Программа по внеурочной деятельности "Сказки для школьной адаптации"
рабочая программа по психологии по теме

Петрова Ирина Александровна

Данная программа разработана для детей первого класса. Цель программы - помочь детям безопасно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_dlya_shkolnoy_adaptatsii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Начальная школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области

Принята                                                                             Утверждена

на педагогическом совете                                               приказом № 288/01.11

Протокол № 1 от 31.08. 2018                                         от 31.08. 2018

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности

«Сказки для школьной адаптации»

                                        Программу составила

                                                                     педагог – психолог: Петрова И.А.  

                                                                                     

                                                                                 

                   

Рассмотрена

на заседании методсовета

протокол № 1 от 30.08.2018

                                                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Сказки для школьной адаптации» разработана для учащихся 1-х классов, которым необходима помощь при адаптации к школе. Программа разработана на основе авторской программы М. А. Панфиловой Сказки о школе детям и взрослым «Лесная школа», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

  Актуальность программы определена тем, что безопасная и безболезненная адаптация детей к школьному обучению, одна из самых главных задач начальной школы.

Новизна данной программы состоит в сочетании разнообразных видов деятельности теоретической и практической направленности: развивающие игры, беседы, конкурсы.

   Данная программа способствует укреплению здоровья детей, способствует созданию безопасных условий при организации образовательного процесса.

Формы занятий:

Формы организации занятий носят практико – ориентированный характер: психологические игры, упражнения, этюды, комбинированное учебное занятие, беседы, анкеты, тесты. ( Л.Я. Ясюкова Определение готовности к школе).

Планируемые результаты освоения программы

Регулятивные УУД:

- уметь работать самостоятельно, ориентируясь на задания учителя;

- учиться высказывать свое предположение (версию) в процессе     работы;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в играх  играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

- научиться выполнять санитарно – гигиенические требования.

Познавательные УУД:

- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, психологических играх;

- уметь извлекать пользу из опыта;

- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- контролировать свои эмоции и поступки;

- разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие и его реализация.

- договориться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющимся мире.

Метапредметные результаты:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно- познавательная;

    - самооценка на основе критериев этой деятельности;

    - целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  -  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

        

                           


Содержание программы

(формы организации и виды деятельности)

        Лесная школа (4 часа)

Занятие 1. Создание лесной школы (1ч)

   Беседа о создании лесной школы, о том, что не только дети, но и лесные жители хотят получать знания, посещать школу.

Занятие 2. Букет для учителя(1 час)

    Беседа о культурном поведении со взрослыми, с теми, кто работает в школе. О том, для чего учителю дарят цветы и именно первого сентября.

Занятие 3. Смешные страхи (1час)

  Диалог о том, какие бывают наказания и за что.

Ребята высказывают свои версии, за что может быть наказание и как в дальнейшем не поступать, чтобы его избежать.

Занятие 4. Игры в школе (1 час)

     Детям предлагаются настольно – печатные игры. Дети играют, и в ходе игры ведется обсуждение, в какие игры в школе а, именно в классе играть можно, а в какие нельзя.

Сказки об отношении учеников к вещам (9 часов)

 Занятие 5. Школьные правила (1 час)

            Формирование представлений о правилах поведения в школе, ребятам самим предлагается в стихотворной форме оформить придуманные ими правила.

  Занятие 6. Собирание портфеля 1 (час)

Проводится игра, кто быстрее соберет портфель, затем просматривается правильность положенных вещей в портфель. Затем ребята могут собирать портфель на время.

  Занятие 7. Белочкин сон 1(час)

         Беседа о том, как правильно содержать свои вещи, как заботиться о них и, что бывает, когда вещи, школьные предметы находятся в беспорядке.    Занятие 8. Госпожа аккуратность 1 (час)

          С учениками разучиваются правила «Госпожи аккуратности». Это правила «чистой тетради», «чистой парты», «чистого тела».

После того, как разучили правила, ребята сами выбирают ответственных за проверку тетрадей, парт, чистых рук и ушей, ими рисуются значки, на которых изображены щетка с курточкой, мыло, тряпочка, и другие полезные в быту предметы.

