Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Шпиндлер Любовь Григорьевна

Ознакомление обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из соленого теста, вязание крючком и спицами, изделия в технике "Квиллинг", "Декупаж". Формирование эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 по декоративно-прикладному творчеству

«РУКОДЕЛЬНИЦА»

для учащихся  5 класса

                                

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка         3
  2. Учебный план         8
  3. Учебно-тематический план         9
  4. Содержание изучаемых тем        16
  5. Методическое обеспечение программы         17
  6. Список литературы         18
  7. Лист внесения изменений         19

        

  1. Пояснительная записка

        В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

        Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

        Программа целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной  деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

        Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и восстребованность.

        Программа разработана на один год занятий, с учащимися пятых-шестых классов.

        Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

        Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Цель программы:

        Декоративного творчества – формирование у обучающихся в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов обучающихся в свободное время,
  • Развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью.
  • Проявление себя в декоративно - творческой деятельности. 

 Задачи программы:

  1. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время
  2. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами и сверстниками в решении общих проблем.
  3. Развитие природных  задатков и способностей, помогающих  достижению успеха в том или ином виде творческих работ:
    - научить приёмам исполнительского мастерства; 
    - слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы; 
    - правильно использовать термины,

- формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Основные принципы программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система оценки результатов обучения  проходит через участие детей в выставках,  конкурсах.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся на районном конкурсе «Сибириада»

         Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития
        Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд. Ученики учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения. 

        

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Вводное занятие и «Тестопластика»

Кол-во часов

1+7= 8  часов

Цель и задачи изучения темы

Ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из соленого теста; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места.

Поурочное планирование изучения темы

№ п/п

№ занятия

в теме,

дата

проведения

Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Виды и формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

Знакомство с техникой «Солёное тесто»

Разработка эскиза.

«Натюрморт»

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях в учебном году; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

История технике «Солёное тесто». Виды изделий и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе.

Солёное тесто

Беседа

Беседа

2

2

Изготовление деталей.

Подбор материала, изготовление деталей по эскизу

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление деталей.

Самоконтроль

3

3

Сборка деталей в композицию.

Изготовление панно

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление панно.

Самоконтроль

4

4

Окончательная обработка.

Окончательно обработать.

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление панно.

Самоконтроль

5

5

Разработка эскиза «На лесной полянке»

Подбор материала, изготовление деталей по эскизу

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление деталей.

Самоконтроль

6

6

Изготовление деталей.

Изготовление панно

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление панно.

Самоконтроль

7

7

Изготовление деталей.

Изготовление панно

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление панно.

Самоконтроль

8

8

Окончательная обработка.

Окончательно обработать.

Сюжет, изображение

Практическая работа: Изготовление панно.

Самоконтроль

Тема

Вязание крючком и спицами

Кол-во

часов

7 часов

Цель и задачи изучения темы

Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места.

Поурочное планирование изучения темы

№ п/п

№ занятия

в теме,

дата

проведения

Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Виды  и формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

9

1

Вводное занятие. Технология выполнения  вязания крючком.

История развития Вязания крючком. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Крючок

Беседа.

Беседа

10

2

Изготовление изделий вязанные крючком.

Изготовление изделий

Практическая работа: изготовление изделие

Самоконтроль

11

3

Изготовление изделий вязанные крючком.

Изготовление изделий

Практическая работа: изготовление изделие полотном.

Самоконтроль

12

4

Изготовление изделий вязанные крючком.

Изготовление изделий

Практическая работа: изготовление изделие.

Самоконтроль

13

5

Изготовление изделий, вязанные спицами

Изготовление изделий

Спицы

Практическая работа: изготовление изделие.

Самоконтроль

14

6

Изготовление изделий, вязанные спицами

Изготовление изделий

Практическая работа: изготовление изделие.

Самоконтроль

15

7

Изготовление изделий, вязанные спицами

Изготовление изделий

Практическая работа: изготовление изделие.

Самоконтроль

Тема

Техника «Квиллинг»

Кол-во часов

3 часа

Цель и задачи

изучения темы

Ознакомление с техникой «Квиллинг»,  техникой изготовления; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места.

Поурочное планирование изучения темы

№ п/п

№ занятия

в теме,

дата

проведения

Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Виды  и формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

16

1

Вводное занятие

«Техника Квиллинг»

История возникновения  и развития аппликации,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой.  Инструктаж по правилам техники безопасности.

Квиллинг  

Беседа, объяснение.

Беседа

17

2

Изготовление «Панно» в технике квиллинга.

Последовательность изготовления работы с использование бумаги.

