Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Ознакомление обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из соленого теста, вязание крючком и спицами, изделия в технике "Квиллинг", "Декупаж". Формирование эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рукодельница" | 93.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по декоративно-прикладному творчеству
«РУКОДЕЛЬНИЦА»
для учащихся 5 класса
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка 3
- Учебный план 8
- Учебно-тематический план 9
- Содержание изучаемых тем 16
- Методическое обеспечение программы 17
- Список литературы 18
- Лист внесения изменений 19
- Пояснительная записка
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и восстребованность.
Программа разработана на один год занятий, с учащимися пятых-шестых классов.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Цель программы:
Декоративного творчества – формирование у обучающихся в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов обучающихся в свободное время,
- Развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью.
- Проявление себя в декоративно - творческой деятельности.
Задачи программы:
- Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами и сверстниками в решении общих проблем.
- Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде творческих работ:
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- правильно использовать термины,
- формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система оценки результатов обучения проходит через участие детей в выставках, конкурсах.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся на районном конкурсе «Сибириада»
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд. Ученики учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Вводное занятие и «Тестопластика» | |||||||||
Кол-во часов | 1+7= 8 часов | |||||||||
Цель и задачи изучения темы | Ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из соленого теста; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места. | |||||||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||||||
№ п/п | № занятия в теме, дата проведения | Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Виды и формы контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | 1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с техникой «Солёное тесто» Разработка эскиза. «Натюрморт» | Знакомство с основными направлениями работы на занятиях в учебном году; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. История технике «Солёное тесто». Виды изделий и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. | Солёное тесто | Беседа | Беседа | ||||
2 | 2 | Изготовление деталей. | Подбор материала, изготовление деталей по эскизу | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление деталей. | Самоконтроль | ||||
3 | 3 | Сборка деталей в композицию. | Изготовление панно | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление панно. | Самоконтроль | ||||
4 | 4 | Окончательная обработка. | Окончательно обработать. | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление панно. | Самоконтроль | ||||
5 | 5 | Разработка эскиза «На лесной полянке» | Подбор материала, изготовление деталей по эскизу | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление деталей. | Самоконтроль | ||||
6 | 6 | Изготовление деталей. | Изготовление панно | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление панно. | Самоконтроль | ||||
7 | 7 | Изготовление деталей. | Изготовление панно | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление панно. | Самоконтроль | ||||
8 | 8 | Окончательная обработка. | Окончательно обработать. | Сюжет, изображение | Практическая работа: Изготовление панно. | Самоконтроль | ||||
Тема | Вязание крючком и спицами | |||||||||
Кол-во часов | 7 часов | |||||||||
Цель и задачи изучения темы | Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места. | |||||||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||||||
№ п/п | № занятия в теме, дата проведения | Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Виды и формы контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
9 | 1 | Вводное занятие. Технология выполнения вязания крючком. | История развития Вязания крючком. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. | Крючок | Беседа. | Беседа | ||||
10 | 2 | Изготовление изделий вязанные крючком. | Изготовление изделий | Практическая работа: изготовление изделие | Самоконтроль | |||||
11 | 3 | Изготовление изделий вязанные крючком. | Изготовление изделий | Практическая работа: изготовление изделие полотном. | Самоконтроль | |||||
12 | 4 | Изготовление изделий вязанные крючком. | Изготовление изделий | Практическая работа: изготовление изделие. | Самоконтроль | |||||
13 | 5 | Изготовление изделий, вязанные спицами | Изготовление изделий | Спицы | Практическая работа: изготовление изделие. | Самоконтроль | ||||
14 | 6 | Изготовление изделий, вязанные спицами | Изготовление изделий | Практическая работа: изготовление изделие. | Самоконтроль | |||||
15 | 7 | Изготовление изделий, вязанные спицами | Изготовление изделий | Практическая работа: изготовление изделие. | Самоконтроль | |||||
Тема | Техника «Квиллинг» | |||||||||
Кол-во часов | 3 часа | |||||||||
Цель и задачи изучения темы | Ознакомление с техникой «Квиллинг», техникой изготовления; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места. | |||||||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||||||
№ п/п | № занятия в теме, дата проведения | Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Виды и формы контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
16 | 1 | Вводное занятие «Техника Квиллинг» | История возникновения и развития аппликации, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой. Инструктаж по правилам техники безопасности. | Квиллинг | Беседа, объяснение. | Беседа | ||||
