Программа по внеурочной деятельности "Деревянная сказка"
учебно-методический материал по технологии на тему
Программа по внеурочной деятельности "Деревянная сказка" предназначена для учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannaya_skazka.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развернутый тематический план разработан в соответствии с Примерной программой нового Общего образования по направлению «Технология. Технический труд», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и на основе авторской программы «Технология: 5-8 классы» (Программа И. А. Сасовой, А.В.Марченко)
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, "личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск Смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение осматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой ответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения курса «Деревянная сказка»:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изизделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений самостоятельной практической деятельности.
На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:
• ознакомление учащихся с ролью технологии в ношей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических про- приобретение знаний по разделом технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
• овладение способами деятельности по решению учебнопроизводственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно при обретать знания, используя розные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
• формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчество;
• ознакомление содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов - древесины и металла; способствуют формированию У учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов но уровне операторской деятельности.
• развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из розных областей и применять их для решения практических задач;
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде шести тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций
В 1-м блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки древесины, способствуют формированию у учащихся знаний и умений по её обработке на налаженном оборудовании и инструменте по инструкционно-технологическим картам.
Во 2-м блоке (Машины и механизы. Графическое представление и моделирование) представлены дидактические единицы назначения, видов и общего устройства различных машин и механизмов; содержание обучения направлено на приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления; обеспечивает развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции.
В 3-м блоке (Технология ведения дома) представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся, которые содержат сведения о формировании знаний, умений и навыков по оформлению интерьера жилых помещений, уходу и мелкому ремонту предметов бытового назначения; развитие личностно-развивающей компетенции.
В 4-м блоке (Творческая проектная деятельность) - дидактические единицы, которые акцентированы на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с розроботкои и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализации; формирующие социально-ценностные компетенции.
Таким образом, представленная рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще предметных и предметных компетенций.
Внесенные изменения:
Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить во второй половине программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
Резервные часы (4 часа) примерной программы целесообразно отнести на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью более глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекции, программы обучения, игровые программы.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технических и технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и грожьонино. интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса. их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных
занятий.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в следующих формах: конспект, реферат, проект, публичная презентация.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
• основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;
• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
• что представляет собой текстовая и графическая информация;
• общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при Выполнении столярных операций;
• основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
• виды пиломатериалов;
• возможности использования микрокалькулятора в процесс е работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
• источники и носители информации, способы получения,
хранения и поиска информации;
уметь:
• рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• Выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ.
• требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;
• назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;
• находить необходимую техническую информацию;
• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, Выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
• соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
• владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкулыурной;
• учебно-познавательной.
Способы решать жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• планировать и оформлять интерьер: соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Содержание программы «Деревянная сказка»
В 1-м блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки древесины, способствуют формированиию у учащихся знаний и умений по её обработке на налаженном оборудовании и инструменте по инструкционно-технологическим картам.
Во 2 блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы назначения, видов и общего устройства различных машин и механизмов; содержание обучения направлено на приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления; обеспечивает развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции.
В 3-м блоке (Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование) представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-этической, межкультурной компетентности учащихся, которые содержат сведения о формировании знаний. Умений и навыков по оформлению интерьера жилых помещений. Уходу и мелкому ремонту предметов бытоого назначения; развитие личностно-развивающей компетентности.
В 4-м блоке (Технология ведения дома) – дидактические единицы, которые акцентированы на организацию самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определённого продукта (изделия) и его реализации; формирующие социально-ценностные компетентности.
1 год обучения
№ | Наименование учебного блока | Содержание ДОП (краткое описание тем или разделов) | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | ||||
Теория | Практика | Форма занятия | Используемые приемы. Дидактическое и техническое оснащение | Форма подведения итогов | |||
1 | Введение в предмет | Знакомство с планом работы. Инструктаж по ТБ. | Организация рабочего места | Беседа, лекция | Инструкции | Устный опрос | |
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | -материалы и оборудование; -ТБ при работе с ручным инструментом и на станках; | Изготовление игрушек: Журавль, рыболов; | -рассказ-объяснение; -практическая работа; | Готовые образцы. Схемы сборки и оформления. | Показ-обсуждение изготовленных игрушек | |
3 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование | -Устройство токарного станка, работа на станке; -знакомство с устройством выжигателя, с правилами работы выжигателем. | -оформление работы лаком, выжиганием. | -рассказ; -практическая работа. | Готовый образец. Схемы сборки. | Выставка-показ | |
4 | Технология ведения дома | -материалы и инструменты, ТБ. | -мелкий ремонт изделий | -рассказ; -подбор эскизов и схем для практической работы. | Книги и журналы. Готовые образцы. Образцы материалов. | Выставка. | |
5 | Творческая проектная деятельность | Материалы и инструменты. | Изготовление скалок. Солонок. | -анализ изделия; -подбор эскизов для практической работы. | Книги и журналы. Образцы посуды. Схемы. | Выставка готовых изделий. |
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение: формирование объединения., знакомство обучающихся с планом работы, требованиями, видами деятельности. Анкетирование. Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 |
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; -ТБ при работе с ручным инструментом и на станках; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. -изготовление деревянных панно-срезов; -резьба по дереву. | 24 | 2 | 22 |
3 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование -устройство токарного станка, работа на станке; -знакомство с устройством выжигателя. С правилами работы; -оформление изделий лаком, выжиганием. | 6 | 3 | 3 |
4 | Технология ведения дома -материалы и инструменты, ТБ при работе с ручным инструментом и на станках; -изготовление скалок, толкушек; -мелкий ремонт изделий (стул, полка) | 6 | 3 | 3 |
5 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды (День матери) – ноябрь -Новый год и Рождество – декабрь -День защитника Отечества – февраль -Международный женский день – маhт -День победы - май | 26 | 2 | 24 |
6 | Организация итоговых занятий (выставки, конкурсы, презентации) -конкурс «Подарок маме» - выставка «Новогодний сувенир» | 2 | - | 2 |
7 | Резерв времени | 2 | 2 | - |
Итого: | 68 | 12 | 56 |
Учебно-методический комплект:
1.Павлова, М Б. Технология : 5-9 класс : учебники для учащихся общеобразовательных учреждений / М. Б. Павлова, И. А. Сасова, М. И. Гуревич, Дж. Питт ; под] Сасовой. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 240 с: ил.
