Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
проект на тему
Презентация содержит материал о технологии системно - деятельностного подхода в обучении, о путях её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены основные характеристики данной технологии, приведены примеры уроков, на которых проводится поэтапная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnyy_podhod_v_obuchenii.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения )
Приоритетом общего образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
Системно – деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий для достижения основного результата .
Системно – деятельностный подход Чему учить обновление т ребования к содержания структуре программ Ради чего ценностей т ребования к учить образования результатам освоения ООП Как учить средств требования к обучения условиям осуществления образовательного процесса
Системно – деятельностный подход обеспечивает системное включение обучаемого в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Основные характеристики системно – деятельностного подхода 1 . Процесс обучения - всегда обучение деятельности (обучать деятельности – делать обучение мотивированным, учить школьника самостоятельно ставить цель, находить пути, средства её достижения, помогать обучающимся сформировать умения контроля, самоконтроля, оценки, самооценки). 2. Процесс учения должен быть творческим.
СДП реализует переход : от определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как формирования умения «учиться»; от стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности обучающимся; от индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого школьника.
Т ехнология деятельностного метода – механизм качественного достижения новых результатов обра зования мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой; включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия (итог) урока.
Этапы формирования универсальных учебных действий Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Современные образовательные технологии деятельностного типа. технология мини – исследования; организация проектной деятельности; проблемно – диалогическая технология; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология.
Системно-деятельностный подход при формировании содержания филологического образования и технологии его реализации . Примеры заданий на уроках русского языка. Традиционные задания Продуктивные задания - Назовите признаки - Докажите, что прилагательное имени прилагательного. относится к классу имён. - Сегодня на уроке мы - На основании названия темы рассмотрим следующие предположите, какие вопросы вопросы… будут рассмотрены на уроке. - Назовите глаголы, - Что нужно сделать, чтобы которые относятся к 1-му, определить, к какому спряжению 2-му спряжению. относится глагол?
Введение/открытие новых знаний Постановка проблемы, поиск решения. Суть проблемного урока – «творческое усвоение знаний». И первым звеном творчества является постановка проблемы. Следовательно, второе творческое звено – поиск решения.
Гипотез много , но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения (алгоритм, стишок). Творческий процесс завершается реализацией материального продукта (открытие знания в доступной для ученика форме).
Урок русского языка «Правописание суффиксов – чик и – щик». Учитель Ученики От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик и - щик (практическое задание) Проверка, как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слов «груз», «буфет» и т. д. Задание было дано вам одно. А вы его выполнили по – разному. (побуждаю осознать противоречие). Почему так произошло? В чём причина ошибок? Следовательно, как мы обозначим тему сегодняшнего урока? Класс работает в группах. Завершив работу, каждая показывает свой лист на доске. - Груз Чик и грузЩик БуфетЧик и буфетЩик Разные мнения вызывают реакцию спора (Возникает проблемная ситуация) - По- разному! (осознание противоречия) - Правописания суффиксов –чик и -щик ( учебная проблема как тема урока)
Виды диалогов Побуждающий Подводящий Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать разные версии решения проблемы Цепочка вопросов, которые последовательно приводят к правильному ответу. + Развивает творческое мышление. + Развивает логическое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. + Учитывается по времени. - Ученики могут увести в сторону от темы. + Ведет к правильному результату коротким путем. - Невозможно рассчитать время на уроке. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Урок открытия нового знания. Побуждающий диалог. Разберите слова по составу : Взаимопроверка. вазочка яблочко белочка бабочка У всех совпадают разборы?
Осознание противоречия Какое было задание? Какие получились результаты? Разобрать слова по составу. Разобрали по-разному Как правильно разобрать Разбор по составу. слово по составу. Почему так получилось? Чем интересны эти слова? 1. Все слова немного похожи. 2. Во всех словах есть - очк. 3. Не везде – очк является суффиксом
Выдвижение гипотез Какие у вас были основания для выделения морфем? Ваши версии. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс -очк- 3. Найти слово, от которого образованы эти слова.
