«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Фандеева Анастасия Александровна

Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи ,уметь выражать свои мысли. Воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 6 классе

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений; ознакомить, как выполнять пересадку (перевалку) комнатных растений.

Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.

- развивающие: уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры.

Планируемые результаты: 

Предметные знания: знать о разновидностях комнатных растений, приемах фитодизайна, технологии размещения комнатных растений.

Метапредметные УУД:

- познавательные: 

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- анализ построения цепи рассуждения.

 регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- коммуникативные:

- обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную работу.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы: презентация, учебник, рабочая тетрадь, , натуральные комнатные растения, наглядные изображения  растений, таблицы.

Оборудование для практической работы: горшок, совок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, бумага(газета), перчатки, фартук (халат)

Основные термины и понятия: фитодизайн, фитодизайнер, террариум, комнатный садик, пересадка (перевалка) растений.

Время проведения: 80 минут(2 урока)

Ход урока

I. Организационный момент.

Взаимные приветствия учителя и обучающихся, организация внимания и внутренней готовности.

II. Проверка домашнего задания.

1. Назовите на какие зоны делится комната подростка? (Комната подростка делится на зону сна и отдыха, учебную зону, зону досуга, зону хранения).

2. Самый распространённый способ декорирования интерьера. (Применение текстиля в обивке мягкой мебели, занавесей на окнах, ковров и паласов на полу. С их помощью можно придать интерьеру атмосферу тепла и уюта).

-Молодцы, вы хорошо усвоили материал.

III. Актуализация знаний.

1.Мотивация

a)Загадка.

 - А теперь отгадайте загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.  (цветы)

-Наверное, вы уже и сами сейчас можете назвать тему нашего урока? Слайд 1

(Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений.)

Подводит учащихся к цели  урока:

 - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Слушаю ответы учащихся, обобщаю полученные сведения) Слайд 2

Цель урока: 1.ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений;  2. ознакомиться с разновидностями комнатных растений; 3.ознакомить, как выполнять пересадку (перевалку) комнатных растений.

IV. Изучение нового материала. 

1.Рассказ учителя.

Невозможно представить жизнь людей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас и радуют глаз зелеными листочками, прекрасными цветами и приятным ароматом.

-Как вы считаете, все ли вы знаете о комнатных растениях? А хотите узнать больше?

История комнатного цветоводства берет свое начало в глубокой древности, человек всегда стремился украсить свой дом. Само понятие «комнатное растение» появилось тогда, когда человек додумался бросить семена в горшок с землей. Со временем, открывая новые земли, человечество открыло для себя и новые декоративные растения. Цветы, растущие на наших подоконника, на кухне, на балконе, в гигантских кадках, маленьких горшочках, в кашпо, ящиках,- все они уроженцы жарких и влажных тропических стран. Мореплаватели и первопроходцы открывали новые земли и везли на родину сказочные заморские дары: пряности, драгоценные камни и экзотические цветы.

Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна. 

-Как вы думаете, что такое фитодизайн? (ответы детей)

2.Работа с презентацией

Фитодизайн (от греческого фито – «растение» и английского дизайн – «проект, замысел») – это искусство оформления интерьера, создания композиции с использованием растений. Слайд 3. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи с интерьером.

При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое небольшое растение неуместно на фоне голой стены, а высокое узкое на подоконнике. Красота и прелесть растения воспринимается во взаимосвязи с интерьером.

a) Работа с учебником и презентацией. 

Существует четыре основных приёма размещения комнатных растений: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Слайд 4.

- Сейчас познакомимся с ними поближе .Откройте учебник на странице 17 прочитайте текст.

(Одиночные растения ;Композиция из горшечных растений ;Комнатный садик ; Террариум )

б) Чтение текста в учебнике

Слайд 5. Одиночные растения (рис. 6) могут быть цветущими или вечнозелеными. Растение располагают отдельно на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшке или декоративно стоящие растения могут быть миниатюрными (цикламен, бегония) или крупными (фикус, пальма). Различные виды лиан, разрастаясь, образуют зеленый уголок. Одиночные растения с разнообразными пёстрыми листьями наиболее эффективны на фоне однотонной стены.

Слайд 6. Для композиции из горшечных растений (рис. 7) горшки с цветами устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Растения можно разместить на полу, этажерках, подставках. Обычно на заднем плане располагают высокое растение с крупными листьями, а около него – более низкие. Для создания особо выразительных композиций пользуются различными подставками и декоративными кашпо.

