Урок в 6 кл. «Преобразующая сила музыки В.А. Моцарта и влияние её на женский труд»
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Интегрированный урок по музыке и технологии в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по музыке и технологии в 6 классе | 145.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ СОШ с.Суадаг в с.Хаталдон
Тема интегрированного урока в 6 классе:
«Преобразующая сила
музыки В.А.Моцарта
и влияние её на женский труд»
Учитель музыки и технологии
филиала МКОУ СОШ с.Суадаг в с.Хаталдон
Цховребова Марина Алибековна
14.10.2016 г
Тема интегрированного урока:
«Преобразующая сила музыки В.А. Моцарта и влияние её на женский труд»
Цели и задачи урока: Воспитательные:
На музыкальном материале урока воспитывать у детей любовь к творчеству В. Моцарта. Прививать чувство любви к Родине, к традициям и культуре родного края.
Образовательные:
Расширить понятия о том, что музыка преобразующие воздействует на человека и результат его труда.Дать понятие национального орнамента и использования его в быту, в национальной одежде.
Развивающие:
Развитие мировоззрения, ассоциативно-образного мышления, музыкальной памяти, певческих навыков, ритма; моторики пальцев, кистей рук; координации слуха, воображения, мышления и выполнения функций художественного труда.
Художественная идея урока:
«Чтите науки, любите искусство Без сожаленья беритесь за труд, дети! Тогда благородные чувства в вас благодатные чувства найдут »
К. Хетагуров
№ | Музыкальный материал и виды художественного труда | Цели и задачи | Методы реализации |
1 | «Рондо» Моцарта | Определить автора музыки, характер, форму рондо. | Презентация, слушание, беседа, обобщение по теме урока |
2 | Осетинская народная песня «Онай» Имитация трудовых движений, элементы трудовой деятельности | Работа над выразительностью исполнения пения и ритмических движений. Связь трудовых движений с жизненными, украшение тесьмой алдынбыд шапки (нымæт худ) | Исполнение, а капелла в народном духе. |
3 | Симфония № 40 I и II части | Рассказ о Моцарте. Определить, кто исполняет (симфонический оркестр), характер произведения. Вспомнить музыкальный термин СИМФОНИЯ | Словесный метод. Эмоциональное восприятие. Анализ музыкального произведения. Метод поисковой ситуации. |
4 | «Девичий танец» из к/ф «Ах, любовь» обработка осетинского композитора Ф.Алборова музыка Б.Газданова«Лирическая» (исполнение песни в танце) Художествен. труд-вышивание | Исполнение танца под звучание осетинской гармошки. Аккуратно выполнить орнамент на женском головном уборе | Исполнение в ансамбле. Проблемно-поисковые ситуации с орнаментом на костюме. |
5 | Физминутка | Осуществить здоровьезбережение, смена рода деятельности. | |
6 | Симфония № 40 III часть | Определить характер части. Что такое минуэт, вспомнить музыкальный термин | Слушание, беседа, выполнение работы. |
7 | Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Домашнее задание. | Предлагается записать отзывы родителей в рабочих тетрадях. | ||
Вход: под музыку «Рондо» Моцарта
Прочитать: «Чтите науку, любите искусство Без сожаленья беритесь за труд, дети! Тогда благородные чувства в вас благодатную почву найдут »
- Эти слова принадлежат великому осетинскому поэту Коста Хетагурову. И сегодня на уроке нас будет сопровождать этот наказ.
- Ребята, в класс вы вошли под музыку. Скажите, знакома ли вам она? (Это Моцарт «Маленькая ночная серенада» или «Рондо»)
- В младших классах мы познакомились с разными формами музыки (одночастной, двучастной, трехчастной, вариация, рондо) и это произведение мы слушали. Подумайте, в какой форме написана эта музыка?
(В форме рондо, Рондо - это движение по кругу)
- А какой характер преобладает здесь? (легкий, танцевальный, веселый)
- Это произведение написано специально для ночных праздников. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность, добро и свет.
