Технология
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Технология", разработки уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 5-7 класс. | 369.5 КБ |
Конспект урока 5 класс | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа
Усть-Таркского района Новосибирской области
ПРИНЯТО Решением школьного методического объединения учителей _____________________ протокол № ____от______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/____________________/ ____________ |
Рабочая программа
предмета «Технология»
для основного общего образования
срок освоения программы 3 года (5-7 класс)
Составитель: учитель технологии Гридина Т.Г. |
с.Усть-Тарка
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «технология » обязательной предметной области «технология» для основного общего образования использованы
нормативные документы и информационно-методические материалы:
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Усть-Таркской СОШ ( принята педагогическим советом, протокол №1 от 31.08.15г);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (www.fgosreestr.ru);
- Синица Н.В., Симоненко В.Д. Рабочая программа курса технологии ведения дома для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие – Москва:Вентана-Граф,2013.
- Примерные программы по учебным предметам.Технология 5–8 классы. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
- Положение о рабочих программах МКОУ Усть-Таркской СОШ;
- Положение об аттестации обучающихся.
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Технология» обязательной предметной области «Технология». в основной школе отводится 2 часа в неделю. Общее количество за 3 года учебных часов составляет 204ч.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 2 | 34 | 68 |
6 класс | 2 | 34 | 68 |
7 класс | 2 | 34 | 68 |
Итого: | 204 часа |
Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития.
Сохраняя цели задачи, планируемые результаты, основное содержание программы общеобразовательной школы, данная программа имеет коррекционную направленность.
Важнейшими коррекционными задачами предмета «технология» являются:
- создать условия для овладения учащимися комплексом минимальных знаний и умений по технологии, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний по технологии выходящих за пределы базового курса);
- использовать методы, способы и приемы обучения, способствующие развитию речи, логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- формировать навыки умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
При составлении программы учитывались следующие особенности обучающихся с задержкой психического развития: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Затруднения у обучающихся возникают при переносе какого-либо явления или признака в новые условия, когда надо увидеть что-то по-своему, с другой стороны. Это требует не только усвоения последнего материала, но и соотнесения его с ранее изученным. Для обучающихся с ЗПР характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность. Обучающиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение, необходим внешний контроль со стороны.
Направленность данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы. Поэтому образовательный процесс осуществляется на основе дифференцированного и индивидуального подхода, используются различные виды помощи (стимулирующие, направляющие, обучающие), создаются условия для интеллектуального развития учащихся средствами технологии на материале, отвечающем их особенностям и возможностям.
Для достижения планируемых результатов учащимися с ЗПР необходимо создать условия, отвечающие психолого-педагогическим особенностям таких детей.
- Используемые педагогические технологии, формы, методы и приемы работы.
При обучении применяются педагогические технологии, позволяющие реализовывать дифференциацию, индивидуализацию процесса обучения:
- разноуровневое обучение,
- индивидуализированное обучение,
- ИКТ технологии,
- педагогика сотрудничества,
- здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В обучении технологии приоритет за частично-поисковыми и исследовательскими методами. Однако для обучающихся с ЗПР не менее значимо применение проблемного изложения и репродуктивных методов. Объяснения, направленные на раскрытие и объяснение алгоритма деятельности, формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, – все это оказывает значительное влияние на результаты коррекционно-развивающей работы.
Среди форм организации познавательной деятельности обучающихся следует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по возможности – групповым.
Среди педагогических приемов при обучении технологии следует отметить использование упражнений, развивающих память, внимание, мышление. Важно применять приемы мотивации учебной деятельности (творческое домашнее задание, «сочини кроссворд», «сделай рекламу темы» и проч.).
- Организация образовательного процесса:
- «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого;
- обучение с опорой на зрительное восприятие, использование иллюстраций , схем, моделей для объяснения нового материала;
- во время фронтальной работы учащихся спрашивают не сразу, а дают время включиться в работу и подготовиться к ответу;
- при воспроизведении материала и закреплении используются алгоритмы, опорные сигналы, образцы решения, даются задания без ограничения времени, уменьшается объем заданий;
- на уроках обеспечивается индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для каждого учащегося;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к обучению;
- чередование видов деятельности (работа с учебником, с наглядным материалом, устная письменная, работа в парах и малых группах);
- использование занимательных форм изложения учебного материала.
