«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15._realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(инвариантный блок, 72 часа)

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся

5-6 классов на уроках русского языка»

                Слушатель курсов

 Апанасенко Е.В.,

Учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 127

 

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014

Содержание

  1. Введение.
  2. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроках русского языка в 5- 6 классах.  
  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть (Структура урока русского языка в 5-6 классах в технологии системно-деятельностного подхода).
  1. Заключение.
  2. Список литературы

Введение.    

Современное общество живет в эпоху постоянного  увеличения объемов информации, обновления знаний.  Появляется  много способов освоения информации. Школа помогает ученику учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.  

Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В данном случае очень важна деятельность учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

II. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроках русского языка в 5- 6 классах

1. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

*  Принцип  деятельности. Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

* Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

* Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, культурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

* Принцип минимакса. Заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

* Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

* Принцип вариативности. Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

*Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

2. Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
  • вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как не ошибиться в написании приставок пре- при-?

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы  используются на данных этапах такие приемы обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

3. Структура урока русского языка в 5-6 классах в технологии системно-деятельностного подхода.

I. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне: «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение детей в деятельность, выделение содержательной области.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи. Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Учитель настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока.

 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

  • 7-8 мин;
  • способы: диалог, групповая или парная работа:
  • методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог;
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления, задания выполняются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • выполняется письменно;
  • методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новые правила;
  • выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее;
  • при повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления упражнения выполняются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

  1. Заключение.  

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:

*личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

*социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил;

*познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;

*коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

IY. Список литературы.

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.

 2. Брошюра  «Федеральные Государственные Образовательные стандарты»; Просвещение, 2011г. стр.32. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения, Чита, 2000г., стр.28.

3. Кондаков Н.Г. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – М: Просвещение. 2008.

4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.

5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000».

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г., стр. 9-11.

7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

8. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПОДХОДУ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ.

Актуальность данной темы вижу не в том, чтобы создать какие-то «рецепты для учителя», а в том, чтобы дать примеры моделирования педагогических ситуаций, способных стимулировать собственную...

Реализация передовой технологии обучения «Перевернутый класс» на уроках английского языка в средней школе

Практическое применение передовой технологии "Перевернутый класс" спримерамим видео уроков английского языка....