Слайд 7. Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки и прикрытыми мхом и галькой, образует комнатный садик (рис. 8). Он может быть миниатюрным и располагается на столе, окне либо образовывать большую композицию. Занимающую угол комнаты или часть помещения (зимний сад). Один из вариантов комнатного садика – висящие сады. Их выполняют из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке, декоративных цепях и т.п.

Слайд 8. Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум (рис. 9). Это цветочная композиция, созданная внутри пластмассового или стеклянного сосуда, например аквариума со съемной крышкой.

в) Работа в тетрадях. 

Откройте тетради, запишите число и тему урока . Запишите приёмы размещения комнатных растений. (Приёмы размещения комнатных растений : Одиночные растения ;Композиция из горшочных растений ; Комнатный садик; Террариум.)

г) Знакомство с профессией фитодизайнер.

1) Беседа.

-Ребята, а вы знаете, что существует профессия фитодизайнер. 

- Как вы думаете, чем же занимаются люди данной профессии? Какими качествами должны обладать люди данной профессии? (Выслушиваю предположения и выводим понятие)

Слайд 9. Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и конкретный уход за ними. А также стили в оформлении, принципы дизайна, обладать знаниями в области биологии, химии, агрономии. Если вы любите комнатное цветоводство и интересуетесь биологией, вы можете выбрать себе эту профессию, которая принесет вам массу удовольствия.

Запишите в тетради (Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций)

Параграф 4 .Разновидности комнатных растений и уход за ними. Слайд 10.

Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать. А для этого нужно знать особенности каждого растения и требования к условиям содержания.

- Назовите основные условия содержания растений в комнатных условиях? (полив, почва, свет, тепло).

Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла.(большинство тропических растений), другим – влаги (субтропические), третьи неплохо переносят недостаток влаги (суккуленты), некоторые хорошо переносят слабую освещенность (теневыносливые), а другие требовательны к свету(светолюбивые).

2)Заполнение таблицы № 1

По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы

светолюбивые

теневыносливые

тенелюбивые

Название растения

Давайте с вами вмести заполним таблицу. По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы

Слайд 11. По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы: светолюбивые ( алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон);

Слайд12.теневыносливые ( традескации, монстера, большинство бегоний и др.) 

Слайд 13. тенелюбивые (плющ, драцена, кливия и др.)

Для озеленения помещений чаще используют теневыносливые растения.

3) Запишите в тетради. ( Разновидности комнатных растений по внешнему виду: декоративнолистные; Декоративноцветущие комнатные (долговечные); Декоративноцветущие горшечные (недолговечные); Кактусы и суккуленты.)

Слайд 14. Разновидности комнатных растений по внешнему виду:

Это декоративнолистные, их выращивают ради красивых листьев и стеблей, назовите растения с красивыми листьями, растущие у вас дома (бегонии, фикус, дифенбахия…)

Декоративноцветущие комнатные (долговечные), их выращиваютне только из-за красивых цветов, но и из-за привлекательной листвы.  Дети называют примеры растений этой группы(герани, азалия, канны, гипераструмы …)

Слайд 15. Декоративноцветущие горшечные (недолговечные) Эти растения используются для создания временных композиций; после цветения они блекнут, их убирают и сохраняют до следующего периода цветения.

Кактусы и суккуленты, растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками, способны очень долго жить в комнатных условиях. Многие из них еще и цветут.

4)Физминутка.

5)Заполнение таблицы №2

Группа растений

Примеры растений

Зарисовка

- Продолжаем знакомиться с комнатным цветоводством. По внешним данным комнатные растения можно разделить на шесть групп. Раздаю заготовку таблицы 2. (см. приложение). Давайте с вами вмести заполним таблицу. Слайд 16,17.

  1. Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями.( хлорофитум)
  2. Растения с прямостоячим стеблями могут иметь различную высоту. Это деревья, ложные пальмы и столбовидные.( фикус)
  3. Лианы и ампельные, их стебли свисают по сторонам горшка, нуждаются в опоре.( стефанотис(лианы))
  4. Розеточные  - невысокие растения,  имеют листья, сближенные к одной точке.( примула)
  5. Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них гладкий, либо покрыт колючками.( астрофитум)
  6. Кустистые – это виды, которые нельзя причислить ни к одной группе. У них из земли обычно растут несколько стеблей.( маранта)

2 урок

3. Технология выращивания комнатных растений.

- Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать.  

-Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит этот технологический процесс. (Критерии записываем в тетрадь, поясняя в ходе беседы)

Слайд 18,19,20.  Выращивание комнатных растений включает в себя:

1.Выбор растения. 2. Приобретение, транспортировка растения. 3. Подготовка почвы для посадки. 4. Подбор и подготовка ёмкости. 5. Посадка. 6. Полив и опрыскивание. 7. Очистка.  8.Подкормка. 9. Пересадка.