Инклюзивное обучение детей с нарушением слуха
Сохраняя цели задачи, планируемые результаты, основное содержание программы общеобразовательной школы, данная программа имеет коррекционную направленность.
Для обучающегося созданы следующие условия:
1. Педагогические технологии, формы, методы и приёмы работы.
При обучении применяются педагогические технологии, позволяющие реализовывать дифференциацию, индивидуализацию процесса обучения:
- разноуровневое обучение,
- индивидуализированное обучение,
- ИКТ технологии,
- педагогика сотрудничества,
- здоровьесберегающие технологии.
Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Среди форм организации познавательной деятельности обучающихся следует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по возможности – групповым.
2. Организация образовательного процесса:
- обучение с опорой на зрительное восприятие, использование иллюстраций , схем, моделей для объяснения нового материала;
- во время фронтальной работы учащихся спрашивают не сразу, а дают время включиться в работу и подготовиться к ответу;
- на уроках обеспечивается индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;
3. Организация учебного пространства:
- первая парта (около окна или стола педагога) с организацией достаточного пространства для возможности мальчика поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь детей;
- расположение за партой – справа от слышащего ученика-партнера для обеспечения возможности видеть тетрадь одноклассника на организационных моментах урока.
Инклюзивное обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Сохраняя цели задачи, планируемые результаты, основное содержание программы общеобразовательной школы, данная программа имеет коррекционную направленность.
Для обучающейся созданы следующие условия:
1. Методы педагогической поддержки:
- словесные методы (беседа, рассказ, объяснение)
- практические (тренажеры, упражнения письменные, устные, графические)
- наглядные (демонстрация, наблюдение, показ образца)
- игровые
-информационно-коммуникативные технологии
Приёмы:
-создание игровых ситуаций
-выполнение поручений
-совместная деятельность с педагогом
- работа в паре или группе
2. Охранительно-педагогический режим:
-соблюдение индивидуального ортопедического режима (правила посадки и передвижения ребёнка);
- здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, восстанавливающие упражнения);
- упражнения для снятия физического и интеллектуального напряжения.
Система оценки планируемых результатов
Реализация основного общего образования требует особого подхода к оцениванию образовательных результатов. Для обучающихся с ЗПР основным ориентиром для выбора заданий по оценке предметных результатов являются задания базового уровня.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Технология»
Личностные универсальные учебные действия 5-9 кл. 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). | |||||||
Предметные результаты | |||||||
5кл | 6кл | 7кл | |||||
Создание изделий из текстильных материалов | |||||||
ученик научится: Отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного; Определять назначение и особенности различных швейных изделий; Выбирать модель с учетом особенностей фигуры; Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом; самоконтроль и оценку и оценку качества готового изделия ученик получит возможность научиться: Выявлять потребности людей и способы их удовлетворения; | ученик научится: Определять понятие «технология; Различать основные стили в одежде и современные направления моды; Проводить примерку изделия; Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку; заправлять нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх; самоконтроль и оценку и оценку качества готового изделия ученик получит возможность научиться: Различать строительные, транспортные, коммуникативные, информационные и другие технологии; | ученик научится: Формулировать цели и задачи технологии; Различать виды традиционных народных промыслов; Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание,разутюживание, заутюживание;осуществлять самоконтроль и оценку и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки; ученик получит возможность научиться: Находить информацию о существенных современных станках, новейших устройства, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов; Проводить анализ прочности окраски тканей; находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды; |
