Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики
статья
В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сложение смешанных чисел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении школьников
с нарушениями интеллекта на уроках математики
Аннотация: в статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точки зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме «Сложение смешанных чисел».
Ключевые слова: урок, умственная отсталость, деятельностный подход.
Переход на ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает перестройку учебного процесса и профессиональной традиционной деятельности учителя [1].
Задача учителя – создать условия для вовлечения каждого учащегося с ОВЗ в активную мыслительную деятельность на уроке через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Как пишет Л. С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» [2]. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперед по пути своего развития. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия.
Рассмотрим технологию деятельностного метода [3] на примере урока математики по теме «Сложение смешанных чисел».
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Ребята, девиз нашего урока: «Будём думать, будем решать, будем друг другу во всём помогать!». Пожелаем друг другу удачи. А что нам пригодится для успешной работы на уроке?
2. Актуализация и фиксирование затруднений в действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся.
- Прочитать числа. На какие группы можно разделить? (дроби, смешанные числа)
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? (повторение правила) - Как сложить дроби с разными знаменателями? (повторение правила)
- Как сложить смешанные числа? (повторение правила)
На доске в ходе ответа записывается алгоритм: сложить целые части, сложить дробные части.
Решить примеры:
а) сложение дробей ;
б) сложение смешанных чисел ;
в) сложение смешанных чисел .
- Почему не смогли решить последний пример? Чем этот пример отличается от других?
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, выявление учащимися места и причины затруднений.
- Какое задание вы должны были выполнить? (сложить смешанные числа)
- Почему возникли затруднения? (в смешанных числах дробные части с разными знаменателями)
- Чего мы ещё не знаем? (нужно знать новое правило сложения смешанных чисел с разными знаменателями)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться складывать смешанные числа с разными знаменателями)
- Что необходимо сделать, чтобы осуществить эту цель? (построить алгоритм сложения смешанных чисел с разными знаменателями)
- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения.
- Какой алгоритм сложения смешанных чисел вы знаете? (на доске записан алгоритм: сложить целые части, сложить дробные части)
- Работа в группах: дополнить имеющийся алгоритм так, чтобы можно было решить пример .
Группы предлагают свои варианты решения, проходит обсуждение, в результате получаем новый алгоритм сложения смешанных чисел с разными знаменателями:
а) привести дробные части смешанных чисел к общему знаменателю,
б) сложить целые части,
в) сложить дробные части,
г) записать ответ,
д) преобразовать дробную часть (если необходимо).
На доске показан образец оформления задания:
= =
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания для фиксации учебного содержания во внешней речи.
Организуется фронтальная работа по решению типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель: проверка умения применять алгоритм сложения смешанных чисел с
разными знаменателями.
Работа по карточке 2-3 примера. Учащиеся решают примеры, проверяют по образцу, отмечают правильность выполнения, ошибки исправляются, анализируются их причины.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала.
Учащимся из набора заданий предлагается выбрать только те, которые содержат новый алгоритм. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы, что создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к уроку.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Для рефлексии учебной деятельности можно использовать приём незаконченных предложений:
- Тема нашего урока…
- Цель урока …
-Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно …
- Я бы хотел…
Результаты работы показали реальность использования данной технологии при обучении детей с умственной отсталостью на уроках математики. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся с ОВЗ. Деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/37427145-Metodicheskie-rekomendacii-po-vnedreniyu-fgos-noo-obuchayushchihsya.html (03.03.2019)
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]/ Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода обучения [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sch2000.ru/(03.03.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на примере урока СБО ...
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...
Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...
Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики"
Публикация на тему "Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики" в сботника материалов научно-практической ...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании школьников с нарушением интеллекта речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений коррекционной педагогики...