

Сопровождение обучающихся с ОВЗ мы непосредственно связываем с повышением уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, обучающих детей с ОВЗ, и их родителей (законных представителей), поэтому деятельность инновационной площадки осуществляется поэтапно и предполагает работу со всеми образовательными субъектами. Так, в 2020 году мы работали над решением проблем психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ, в текущем 2021 году занимаемся вопросами психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ

Календарный план инновационной деятельности включает направления, связанные с организацией работы инновационной площадки, с повышением профессиональных компетенций педагогов-участников инновационной деятельности, разработкой и апробацией программы психолого-педагогического сопровождения, с профессиональным взаимодействием и диссеминацией продуктов инновационной деятельности.

Остановимся на анализе полученных результатов инновационной площадки.

Работа инновационной площадки на I этапе началась с повышения профессиональных компетенций педагогов через определение уровня профессиональной готовности к участию в инновационной деятельности, на основе полученных данных был составлен план повышения профессионального уровня участников рабочей группы и индивидуальные планы самообразования. В результате с педагогическим коллективом школы проведены школьные методические мероприятия: семинары-практикумы, педагогические советы, школьный педагогический конкурс на лучший мультимедийный урок.

В ходе анализа научно-методической литературы и разработки направлений психолого-педагогического сопровождения педагогов была проанализирована система методической работы школы и программа «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников» на предмет наличия мероприятий по сохранению психосоматического здоровья, проведен анализ требований профессиональных стандартов педагога, психолога, дефектолога на предмет наличия требований к необходимым профессиональным знаниями и действиям, способствующим сохранению здоровья, профилактике профессиональных и личностных деформаций. Далее был проведен анализ актуального состояния педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ. Изучены психологический климат в педагогическом коллективе, уровень профессиональных компетенций, удовлетворенность условиями труда.

На основе полученных диагностических данных определены актуальные направления психолого-педагогического сопровождения педагогов, определена необходимость разработки отдельной программы для сопровождения педагогов. Содержание программы включило четыре направления: диагностика, психолого-педагогическое просвещение, психологическая консультация, коррекционно-развивающая работа.

Для реализации диагностического направления подобран пакет инструментария по оценке личной и профессиональной компетентности педагогов, их психологического благополучия, психоэмоционального состояния, стрессоустойчивости, удовлетворенности условиями труда. Содержание педагогического просвещения включает школьный календарный план психолого-педагогического просвещения и тематический план психологического просвещения по психологии ментального позитивизма, оптимизации самооценки, профилактике эмоционального выгорания. В рамках психологического консультирования разработана тематика индивидуальных и групповых консультаций по профилактике и решению следующих проблем в педагогическом коллективе. Это педагогические конфликты, создание благоприятного психологического микроклимата, выработка оптимального индивидуального стиля деятельности, повышение педагогического мастерства и профессиональной эффективности педагога. Отдельным направлением в содержании программы выделена коррекционно-развивающая работа с педагогами, в рамках которой разработан цикл тренинговых занятий на тему «Психосоматическое здоровье – секрет профессиональной успешности педагога», направленный на пропаганду ЗОЖ, раскрытие личностных ресурсов, продление профессионального долголетия педагогов, развитие навыков рефлексивного поведения.

Мониторинг результатов апробации программы психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ, демонстрирует положительную динамику уровня комфортности педагогов в коллективе, уровня сформированности профессиональных компетенций и удовлетворенности условиями работы.

На II этапе работы инновационной площадки творческая группа педагогов школы совместно с научными руководителями активно провела анализ ресурсных возможностей образовательного учреждения для повышения качества психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, проведен анализ качества реализации классными руководителями и воспитателями психолого-педагогических технологий взаимодействия и поддержки родителей (законных представителей) обучающихся. Кроме того, проведен анализ современной научно-методической литературы и результатов экспериментальных исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения родителей данной категории детей. На основе аналитических данных были определены актуальные направления психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, в соответствии с ресурсными возможностями образовательного учреждения.

На заседании творческой группы инновационной площадки было принято решение о создании модели психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ, определены диагностическое, просветительское, консультационное и коррекционное направления.

Для реализации диагностического направления разработаны пакет диагностического инструментария по оценке психолого-педагогической компетентности родителей (ожидания от образовательного учреждения, характер адаптации ребенка в школе, уровень мультимедийной грамотности, характер родительского отношения к ребенку, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание, удовлетворенность образовательными услугами). Составлен календарный план диагностических мероприятий для своевременного выявления необходимости осуществления комплексного сопровождения родителей.

Процесс апробации модели сопровождения родителей детей с ОВЗ начался с психолого-педагогического просвещения на основе составленного календарно-тематического плана, включающего мероприятия по повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания, развития и оздоровления ребенка с ограниченными возможностями. Далее на основе выявленных затруднений родителей был составлен тематический план психологического просвещения, который включил мероприятия по повышению компетентности родителей по вопросам психофизических, нозологических, возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей своего ребенка.

Результатом реализации просветительского направления модели психолого-педагогического сопровождения стала разработка серии практических рекомендаций для родителей (законных представителей), воспитывающих детей следующих категорий: с расстройствами аутистического спектра, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с синдромом Дауна, неговорящих детей, детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями. Разработаны раздаточные информационные материалы в виде буклетов, памяток, листовок по вопросам воспитания, развития и оздоровления ребенка с ограниченными возможностями

В рамках модели психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ разработана тематика индивидуальных и групповых консультаций родителей (законных представителей) по профилактике и преодолению трудностей обучения, развития и социальной адаптации ребенка, по повышению воспитательной эффективности каждого родителя. Кроме того, разработан цикл обучающих, тренинговых и практических занятий для родителей на тему «Психосоматическое здоровье родителей – основа успешности развития и социализации ребенка с ОВЗ», направленных на профилактику семейного стресса и эмоционального выгорания родителей.

В процессе апробации разработанной модели психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ проведены занятия с элементами тренинга, групповые практические занятия, заседания школы родительского актива, сетевые тематические встречи.

Мониторинг результатов апробации модели психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, демонстрирует положительную динамику уровня стрессоустойчивости, удовлетворенность образовательными услугами, снижение уровня эмоционального выгорания.

Повышению эффективности деятельности инновационной деятельности способствует организация сетевого взаимодействия с образовательными организациями города и района по теме площадки, которое реализуется через заключение договоров о сотрудничестве с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45», МБДОУ «Берёзовский детский сад № 35» и проведении совместных онлайн мастер-классов и семинаров-практикумов.

Педагоги творческой группы активно участвуют в диссеминации продуктов инновационной деятельности в сетевом профессиональном сообществе. Транслирование результатов деятельности инновационной площадки осуществляется через участие в городских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, через участие в профессиональных и научно-прикладных конкурсах, через предоставление фотоинформации в профессиональном сетевом сообществе в сети Интернет.

Участниками площадки определены перспективные направления инновационной деятельности по обобщению полученных результатов и разработке программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

Адушкина К.В., Лозгачёва О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2017. – 163 с. –. URL http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf

Баева И.А., Тарасов С.В. Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: экспертиза и диагностика. - ЛОИРО, 2015. – 236 с.

Газман О.С. Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе: Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Текст] – М.: Академический проект, 2006. – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...