17 | 2 | Изготовление «Панно» в технике квиллинга. | Последовательность изготовления работы с использование бумаги. | Эскиз Квиллинг | Практическая работа: бумагокручение | Самоконтроль | ||||
18 | 3 | Изготовление «Панно» в технике квиллинг. | Сборка деталей в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление панно | Самоконтроль | ||||
Тема | Техника «Декупаж» | |||||||||
Кол-во часов | 17 часов | |||||||||
Цель и задачи изучения темы | Ознакомление с техникой декупаж, инструментами и приспособлениями для работы; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места. | |||||||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||||||
№ п/п | № занятия в теме, дата проведения | Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Виды и формы контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
19 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с техникой декупаж. Техника безопасности. | История технике «Декупаж». Материалы, инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. | Декупаж | Беседа. | Беседа | ||||
20 | 2 | Заготовка изделий. Декоративная картина «Цветы» | Выполнение заготовки | Практическая работа: «Изготовление изделия» | Самоконтроль | |||||
21 | 3 | Заготовка изделий | Выполнение заготовки | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
22 | 4 | Изготовление изделий | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
23 | 5 | Изготовление изделий «Часы на виниловой пластинке» | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
24 | 6 | Оформление в композицию | Сборка в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | ||||
25 | 7 | Окончательная обработка | Завершение всей композиции. | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
26 | 8 | Изготовление изделий «Тарелка», «Фоторамка» | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
27 | 9 | Оформление в композицию | Сборка в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | ||||
28 | 10 | Изготовление изделий «Шкатулка» | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
29 | 11 | Оформление в композицию | Сборка в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | ||||
29 | 12 | Изготовление изделий «Цветочный горшок, ваза, стакан» | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
30 | 13 | Оформление в композицию | Сборка в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | ||||
31 | 14 | Изготовление изделий «Разделочная доска» | Выполнение изделий в технике декупаж | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | |||||
32 | 15 | Оформление в композицию | Сборка в композицию | Композиция | Практическая работа: изготовление изделия | Самоконтроль | ||||
33 | 16 | Окончательная обработка изделий. | Окончательная обработка изделий. | Окончательная обработка | Самоконтроль | |||||
34 | 17 | Итоговое занятие | Выставка всех работ за учебный год | Выставка |
3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
- Техника «Тестопластика»
Историческая справка о технике «Солёное тесто». Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие построения композиции. Изготовление картин к Новому году, для интерьера кухни в технике «Солёное тесто»
Практическая часть. Создание композиции, с использованием разнообразного материала, т.е. ткань, атласные ленты.
- Вязание крючком и спицами
История развития вязание крючком и спицами. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Знакомство с основными видами петель.
Практическая часть: Изготовление сумки, косметички, чехла для телефона, бус, следиков, гольф, шарфа, варежек.
Техника «Квиллинг»
История возникновения и развития технике «Квиллинг» сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Настенное панно. Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Изготовление панно в технике «Квиллинг»
- Техника «Декупаж»
История возникновения и развития технике декупаж, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Последовательность выполнение работы
Практическая часть. Выполнение изделий в технике «Декупаж»: часы на виниловой пластинке, цветочный горшок, разделочная доска, шкатулка, тарелка, фоторамка.
. Техника безопасности.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы применяется: мука, соль, вода, клей ПВА, гуашь, лак, ножницы, проволока, нитки мулине, пенопластные заготовки, канцелярский нож, ткань, атласные ленты, крючки, спицы, пряжа акриловые краски, салфетки, цветная бумага, картон белый и цветной, объекты для декупирования, виниловый клей, кисти, карандаш, скотч, линейка, блестки.
4.1.Обеспеченность программы методическими видами продукции,
включая электронные образовательные ресурсы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Библиотечный фонд | |
Журнал «Школа и производство» | |
Журналы по рукоделию | |
2. Печатные пособия | |
Раздаточный материал (в соответствии с программой обучения) | |
3. Технические средства обучения (ТСО) | |
Компьютер | |
4. Учебное оборудование и инструменты | |
4.1 | Аптечка |
5. электронные образовательные ресурсы ЭОР | |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя
Основная литература:
- Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников» - пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2011.
- МАОУ ДПО ИПК Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, Новокузнецк, под редакцией Симаковой, 2012
Дополнительная литература:
- Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров : Пособие для руководителей кружков. – М. : Просвещение, 1983.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для руководителей и педагогов. / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль : «Академия развития». 1997.
- Базулина Л.В., Новикова И.В., Бисер / Художник В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», Академия, Ко», 1999.
- Предметный журнал по технологии «Школа и производство».
- Интернет ресурсы
- ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер и дата м внесения изменения | Основания для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменения | |
ФИО | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...