Слайд 21. 1. Выбор растения

Ответы на эти вопросы помогут вам!

1.Какое растение Вы предпочитаете по внешнему виду ?

 (цветущее, декоративнолиственное, дерево, лиана,  ампельное)

2. Какое по легкости ухода растение больше всего Вам подойдет ?

(Неприхотливое, среднее , капризное)

3. Какую температуру воздуха Вы можете обеспечить в своем доме ?

(10-25 градусов ,16-29 градусов, 25-35 градусов , прохладную зимовку)

4. Какой уровень влажности Вы сможете поддерживать в помещении ?

( высокий, средний, низкий)

5. Какое освещение Вы сможете обеспечить для растений ?

( очень яркий свет, яркий свет, яркий рассеянный,  тень )

6. Какой режим полива растения Вы предпочитаете?

(сильный, умеренный или редкий полив)

        Изучить виды растений и требования к их содержанию можно в различных справочниках и в  Интернете.

Слайд 22. 2. Приобретение, транспортировка растения

1. Приобретайте молодые, здоровые и хорошо укоренившиеся растения.

2. Лучше воздержаться от покупки растения, если имеются следующие опасные признаки:  - наличие признаков поражения растения ;  - листья вялые или неравномерно покрывают стебель;  - между стенкой горшка и земляным комом есть пустоты;  - на наружных стенках горшка или на поверхности почвы имеется зеленый налет;  - корни пробиваются сквозь дренажное отверстие горшка.

3. Зимой перевозите растение домой хорошо упакованным

Летом не заворачивайте в полиэтиленовый пакет

Слайд 23. 3. Подготовка почвы для посадки

Для посадки растений готовят специальную почвенную смесь.

Различают: тяжелые, средние и легкие почвенные смеси.

  • Тяжелую - для растений с мощной корневой системой (цитрусовые)
  • Среднюю –для быстрорастущих растений (аспарагус)
  • Легкую - для растений со слабой корневой системой (папоротники)

Смесь должна быть питательной и пропускать воздух и влагу .

  Слайд 24. 4. Подборка и подготовка ёмкости.

Промышленность выпускает разнообразные по материалу и оформлению ёмкости для цветов:

Стекло, фарфор, керамика, пластик, глина

Горшок – ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне – используется для высадки  одного или нескольких растений.

Кашпо- ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которой ставят горшок.

Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания нескольких растений

Слайд 25. Для молодого растения размер горшка должен быть 7х7 см.

Для взрослого (при пересадке ) на 2 см больше предыдущего.

Подготовка ёмкости заключается в следующем:
- сделать в дне отверстие ( если его нет);
-промыть ёмкость горячей водой с моющим средством;
-сделать дренаж для стока воды при поливе

Слайд 26. 5. Посадка.

Дренаж должен составлять не менее 1.5-2 см высоты горшка.

  • На дренаж насыпается почвенная смесь слоем 1.5-2 см
  • На почвенную смесь помещается растение в центр горшка
  • Почва досыпается и слегка уминается постукиванием о стол, пока верхние корни не покроются землей и до края горшка не останется 1-2 см.
  • Растение поливается и ставится в тень на 10-12 дней.

Слайд 27. 6. Полив и опрыскивание

Частота полива и количество воды зависит от: вида растения, фазы

развития, времени года.

Поливают растения по-разному: часто, умеренно и редко.

Способы поливки: в горшок, в поддон, купание под душем.

Поливают отстоянной не менее суток водой . Температура воды

выше комнатной на 2-3 градуса.

Зимой применяют «сухой полив»-опрыскивание и рыхление почвы.

Весьма полезен полив талой или дождевой водой.

Слайд 28. 7. Очистка

На уроках в 5 классе вы узнали, что такое фотосинтез. Чтобы этот процесс шел активнее, необходимо регулярно  очищать (промывать) листья растений.

Слайд 29. 8.Подкормка комнатных растений.

Первоочередная задача подкормок — компенсировать истощение почвы и поддерживать ее питательность на стабильном уровне.

Время подкормки приходится на бурный рост растения с весны по осень.

По форме удобрения бывают: жидкие, гранулированные, в таблетках, в ампулах

Необходимо внимательно изучать инструкцию по применению!

Слайд 30. Пересадка комнатных растений

По мере роста растению необходимо увеличивать пространство горшка,

производя пересадку или перевалку растения.

