Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Тема урока: Преобразующая сила музыки.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.
На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи:
1. расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности и музыкальных инструментах, познакомить с творчеством греческого композитора;
2. развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку;
3. воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.
На уроке были использованы проблемный, частично-поисковый, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ методы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, фронтально – индивидуальная.
Методическая разработка урока музыки (конспект, презентация) предназначена для учителей, работающих по программе Д. Б. Кабалевского. Этот урок используется в 6 классе в 1 четверти (урок № 5). Знакомясь с творчеством греческого композитора, дети еще раз убеждаются, как велико влияние музыки на людей, на их чувства и мысли.
Автор: Каткова Ирина Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ №12, г. Урай
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_preobrazuyushchaya_sila_muzyki.ppt | 2.87 МБ |
urok.docx | 35.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Греческий композитор Микис Теодоракис
Золотая медаль Московского музыкального фестиваля 1959г. Премия Ленинского комсомола 1967г. — за песни мужества и свободы, зовущие молодёжь на борьбу против угнетения, фашизма, за мир и лучшее будущее Орден Дружбы 2007г. Орден Почетного легиона за вклад в мировую культуру 2007г. Награды:
Танец сиртаки стал символом Греции
Список литературы: Микис Теодоракис: Журналы сопротивления. Перевод с французского И.А. Савина - Москва: Либерея-Бибинформ, 1973. Микис Теодоракис: Музыка и театр. Перевод А.М. Левидов . - Ленинград, 1983. Музыка и социальные перемены, Предисловие Микиса Теодоракиса. Перевод Э.Р. Сукиасян. – Москва, 1972. Микис Теодоракис [ Электронный ресурс ] . URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81,_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81 Изображения и фотографии [ Электронный ресурс ] . URL : http://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81&newwindow=1&hl=ru&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=78bdUey9EpTR4QTW0oGYCQ&sqi=2&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1920&bih=936 6) Микис Теодоракис, фото, слайд №9: http://parakalo.ru/tag/pesni-mikisa-teodor akisa / 7) Танец «Сиртаки», фото, слайд № 1 1: http://www.4dancing.ru/blogs/250813/1512/ 8) Бузуки, фото, слайд №14: http://gardarica.narod.ru/instruments/instrbouzouki.html 9) Греция, фото, слайд № 25 : http://www.davs-tour.ru/countries/greece.php
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Преобразующая сила музыки
Конспект урока музыки
Каткова Ирина Николаевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ №12 г. Урай,
Тюменская область
Урок музыки в 6 классе
(I четверть, урок № 5)
Тема: Преобразующая сила музыки.
Цель: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.
Задачи:
Образовательная:
- расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности и музыкальных инструментах;
- познакомить с творчеством греческого композитора;
Развивающая:
- развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку;
Воспитательная:
- воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, мp3 диски, мультимедийная презентация.
Организационный момент.
(Звучит фрагмент танца «Сиртаки» греческого композитора Микиса Теодоракиса)
Приветствие учителя.
Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и любви. Давайте споём песню «Мир, в котором мы живём», почувствуйте светлое и радостное настроение этой песни.
Дети исполняют песню «Мир, в котором мы живём», музыка Б. Савельева на стихи М. Пляцковского (музыкальное сопровождение - фортепиано).
« Мир, в котором мы живем»
Даль. Ширь. Стелется туман.
Весь мир – розов и румян.
Весь мир – солнечный насквозь,
Утро над землей зажглось.
Синь. Свет. Теплая трава.
Свой звон дарит нам листва.
Вот он, прямо за окном –
Мир, в котором мы живем.
Припев: Кажется, вот-вот на летний луг
Сивка – Бурка к нам прискачет вдруг.
Сказки детства тают, как рассвет,
Но волшебней сказок – нет!
Там, где шепчутся леса,
Нас ждут чудо – чудеса.
Там, где речка под горой,
Мира красоту открой.
Ты глянь в эти небеса,
Ты глянь, как блестит роса.
Он – чист, он звенит ручьем –
Мир, в котором мы живем.
Припев.
Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.
Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?
Дети дают отрицательный ответ.
С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.
А сейчас мы продолжаем тему «Преобразующая сила музыки».
Давайте вспомним произведения, которые слушали на прошлых уроках.
(Звучит фрагмент песни – «Вальс» Жака Бреля).
Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: Звучал «Вальс» Жака Бреля, одного из французских шансонье.
Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.
(Звучит следующий фрагмент – песня «Зелёная рощица» из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»).
Учитель: А это музыкальное произведение вы узнали?
Дети: Мы услышали песню «Зеленая рощица» из оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».
Учитель: Кому из героев оперы помогла эта музыка?