На прошлых уроках я вам рассказывала о жизни Моцарта. Посмотрите на дату его рождения и что вы можете сказать? (Весь мир отмечал 260-летие со дня его рождения)
- Я хочу вам рассказать интересную историю о Моцарте, когда ему было шесть лет.
« В летнем загородном дворце австрийского императора Франца I царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того, как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигура казалась еще более хрупкой. А сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Мальчик был одет по тогдашней моде. На нем был атласный камзол, а на голове белый серебристый паричок с косичкой. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин, старинный клавишный инструмент. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмачках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Он поднял свои ручки в кружевных манжетах к клавишам и заиграл. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что
невозможно было за ними уследить. Мальчик вдохновенно и с невероятной виртуозностью исполнял сложнейшие пьесы. Затем он играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены чудом, рождавшимся на их глазах - игра мальчика превосходила любые фантазии.
- Да ты самый настоящий маленький чародей, — с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно.
Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву давались.
- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли ты сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно.
Затем по просьбе императора он исполнял «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.
Мальчик с блеском выдержал сложнейшие испытания, устроенное ему в императорском дворце. Знатная публика, не скрывая своего восхищения, в восторге рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала утешать его.
- Вы так добры,- серьезно сказал мальчик.- Когда я вырасту, непременно женюсь на вас.
Все гости заулыбались»
Моцарт был необыкновенно трудолюбив. Его называют величайшим тружеником: он выступал на концертах, сочинял музыку, учился, изучал иностранные языки, хорошо знал другие предметы...
Если бы не его трудолюбие, то музыка Моцарта не смогла бы изменить мир, обогатив его новыми представлениями о красоте. Прошло столько времени, а музыку Моцарта любят до сих пор.
Когда Моцарт бывал дома наедине со своей мамой, то любил помогать ей по дому. Мама маленького Моцарта тоже любила музыку и очень хорошо пела во время работы. .
В младших классах мы говорили о жанрах песен и один из них - это трудовые песни. Эти песни о труде и созданы они именно для того, чтобы их петь во время работы.
Со временем песни изменяли, создавая новые, более красивые.
Тематика женских трудовых песен ограничивается в основном интересами домашнего, ручного труда.
Сейчас мы с вами вспомним одну из старинных осетинских песен «Онай».Её исполняли во время работы, когда валяли шерсть, чтобы сшить войлочные шляпы (нымæт худтæ).
Готовые шляпы украшали тесьмой (алдынбыд). И мы сейчас попробуем сплести тесьму, а потом пришить т.е. украсить наш головной убор.
Работая с иголкой и ножницами не забывайте о технике безопасности
- Как мы ими должны пользоваться?
(Иголку нельзя оставлять не вдев ее в игольницу, ножницы нужно передавать в закрытом виде и колечками вперед. Нельзя махать иголкой перед глазами рядом сидящего).
— Классическая музыка влияет на человека и делает его труд более легким. Молодой Моцарт не имеющий еще 15 лет изучал прекрасное и изображал в своей музыке с грацией и умением. С грацией, т.е. более утонченно, изящно, красиво.
И сегодня вы познакомитесь с одной симфонией Моцарта.
Это симфония № 40 - одна из трех последних симфоний композитора, которые он сочинил меньше, чем за три месяца, незадолго перед созданием великого «Реквиема».
- Сейчас мы послушаем 1 часть симфонии и обратите внимание на то, что главную тему исполняют скрипки, что придает музыке певучесть, мягкость и изящество.
Послушайте и почувствуйте, какие чувства в вас раскрывает музыка Моцарта. В каком характере звучит эта часть? (лирическом, нежном)
- Слушая музыку Моцарта, на душе становится светло, потому что она исходила из самого сердца композитора к сердцу слушателя.
