Программа по внеурочной деятельности "Деревянная сказка"
учебно-методический материал по технологии на тему

Новожилов Вячеслав Витальевич

Программа по внеурочной деятельности "Деревянная сказка" предназначена для учащихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyannaya_skazka.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка

Развернутый тематический план разработан в соответствии с Примерной программой нового Общего образования по направлению «Технология. Технический труд», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и на основе авторской программы «Технология: 5-8 классы» (Программа И. А. Сасовой, А.В.Марченко)

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

 Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, "личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск Смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение осматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой ответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения курса «Деревянная сказка»:

• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых  изизделий;

 • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений самостоятельной практической деятельности.

   На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:

• ознакомление учащихся с ролью технологии в ношей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических про- приобретение знаний по разделом технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

• обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

• овладение способами деятельности по решению учебнопроизводственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;

• освоение компетенций - умение действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно при обретать знания, используя розные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

• формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчество;

• ознакомление содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов - древесины и металла; способствуют формированию У учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов но уровне операторской деятельности.

• развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из розных областей и применять их для решения практических задач;

    Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в     виде шести тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций

В 1-м блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки древесины, способствуют формированию у учащихся знаний и умений по её обработке на налаженном оборудовании и инструменте по инструкционно-технологическим картам.

Во 2-м блоке (Машины и механизы. Графическое представление и моделирование)  представлены дидактические единицы назначения, видов и общего устройства различных машин и механизмов; содержание обучения направлено на приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления; обеспечивает развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции.

В 3-м  блоке (Технология ведения дома) представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся, которые содержат сведения о формировании знаний, умений и навыков по оформлению интерьера жилых помещений, уходу и мелкому ремонту предметов бытового назначения; развитие личностно-развивающей компетенции.

В 4-м блоке (Творческая проектная деятельность) - дидактические единицы, которые акцентированы на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с розроботкои и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализации; формирующие социально-ценностные компетенции.

Таким образом, представленная рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще предметных и предметных компетенций.

Внесенные изменения:

Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить во второй половине программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

Резервные часы (4 часа) примерной программы целесообразно отнести на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью более глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекции, программы обучения, игровые программы.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технических и технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и грожьонино. интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса. их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных  форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных

занятий.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в следующих формах: конспект, реферат, проект, публичная презентация.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,

соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

• основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;

• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

• что представляет собой текстовая и графическая информация;

• общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при Выполнении столярных операций;

• основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

• виды пиломатериалов;

• возможности использования микрокалькулятора в процесс е работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

• источники и носители информации, способы получения,

хранения и поиска информации;

уметь:

• рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

• Выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

• понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ.

• требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;

• назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;

• находить необходимую техническую информацию;

• осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

• читать чертежи и технологические карты, Выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

• соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

• владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

Должны владеть компетенциями:

• ценностно-смысловой;

• социально-трудовой;

• познавательно-смысловой;

• информационно-коммуникативной;

• межкулыурной;

• учебно-познавательной.

Способы решать жизненно-практические задачи:

• вести экологически здоровый образ жизни;

• планировать и оформлять интерьер: соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;  

• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.  

Содержание программы «Деревянная сказка»

В 1-м блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки древесины, способствуют формированиию у учащихся знаний и умений по её обработке на налаженном оборудовании и инструменте по инструкционно-технологическим картам.

Во 2 блоке (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы назначения, видов и общего устройства различных машин и механизмов; содержание обучения направлено на приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления; обеспечивает развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции.

В 3-м блоке  (Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование)  представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-этической, межкультурной компетентности учащихся, которые содержат сведения о формировании знаний. Умений и навыков по оформлению интерьера жилых помещений. Уходу и мелкому ремонту предметов бытоого назначения; развитие личностно-развивающей компетентности.

В 4-м блоке (Технология ведения дома) – дидактические единицы, которые акцентированы на организацию самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определённого продукта (изделия) и его реализации; формирующие социально-ценностные компетентности.

1 год обучения

Наименование учебного блока

Содержание ДОП

(краткое описание тем или разделов)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Теория

Практика

Форма занятия

Используемые приемы. Дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Введение в предмет

Знакомство с планом работы.

Инструктаж по ТБ.

Организация рабочего места

Беседа, лекция

Инструкции

Устный опрос

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

-материалы и оборудование;

-ТБ при работе с ручным инструментом и на станках;

Изготовление игрушек:

Журавль, рыболов;

-рассказ-объяснение;

-практическая работа;

Готовые образцы. Схемы сборки и оформления.

Показ-обсуждение изготовленных игрушек

3

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

-Устройство токарного станка, работа на станке;

-знакомство с устройством выжигателя, с правилами работы выжигателем.

-оформление работы лаком, выжиганием.

-рассказ;

-практическая работа.

Готовый образец.

Схемы сборки.

Выставка-показ

4

Технология ведения дома

-материалы и инструменты, ТБ.

-мелкий ремонт изделий

-рассказ;

-подбор эскизов и схем для практической работы.

Книги и журналы. Готовые образцы.

Образцы материалов.

Выставка.

5

Творческая проектная деятельность

Материалы и инструменты.

Изготовление скалок. Солонок.