Кулинария
Ученик научится: Обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность; реализовывать санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; составлять меню завтрака;Выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей; ученик получит возможность научиться: анализировать «пищевую пирамиду»; повышать качество приготовленных продуктов;Подбирать материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; применять средства индивидуальной защиты и гигиены | Ученик научится: Использовать различные виды оборудования современной кухни; выявлять виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека; составлять меню завтрака,обеда;Понимать условные обозначения, определяющие правила эксплуатации изделия, условия стирки, глажения и химической чистки; ученик получит возможность научиться: сокращать время и энергетические затраты при приготовлении различных блюд; консервировать и заготавливать продукты впрок в домашних условиях»Определять назначение и экономическую эффективность основных видов современной бытовой техники; | Ученик научится: Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; Определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;Применять бытовые санитарно-гигиенические средства; ученик получит возможность научиться: Готовить национальные блюда; составлять индивидуальный режим питания; сервировка стола и оформление приготовленных блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных ихделий;Давать характеристику основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов применения бытовых приборов | |
Художественные ремесла | |||
ученик научится: Определять региональный стиль декоративно-прикладных изделий по репродукциям и коллекциям; использовать компьютер и материалы сети интернет для составления композиций художественно-прикладных изделий ученик получит возможность научиться: Вышивать пасмой, шнуром, бисером, бусинками; | ученик научится: Выявлять назначение различных художественно-прикладных изделий; виды традиционных народных промыслов; использовать компьютер и материалы сети интернет для составления композиций художественно-прикладных изделий ученик получит возможность научиться: изготовлять куклы для кукольного театра; | ученик научится: Выполнять образцы узоров; подбирать пряжу для вязания различных изделий; выполнять традиционную и современную вышивку; использовать компьютер и материалы сети интернет для составления композиций художественно-прикладных изделий ученик получит возможность научиться: Выполнять аппликации; использование лоскутов ткани для создания изделий |
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание учебного предмета « Технология.
Технологии ведения дома»
Поурочное планирование 5 класс
1 | Введение. Техника безопасности на уроке технологии | 1ч |
Творческая проектная деятельность | 2ч | |
2. | Стартовая диагностика.Что такое творческие проекты | 1ч |
3. | Этапы выполнения проекта | 1ч |
Оформление интерьера | 5ч | |
4. | Понятие об интерьере | 1ч |
5. | Планирование кухни на компьютере | 1ч |
6. | Бытовые электроприборы на кухне | 1ч |
7. | Подготовка проекта «Планирование кухни-столовой» | 1ч |
8. | Защита проекта «Планирование кухни-столовой» | 1ч |
Кулинария | 19ч | |
9. | Санитария и гигиена | 1ч |
10. | Подготовка посуды к приготовлению пищи | 1ч |
11. | Безопасные приемы работы на кухне | 1ч |
12. | Здоровое питание. Пищевые вещества | 1ч |
13. | П/р т.б. Приготовление бутербродов | 1ч |
14. | Виды бутербродов | 1ч |
15. | Технология приготовления горячих напитков | 1ч |
16. | П/р т.б. Приготовление горячих напитков | 1ч |
17. | Виды круп и макаронных изделий | 1ч |
18. | П/р т.б. Приготовление блюд из круп и макаронных изделий | 1ч |
19. | Пищевая ценность овощей | 1ч |
20. | П/р т.бМеханическая обработка овощей | 1ч |
21. | Пищевая ценность фруктов | 1ч |
22. | П/р т.б. Механическая обработка фруктов | 1ч |
23. | Значение яиц в питании человека | 1ч |
24. | П/р т.б. Приготовление блюд из яиц. Омлет | 1ч |
25. | Меню на завтрак | 1ч |
26. | Разработка творческого проекта | 1ч |
27. | Защита творческого проекта №2 «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» | 1ч |
Создание изделий из текстильных материалов | 27ч | |
28. | Классификация текстильных материалов | 1ч |
29. | П/р т.б. Определение долевой нити | 1ч |
30. | Свойства текстильных материалов | 1ч |