Дополнительная литература:
2.Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителе* Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. -1 свещение, 1980.
3.Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. - М. : Прос 1988.-144 с.
4.Журавлев, Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся 5-6 кл. / Б. А. лев. - М. : Просвещение, 1992. - 256 с.
5.Ворошил, Г Б. Занятие по трудовому обучению.
Обработка древесины, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учител Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. -перераб. и доп. - М.:
Просвещение, 198
6. Коваленко, В. И Объекты труда .. Обработка" древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. -
М.: Просвещение, 1990.
7.Коноплееа, Н П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Коноп-лева. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 7.Коnелевич, В. Г Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. -М.: Просвещение, 1992. - 207 с.
8.Ликум, А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей: в 14 т. / А. Ликум. -М.: Комп. «Ключ-С» : филол. общ-во «Слово» :
ТКО АСТ, 1994.
9.Магир, М Плетение проволоки / М. Магир. - М. : Изд. дом «Ниола 21-й век», 2004. - 96 с.
10.Маркуша, А. М Про молоток, клещи и Другие нужные вещи / А. М. Маркуша. -Минск : Нар. ас вета, 1981. - 63 с.
11.Мир профессий. Человек - техника / сост. В. Е. Гаврина. - М. : Молодая гвардия, 1987.-350 с.
12.Мир профессий. Человек - техника / сост. Р. Д. Каверина. - М. : Молодая гвардия, 1988.-355 с.
13.Наш дом / сост. Н. А. Андреев. - М.: Экономика, 1989.- 194 с.
14.Пешков, Е. О. Технический словарь школьника / Е. О. Пешков, Н. И. Фадеев. - М.: Учпедгиз, 1963.-221 с.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата |
1-2 | Введение: формирование объединения., знакомство обучающихся с планом работы, требованиями, видами деятельности. Анкетирование. Инструктаж по ТБ. | |
3-4 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; -ТБ при работе с ручным инструментом и на станках | |
5-6 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование -устройство токарного станка, работа на станке; | |
7-8 | Технология ведения дома -материалы и инструменты, ТБ при работе с ручным инструментом и на станках; | |
9-10 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
11-12 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. | |
13-14 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. | |
15-16 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. | |
17-18 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. | |
19-20 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -материалы и оборудование; - изготовление игрушек: журавль, рыболов. | |
21-22 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -резьба по дереву. | |
23-24 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -резьба по дереву. | |
25-26 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -резьба по дереву. | |
27-28 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование -знакомство с устройством выжигателя. С правилами работы; | |
29-30 | Технология ведения дома -изготовление скалок, толкушек; | |
31-32 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
33-34 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -резьба по дереву. | |
35-36 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
37-38 | Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование -оформление изделий лаком, выжиганием. | |
39-40 | Технология ведения дома -мелкий ремонт изделий (стул, полка) | |
41-42 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
43-44 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
45-46 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
47-48 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -изготовление деревянных панно-срезов; | |
49-50 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов: -изготовление деревянных панно-срезов; | |
51-52 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
53-54 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
55-56 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
57-58 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
59-60 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
61-62 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
63-64 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
65-66 | Творческая проектная деятельность -изготовление наборов посуды | |
67-68 | Организация итоговых занятий (выставки, презентации) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Сказка «Cinderella».
Материал для проведения недели английского языка в школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"
Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...
Программа по внеурочной деятельности "Сказки для школьной адаптации"
Данная программа разработана для детей первого класса. Цель программы - помочь детям безопасно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению....
программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой"
Программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой" (театр обско-угорских народов) для 5 класса...
Методическая разработка внеурочного занятия "Сказки народов мира"
Клубный турнир для учащихся 6 классов на тему «Сказки писателей мира»...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Внеурочный курс «Сказки Великобритании»
Информация о реализации данного курса...