Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Целих Джамиля Гамардаковна

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx43.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме "В чем сила музыки В.А. Моцарта"

Цели урока:

  • формирование умений следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу
  • развитие творческого мышления, умения анализировать и обобщать;
  • воспитание интереса и любви к классической музыке;
  • продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  • организационный момент
  • подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
  • сообщение темы и целей урока и мотивация учебной деятельности
  • ознакомление с новым материалом
  • первичное осмысление в объектах изучения
  • подведение итогов урока

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация /Приложение/, проигрыватель, фонограммы музыкальных произведений, опорные карточки.

Ход урока

Здравствуйте. В начале урока необходимо вспомнить и закрепить знание и навыки исполнения песни «Амадеус». Это позволит нам распеться и включиться в восприятие музыкального материала.

(Исполнение ранее разученной песни «Амадеус»)

Кому посвящена эта современная песня и почему? (ответы детей)

Да, это Моцарт. /слайд 1/. Почему сегодня мы помним и изучаем творчество Моцарта, посвящаем ему стихи и песни? (ответы детей)

Вы хотите сказать, что музыка воздействует на человека. А воздействовать может только сильное явление. Рассмотреть, в чем же сила музыки Моцарта, – основная цель нашего урока. А также, познакомимся с произведениями этого композитора, с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что повысит ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыки вообще.

Почти 250 лет назад /слайд 2/ на свет появился музыкальный гений, чье имя стало синонимом гармонии.

Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. /слайд 3/ Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижера, умного, образованного человека. /слайд 4/

Моцарт стал учиться музыке с трех лет, а в пять лет сочинил свой первый менуэт.

/слайд 5/. В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одаренном вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин – маленький волшебник виртуозно играл на всем, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной легкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!

После невиданного успеха в Вене Моцарты отправились в турне по Европе /слайд 6/ - Мюнхен, Брюссель, Лондон, Париж. Надо было торопиться упрочить славу сына! /слайд 7/ И залы ломились от желающих увидеть своими глазами, как писали здешние газеты, "величайшее чудо, которым могут гордиться Европа и человечество".

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле /слайд 8/ во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

Папа Римский Климентий 14, убедившись, что нотная запись безупречна, пришел в такое восхищение, что пожаловал ему высшую награду – орден Золотой шпоры. /слайд 9/ Не меньше потрясены были и члены знаменитой на весь мир музыкальной академии в Болонье: оценив талант юного Моцарта, они единогласно решили принять в свои ряды 14-летнего отрока, нарушив свое же правило не принимать в "академики" лиц моложе 20 лет.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. /слайд 10/ Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения.

Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге,разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.

Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Послушайте отрывок из одной части Аллегро

(слушание симфония 40)

Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта еще никто не создавал!

Вольфганг решается просить отставки. Это очень смелый шаг, т. к. служба, хоть и полная обид и унижений, все же давала верный заработок и возможность более или менее сносно жить. До сих пор ни один музыкант не решался стать, так называемым, "свободным художником". Моцарт решается переехать жить в Вену.

Сделаем музыкальную паузу и расшифруем ребус /слайд 11/

Музыку к этой песне написал В.А. Моцарт.

В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, выступлениями, сочинением музыки. Помимо серьёзной, сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Очень популярны серенады. /слайд 12/

Так появляется «Маленькая ночная серенада». Как вы думаете, какое настроение у этого произведения? Давайте послушаем и убедимся – так ли это. /слайд 13/

(слушание отрывка из «Маленькой ночной серенады»)

В ней композитор предстает человеком веселым и переполняемым любовью.

Вскоре композитор женился. /слайд 14/ Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была веселой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей , но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. /слайд 15/ Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.

Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. /слайд 16/ Его опера -– философская сказка.

Последнее десятилетие его жизни – пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды и обострения болезни, сломившей в конце концов силы композитора.

Как-то раз душным июньским днем к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив в тайне имя заказчика.

К радости и ужасу Моцарта, деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным. Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями, незнакомец заказал заупокойную мессу. /слайд 17/ Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.

Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но остановился на 7 части. Прозвучит последняя и самая прекрасная часть “Лакримоза” (слезная).

(слушание «Лакримоза» 1 минуту и остановить музыку)

У великого человека великие творения, они масштабнее. Это произведение передает не просто печаль утраты конкретного человека, а как зашифрованное письмо, предупреждает о возможной гибели всего человечества. К этому ведут неразумная деятельность человека. Подумайте, что можно отнести к такой деятельности. Одновременно мы дослушаем «Лакримозу» и я предложу вам свою версию. Если наши варианты совпадут, значит музыка способна вести диалог вне времени.

(слушание оставшегося фрагмента «Лакримозы») /слайд 18-22/

«Реквием» В. А. Моцарта, задуманный как заупокойная католическая месса, получилась, может быть, самым жизнеутверждающим произведением из всех известных.

Это было его последнее творение. 5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать - Господь Бог захлопнул свою музыкальную шкатулку. /слайд 23/

/слайд 24/ Ныне, в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. А на месте предполагаемого захоронения стоит удивительный памятник – печальный ангел, заслоняющий свое лицо. Может он плачет, а может прав был один из почитателей его таланта, говоря : «В минутуотдыха ангелы, несомненно, слушают Моцарта».

Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей более 200 лет. Не удивительно, что имя Моцарта стало крупной торговой маркой. Именем Моцарта названы /слайд 25/ отели, /слайд 26/ цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. /слайд 27/ Есть даже шоколадный Моцарт. многие произведения великого композитора не дошли до наших дней. Среди них много очень популярных, но мы не знаем, что их написал Моцарт. Например, песня, название которой мы расшифровали в ребусе.

Подведем итог, в чем же сила музыки Моцарта /слайд 28/ :

  • музыка, воздействуя на чувства человека, влияет на его настроение;
  • от настроения зависит характер поведения человека, его поступки;
  • из поступков складывается судьба, жизнь.

Таким образом, музыка воздействует на жизнь человека.

Предлагаю закрепить полученные знания с помощью небольшой викторины.

  • Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?
  • В каком веке жил В.А. Моцарт?
  • Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?
  • Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?

Заключительное слово учителя /слайд 29/

Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная музыка” – соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” – глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия – и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК В 6 классе "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ" .РЕСУРС СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ УРОКА, ПРЕЗЕНТАЦИЮ, А ТАКЖЕ ФАЙЛ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ В ФОРМАТЕ МП 3....

Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?"

Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?" в 6 классе...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Урок в 6 кл. «Преобразующая сила музыки В.А. Моцарта и влияние её на женский труд»

Интегрированный урок по музыке и технологии в 6 классе...