Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
В. Моцарт «Реквием»
Художественно-педагогическая идея урока:
«Ты, Моцарт, Бог
И сам того не знаешь».
А. С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" | 17.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
В. Моцарт «Реквием»
Художественно-педагогическая идея урока:
«Ты, Моцарт, Бог
И сам того не знаешь».
А. С. Пушкин
Помните ли вы своё впечатление от этой песни, полученные на прошлом уроке?
(звучит песня А. Зацепина «Ты, слышишь, море?»)
Расскажите, как музыка передаёт состояние моря? (куплет спокойный, потом в музыке море показано суровым – чувствуется, как волна за волной накатывает, первая сильная, вторая слабее, а потом мелодия меняется как море после бури – появилась мечта и море здесь светлое и тёплое.)
Как вы думаете – в чём сила этой песни? (в красоте и правде – песня правдиво рассказывает о море, каким оно может быть – всё это передано в мелодии).
А как вы думаете, есть ли здесь счастье? (есть – мальчик мечтает о море и он счастлив, что море ему отвечает и мечта сбудется)
Один известный человек однажды сказал такие слова: «Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души»
Какое состояние души в той музыке?
(звучит симфония № 40 Моцарта)
Есть ли здесь стремление? (да). А счастье? (есть). Можно даже сформулировать мысль так – человек полный надежд , стремиться достичь в жизни чего-то. И его стремление зависит от силы воли, как в песне о море А. Зацепина . А кто написал это произведение? (Моцарт). А какую музыку он писал? (разную) А ведь сочинять он начал уже с 4-х лет. Однажды папа маленького Моцарта возвратился с другом домой и застал сына сидящим за письменным столом. Вольфганг старательно что-то писал пером, от чего полностью был измазан чернилами. Когда старший Моцарт поинтересовался, чем занят его сын, он услышал ответ: «Сочиняю музыку». Взрослые засмеялись, но когда отец взял листок в руки и пробежал глазами по нему – он невольно воскликнул: « Боже мой, да ведь это музыка! Настоящая музыка!»
Но разная была у Моцарта музыка.
(слушание Фантазия ре минор В. Моцарта)
Осталось ли у вас прежнее состояние? (нет). Самые первые звуки, куда нас вводят – в мир радости? (нет, это печаль, тоска). А может быть это боль? (может). Физическая или душевная? (душевная). Вот она гнетёт человека, мешая ему. Посмотрите, всё время звучит одна и та же тема – тема печали.
(учитель читает стих В. Иванова, после играет произведение)
Льются звуки печалью глубокой,
Бесконечной тоскою полны.
То рассыплются трелью высокой,
То замрут тихим всплеском волны.
Звуки! Звуки! О чём вы рыдаете?
Что в вас жгучую гонит печаль?
Или в счастье вы веру теряете,
Иль минувшего страстно вам жаль.
Ваша речь для ума непонятна
Льётся в сердце горячей струёй.
Счастье, счастье моё невозвратное,
Где ты скрылось падучей звездой?
Да, жизнь Моцарта не всегда была весёлой. Однажды уже к больному Моцарту поздно вечером пришёл человек, одетый полностью в чёрное. Пришёл сделать заказ – написать «Реквием».
(учитель обращает внимание учеников на доску, где находиться запись: Реквием – (покой) хоровое произведении траурного характера, исполняется в церкви в память умершего.)
Моцарт согласился. И вот началась работа – всё силы были отданы этому произведению. Вот уже написано 12 частей и среди них «Лакримоза»
(слушание «Лакримоза» Моцарт)
Какая интонация в музыке? (скорбь). Это мольба о даровании вечного покоя умершим. Какая гибкая мелодия – сколько в ней отчаяния и мольбы.
(исполнение фрагмента)
Моцарт так и не смог дописать это произведение – он внезапно почувствовал приближение смерти. Умер Моцарт в 35 лет. Когда его хоронили, на улице уже был разгар зимы, но в этот день шёл дождь. Это был декабрь. Казалось, сама природа объявляет протест всему человечеству – из-за того, что не было денег у семьи Моцарта на похороны, его похоронили в общей могиле для бездомных людей. И вскоре след этой могилы был утерян. Так исчез Великий Гений – и сейчас не куда положить цветы в дань этому человеку. Теперь я хочу вас оставить наедине с музыкой Моцарта.
«Душа изныла от чужого горя и сердце от чужой беды болит…»
(слушание «Лакримоза» В. Моцарта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?"
Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?" в 6 классе...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
Конспект урока 6 класс Волшебная сила музыки
Волшебная сила музыки...
Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...