31. | П/р т.б.Изучение свойств тканей из хлопка и льна | 1ч |
32. | Понятие о чертеже и выкройки швейного изделия | 1ч |
33. | Снятие мерок и запись результата3четверть | 1ч |
34. | П/р т.б. Подготовка выкройки к раскрою | 1ч |
35. | Швейная машина с электрическим приводом | 1ч |
36. | П/р т.б. Заправка швейной машины | 1ч |
37. | Классификация машинных швов | 1ч |
38. | П/р т.б. Последовательность выполнения машинных швов | 1ч |
39. | Понятие о стежке,строчке, шве | 1ч |
40. | Изготовление образцов ручных швов | 1ч |
41. | П/р т.б.Подготовка ткани к раскрою | 1ч |
42. | П/р т.б. Раскрой проектного изделия | 1ч |
43. | П/Р т.б. Предохранение срезов от высыпания | 1ч |
44. | П/р т.б. Подготовка проектного изделия к примерке | 1ч |
45. | П/р т.б. Проведение примерки устранение неисправности | 1ч |
46. | П/р т.б. Обработка боковых швов | 1ч |
47. | П/Р т.б. Обработка мелких деталей проектного изделия | 1ч |
48. | П/р т.б. Обработка горловины проектного изделия | 1ч |
49. | Контрольная работа. П/р т.б. Обработка низа изделия | 1ч |
50. | П/р т.б. Окончательная обработка изделия | 1ч |
51. | Составление технологической последовательности проекта | 1ч |
52. | Подсчет затрат на готовое изделие | 1ч |
53. | Окончательный контроль готового изделия | 1ч |
54. | Защита творческого проекта №3»Наряд для завтрака» | 1ч |
Художественные ремесла | 14ч | |
55. | Декоративно-прикладное творчество | 1ч |
56. | Лоскутное шитье | 1ч |
57. | Лоскутное изделие для кухни | 1ч |
58. | П/Р т.б. Раскрой изделия по шаблону | 1ч |
59. | П/Р т.б. Технология соединения деталей между собой | 1ч |
60. | Технология соединения с подкладкой | 1ч |
61. | Использование прокладочных материалов | 1ч |
62. | Сбор изделия | 1ч |
63. | Декоративная отделка изделия | 1ч |
64. | Окантовка изделия Контрольная работа за 5 класс | 1ч |
65. | Изготовление проектного изделия «Лоскутное шитье» | 1ч |
66. | Подсчет себестоимости проекта | 1ч |
67. | Разработка творческого проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 1ч |
68. | Защита творческого проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 1ч |
Поурочное планирование 6 класс
1. | Введение. Техника безопасности | 1ч |
Интерьер жилого дома | 8ч | |
2. | Входной контроль.Планировка жилого дома | 1ч |
3. | Интерьер жилого дома | 1ч |
4. | Электронная презентация «Декоративное оформление интерьера» | 1ч |
5. | Комнатные растения в интерьере квартиры | 1ч |
6. | Разновидности комнатных растений | 1ч |
7. | Технология выращивания комнатных растений | 1ч |
8. | Разработка творческого проекта «Растение в интерьере жилого дома» | 1ч |
9. | Защита творческого проекта «Растение в интерьере жилого дома» | 1ч |
Кулинария | 17ч | |
10. | Технология первичной обработки рыбы | 1ч |
11. | Определение качества рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы | 1ч |
12. | П/Р т.б. Рыба в кляре | 1ч |
13. | Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них | 1ч |
14. | П/Р т.б. Салат из морепродуктов | 1ч |
15. | Виды мяса и технология первичной обработки мяса | 1ч |
16. | П/р т.б. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов | 1ч |
17. | Технология приготовления блюд из мяса. Виды тепловой обработки | 1ч |
18. | П/р т.б. Приготовление жареной говядины | 1ч |
19. | Виды тепловой обработки птицы | 1ч |
20. | П/р т.б. Приготовление курица жареная | 1ч |
21. | Технология приготовления первых блюд | 1ч |
22. | П/р т.б. Приготовление заправочного супа | 1ч |
23. | Сервировка стола к обеду | 1ч |
24. | П/Р т.б. Приготовление обеда. Правила поведения за столом | 1ч |
25. | Разработка творческого проекта «Приготовление воскресного обеда» | 1ч |
26. | Защита творческого проекта «Приготовление воскресного обеда» | 1ч |
Создание изделий из текстильных материалов | 29ч | |
27. | Текстильные материалы из химических волокон | 1ч |
28. | Изучение свойств искусственных волокон | 1ч |
29. | Синтетические волокна | 1Ч |
30. | П/р т.б. Изучение свойств нетканых материалов | 1ч |
31. | Технология изготовления изделий с цельнокроеным рукавом | 1ч |
32. | П/Р т.б. Снятие мерок и запись результата | 1ч |
33. | Построение чертежа с цельнокроеным рукавом | 1ч |
34. | Моделирование одежды.3 четверть | 1ч |
35. | Построение чертежа проектного изделия | 1ч |
36. | П/р т.б. Моделирование выкройки проектного изделия | 1ч |
37. | Швейная машина. Устройство иглы | 1ч |
38. | Неполадки в работе швейной машины | 1ч |
