«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи ,уметь выражать свои мысли. Воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 6 классе
Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений; ознакомить, как выполнять пересадку (перевалку) комнатных растений.
Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.
- развивающие: уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные знания: знать о разновидностях комнатных растений, приемах фитодизайна, технологии размещения комнатных растений.
Метапредметные УУД:
- познавательные:
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- анализ построения цепи рассуждения.
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- коммуникативные:
- обсуждать информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственную работу.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Информационно-технологические ресурсы: презентация, учебник, рабочая тетрадь, , натуральные комнатные растения, наглядные изображения растений, таблицы.
Оборудование для практической работы: горшок, совок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, бумага(газета), перчатки, фартук (халат)
Основные термины и понятия: фитодизайн, фитодизайнер, террариум, комнатный садик, пересадка (перевалка) растений.
Время проведения: 80 минут(2 урока)
Ход урока
I. Организационный момент.
Взаимные приветствия учителя и обучающихся, организация внимания и внутренней готовности.
II. Проверка домашнего задания.
1. Назовите на какие зоны делится комната подростка? (Комната подростка делится на зону сна и отдыха, учебную зону, зону досуга, зону хранения).
2. Самый распространённый способ декорирования интерьера. (Применение текстиля в обивке мягкой мебели, занавесей на окнах, ковров и паласов на полу. С их помощью можно придать интерьеру атмосферу тепла и уюта).
-Молодцы, вы хорошо усвоили материал.
III. Актуализация знаний.
1.Мотивация
a)Загадка.
- А теперь отгадайте загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (цветы)
-Наверное, вы уже и сами сейчас можете назвать тему нашего урока? Слайд 1
(Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений.)
Подводит учащихся к цели урока:
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Слушаю ответы учащихся, обобщаю полученные сведения) Слайд 2
Цель урока: 1.ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; 2. ознакомиться с разновидностями комнатных растений; 3.ознакомить, как выполнять пересадку (перевалку) комнатных растений.
IV. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
Невозможно представить жизнь людей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас и радуют глаз зелеными листочками, прекрасными цветами и приятным ароматом.
-Как вы считаете, все ли вы знаете о комнатных растениях? А хотите узнать больше?
История комнатного цветоводства берет свое начало в глубокой древности, человек всегда стремился украсить свой дом. Само понятие «комнатное растение» появилось тогда, когда человек додумался бросить семена в горшок с землей. Со временем, открывая новые земли, человечество открыло для себя и новые декоративные растения. Цветы, растущие на наших подоконника, на кухне, на балконе, в гигантских кадках, маленьких горшочках, в кашпо, ящиках,- все они уроженцы жарких и влажных тропических стран. Мореплаватели и первопроходцы открывали новые земли и везли на родину сказочные заморские дары: пряности, драгоценные камни и экзотические цветы.
Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна.
-Как вы думаете, что такое фитодизайн? (ответы детей)
2.Работа с презентацией
Фитодизайн (от греческого фито – «растение» и английского дизайн – «проект, замысел») – это искусство оформления интерьера, создания композиции с использованием растений. Слайд 3. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи с интерьером.
При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое небольшое растение неуместно на фоне голой стены, а высокое узкое на подоконнике. Красота и прелесть растения воспринимается во взаимосвязи с интерьером.
a) Работа с учебником и презентацией.
Существует четыре основных приёма размещения комнатных растений: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Слайд 4.
- Сейчас познакомимся с ними поближе .Откройте учебник на странице 17 прочитайте текст.
(Одиночные растения ;Композиция из горшечных растений ;Комнатный садик ; Террариум )
б) Чтение текста в учебнике
Слайд 5. Одиночные растения (рис. 6) могут быть цветущими или вечнозелеными. Растение располагают отдельно на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшке или декоративно стоящие растения могут быть миниатюрными (цикламен, бегония) или крупными (фикус, пальма). Различные виды лиан, разрастаясь, образуют зеленый уголок. Одиночные растения с разнообразными пёстрыми листьями наиболее эффективны на фоне однотонной стены.
Слайд 6. Для композиции из горшечных растений (рис. 7) горшки с цветами устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Растения можно разместить на полу, этажерках, подставках. Обычно на заднем плане располагают высокое растение с крупными листьями, а около него – более низкие. Для создания особо выразительных композиций пользуются различными подставками и декоративными кашпо.
Слайд 7. Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки и прикрытыми мхом и галькой, образует комнатный садик (рис. 8). Он может быть миниатюрным и располагается на столе, окне либо образовывать большую композицию. Занимающую угол комнаты или часть помещения (зимний сад). Один из вариантов комнатного садика – висящие сады. Их выполняют из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке, декоративных цепях и т.п.
