Рабочая программа по технологии 7 кл
рабочая программа по технологии (7, 8 класс)
Настоящая рабочая программа по технологии соответствует:
- Федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования по технологии (технологии ведения дома);
- авторской программе по технологии «Технология. Обслуживающий труд» основного общего образования под редакцией: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая;
- основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3».
Рабочая программа разработана Балихаевой З.К. для параллели 7-х классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по технологии соответствует:
- Федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования по технологии (технологии ведения дома);
- авторской программе по технологии «Технология. Обслуживающий труд» основного общего образования под редакцией: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая;
- основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3».
Рабочая программа разработана Балихаевой З.К. для параллели 7-х классов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции).
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
18) документирование результатов труда и проектной деятельности;
19) расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское конструирование изделия;
2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, аппликация, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в материале;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления;
10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;
17) применение методов художественного проектирования одежды;
18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
19) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе
Раздел «Кулинария»
Ученик научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов;
- оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Ученик научится:
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Технология ведения дома»
Ученик научится:
- использовать современные материалы в отделке квартиры;
- систематизации и хранения предметов быта;
- использовать различные типы освещения в интерьере (естественное – искусственное, общее – местное).
Ученик получит возможность научиться:
- оформлять интерьер эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства;
- подбирать шторы, занавеси, портьеры, накидки, обои, салфетки и т.д.
Раздел «Электротехнические работы»
Ученик научится:
- применять электрическую энергию в быту;
- рационально использовать и размещать электроосветительные приборы и технику;
- использовать по назначению различную бытовую технику, соблюдая технику безопасности.
Ученик получит возможность научиться:
- подбирать бытовые приборы по мощности и рабочему напряжению;
- пути экономии электрической энергии;
- пользоваться бытовыми электроволновым печами знать их устройство и правила эксплуатации
Раздел «Творческие проектные работы»
Ученик научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие (2 ч)
Раздел 1. Кулинария (12 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (8 ч)
Основные теоретические сведения
Изделия из пресного, дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Выпечка изделий из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для защипывания краев. Правила варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.
- Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
- Приготовление вареников.
Примерный перечень блюд
- Печенье из песочного теста.
- Шарлотка с яблоками.
- Пельмени.
- Пицца.
- Сосиски в тесте.
- Слоечки с сыром.
- Открытый пирог с яблоками и вареньем.
Тема 3. СЛАДКИЕ БЛЮДА И ДЕСЕРТЫ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления кремов и мороженого. Подача десерта к столу.
Практические работы
1. Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.
Примерный перечень блюд
1.Шарлотка с яблоками.
2.Шоколадный пудинг.
3.Ягодное суфле.
4.Яблочное суфле.
Тема 4. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение.
Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
- Определение качества плодово-ягодной продукции органолептическим методом.
- Определение содержания нитратов в плодово-ягодной продукции.
- Приготовление варенья из ягод.
- Приготовление джема из малины, красной и белой смородины.
- Приготовление повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов.
- Приготовление цукатов из апельсиновых корок.
- Черная смородина с сахаром без стерилизации.
Примерный перечень блюд
1.Джем яблочный.
2.Джем грушевый.
3.Яблочное варенье.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 ч)
Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы
1.Изучение свойств тканей из искусственных волокон.
2.Определение раппорта в сложных переплетениях.
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий.
Практические работы
1.Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины.
2.Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
3.Устранение неполадок в работе швейной машины.
Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ (8 ч)
Основные теоретические сведения
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. История брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк. Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия, воротников и брюк в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий с цельнокроеным рукавом и брюк. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Практические работы
1.Снятие мерок и запись результатов измерений.
2.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк.
3.Эскизная разработка модели швейного изделия.
4.Моделирование изделия выбранного фасона.
5.Подготовка выкройки.
6.Перевод готовой выкройки изделия из журнала мод.
Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ И БРЮК (14 ч)
Основные теоретические сведения
Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Сборка изделия. Способы обработки верх него среза брюк и застежек. Обработка средних и шаговых швов. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой и косой бейкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
1.Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.