- Послушайте сейчас II часть и определите, изменился ли характер симфонии?(эта часть медленная, более спокойная, светлая, ласковая, чем I часть)
В рассказе о шестилетнем Моцарте, когда он выступал в загородном дворце императора Франца I, еще говорится о том, что в знак благодарности император подарил «маленькому гению» костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотом, с красивыми пряжками и пуговицами. Такой был костюм XVIII в. в Австрии.
Показ осетинских костюмов на компьютере.
— К какому народу принадлежат эти костюмы? (к осетинскому)
—А как украшен осетинский костюм? (орнаментом)
- Кто скажет, что такое орнамент?
(Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов форм растительного и животного мира. Основное назначение орнамента - это украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму.)
— Давайте сейчас рассмотрим эту картину. Кто автор и как называется? (Махарбек Туганов «Пир нартов»),
—Кого мы здесь видим?
(Нарт Сослан танцует по краям большой чаши с пивом; Сырдон играет на двенадцатиструнной арфе (дыууадаестаенон фаендыр); Сатана стоит с чашей пива, и нарты, которые пирует.
— Обратите внимание на их одежду. Видите ли, элементы орнамента?
—А сейчас наши девочки в национальных костюмох исполнят «Девичий танец». А вы полюбуйтесь красотой костюмов и обратите внимание на орнамент.
— После танца продолжить рассказ о картине как нарты воспитывали молодежь.
- Имя Сатаны связывают с осетинским пивом. Это она заметила, что птичка опьянела, отведав хмель. Таким образом, Сатана задумала сварить этот напиток, который назвали пивом (бæгæны).
Физминутка
Женский труд был очень тяжелый, и только по вечерам у женщин было время рукодельничать. Особым уважением пользовались те девушки, которые умели вышивать, шить.
Сейчас мы с вами продолжим свою работу - вышивание орнамента.
- Скажите, а под какую музыку по характеру нам будет легче работать? Под спокойную или немного подвижную?(немного подвижную)
- Приступаем к работе и не забываем о технике безопасности работы с иголкой и ножницами.
А выполнять мы будем, слушая Ш часть-симфонии. И называется она менуэт. Этим танцем открывали балы. Во время танца девушки двигались не торопясь, грациозно, с достоинством и исполнять работу тоже-нужно также.
Итог: Ребята, вы не заметили, что урок у нас сегодня был какой-то необычный?
Вначале мы слушали «Рондо» Моцарта, затем валяли шерсть, опять слушали Моцарта, исполняли «Девичий танец», и пели песню Газданова, вышивали орнамент и вновь вернулись к Моцарту.
Перечисляя на доске показываем форму
- На что это похоже? (форма Рондо)
Если провести параллель то можно сравнить Рондо с трудом женщины, где виды труда повторяются каждый день, как бы по кругу.
Ребята, урок мы начали со строк К. Хетагурова, прочтите их еще раз.
- Подумайте над смыслом этих слов. Какой наказ давал Коста детям, связаны ли эти слова с нашим уроком.(Коста Хетагуров призывал любить науки и искусства и, прежде всего труд, ведь кто не любит трудиться ,тот в жизни ничего не добьется).
- И в конце урока я вам предлагаю мини тест.
Рефлексия:
- Помогла ли нам музыка сделать наши изделия более красивые. И что вам понравилось в ваших работах, а что нет.
Домашнее задание: научите своих мам, сестер, братьев плести тесьму алдынбыд и покажите как правильно пришивать тесьму к орнаменту, а мама запишет отзыв в тетраде.
ВЫХОД: Под музыку Моцарта.
Приложение
Тест
1. Моцарт композитор
А) Австрийский
Б) Немецкий
2. В какой форме написана «Маленькая ночная серенада»
А) Одночастной
Б)Рондо
3. Алдынбыд - это
А) Вышивание тесьмы Б) Плетение тесьмы
4. Автор картины «Пир нартов»
А) Туганов
Б) Репин
5. В каком характере исполнялась симфония №40
А) Светлая, ласковая
Б)Грозная, мрачная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"
Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...
Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
Конспект урока по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...