Слайд 8. Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум (рис. 9). Это цветочная композиция, созданная внутри пластмассового или стеклянного сосуда, например аквариума со съемной крышкой.
в) Работа в тетрадях.
Откройте тетради, запишите число и тему урока . Запишите приёмы размещения комнатных растений. (Приёмы размещения комнатных растений : Одиночные растения ;Композиция из горшочных растений ; Комнатный садик; Террариум.)
г) Знакомство с профессией фитодизайнер.
1) Беседа.
-Ребята, а вы знаете, что существует профессия фитодизайнер.
- Как вы думаете, чем же занимаются люди данной профессии? Какими качествами должны обладать люди данной профессии? (Выслушиваю предположения и выводим понятие)
Слайд 9. Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и конкретный уход за ними. А также стили в оформлении, принципы дизайна, обладать знаниями в области биологии, химии, агрономии. Если вы любите комнатное цветоводство и интересуетесь биологией, вы можете выбрать себе эту профессию, которая принесет вам массу удовольствия.
Запишите в тетради (Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций)
Параграф 4 .Разновидности комнатных растений и уход за ними. Слайд 10.
Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать. А для этого нужно знать особенности каждого растения и требования к условиям содержания.
- Назовите основные условия содержания растений в комнатных условиях? (полив, почва, свет, тепло).
Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла.(большинство тропических растений), другим – влаги (субтропические), третьи неплохо переносят недостаток влаги (суккуленты), некоторые хорошо переносят слабую освещенность (теневыносливые), а другие требовательны к свету(светолюбивые).
2)Заполнение таблицы № 1
По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы | |||
светолюбивые | теневыносливые | тенелюбивые | |
Название растения |
Давайте с вами вмести заполним таблицу. По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы
Слайд 11. По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы: светолюбивые ( алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон);
Слайд12.теневыносливые ( традескации, монстера, большинство бегоний и др.)
Слайд 13. тенелюбивые (плющ, драцена, кливия и др.)
Для озеленения помещений чаще используют теневыносливые растения.
3) Запишите в тетради. ( Разновидности комнатных растений по внешнему виду: декоративнолистные; Декоративноцветущие комнатные (долговечные); Декоративноцветущие горшечные (недолговечные); Кактусы и суккуленты.)
Слайд 14. Разновидности комнатных растений по внешнему виду:
Это декоративнолистные, их выращивают ради красивых листьев и стеблей, назовите растения с красивыми листьями, растущие у вас дома (бегонии, фикус, дифенбахия…)
Декоративноцветущие комнатные (долговечные), их выращиваютне только из-за красивых цветов, но и из-за привлекательной листвы. Дети называют примеры растений этой группы(герани, азалия, канны, гипераструмы …)
Слайд 15. Декоративноцветущие горшечные (недолговечные) Эти растения используются для создания временных композиций; после цветения они блекнут, их убирают и сохраняют до следующего периода цветения.
Кактусы и суккуленты, растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками, способны очень долго жить в комнатных условиях. Многие из них еще и цветут.
4)Физминутка.
5)Заполнение таблицы №2
Группа растений | Примеры растений | Зарисовка |
- Продолжаем знакомиться с комнатным цветоводством. По внешним данным комнатные растения можно разделить на шесть групп. Раздаю заготовку таблицы 2. (см. приложение). Давайте с вами вмести заполним таблицу. Слайд 16,17.
- Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями.( хлорофитум)
- Растения с прямостоячим стеблями могут иметь различную высоту. Это деревья, ложные пальмы и столбовидные.( фикус)
- Лианы и ампельные, их стебли свисают по сторонам горшка, нуждаются в опоре.( стефанотис(лианы))
- Розеточные - невысокие растения, имеют листья, сближенные к одной точке.( примула)
- Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них гладкий, либо покрыт колючками.( астрофитум)
- Кустистые – это виды, которые нельзя причислить ни к одной группе. У них из земли обычно растут несколько стеблей.( маранта)
2 урок
3. Технология выращивания комнатных растений.
- Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать.
-Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит этот технологический процесс. (Критерии записываем в тетрадь, поясняя в ходе беседы)
Слайд 18,19,20. Выращивание комнатных растений включает в себя:
1.Выбор растения. 2. Приобретение, транспортировка растения. 3. Подготовка почвы для посадки. 4. Подбор и подготовка ёмкости. 5. Посадка. 6. Полив и опрыскивание. 7. Очистка. 8.Подкормка. 9. Пересадка.