Пересадка- замена почвы без сохранения земляного кома.

Перевалка-добавление новой почвы к старому земляному кому.

4. Сравнение способов пересадки и перевалки растений.

 -Давайте прочитаем в учебники  на стр.26-27, как правильно проводить пересадку и перевалку , и сравним эти два способа. ( учащиеся читают и проводят анализ)

V. Инструктаж по технике безопасности.

Во время работы

2.2.1. При выполнении работ в объединении необходимо выполнять указания

педагога, определенные учебным заданием, без его разрешения не выполнять

никаких самостоятельных работ. Эксплуатация оборудования объединения

осуществляется только в присутствии педагога.

2.2.2. Соблюдать порядок, дисциплину и личную гигиену.

2.2.3. При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады важно

ознакомиться с правилами высадки растений и защищать руки перчатками.

2.2.4. При высадке растений быть осторожным и соблюдать правила обращения с

инструментами.

2.2.5. Осуществлять подкормку растений, не прикасаясь к удобрениям, и набирать

их пластмассовыми ложечками или шпателем.

2.2.6. Опрыскивание и опыление растений ядохимикатами строго запрещается.

2.2.7. При размножении растений (деление куста, черенкование и т.д.) осторожно

работать с режущими инструментами, не толкать и не мешать товарищам,

работающим с остро-режущими предметами.

2.2.8. При использовании режущих и колющих инструментов необходимо брать их

только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и своих товарищей,

укладывать их на рабочее место заостренными концами от себя.

2.2.9. При работе с растениями нельзя трогать лицо руками, тереть глаза, так как

растения содержат алкалоиды, которые могут вызвать аллергическую реакцию.

2.2.10. При уходе за растениями в случае повреждения их необходимо сообщить

педагогу и немедленно вымыть руки.

2.2.11. Во избежание аллергических реакций не нюхать незнакомые растения, не

пробовать их на вкус.

2.2.12. Обо всех проблемах, выявленных во время работы с коллекцией растений,

необходимо сообщить педагогу.

2.2.13. Если во время работы в объединении получена травма, необходимо

немедленно обратиться к педагогу для получения первой доврачебной помощи.

По окончании работы

2.4.1. По окончании работы в объединении убрать рабочее место, снять халат или передник и тщательно вымыть руки с мылом. 2.4.2. Отметить свои наблюдения в рабочем дневнике или в журнале наблюдений

VI. Практическая работа.

Разделим класс на 2 группы и приступим к выполнению практической работы.

Перевалка комнатных растений.

Вам потребуются: горшок, совок, мелкие камешки (дренаж), крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, бумага(газета).

Задание .Выполнить перевалку (пересадку) одного из растения, имеющегося в кабинете или принесённого из дома.(старица 28)

  1. Извлеките растение из горшка ( выполниете работу над специально расстеленной для этого бумагой или плёнкой).
  2. Сделайте дренаж для нового горшка.
  3. Выполните перевалку (пересадку).
  4. Полейте растение.
  5. Поместите его в слабоосвещенное помещение.
  6. Уберите рабочее место.

VII. Закрепление изученного материала.

 1.Опрос учащихся по новой теме:

  1. Искусство оформления интерьера с помощью растений?( Фитодизайн)
  2. Основные приемы размещения растений? (Одиночные растения ;Композиция из горшочных растений ; Комнатный садик; Террариум.)
  3. Какие существуют требования к выбору растений? (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые)
  4. Чем занимается фитодизайнер?(Занимается составлением цветочных композиций)
  5. Назовите группы  комнатных растение по внешнему виду? ( Злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шаровидные, кустистые)

VIII.  Итоги урока. 

1. Выставление оценок.

- Мы много узнали  на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? (Рассуждения учащихся и вывод, выставляю оценки учащимся за работу на уроке.)

2. Домашнее задание: § 3,4 стр.15-23 учебника. Заполнить 3 колонку таблицы 2. (сделать зарисовку одного растения).

Приложение 1

Таблица № 1.

По требованиям к освещенности все растения можно разделить условно на три группы

светолюбивые

теневыносливые

тенелюбивые

Название растения

Таблица №2

Группа растений

Примеры растений

Зарисовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный блок уроков по технологии и информатики в 7 классе по теме "Комнатные растения в интерьере квартиры"

Тема изучается в течение 3 уроков в рамках тематического раздела “Интерьер жилого дома» и призвана сформировать у учащихся общее представление о роли комнатных растений в жизни человека. К сожалению н...

Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Комнатные растения в интерьере квартиры "

Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Комнатные растения в интерьере квартиры "...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....