Дети: Нежная и ласковая песня помогла успокоиться и забыть страдания главному герою - летчику Алексею.
Учитель: Послушаем еще один музыкальный фрагмент
(Звучит музыка из I части Шестой симфонии П.И. Чайковского).
Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Что вы знаете о ней?
Дети:
- Звучала вторая тема первой части «Шестой симфонии» П.И. Чайковского;
- Эта музыка помогала известному хирургу проводить сложные операции;
- Музыка помогала снимать напряжение у хирурга перед операцией;
- Вспоминая эту музыку, врач становился собранным и спокойным.
Учитель: Вы правильно ответили на вопросы. А сейчас, ребята, послушаем ваши рассказы «Музыка помогает людям», которые вы приготовили дома.
Дети зачитывают свои рассказы.
Учитель: Ваши рассказы были интересны. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним композитором, музыка которого помогает людям. Это греческий композитор Микис Теодоракис, его музыку вы слышали, когда входили в класс. (Слайд 2)
Музыка этого композитора - обращение ко всем людям на планете с призывом к дружбе, миру, сплочению и единству.
Родился Микис Теодоракис 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос.
Обучался в Парижской консерватории.
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен.
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен.
Судьба композитора была очень сложной. В годы фашистского переворота в Греции в 1967 году его песни стали оружием в борьбе, они призывали всех людей бороться за освобождение Родины. И хотя песни композитора были запрещены, а сам он находился в тюрьме, люди знали и любили его песни, они помогали им. Собираясь вместе, патриоты страны в какие-то минуты замолкали. Но они не просто молчали, а молчали песни Микиса Теодоракиса. И эти беззвучные песни объединяли людей ещё больше. Песни композитора – это призыв к миру и согласию всех людей на земле. Именно поэтому в 1983 году ему была присвоена Международная премия «За укрепление мира между народами».
А также многие другие почётные награды. (Слайд 3)
Сам композитор говорил: «Я занимаюсь искусством ради людей, я хочу, чтобы мои произведения помогали людям».
Всемирную известность получил его танец «Сиртаки». Этот танец мы слышали в начале нашего урока.
Танец стал символом Греции, его национальным гимном. (Слайд 4)
Именно в этот танец Микис Теодоракис включил звучание струнного инструмента бузуки. В скором времени бузуки становится вторым символом Греции.
Бузуки – один из самых известных народных инструментов, благодаря музыке композитора. Корни этого инструмента простираются к лютне, мандолине и турецкому сазу.
Но звуки бузуки – это голос греческого народа. (Слайд 5)
Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам покажу движения танца «Сиртаки», а вы попробуйте повторить их под музыку.
Дети исполняют танец под музыку «Сиртаки».
А сейчас мы послушаем с вами песню Микиса Теодоракиса «На побережье тайном», где вы услышите звучание бузуки. Песня стала популярной во всем мире, она проникнута любовью к своей стране и стремлением жить в ней счастливо, как и прежде. Исполняется песня на греческом языке.
(Звучит песня « На побережье тайном»). (Слайд 6).
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
( Ответы детей утвердительные)
Учитель: Какой был характер музыки в этой песне?
Дети: Плавный, напевный, задумчивый, грустный.
Учитель: А как вы думаете, почему?
Дети:
- В это время в стране люди боролись за её освобождение;
- Люди грустят и мечтают, чтобы страна стала свободной;
- Они вспоминают, какой счастливой была их жизнь раньше.
Учитель: Правильно. А сейчас угадайте мелодию этой песни.
(Звучит мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней», музыка и слова М. Леонидова и Н. Фоменко, группы «Секрет» в сопровождении фортепиано)
Дети: Прозвучала мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней».
Учитель: Да, вы узнали песню. А о чем в ней поется?
Дети:
- Мир и дружба победят войну и вражду;
- Сплочённость всех людей – это самое главное в жизни;
- Люди на планете должны объединиться и жить счастливо;
- Эта песня дает ощущение радости и светлой надежды.
Учитель: Давайте исполним эту песню с таким настроением, радостно и светло.
Дети исполняют песню «Дай мне тепло твоих ладоней», (музыкальное сопровождение – фортепиано).
«Дай мне тепло твоих ладоней»
Распахните ваши окна
Ветру свободы,
Этот день мы будем помнить
Долгие годы.
Дайте друг другу руки,
Пусть разбудят этот мир оркестра звуки!
Припев: Дай мне тепло твоих ладоней!
Верь – мы вражду и смерть прогоним!
Встанем спиною к спине,
И нам будет легче вдвойне.
И, назло снегам и грому, ливням и бурям,
Пусть звенит над нашим домом
Солнце июля.