2.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3.Обработка деталей кроя.
4.Скалывание и сметывание деталей кроя.
5.Проведение примерки, исправление дефектов.
6.Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
7.Влажно-тепловая обработка изделия.
Примерный перечень изделий:
Ветровка, ночная сорочка, шорты, пижама, туника, пончо, блузка с цельнокроеным рукавом, платье, халат.
Тема 5. РУКОДЕЛИЕ (10 ч)
Основные теоретические сведения
Вязание крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком.
Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.
Практические работы
1.Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
2.Изготовление образцов вязания крючком.
3.Изготовление простых изделий в технике плетения.
Макраме. Виды узлов макраме. Способы плетения. Технология ткачества поясов на дощечках и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п.
Практические работы
1.Изготовление пояса, тесьмы, браслета, шнура и др. способом плетения.
2.Изготовление пояса или фрагмента методом ткачества на дощечках или бердышке.
Раздел 3. Технология ведения дома (4 ч)
Тема: ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (4 ч)
Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Роль освещения в интерьере. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы
1.Подбор декоративных комнатных растений к интерьеру.
2.Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей.
3. Составление и оформление букета.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
Тема: ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫЕ И ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ (2 ч)
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.
Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы
1.Подбор бытовых приборов по их мощности.
2.Замена гальванических элементов питания.
3.Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от приложенного напряжения.
Творческие проекты (8 ч)
1.Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера
2.Оформление интерьера декоративными растениями.
3.Изготовление ажурного воротника.
4.Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).
5.Изготовление спортивной одежды на основе изделия с цельнокроеным рукавом и брюк.
6.Изготовление сувенира.
7.Изготовление броши в технике канзаши.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
VII класс (68 ч)
Подразделы и темы | Количество учебных часов | |
подразделы | темы | |
1 четверть - 18 часов | ||
Вводное занятие | 2 ч | 2 ч |
Кулинария (16 ч) | ||
Физиология питания. | 2 ч | |
Изделия из теста | 8 ч | |
Сладкие блюда и десерты | 4 ч | |
Заготовка продуктов | 2 ч | |
Контрольные, практические работы | 7 ч | |
2 четверть - 14 часов | ||
Создание изделий из текстильных материалов (36 ч) | ||
Элементы материаловедения | 2 ч | |
Элементы машиноведения | 2 ч | |
Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом | 8 ч | |
Технология изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк | 2 ч | |
Контрольные, практические работы | 4 ч | |
3 четверть - 20 часов | ||
Технология изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк | 12 ч | |
Рукоделие | 8 ч | |
Контрольные, практические работы | 16 ч | |
4 четверть - 16 часов | ||
Рукоделие | 2 ч | |
Технология ведения дома | 4 ч | |
Эстетика и экология жилища | 4 ч | |
Электротехнические работы | 2 ч | |
Электроосветительные и электронагревательные приборы | 2 ч | |
Творческие проектные работы | 8 ч | 8 ч |
Контрольные, практические работы | 5 ч | |
Итого | 68 ч | 68 ч |
Итого за год | 68 ч |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по технологии соответствует:
- Федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования по технологии (технологии ведения дома);
- авторской программе по технологии «Технология», авторы – Н.В. Синица, П.С. Самородский, авторской программы курса С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя профессиональная карьера»;
- основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3».
Рабочая программа разработана Балихаевой З.К. для параллели 8-х классов.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение технологии в основной школе, реализуемая в учебниках «Технология», обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний;
2. Овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности;
3. Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
4. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
5. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
6. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
7. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
8. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
9. Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
- Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
11.Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
2. Выявление потребностей профессии;
3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
4. Проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях;
5. Документирование результатов исследований и опросов;
6. Оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
7. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции).
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
18) документирование результатов труда и проектной деятельности;
19) расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
6) выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
Раздел «Домашняя экономика»
Ученик научится:
- ведению домашнего хозяйства;
- планировать семейный бюджет;
- формировать семейный бюджет;
- изучать цены на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.