39. | Классификация машинных швов | 1ч |
40. | Правила раскладки выкройки | 1ч |
41. | П/р т.б. Раскрой швейного изделия | 1ч |
42. | П/Р т.б. Подготовка проектного изделия к примерке | 1ч |
43. | П/Р т.б. Проведение примерки и устранение недоделок | 1ч |
44. | П/Р т.б. Обработка боковых и плечевых швов | 1ч |
45. | П/р т.б. Обработка застежки проектного изделия | 1ч |
46. | П/р т.б. Обработка мелких деталей проектного изделия | 1ч |
47. | П/р т.б. Обработка горловины подкроиной обтачкой | 1ч |
48. | П/Р т.б. Технология обработки нижнего среза изделия | 1ч |
49. | П/р т.б Окончательное втачивание,технология обработки | 1ч |
50. | П/р т.б. Составление технологической последовательности | 1ч |
51. | Контрольная работа П/р т.б.Подсчет затрат на изготовление изделия | 1ч |
52. | П/р т.б Окончательный контроль готового изделия | 1ч |
53. | П/р т.б Испытание творческого проекта | 1ч |
54. | Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда» | 1ч |
55. | Презентация проектного изделия | 1ч |
Художественные ремесла | 13ч | |
56. | Краткие сведения из истории старинного рукоделия | 1ч |
57. | Основные виды петель при вязании крючком | 1ч |
58. | Расчет количества петель для изделия | 1ч |
59. | П/р т.б. Вязание по кругу | 1ч |
60. | П/р т.б. Вязание с накидкой | 1ч |
61. | П/р т.б. Вязание на спицах | 1ч |
62. | П/р т.б. Вязание лицевых петель | 1ч |
63. | П/Р т.б. Вязание изнаночных петель | 1ч |
64. | П/р т.б. Вязание по схеме | 1ч |
65. | Подсчет затрат на изделие | 1ч |
66. | Разработка нескольких вариантов изделии контрольная работа | 1ч |
67. | Испытание творческого проекта Контрольная работа за 6 класс | 1ч |
68. | Защита творческого проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами» | 1ч |
Поурочное планирование 7 класс
1ч | ||
1. | Введение. Цели курса. Правила техники безопасности. Что такое предмет «технология | 1ч |
Бытовые электроприборы | 10ч | |
2. | Входной контроль. Освещение жилого помещения. | 1ч |
3. | Системы управления светом | 1ч |
4. | Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома» | 1ч |
5. | Предметы искусства и коллекции | 1ч |
6. | П\Рт.б.Генеральная уборка кабинета технологии | 1ч |
7. | «Бытовые электроприборы» | 1ч |
8. | Изучаем электроприборы для уборки и микроклимата помещения | 1ч |
9. | П.Р т.б Изучаем электроприборы для уборки и микроклимата помещения | 1ч |
10. | Разработка творческого проекта №1 «Умный дом» | 1ч |
11. | Защита творческого проекта «Умный дом» | 1ч |
Кулинария | 16ч | |
12. | Блюда из молока | 1ч |
13. | Блюда из кисломолочных продуктов | 1ч |
14. | Блюда из творога | 1ч |
15. | Блюда из жидкого теста | 1ч |
16. | п/р Аладьи с тыквой | 1ч |
17. | «Технологии приготовления изделий из пресного слоёного теста» | 1ч |
18. | П/Р т.б. Приготовление пирога из пресного теста | 1ч |
19. | «Технологии приготовления изделий из песочного теста» | 1ч |
20. | п/р Изготовление песочного печенья | 1ч |
21. | Технологии приготовления сладостей, десертов, напитков | 1ч |
22. | П/р т.б Приготовление напитков и коктейлей | 1ч |
23. | Технологии приготовления сладкого салата | 1ч |
24. | Сервировка сладкого стола. | 1ч |
25. | Праздничный этикет | 1ч |
26. | Разработка творческого проекта №2 «Праздничный сладкий стол» | 1ч |
27. | Защита творческого проекта №2 «Праздничный сладкий стол» | 1ч |
Создание изделий из текстильных материалов | 26ч | |
28. | Текстильные материалы. Волокна животного происхождения | 1ч |
29. | Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей | 1ч |
30. | П/Рт.б. Определение вида тканей по сырьевому составу изучение их свойства | 1ч |
31. | Конструирование поясной одежды. Снятие мерок | 1ч |
32. | Построение чертежа прямой юбки | 1ч |
33. | Моделирование юбки | 1ч |
34. | Подготовка выкройки к раскрою | 1ч |
35. | Получение выкройки из журналов мод | 1ч |
36. | Выкройки швейного изделия на СD и из интернета | 1ч |
37. | Правила раскладки выкроек на ткани | 1ч |
38. | Последовательность дублирования детали пояса | 1ч |
39. | Подшивание прямыми стежками | 1ч |
40. | Подшивание крестообразными стежками | 1ч |
41. | Подшивание косыми стежками | 1ч |
42. | Изготовление образцов ручных швов | 1ч |
43. | Подшивание потайным швом | 1ч |
44. | Притачивание потайной застежки молнии | 1ч |
45. | Окантовывание среза бейком | 1ч |
46. | Изготовление машинных швов | 1ч |
47. | Сметывание и обработка среднего шва | 1ч |
48. | Технология притачивания застежки-молнии | 1ч |
