«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЯ »
статья по технологии
Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
системно -деятельностный подход | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Залялютдинова Гулира Габдразаковна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Йошкар-Олы»
учитель высшей категории по предмету технология
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЯ »
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу)
Разговор хочется начать с известной восточной мудрости:
«Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь».
Главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.
Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, чтоучебный процесс должен ориентироваться на развитие личностиобучающихся, которое происходит на основе овладения учащимисяобобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
- ориентацию на ФГОС;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно - деятельностного подхода ?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Деятельностный подход сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как:
ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, нтеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.
Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет универсальной технологии.
Система дидактических принципов,
обеспечивающих системно – деятельностный подход.
1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам:«когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)
2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)
3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)
4. Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне(государственного стандарта знаний:«даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)
5. Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)
6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)
Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача
- учебные действия
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся ищут возможные способы решения проблемы, которые называются учебными действиями.Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:
Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания → Первичное закрепление (определение знаний, умений, навыков) → Практическая работа закрепление умений, навыков → Выполнение тренировочных работ → Контроль (принцип минимакса) → Использование умений, навыков при изготовлении изделия.
На уроке больше устают не от интенсивной работы, а от ОДНООБРАЗИЯ И СКУКИ!
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, также методических рекомендациях в разрезе технологии системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («определение технологической последовательности работы», «знакомство с новым приёмом работы», «узнаем новые термины», и т. п.)
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, приемов работы.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем, не умеем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: определениеПрактическихРабот и обсуждение проекта её выполнения.
• Способы: индивидуальная, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их выполнения используется приём выполнения по образцу.
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (терминология).
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, условные обозначения, схемы, термины, приемы работы;
• выполнение технологической картыс проговариванием в громкой речи
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Практическая работавыполнения обработки материалов;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые приемы обработки материалов. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII.Включение нового знания, умения в систему знаний, умений и повторение
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новыеприемы, термины;
• Затем выполняются приемы, в которых новое знание, умение используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления терминыработ проговаривают в громкой речи.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Урок «открытия» нового знания, направленный на формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии - формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
3. Урок общеметодологической направленности - формирование способности учащихся к новому способу действия.
4. Урок развивающего контроля - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции со следующей структурой:
- выполнение учащимися самостоятельно практической работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями
Сегодня есть новый вид методической продукции – технологическая карта урока, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты, включает в себя:
- название темы с указанием часов;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
основные принципы деятельностного подхода в обучении:
- учёт интересов учащихся;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание как следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
- «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни.
Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью.
Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» (Н. Щуркова)
Именно такие уроки влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"
Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»
Приводится описание форм и методов, способствующих реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка...
Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС...
Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Презентация содержит материал о технологии системно - деятельностного подхода в обучении, о путях её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...
Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики
В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сло...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...