Слайд 21. 1. Выбор растения
Ответы на эти вопросы помогут вам!
1.Какое растение Вы предпочитаете по внешнему виду ?
(цветущее, декоративнолиственное, дерево, лиана, ампельное)
2. Какое по легкости ухода растение больше всего Вам подойдет ?
(Неприхотливое, среднее , капризное)
3. Какую температуру воздуха Вы можете обеспечить в своем доме ?
(10-25 градусов ,16-29 градусов, 25-35 градусов , прохладную зимовку)
4. Какой уровень влажности Вы сможете поддерживать в помещении ?
( высокий, средний, низкий)
5. Какое освещение Вы сможете обеспечить для растений ?
( очень яркий свет, яркий свет, яркий рассеянный, тень )
6. Какой режим полива растения Вы предпочитаете?
(сильный, умеренный или редкий полив)
Изучить виды растений и требования к их содержанию можно в различных справочниках и в Интернете.
Слайд 22. 2. Приобретение, транспортировка растения
1. Приобретайте молодые, здоровые и хорошо укоренившиеся растения.
2. Лучше воздержаться от покупки растения, если имеются следующие опасные признаки: - наличие признаков поражения растения ; - листья вялые или неравномерно покрывают стебель; - между стенкой горшка и земляным комом есть пустоты; - на наружных стенках горшка или на поверхности почвы имеется зеленый налет; - корни пробиваются сквозь дренажное отверстие горшка.
3. Зимой перевозите растение домой хорошо упакованным
Летом не заворачивайте в полиэтиленовый пакет
Слайд 23. 3. Подготовка почвы для посадки
Для посадки растений готовят специальную почвенную смесь.
Различают: тяжелые, средние и легкие почвенные смеси.
- Тяжелую - для растений с мощной корневой системой (цитрусовые)
- Среднюю –для быстрорастущих растений (аспарагус)
- Легкую - для растений со слабой корневой системой (папоротники)
Смесь должна быть питательной и пропускать воздух и влагу .
Слайд 24. 4. Подборка и подготовка ёмкости.
Промышленность выпускает разнообразные по материалу и оформлению ёмкости для цветов:
Стекло, фарфор, керамика, пластик, глина
Горшок – ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне – используется для высадки одного или нескольких растений.
Кашпо- ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которой ставят горшок.
Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания нескольких растений
Слайд 25. Для молодого растения размер горшка должен быть 7х7 см.
Для взрослого (при пересадке ) на 2 см больше предыдущего.
Подготовка ёмкости заключается в следующем:
- сделать в дне отверстие ( если его нет);
-промыть ёмкость горячей водой с моющим средством;
-сделать дренаж для стока воды при поливе
Слайд 26. 5. Посадка.
Дренаж должен составлять не менее 1.5-2 см высоты горшка.
- На дренаж насыпается почвенная смесь слоем 1.5-2 см
- На почвенную смесь помещается растение в центр горшка
- Почва досыпается и слегка уминается постукиванием о стол, пока верхние корни не покроются землей и до края горшка не останется 1-2 см.
- Растение поливается и ставится в тень на 10-12 дней.
Слайд 27. 6. Полив и опрыскивание
Частота полива и количество воды зависит от: вида растения, фазы
развития, времени года.
Поливают растения по-разному: часто, умеренно и редко.
Способы поливки: в горшок, в поддон, купание под душем.
Поливают отстоянной не менее суток водой . Температура воды
выше комнатной на 2-3 градуса.
Зимой применяют «сухой полив»-опрыскивание и рыхление почвы.
Весьма полезен полив талой или дождевой водой.
Слайд 28. 7. Очистка
На уроках в 5 классе вы узнали, что такое фотосинтез. Чтобы этот процесс шел активнее, необходимо регулярно очищать (промывать) листья растений.
Слайд 29. 8.Подкормка комнатных растений.
Первоочередная задача подкормок — компенсировать истощение почвы и поддерживать ее питательность на стабильном уровне.
Время подкормки приходится на бурный рост растения с весны по осень.
По форме удобрения бывают: жидкие, гранулированные, в таблетках, в ампулах
Необходимо внимательно изучать инструкцию по применению!
Слайд 30. Пересадка комнатных растений
По мере роста растению необходимо увеличивать пространство горшка,
производя пересадку или перевалку растения.
Пересадка- замена почвы без сохранения земляного кома.
Перевалка-добавление новой почвы к старому земляному кому.