49. | Обработка среднего шва юбки с застежкой-молнией | 1ч |
50. | Обработка складок | 1ч |
51. | Примерка и обработка юбки после примерки | 1ч |
52. | Разработка творческого проекта №3 «Праздничный наряд» | 1ч |
53. | Защита творческого проекта №3 «Праздничный наряд» | 1ч |
Художественные ремесла | 15ч | |
54. | Ручная роспись ткани | 1ч |
55. | Материалы и оборудование. Подготовка к вышивке | 1ч |
56. | Выполнение образцов швов | 1ч |
57. | Вышивание счетными швами | 1ч |
58. | Вышивание по свободному контуру | 1ч |
59. | Выполнение вышивки гладью | 1ч |
60. | Швы французский узелок и рококо и выполнение образцов | 1ч |
61. | Вышивание лентами | 1ч |
62. | Выполнение образца вышивки лентами | 1ч |
63. | Подготовка творческого проекта № 4 «Подарок своими руками» | 1ч |
64. | Защита творческого проекта №4 «Подарок своими руками» | 1ч |
65. | Мои достижения в области технологии | 1ч |
66. | Представление портфолио, презентация | 1ч |
67. | Контрольная работа за 7 класс | 1ч |
68. | Итоговый урок «Ручная роспись ткани» | 1ч |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии
«История развития утюга. Влажно-тепловая обработка ткани»
5 класс ФГОС
Технологическая карта урока
Описание урока, занятия | |
Предмет | Технология (девочки) |
Класс | 5 ФГОС |
Тема | История развития утюга. Влажно-тепловая обработка ткани |
Авторы урока (ФИО, должность) | Гридина Татьяна Геннадьевна,учитель технологии |
Образовательная организация | МКОУ Усть-Таркская СОШ |
Район | Усть-Таркский район |
Город, поселение | с.Усть-Тарка |
Тип урока | изучение нового материала. |
Время реализации урока | 45 мин |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные – - изучение устройства утюга и его историческое происхождение. - знакомство с терминологией ВТО ( влажно-тепловая обработка); Развивающие – -развивать и расширять кругозор обучающихся. -развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии. -развивать умения использовать мобильные приложения. Воспитательные – содействовать: - воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации; - воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности; - созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока; |
Планируемые результаты | Предметные: -выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; Личностные: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства Метапредметные: Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - искать и отбирать необходимую информацию из различных источников; - приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности; - понимать значение новых терминов; распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда. Регулятивные: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации; - адекватно оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: - умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь работать в паре, группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Дидактическая структура урока ( каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?) | 1. Мотивация деятельности. 2. Актуализация темы. 3. Изучение нового материала 4. Самостоятельная практическая работа 5. Рефлексия деятельности 6. Домашнее задание |
Дополнительная информация | |
Размер мультимедиа компонента | 4,97 МБ |
Вид мультимедиа компонента ( презентация, видео, электронная таблица и др.) | Презентация, Мобильные приложения «Learning» , «QR-код» |
Ресурсы, оборудование, материалы | проектор, компьютер, презентация, ткань, инструкционная карта, утюг,тетрадь, учебник. |
Список, учебной и дополнительной информации | Учебник « Технология» 5 класс ФГОС Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, Симоненко ,Издательский центр «Вентана Граф» - 192с 2017 |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | QR Coder - Генератор QR кодов qrcoder.ru, |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Методы:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые учебные универсальные действия |