- выбирать способы совершения покупки.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать потребности членов семьи,
- планировать возможности индивидуальной трудовой деятельности;
- планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава;
- обосновывать объекты и услуги;
- оценивать доходность предприятия;
- рационально использовать средства и находить пути их увеличения;
- определять расходы семьи.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Ученик научится:
- построению двух-трёх вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Ученик получит возможность научиться:
- планировать профессиональную карьеру;
- рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
- ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
- оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Домашняя экономика (13 ч)
Тема. Я и наша семья (1 ч)
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи.
Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т. д.). Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи.
Тема. Семья и бизнес. (1 ч)
Понятие «предпринимательская деятельность», личное предпринимательство, семейное предпринимательство. Прибыль, лицензия, патент.
Тема. Потребности семьи (1 ч)
Понятие «потребность». Виды потребностей. Пирамида потребностей. Классификация покупок, правила покупок.
Тема. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета (2ч)
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.
Постоянные и переменные расходы, Экономия средств. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т. д. Расчет потребностей в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на одежду, и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.
Тема. Расходы на питание (1 ч)
Физиологически, обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое, обоснование.
Тема. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета (2 ч)
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п.
Тема. Маркетинг в домашней экономике (1 ч)
Экономические возможности и экономические потребности семьи. Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи.
Тема. Реклама товара. (1 ч)
Понятие «маркировка», «этикетка». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами
Тема. Трудовые отношения в семье. (2 ч)
Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.
Тема. Экономика приусадебного участка (2 ч)
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Контрольная работа «Домашняя экономика»
Раздел 2. Профессиональное самоопределение
Тема. Моя профессиональная карьера. Введение в раздел (1ч)
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.
Тема. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
Тема. Мир профессий (1ч)
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Тема. Понятие о профессиях. Классификация профессий (2 ч)
Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Тема. Требования профессии к человеку. (1 ч)
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Тема. Профессиональные интересы, склонности и способности (2 ч)
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Тема. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении (2 ч)
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Сущность понятия «Характер».
Тема. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Общее представление о мышлении. Виды мышления. Основные качества мышления
Определения понятий «воображение», «представление», «ощущение» и «восприяти». Виды ощущений и восприятия.
Тема. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения. Профессиональная пригодность
(3 ч)
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Тема. Профессиограмма и психограмма профессии (2 ч)
Понятие о профессиограмме. Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Тема. Здоровье и выбор профессии (1 ч)
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Контрольная работа по теме «Профессиональное самоопределение»
Резервный урок (1 ч)
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
VIII класс (34 ч)
№п/п | Разделы и темы | Кол-во учебных часов | |
раздел | тема | ||
1 четверть 9 часов | |||
Домашняя экономика (15 ч) | |||
1 | Я и наша семья | 1 | |
2 | Семья и бизнес | 1 | |
3 | Потребности семьи | 1 | |
4 | Бюджет семьи | 2 | |
5 | Расходы на питание | 1 | |
6 | Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета | 2 | |
7 | Маркетинг в домашней экономике. | 1 | |
2 четверть 7 часов | |||
8 | Реклама товара | 1 | |
9 | Трудовые отношения в семье | 2 | |
10 | Экономика приусадебного участка | 2 | |
11 | Контрольная работа по разделу «Домашняя экономика» | 1 | |
Профессиональное самоопределение (19 ч) | |||
12 | Моя профессиональная карьера. Введение в раздел | 1 | |
3 четверть 10 часов | |||
13 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | 2 | |
14 | Мир профессий | 1 | |
15 | Понятие о профессиях. Классификация профессий | 1 | |
16 | Понятие о профессиях. Классификация профессий | 1 | |
17 | Требования профессии к человеку | 1 | |
18 | Профессиональные интересы, склонности и способности | 2 | |
19 | Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении | 2 | |
4 четверть 8 часов | |||
20 | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении | 2 | |
21 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная пригодность | 3 | |
22 | Профессиограмма и психограмма профессии | 1 | |
23 | Здоровье и выбор профессии | 1 | |
24 | Контрольная работа по разделу «Профессиональное самоопределение» | 1 | |
Итого за год | 34 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...
Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас
Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...