Здесь всем найдется место,
Пусть летят над сонным миром
Звуки оркестра!
Припев.
Учитель: Вы хорошо исполнили эту песню.
Проверка знаний.
Учитель: А сейчас проверьте себя, насколько вы были внимательны сегодня на уроке, разгадайте этот кроссворд. (Слайд 7)
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
- Назовите композитора, музыка которого помогала известному хирургу. (Чайковский)
- В каком жанре написал произведение «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьев? (Опера)
- Какой струнный музыкальный инструмент стал символом Греции? (Бузуки)
- Как называется греческий танец, который является вторым символом Греции? (Сиртаки)
По вертикали:
- Назовите фамилию греческого композитора, с которым мы сегодня познакомились. (Теодоракис)
- Как называется песня, которую исполнял французский шансонье? (Вальс)
- С какой страной мы сегодня познакомились? (Греция)
Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, вам запомнится музыка греческого композитора. Вся жизнь Микиса Теодоракиса – поиски формулы счастья и справедливости для своего народа и всех людей на планете. А его мечта, чтобы музыка помогала людям.
Сегодня на уроке вы еще раз убедились, как велико влияние музыки на людей, на их чувства и мысли. Музыка воздействует на человека и в этом ее огромная преобразующая сила.
Домашнее задание: написать отзыв о понравившейся на уроке музыке.
Список использованных источников:
- Микис Теодоракис: Журналы сопротивления. Перевод с французского И.А. Савина - Москва: Либерея-Бибинформ, 1973.
- Микис Теодоракис: Музыка и театр. Перевод А.М. Левидов -Ленинград, 1983.
- Музыка и социальные перемены, Предисловие Микиса Теодоракиса. Перевод Э.Р. Сукиасян. – Москва, 1972.
- Микис Теодоракис. Биография: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81,_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81
- Микис Теодоракис. Биография, фото:
http://hellas-songs.ru/person/101/
- Микис Теодоракис. Фотографии: http://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%81&newwindow=1&hl=ru&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=78bdUey9EpTR4QTW0oGYCQ&sqi=2&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1920&bih=936
- Танец «Сиртаки»: http://mp3ostrov.com/?string=%D1%C8%D0%D2%C0%CA%C8
- «Вальс» Жака Бреля:
http://vmusice.net/mp3/%E2%E0%EB%FC%F1%2B%C6%E0%EA-%C1%F0%E5%EB%FC
- Песня «Зеленая рощица»: http://get-tune.net/?a=music&q=%E7%E5%EB%B8%ED%E0%FF+%F0%EE%F9%E8%F6%E0+%EF%F0%EE%EA%EE%F4%FC%E5%E2
- Первая часть «Шестой симфонии» П. И. Чайковского: http://get-tune.net/?a=music&q=%D7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9+%5C%5C+%D8%E5%F1%F2%E0%FF+%F1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%FF%5C%5C
- Песня «На побережье тайном»: http://vmusice.net/mp3/%D2%E5%EE%E4%EE%F0%E0%EA%E8%F1%2B%CD%E0%2B%EF%EE%E1%E5%F0%E5%E6%FC%E5%2B%F2%E0%E9%ED%EE%EC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"
Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"...
Презентация к уроку по теме "Сила тяжести"
Пример урока решения учебной задачи в 7 классе по теме:«Исследование силы тяжести» 1 этап: «Cитуация успеха»Демонстрация первых пяти слайдов презентации к уроку. Обращение к классу:Объясните, что...
презентация к уроку по теме "Сила упругости"
презентация к уроку по теме "Сила упругости"...
презентация к уроку ОБЖ "Вооруженные силы московского государства 14-17 веков"
В презентации отражены этапы развития Вооруженных сил России, история создания армии начиная с княжеской дружины, поместного войска и войск Ивана Грозного. Наглядно предствлен состав войск того времен...
Презентация к уроку искусства "Преобразующая сила искусства". 8 класс
Презентация "Преобразующая сила искусства" предназначена для уроков искусства в 8 классе при прохождении темы "Роль искусства в сближении народов". Здесь дана информация об известных музеях страны: Го...
Презентация к уроку "Сила Ампера, сила Лоренца" (9 класс)
Презентация позволяет не использовать для объяснения обычную доску, а показать и объяснить детям все рисунки в хорошем качестве.Может быть использована, как краткий конспект для повторения по теме....
Конспект и презентация к уроку физики для 9 и 11 классов «Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера»
Для актуализации знаний учащимся предлагается выполнить два задания с развёрнутым ответом по рисунку. Презентация содержит слайд с заданиями и слайд с правильными ответами. При изучении нового материа...