Мотивация деятельности. | Приветствует обучающихся проверяет готовность обучающихся к уроку. Распределяет класс на группы. Предлагает выполнить задание на повторение «Виды швов» Включает обучающихся в проблемный диалог, предлагает отгадать загадку про утюг :В Полотняной стране Вопросы учащимся: 1.Итак, кто из вас знает, что такое утюг и когда он появился? 2. А теперь я прошу вас подумать, а нужны ли нам утюги? 3. Можно ли без них обойтись. Давайте представим на минутку, что из всех домов исчезли ...утюги. Какие выводы вы можете сделать? Современный электрический утюг - один из первых появившихся в быту электроприборов. В настоящее время ни одна семья не обходится без утюга. предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи Вместе с учащимися: Мы должны узнать историю утюга, каким образом выполняется ВТО, познакомиться с разными видами утюгов, разобрать устройство электрического утюга, узнать правила работы при ВТО, изучить правила техники безопасности при работе с электроутюгом. | Приветствуют учителя, показывают образцы машинных швов: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом,шов в разутюжку. Выполняют задание на ноутбуках в мобильном приложении «Learning» . «Виды швов». (Сылка -https://learningapps.org/display?v=pmpgt24cj18 Включаются в разрешение проблемной ситуации, отгадывают загадку. Отвечают на вопросы: Утюг это прибор, который разглаживает ткань и появился он очень давно. В мятой неаккуратной одежде ходили бы мы в школу, а мамы и папы на работу! Выглядели бы люди неряшливо Вывод: утюг необходим в любой семье, чтобы всегда выглядеть опрятно. Тема урока: История развития утюга. Влажно- тепловая обработка ткани. Записывают в тетрадь тему урока. | Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками Личностные: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства |
Актуализация темы. | Давайте посмотрим, какими утюги были раньше, из чего их изготавливали, как они выглядели. Презентация «История утюга» А теперь мы разберем устройство утюга. Рассмотрим современный утюг, имеющий ёмкость для воды, терморегулятор, пароувлажнитель , перечисляются и показываются все детали. Объяснение. Для выполнения ВТО необходимо оборудование позволяющее безопасным. - Кто из Вас дома утюжит белье? -Можете ли Вы нас проинструктировать, все ли ткани гладятся в одном тепловом режиме (например: хлопок, шелк, шерсть, капрон….)? Как мы уже знаем, каждый утюг имеет терморегулятор, который устанавливается в соответствии с обрабатываемой тканью. | Слушают учителя, делают записи в тетрадях Отвечают на вопрос: для различных видов ткани существуют разные тепловые режимы. | Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные УУД Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров Познавательные УУД Устанавливать причинно-следственные связи Личностные УУД Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; |
Изучение нового материала | Предлагает обучающимся в группах провести исследование основных правил влажно-тепловой обработки и техники безопасности, (слайд 24) изучить символы по уходу за одеждой: 110- эта температура утюга подходит для обработки тонких тканей. 150 – такая температура для обработки более плотных тканей, напр., шерстяных. 180-200 – при этой температуре обрабатывают х/б и льняные ткани. Найти, используя учебник, словарь определение к понятиям приутюживание, уменьшение толщины шва, сгиба, складок. Применение: приутюжить сгиб, край, карман. разутюживание, Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их с помощью утюга в этом положении. заутюживание. укладывание края детали, припуска шва или складки в одну сторону и закрепление с помощью утюга в этом положении. Применение: заутюживание рельефа, среднего шва. ( стр.133) Организует обсуждение результатов исследования по следующим вопросам: Какие требования предъявляются к выполнению ВТО? Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при ВТО? Какие основные операции ВТО необходимо выполнять в процессе изготовления одежды и ухода за ней? Какой температурный режим необходимо устанавливать при глажки хлопчатобумажных, шерстяных, | Проводят самостоятельное исследование работая с учебником стр.131-134. Обсуждают в группе результат проведенного исследования. Включаются в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные УУД Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные УУД Планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров Познавательные УУД искать и отбирать необходимую информацию из различных источников; приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности; владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач Личностные УУД проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности |
Самостоятельная практическая работа | Организует выполнение практической работы обучающимися; (Приложение) Осуществляет контроль деятельности обучающихся при необходимости оказывает помощь; Организует работу по анализу выполненного задания | Выполняют индивидуально практическую работу по группам стр. 134 Осуществляют контроль и коррекцию своих действий; Проводят самопроверку и оценивают результат выполнения работы | Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; Коммуникативные УУД Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные УУД Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации Познавательные УУД Распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда Личностные УУД Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда |
Рефлексия деятельности | Создает проблемную ситуацию Предлагает ответить на вопрос: Может ли утюг быть волшебником? Какие виды работ можно выполнить, используя утюг? Организует рефлексию на основе приема незаконченное предложение, предлагая обучающимся завершить предложения: - Сегодня на уроке я ... - Самым полезным и интересным для меня было ... -Я встретился с трудностью при ... - Мне это необходимо для ... - У меня хорошо получилось ... - Строки самому себе ... - Скажи комплимент новой теме ... | Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке; Отвечают на вопрос: наклеить заплатку, загладить стрелки, выполнить гофре; Обобщают то новое, что усвоено на уроке. Высказывают своё отношение, к прошедшему уроку. | Коммуникативные УУД Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные УУД осуществлять рефлексию способов и условий действия; адекватно оценивать правильность выполнения действий Личностные УУД адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства |
Домашнее задание | К следующему уроку прошу подготовить следующее домашнее задание – выполнить творческое задание в рабочей тетради по темам : «История развития утюга Новосибирской области», « Старинные утюги в моей семье» Также предлагаю желающим найти, оформить и принести на урок пословицы о труде и утюге - Благодарит учащихся за урок | Записывают Д.з. в тетрадь | Коммуникативные УУД Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные УУД осуществлять рефлексию способов и условий действия; адекватно оценивать правильность выполнения действий |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Заранее у учащихся на мобильное устройство должно быть установлено приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов. Приложения – бесплатные, не требуют много памяти и просты при установке.
Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 1 группы
№ | Последовательность выполнения работы | Инструкции выполнения | Схема | Оценка качества работы (от 5 до 1 балла) |
1. | Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов | Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали. | ||
2. | Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. | ||
3. | Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. |
Ответить на вопрос , используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов
Как называется оборудование на котором выполняют операции ВТО?
(утюг)
Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 2группы
№ | Последовательность выполнения работы | Инструкции выполнения | Схема | Оценка качества работы (от 5 до 1 балла) |
1. | Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов | Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали. | ||
2. | Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. | ||
3. | Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. |
Ответить на вопрос, используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов
Как называется устройство утюга для регулирования температуры его подошвы?
(терморегулятор)
Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 3 группы
№ | Последовательность выполнения работы | Инструкции выполнения | Схема | Оценка качества работы (от 5 до 1 балла) |
1. | Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов | Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали. | ||
2. | Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва | ||
3. | Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки | У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. |
Ответить на вопрос, используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов
Как называется устройство в утюге для увлажнения ткани?
(пароувлажнитель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под
Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...