Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_6_klasse.docx | 23.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Преобразующая сила музыки.
Цели урока:
обучающая- повторить и обобщить знания по теме «Преобразующая сила музыки».
развивающая- развитие вокально-хоровых навыков, музыкальной памяти, творческих способностей учащихся.
воспитывающая- воспитание уважения к классическим музыкальным образцам; чувства патриотизма; формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений.
Музыкальный материал урока: П. И Чайковский «Баркарола»
Ф. Шопен «Вальс»
В.Соловьев-Седой «Баллада о солдате»
Оборудование урока: музыкальный центр, синтезатор, мультимедиа, тексты песни.
Ход урока:
1.Организационный момент.-1мин
2.Сообщение темы и цели урока. Слайд№1 Тема урока.-2мин
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас проводится последний обобщающий урок первого полугодия по теме «Преобразующая сила музыки». На этом уроке мы вспомним все произведения и их авторов, музыкальные термины и жанры, пройденные в течение первого полугодия, прослушаем новые произведения, разучим новую песню и определим, в чем же преобразующая сила этих произведений.
Вступительное слово учителя:
На протяжении первого полугодия на уроках мы знакомились, исполняли музыку разных народов и эпох. Мы убедились, что музыка способна оказывать огромное воздействие на людей. Она может выразить состояние души человека-веселье и печаль, радость и тоску, волнение и тревогу, борьбу и победу, любовь и ненависть. Музыка способна возвысить человека, украсить его жизнь, успокоить, придать силы в тяжелую минуту.
Великие музыканты умели и смогли вложить в свои произведения столько горячих чувств, что без личных переживаний их слушать невозможно.
-Всякая ли музыка способна оказывать преобразующее воздействие на человека?
-В чем заключена преобразующая сила?
(ответы детей)
3. Обобщение изученного материала.-12мин
Задание 1: Заполните таблицу известными вам сведениями.
Соотнесите фамилии авторов, жанры, названия произведений. (листы с таблицами на столах).
-Делаем взаимопроверку. Поменяйтесь листами и проверьте ответы друг друга, правильные ответы на экране; поставьте балл.
Слайд №2- таблица с ответами.
Задание 2: Терминологическая работа.
Слайд №3- Дайте определение терминам.(устно)
Задание 3: Вспомните и приведите примеры музыкальных произведений, которые воздействовали на людей.
(ответы детей)
-Да, музыка везде и всюду рядом с жизнью. Она воздействовала на людей в переломные моменты истории и также большую роль сыграла в годы Великой отечественной войны.
4. Слушание музыкальных произведений.-10 мин
«Баркарола» П.И Чайковского; «Вальс» Ф. Шопен- Слайды №5,6.-портреты композиторов.
-Сегодня мы прослушаем два новых произведения. Но прежде чем прослушать, я бы хотела вам рассказать одну историю, а вы попытайтесь определить, какую же роль играет музыка в этой истории.
-Как-то на радио была подготовлена передача о влиянии музыки на человека. Эту передачу прослушал житель г. Куйбышева Сергей Александрович Бабанов, и вспомнил событие, которое вернуло его в сражающийся Сталинград.
Слайд №4- В сражающемся Сталинграде…
«В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, другую фашисты. Окна домов на той и другой стороне были постоянно под огнем пулеметов и автоматов. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью.
Но вот однажды, к вечеру, из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрестка, где среди развалин виднелся, засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду все могло кончиться…С недоумением, видимо, смотрели и с той стороны.
Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой-то ящик, поднял крышку и … заиграл.
Наступила полная тишина. Ни одного выстрела - ни с той, ни с другой стороны. Все это казалось каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом.
Сначала, словно из давней мирной жизни солдаты услышали «Вальс» Шопена…(звучит «Вальс» Шопена). Потом зазвучала «Баркарола» Чайковского (звучит «Баркарола» Чайковского).
Все слушали как зачарованные. Можно было лишь догадываться, как слушали те, по другую сторону…
И только, когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в расположение своего подразделения, бой возобновился .»
-Какая сила заставила замолчать пулеметы? (музыка)
-О чем вы думали, слушая эти произведения?
(Музыка полностью контрастна войне, она звучала спокойно, как будто из мирной жизни)
-А почему замолчали автоматы? Наши молчали, потому что это наш солдат, но ведь молчали пушки и с другой стороны. Почему?
(Музыка была настолько красива, обладала такой силой, что даже заворожила их. Было, наверное, просто невозможно стрелять, когда звучала она).