4. Сравнение способов пересадки и перевалки растений.
-Давайте прочитаем в учебники на стр.26-27, как правильно проводить пересадку и перевалку , и сравним эти два способа. ( учащиеся читают и проводят анализ)
V. Инструктаж по технике безопасности.
Во время работы
2.2.1. При выполнении работ в объединении необходимо выполнять указания
педагога, определенные учебным заданием, без его разрешения не выполнять
никаких самостоятельных работ. Эксплуатация оборудования объединения
осуществляется только в присутствии педагога.
2.2.2. Соблюдать порядок, дисциплину и личную гигиену.
2.2.3. При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады важно
ознакомиться с правилами высадки растений и защищать руки перчатками.
2.2.4. При высадке растений быть осторожным и соблюдать правила обращения с
инструментами.
2.2.5. Осуществлять подкормку растений, не прикасаясь к удобрениям, и набирать
их пластмассовыми ложечками или шпателем.
2.2.6. Опрыскивание и опыление растений ядохимикатами строго запрещается.
2.2.7. При размножении растений (деление куста, черенкование и т.д.) осторожно
работать с режущими инструментами, не толкать и не мешать товарищам,
работающим с остро-режущими предметами.
2.2.8. При использовании режущих и колющих инструментов необходимо брать их
только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и своих товарищей,
укладывать их на рабочее место заостренными концами от себя.
2.2.9. При работе с растениями нельзя трогать лицо руками, тереть глаза, так как
растения содержат алкалоиды, которые могут вызвать аллергическую реакцию.
2.2.10. При уходе за растениями в случае повреждения их необходимо сообщить
педагогу и немедленно вымыть руки.
2.2.11. Во избежание аллергических реакций не нюхать незнакомые растения, не
пробовать их на вкус.
2.2.12. Обо всех проблемах, выявленных во время работы с коллекцией растений,
необходимо сообщить педагогу.
2.2.13. Если во время работы в объединении получена травма, необходимо
немедленно обратиться к педагогу для получения первой доврачебной помощи.
По окончании работы
2.4.1. По окончании работы в объединении убрать рабочее место, снять халат или передник и тщательно вымыть руки с мылом. 2.4.2. Отметить свои наблюдения в рабочем дневнике или в журнале наблюдений
VI. Практическая работа.
Разделим класс на 2 группы и приступим к выполнению практической работы.
Перевалка комнатных растений.
Вам потребуются: горшок, совок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, бумага(газета).
Задание .Выполнить перевалку (пересадку) одного из растения, имеющегося в кабинете или принесённого из дома.(старица 28)
- Извлеките растение из горшка ( выполниете работу над специально расстеленной для этого бумагой или плёнкой).
- Сделайте дренаж для нового горшка.
- Выполните перевалку (пересадку).
- Полейте растение.
- Поместите его в слабоосвещенное помещение.
- Уберите рабочее место.
VII. Закрепление изученного материала.
1.Опрос учащихся по новой теме:
- Искусство оформления интерьера с помощью растений?( Фитодизайн)
- Основные приемы размещения растений? (Одиночные растения ;Композиция из горшочных растений ; Комнатный садик; Террариум.)
- Какие существуют требования к выбору растений? (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые)
- Чем занимается фитодизайнер?(Занимается составлением цветочных композиций)
- Назовите группы комнатных растение по внешнему виду? ( Злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шаровидные, кустистые)
VIII. Итоги урока.
1. Выставление оценок.
- Мы много узнали на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? (Рассуждения учащихся и вывод, выставляю оценки учащимся за работу на уроке.)
2. Домашнее задание: § 3,4 стр.15-23 учебника. Заполнить 3 колонку таблицы 2. (сделать зарисовку одного растения).
Приложение 1
Таблица № 1.
По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы | |||
светолюбивые | теневыносливые | тенелюбивые | |
Название растения | |||
Таблица №2
Группа растений | Примеры растений | Зарисовка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный блок уроков по технологии и информатики в 7 классе по теме "Комнатные растения в интерьере квартиры"
Тема изучается в течение 3 уроков в рамках тематического раздела “Интерьер жилого дома» и призвана сформировать у учащихся общее представление о роли комнатных растений в жизни человека. К сожалению н...
Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Комнатные растения в интерьере квартиры "
Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Комнатные растения в интерьере квартиры "...
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...
Урок технологии «Комнатные растения в интерьере квартиры»
Технологическая карта урока...
Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...
Разработка урока технологии 6 класс «Комнатные растения в интерьере квартиры.
Будет полезен учтелям технологии...
Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."
План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....