Проверка гипотез 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Есть уменьшительный суффикс –очк-. 3. Найти слово, от которого образовано каждое из слов. Не для всех слов сразу ясен корень (яблочко, белочка, бабочка). 2. Не у всех слов есть уменьшительное значение. 3. Можно попробовать найти образующее слово
Поиск образующего слова Слово нужно объяснить, подобрав родственное слово. ( Производящее слово – ближайшее родственное слово, «мама») Вазочка – маленькая ваза Яблочко – маленькое (или красивое) яблоко Белочка – небольшая (хорошенькая) белка Бабочка -? (нельзя объяснить) Выделить окончание и основу в словах.
Промежуточные выводы Важно установить : Есть ли образующее слово ↓ 1.Найти, с помощью чего образовано данное (исходное) слово. 2. Выделить из толкования значение суффикса. Нет образующего слова ↓ Основу слова членить не нужно. Всё слово (основа) является корнем.
Определение границ морфем 1. Запишите образующую основу под исходной. 2. Наложите одну на другую и выделите морфему, которая образует. 3. Какие фонетические особенности наблюдаются? яблоч ко белоч ка яблок о белк а Суффикс -к- Чередование к//ч Беглый гласный о (ср. белка/белок/белоч-)
Обобщим наблюдения 1. Какое задание мы выполняли? 2. Какой вид разбора проводили в процессе анализа слов? 3. Сделайте вывод: как правильно разобрать слово по составу? Разбирали слова по составу. Словообразовательный Чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный разбор.
Урок открытия нового знания. Работа в группах. Побуждающий диалог. 1. Выдача задания группам и обсуждение. 2. Обсуждение результатов работы в группах. 3. Запись в тетрадях и на доске (слайде) кратких выводов. 4. Общие выводы. Формулировка правила учениками.
Какие УУД, личностные результаты, прежде всего, развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. 2. Коммуникативные – вести диалог. 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. 4. Личностные –когда ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Проектная технология Компетентностная задача (модель реальной жизненной ситуации ) Компоненты: - ситуация - роль -описание ситуации - результат - приложение Виды задач: создание текста выступление в качестве эксперта-лингвиста - составление программы-поиска информации в Интернете - подготовка к зачёту - разрешение конфликта
Примеры компетентностных задач . Проверим умение отбирать источники информации, которые необходимы для решения задачи. Ты хочешь узнать значение слова «Родина». У тебя есть книги на выбор: Орфографический словарь. Этимологический словарь. Л. Успенский «Слово о словах». Толковый словарь. История России. Словообразовательный словарь. Словарь синонимов М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее Нужно посмотреть Книги, в которых с всего найду ответ содержание не найду ответ
Проверяем умение составлять план действий для достижения целей. Тебе нужно сделать фонетический разбор. Составь план своих действий. Для этого выбери необходимые действия и расставь их по порядку. Предлагаемые действия. Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть. Подчеркни в слове безударные гласные. Запиши слово. Раздели слово по слогам. Запиши транскрипцию слова. Поставь ударение. Раздели слово для переноса Подсчитай количество букв и звуков. Назови буквы. Дай характеристику звуков. Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
Пробуем создавать и решать компетентностные задачи 1. Русский язык: он простой или сложный? 2. Почему в русском языке слова имеют несколько значений? 3. Нужны ли в современном русском языке заимствованные слова? Нужен ли предмет «русский язык» в школе? Зачем правильно ставить ударение в словах?
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЮБОЙ ТЕХНОГЛОГИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАНО: -неформальное признание ученика субъектом собственного образования; - отказ от авторитарной позиции учителя в обучении; - готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся; - толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования; - оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.
Следовательно, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"
В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача совершенствования урока - основной формы организации обучения. Подвести педагогов к пониманию сущности с...
Мастер-класс по теме "Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты".
Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова...
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности...
Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения
современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...