-А как вы думаете, что побудило этого сержанта пойти к роялю? Ведь в любой момент он мог быть застрелян.
(ответы детей)
Вывод: П.И Чайковский, когда писал свое произведение, хотел, чтобы люди, слушая его музыку, находили в ней утешение и опору. Музыка обладает такой силой, которая заставила замолчать оружия, пусть даже на короткое время сражения.
5.Вокально-хоровая работа.-15 мин
-Сегодня я предлагаю разучить песню также о солдате Великой отечеств. войны. Называется она «Баллада о солдате». Сочинил ее известный композитор В.Соловьев-Седой на стихи поэта М. Матусовского.
Слайд №7-портрет композитора. (на партах тексты песни)
а) показ песни;
б) анализ песни:
-О чем она?
-Правдиво ли в песне рассказывается о событиях войны, о солдате, защищавшем свою Родину?
-Найдите кульминацию песни.
-Какие выразительные средства музыки использовал композитор? Для определения этих средств обратите внимание на экран.
Слайд №8 «Выразительные средства музыки»
в) распевка голоса (по трезвучиям, на дикцию);
г) разучивание по фразам;
Слайд №9-ноты песни.
-Какие ноты использовал композитор? (четвертные, восьмые, половинные, целые)
- Почему композитор назвал эту песню балладой? Что такое баллада?
Слайд №10-понятие «баллада».
д) исполнение песни хором;
6.Итог урока.-5 мин
-В завершении нашего урока я хочу прочитать стихи московской восьмиклассницы Л.Таничевой. Слайд №11- стихи.
- Правдивы ли стихи? (ответы детей)
- И еще одно высказывание композитора Рихарда Вагнера. Слайд№12.
Прочитайте и подумайте, что выражает композитор словами.
Вывод: (делают вывод сами) Музыка имеет огромную преобразующую силу, которая может изменить человека.
-До свидания!
Дом. задание: повторить песни, выученные в 1 полугодии.
Выставление оценок за урок.
ФИ учащегося:
Соотнесите фамилии авторов, жанры, названия произведений.
Автор | Жанр | Произведение |
1 2 3 И.Штраус 4 5 6 7 8 А.Н Скрябин 9 И.С Бах 10 | 1 2 вальс 3 4 5 6 Концерт №2 7 опера 8 9 10 | 1 «Я-фронт!» 2 «Сентиментальный» 3 «Трик-трак» 4 «Песня Единого фронта» 5 «Марсельеза» 6 7 «Золотой петушок» 8 9 10 «Симфония №5» |
Оценка «5»- одна ошибка
Оценка«4»- две или три ошибки
Оценка«3»- четыре и более ошибок.
Самоанализ урока в 6 классе по теме
«Преобразующая сила музыки».
Данный урок является обобщающим по теме I полугодия «Преобразующая сила музыки», на который по программе отводится 16 часов. На этот урок отводится один час.
Класс, в котором дан урок неоднороден. В нем есть и сильные учащиеся по музыкальным возможностям, есть и слабые. Весь материал был подобран с учетом возрастных особенностей, музыкальной подготовленности учащихся.
Цели данного урока: обучающая - повторить и обобщить знания по теме «Преобразующая сила музыки».
развивающая- развитие вокально-хоровых навыков, музыкальной памяти, творческих способностей учащихся.
воспитывающая- воспитание уважения к классическим музыкальным образцам; чувства патриотизма; формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений.
Для реализации этих целей были применены средства обучения: мультимедиа, музыкальный центр, синтезатор, тексты песен.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: традиционный.
Структура урока: 1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока
3.Обобщение изученного материала
4.Слушание музыкальных произведений
5.Вокально-хоровая работа
6.Итог урока.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Применены информационные технологии, т.е мультимедиа, что позволяет увеличить темп работы и экономит время.
Выбор методов и средств обучения, по-моему, эффективен для реализации целей урока. Выбранная структура урока, по-моему, наиболее соответствует требованиям современного урока музыки. При обобщении изученного материала учащиеся вспоминают ранее полученные знания. При слушании новых произведений и вокально-хоровой работе учащиеся делают анализ музыкальных произведений, выявляют преобразующую силу новых произведений. Перед вокально-хоровой проведена распевка на звукообразование и дикцию.
Все этапы взаимосвязаны. В ходе урока я старалась, чтобы дети не потеряли интерес на всех этапах урока.
Класс был достаточно активен. Темп урока - хороший. Психологическая атмосфера в классе - благоприятная.
Думаю, урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"
Тема урока: «Волшебная сила музыки» Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный. Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные. Цель...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»
Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...