Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
проект на тему

Антонина Николаевна Узких

Презентация содержит материал  о технологии системно - деятельностного подхода  в обучении, о путях её  реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены основные характеристики данной технологии, приведены примеры  уроков, на которых  проводится поэтапная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnyy_podhod_v_obuchenii.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно- деятельностный подход в обучении на уроках гуманитарного цикла и технологии его реализации в условиях перехода на ФГОС основного образования .

Слайд 2

«Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения )

Слайд 3

Приоритетом общего образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Слайд 4

Системно – деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий для достижения основного результата .

Слайд 5

Системно – деятельностный подход Чему учить обновление т ребования к содержания структуре программ Ради чего ценностей т ребования к учить образования результатам освоения ООП Как учить средств требования к обучения условиям осуществления образовательного процесса

Слайд 6

Системно – деятельностный подход обеспечивает системное включение обучаемого в процесс самостоятельного построения им нового знания.

Слайд 7

Основные характеристики системно – деятельностного подхода 1 . Процесс обучения - всегда обучение деятельности (обучать деятельности – делать обучение мотивированным, учить школьника самостоятельно ставить цель, находить пути, средства её достижения, помогать обучающимся сформировать умения контроля, самоконтроля, оценки, самооценки). 2. Процесс учения должен быть творческим.

Слайд 8

СДП реализует переход : от определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как формирования умения «учиться»; от стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности обучающимся; от индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого школьника.

Слайд 9

Т ехнология деятельностного метода – механизм качественного достижения новых результатов обра зования мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой; включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия (итог) урока.

Слайд 10

Этапы формирования универсальных учебных действий Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Слайд 11

Современные образовательные технологии деятельностного типа. технология мини – исследования; организация проектной деятельности; проблемно – диалогическая технология; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология.

Слайд 12

Системно-деятельностный подход при формировании содержания филологического образования и технологии его реализации . Примеры заданий на уроках русского языка. Традиционные задания Продуктивные задания - Назовите признаки - Докажите, что прилагательное имени прилагательного. относится к классу имён. - Сегодня на уроке мы - На основании названия темы рассмотрим следующие предположите, какие вопросы вопросы… будут рассмотрены на уроке. - Назовите глаголы, - Что нужно сделать, чтобы которые относятся к 1-му, определить, к какому спряжению 2-му спряжению. относится глагол?

Слайд 13

Введение/открытие новых знаний Постановка проблемы, поиск решения. Суть проблемного урока – «творческое усвоение знаний». И первым звеном творчества является постановка проблемы. Следовательно, второе творческое звено – поиск решения.

Слайд 14

Гипотез много , но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения (алгоритм, стишок). Творческий процесс завершается реализацией материального продукта (открытие знания в доступной для ученика форме).

Слайд 15

Урок русского языка «Правописание суффиксов – чик и – щик». Учитель Ученики От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик и - щик (практическое задание) Проверка, как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слов «груз», «буфет» и т. д. Задание было дано вам одно. А вы его выполнили по – разному. (побуждаю осознать противоречие). Почему так произошло? В чём причина ошибок? Следовательно, как мы обозначим тему сегодняшнего урока? Класс работает в группах. Завершив работу, каждая показывает свой лист на доске. - Груз Чик и грузЩик БуфетЧик и буфетЩик Разные мнения вызывают реакцию спора (Возникает проблемная ситуация) - По- разному! (осознание противоречия) - Правописания суффиксов –чик и -щик ( учебная проблема как тема урока)

Слайд 16

Виды диалогов Побуждающий Подводящий Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать разные версии решения проблемы Цепочка вопросов, которые последовательно приводят к правильному ответу. + Развивает творческое мышление. + Развивает логическое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. + Учитывается по времени. - Ученики могут увести в сторону от темы. + Ведет к правильному результату коротким путем. - Невозможно рассчитать время на уроке. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 17

Урок открытия нового знания. Побуждающий диалог. Разберите слова по составу : Взаимопроверка. вазочка яблочко белочка бабочка У всех совпадают разборы?