-анализ изделия;

-подбор эскизов для практической работы.

Книги и журналы.

Образцы посуды.

Схемы.

Выставка готовых изделий.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: формирование объединения., знакомство обучающихся с планом работы, требованиями, видами деятельности. Анкетирование. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

-ТБ при работе с ручным инструментом и на станках;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

-изготовление деревянных панно-срезов;

-резьба по дереву.

24

2

22

3

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

-устройство токарного станка, работа на станке;

-знакомство с устройством выжигателя. С правилами работы;

-оформление изделий лаком, выжиганием.

6

3

3

4

Технология ведения дома 

-материалы и инструменты, ТБ при работе с ручным инструментом и на станках;

-изготовление скалок, толкушек;

-мелкий ремонт изделий (стул, полка)

6

3

3

5

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды (День матери) – ноябрь

-Новый год и Рождество – декабрь

-День защитника Отечества – февраль

-Международный женский день – маhт

-День победы - май

26

2

24

6

Организация итоговых занятий (выставки, конкурсы, презентации)

-конкурс «Подарок маме»

- выставка «Новогодний сувенир»

2

-

2

7

Резерв времени

2

2

-

Итого:

68

12

56

                                     

 Учебно-методический комплект:

1.Павлова, М Б. Технология : 5-9 класс : учебники для учащихся общеобразовательных учреждений / М. Б. Павлова, И. А. Сасова, М. И. Гуревич, Дж. Питт ; под] Сасовой. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 240 с: ил.

Дополнительная литература:

 2.Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителе* Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. -1 свещение, 1980.

 3.Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. - М. : Прос 1988.-144 с.

4.Журавлев, Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся 5-6 кл. / Б. А. лев. - М. : Просвещение, 1992. - 256 с.

5.Ворошил, Г Б. Занятие по трудовому обучению.

Обработка древесины, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учител Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. -перераб. и доп. - М.:

Просвещение, 198

 6. Коваленко, В. И Объекты труда .. Обработка" древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. -

М.: Просвещение, 1990.

 7.Коноплееа, Н П. Секреты домашнего хозяйства : книга для учащихся / Н. П. Коноп-лева. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 7.Коnелевич, В. Г Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. -М.: Просвещение, 1992. - 207 с.

 8.Ликум, А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей: в 14 т. / А. Ликум. -М.: Комп. «Ключ-С» : филол. общ-во «Слово» :

ТКО АСТ, 1994.

 9.Магир, М Плетение проволоки / М. Магир. - М. : Изд. дом «Ниола 21-й век», 2004. - 96 с.

10.Маркуша, А. М Про молоток, клещи и Другие нужные вещи / А. М. Маркуша. -Минск : Нар. ас вета, 1981. - 63 с.

 11.Мир профессий. Человек - техника / сост. В. Е. Гаврина. - М. : Молодая гвардия, 1987.-350 с.

 12.Мир профессий. Человек - техника / сост. Р. Д. Каверина. - М. : Молодая гвардия, 1988.-355 с.

13.Наш дом / сост. Н. А. Андреев. - М.: Экономика, 1989.- 194 с.

 14.Пешков, Е. О. Технический словарь школьника / Е. О. Пешков, Н. И. Фадеев. - М.: Учпедгиз, 1963.-221 с.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата

1-2

Введение: формирование объединения., знакомство обучающихся с планом работы, требованиями, видами деятельности. Анкетирование. Инструктаж по ТБ.

3-4

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

-ТБ при работе с ручным инструментом и на станках

5-6

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

-устройство токарного станка, работа на станке;

7-8

Технология ведения дома 

-материалы и инструменты, ТБ при работе с ручным инструментом и на станках;

9-10

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

11-12

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

13-14

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

15-16

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

17-18

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

19-20

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-материалы и оборудование;

- изготовление игрушек: журавль, рыболов.

21-22

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-резьба по дереву.

23-24

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-резьба по дереву.

25-26

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-резьба по дереву.

27-28

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

-знакомство с устройством выжигателя. С правилами работы;

29-30

Технология ведения дома 

-изготовление скалок, толкушек;

31-32

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

33-34

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-резьба по дереву.

35-36

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

37-38

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

-оформление изделий лаком, выжиганием.

39-40

Технология ведения дома

-мелкий ремонт изделий (стул, полка)

41-42

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

43-44

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

45-46  

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

47-48

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-изготовление деревянных панно-срезов;

49-50

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов:

-изготовление деревянных панно-срезов;

51-52

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

53-54

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

55-56

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

57-58

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

59-60

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

61-62

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

63-64

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

65-66

Творческая проектная деятельность

-изготовление наборов посуды

67-68

Организация итоговых занятий (выставки, презентации)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Сказка «Cinderella».

Материал для проведения недели английского языка в школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...

Программа по внеурочной деятельности "Сказки для школьной адаптации"

Данная программа разработана для детей первого класса. Цель программы - помочь детям безопасно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению....

программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой"

Программа внеурочной деятельности  "Сказка за сказкой" (театр обско-угорских народов) для 5 класса...

Методическая разработка внеурочного занятия "Сказки народов мира"

Клубный турнир для учащихся 6  классов на тему «Сказки писателей мира»...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Внеурочный курс «Сказки Великобритании»

Информация о реализации данного курса...