Эскиз

Квиллинг

Практическая работа: бумагокручение

Самоконтроль

18

3

Изготовление «Панно» в технике квиллинг.

Сборка деталей в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление панно

Самоконтроль

Тема

Техника «Декупаж»

Кол-во часов

17 часов

Цель и задачи

изучения темы

Ознакомление с техникой декупаж,  инструментами и приспособлениями для работы; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; организация рабочего места.

Поурочное планирование изучения темы

№ п/п

№ занятия

в теме,

дата

проведения

Наименование темы занятия, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Виды  и формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

19

1

Вводное занятие. Знакомство с техникой декупаж. Техника безопасности.

История технике «Декупаж». Материалы,  инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Декупаж

Беседа.

Беседа

20

2

Заготовка изделий.

Декоративная картина «Цветы»

Выполнение заготовки

Практическая работа: «Изготовление изделия»

Самоконтроль

21

3

Заготовка изделий

Выполнение заготовки

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

22

4

Изготовление изделий

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

23

5

Изготовление изделий

«Часы на виниловой пластинке»

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

24

6

Оформление в композицию

Сборка в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

25

7

Окончательная обработка

Завершение всей композиции.

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

26

8

Изготовление изделий

«Тарелка», «Фоторамка»

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

27

9

Оформление в композицию

Сборка в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

28

10

Изготовление изделий

«Шкатулка»

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

29

11

Оформление в композицию

Сборка в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

29

12

Изготовление изделий

«Цветочный горшок, ваза, стакан»

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

30

13

Оформление в композицию

Сборка в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

31

14

Изготовление изделий

«Разделочная доска»

Выполнение изделий в технике декупаж

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

32

15

Оформление в композицию

Сборка в композицию

Композиция

Практическая работа: изготовление изделия

Самоконтроль

33

16

Окончательная обработка изделий.

Окончательная обработка изделий.

Окончательная обработка

Самоконтроль

34

17

Итоговое занятие

Выставка всех работ  за учебный год

Выставка

3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

  1. Техника «Тестопластика»

Историческая справка о технике «Солёное тесто». Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие  построения композиции.  Изготовление  картин к  Новому году, для интерьера кухни  в технике «Солёное тесто»

Практическая часть. Создание композиции, с  использованием разнообразного материала, т.е. ткань, атласные ленты.

  1. Вязание крючком и спицами

История развития вязание крючком и спицами. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Знакомство с основными видами петель.

Практическая часть: Изготовление сумки, косметички, чехла для телефона, бус, следиков, гольф, шарфа, варежек.

        

Техника «Квиллинг»

История возникновения  и развития технике «Квиллинг» сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.  Настенное панно. Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Изготовление панно  в технике «Квиллинг»

  1. Техника «Декупаж»

История возникновения  и развития технике декупаж,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.  Последовательность выполнение работы

Практическая часть. Выполнение изделий в технике «Декупаж»: часы на виниловой пластинке, цветочный горшок, разделочная доска, шкатулка, тарелка, фоторамка.

. Техника безопасности.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы применяется: мука, соль, вода, клей ПВА, гуашь, лак, ножницы, проволока, нитки мулине, пенопластные заготовки, канцелярский нож, ткань, атласные ленты, крючки, спицы, пряжа акриловые краски, салфетки, цветная бумага, картон белый и цветной, объекты для декупирования, виниловый клей, кисти, карандаш, скотч, линейка, блестки.  

4.1.Обеспеченность программы методическими видами продукции,

включая электронные образовательные ресурсы

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

1. Библиотечный фонд

Журнал «Школа и производство»

Журналы по рукоделию

2. Печатные пособия

Раздаточный материал (в соответствии с программой обучения)

3. Технические средства обучения (ТСО)

Компьютер

4. Учебное оборудование и инструменты

4.1

Аптечка

5. электронные образовательные ресурсы ЭОР

http://konkurs.infourok.ru/1september/

http://nsportal.ru

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя

Основная литература:

  • Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников» - пособие для учителя, Москва, «Просвещение», 2011.
  • МАОУ ДПО ИПК Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, Новокузнецк, под редакцией Симаковой, 2012

Дополнительная литература:

  • Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров : Пособие для руководителей кружков. – М. : Просвещение, 1983.
  • Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для руководителей и педагогов. / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль : «Академия развития». 1997.
  • Базулина Л.В., Новикова И.В., Бисер / Художник В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», Академия, Ко», 1999.
  • Предметный журнал по технологии «Школа и производство».
  • Интернет ресурсы

  1.  ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер и дата м внесения                    изменения

Основания для внесения изменения

Описание  внесенного

изменения

Лицо, вносящее изменения

ФИО

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...