Слайд 18

Осознание противоречия Какое было задание? Какие получились результаты? Разобрать слова по составу. Разобрали по-разному Как правильно разобрать Разбор по составу. слово по составу. Почему так получилось? Чем интересны эти слова? 1. Все слова немного похожи. 2. Во всех словах есть - очк. 3. Не везде – очк является суффиксом

Слайд 19

Выдвижение гипотез Какие у вас были основания для выделения морфем? Ваши версии. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс -очк- 3. Найти слово, от которого образованы эти слова.

Слайд 20

Проверка гипотез 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс –очк-. 3. Найти слово, от которого образовано каждое из слов. Не для всех слов сразу ясен корень (яблочко, белочка, бабочка). 2. Не у всех слов есть уменьшительное значение. 3. Можно попробовать найти образующее слово

Слайд 21

Поиск образующего слова Слово нужно объяснить, подобрав родственное слово. ( Производящее слово – ближайшее родственное слово, «мама») Вазочка – маленькая ваза Яблочко – маленькое (или красивое) яблоко Белочка – небольшая (хорошенькая) белка Бабочка -? (нельзя объяснить) Выделить окончание и основу в словах.

Слайд 22

Промежуточные выводы Важно установить : Есть ли образующее слово ↓ 1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово. 2. Выделить из толкования значение суффикса. Нет образующего слова ↓ Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.

Слайд 23

Определение границ морфем 1. Запишите образующую основу под исходной. 2. Наложите одну на другую и выделите морфему, которая образует. 3. Какие фонетические особенности наблюдаются? яблоч ко белоч ка яблок о белк а Суффикс -к- Чередование к//ч Беглый гласный о (ср. белка/белок/белоч-)

Слайд 24

Обобщим наблюдения 1. Какое задание мы выполняли? 2. Какой вид разбора проводили в процессе анализа слов? 3. Сделайте вывод: как правильно разобрать слово по составу? Разбирали слова по составу. Словообразовательный Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.

Слайд 25

Урок открытия нового знания. Работа в группах. Побуждающий диалог. 1. Выдача задания группам и обсуждение. 2. Обсуждение результатов работы в группах. 3. Запись в тетрадях и на доске (слайде) кратких выводов. 4. Общие выводы. Формулировка правила учениками.

Слайд 26

Какие УУД, личностные результаты, прежде всего, развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. 2. Коммуникативные – вести диалог. 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. 4. Личностные –когда ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Слайд 27

Проектная технология Компетентностная задача (модель реальной жизненной ситуации ) Компоненты: - ситуация - роль -описание ситуации - результат - приложение Виды задач: создание текста выступление в качестве эксперта-лингвиста - составление программы-поиска информации в Интернете - подготовка к зачёту - разрешение конфликта

Слайд 28

Примеры компетентностных задач . Проверим умение отбирать источники информации, которые необходимы для решения задачи. Ты хочешь узнать значение слова «Родина». У тебя есть книги на выбор: Орфографический словарь. Этимологический словарь. Л. Успенский «Слово о словах». Толковый словарь. История России. Словообразовательный словарь. Словарь синонимов М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее Нужно посмотреть Книги, в которых с всего найду ответ содержание не найду ответ

Слайд 29

Проверяем умение составлять план действий для достижения целей. Тебе нужно сделать фонетический разбор. Составь план своих действий. Для этого выбери необходимые действия и расставь их по порядку. Предлагаемые действия. Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть. Подчеркни в слове безударные гласные. Запиши слово. Раздели слово по слогам. Запиши транскрипцию слова. Поставь ударение. Раздели слово для переноса Подсчитай количество букв и звуков. Назови буквы. Дай характеристику звуков. Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.

Слайд 30

Пробуем создавать и решать компетентностные задачи 1. Русский язык: он простой или сложный? 2. Почему в русском языке слова имеют несколько значений? 3. Нужны ли в современном русском языке заимствованные слова? Нужен ли предмет «русский язык» в школе? Зачем правильно ставить ударение в словах?

Слайд 31

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЮБОЙ ТЕХНОГЛОГИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАНО: -неформальное признание ученика субъектом собственного образования; - отказ от авторитарной позиции учителя в обучении; - готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся; - толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования; - оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.

Слайд 32

Следовательно, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".

Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.  «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...

современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения

современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...