Занятие 9. Жадность (1час)

       Беседа о том, как в лесную школу прилетел вирус жадности и как от него можно и нужно избавиться.

В конце занятия проводиться игра «Если я добрый».

Занятие 10. Волшебное яблоко (воровство) (1час)

     При помощи беседы формировать отрицательное отношение к воровству, рассказать, как это стыдно и некрасиво брать чужое без разрешения, развивать в детях чувство ответственности за свои дела и поступки.

Занятие 11. Подарки в день в день рождения (1час)

        При помощи игры «Мои увлечения» выяснить, что кому полезно дарить, какая подаренная вещь принесет больше пользы.

 Задание 12. Домашнее задание (1 час)

        При помощи психологической игры «Испорченный телефон», показать ребятам, что бывает во время подсказок. Какие нелепые ответы получаются, когда ученик прослушал на уроке, что говорил учитель и повторяет подсказку ребят. В игровой форме показать, что принятие решения возможно лишь после критического осмысления ситуации, особенности принятия персонального и коллективного решения, сформировать представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Задание 13. Школьные оценки (1 час)

        В ходе беседы ребята сами излагают свои мысли, за что может быть поставлена пятерка, а за что двойка. Выясняется мнение детей, нужны ли в школе оценки и для чего они нужны.

С учениками проводиться конкурс  «Умники и умницы».

Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям (8 часов)

Занятие 14. Ленивец (1 час)

     Рассказать о лени, что может произойти, когда человек будет лениться, на кого он будет похож, если он не будет чистить зубы, причесываться, он потеряет не только эстетическую, физическую, но и умственную форму. Лениться – это значит быть готовым к скучной и однообразной жизни.

Занятие 15. Списывание (1 час)

    Объяснить ребятам, что списывают те люди, которые не уверены в своих знаниях и силах. В ходе небольшого диспута придти к выводу, что если списывать у соседа, то свой ум будет  развиваться недостаточно. Поэтому необходимо при выполнении любого задания рассчитывать на свои силы, а не на подсказки соседа или соседки по парте.

Занятие 16. Подсказка (1 час)

    При помощи психологической игры «Испорченный телефон», показать ребятам, что бывает во время подсказок. Какие нелепые ответы получаются, когда ученик прослушал на уроке учителя, и повторяет подсказку ребят. В игровой форме показать, что принятие решения возможно лишь после критического осмысления ситуации, особенности принятия персонального  и коллективного решения, сформировать представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Занятие 17. Режим. Телевизор. (1 час)

Беседа о здоровом образе жизни, о том, что нельзя целый день заниматься одним делом, например, смотреть телевизор.

Предложить ученикам вместе с родителями выполнить задание по проектированию, а именно спроектировать свой распорядок дня, то есть примерное время своих дел, игр, занятий, приема пищи, прогулки и сна.

Занятие 18. Бабушкин помощник (1 час)

         В ходе беседы поинтересоваться успехами по выполнению режима дня. Ученики по очереди зачитывают  свой вариант режима дня, объясняя его, споря друг с другом, настаивая на своем. Ребятам предлагается обсудить то, что в режиме дня может быть время для отдыха и для труда. Трудом является помощь по хозяйству, например, своей бабушке.

Занятие 19. Прививка (1 час)

     Игры на тему: «Если хочешь быть здоровым». Разгадывание кроссворда, ребуса, шарад о здоровье, здоровом образе жизни. В ходе занятия ребята выясняют, что только здоровым делают прививки, для того, чтобы организм смог сопротивляться болезни.

Занятие 20. Больной друг (1 час)

     При помощи вопросов анкеты « Что я делаю для того, чтобы не заболеть?», выяснить, знают ли дети, что нужно делать, для того,  чтобы быть здоровым.

 Как помочь другу, если он заболел. Ученики самостоятельно составляют график посещения больного друга. Устанавливают правила посещения больного.

Занятие 21. Ябеда (1 час)

        Рассказ о ябедничестве. Научить детей быть сдержаннее в высказываниях, чтобы не обидеть и не нанести вред товарищу.

        Сказки о школьных конфликтах (13 часов)

Занятие 22. Шапка – невидимка (демонстративное поведение) (1 час)

        При помощи беседы формировать представления о причинах избалованности в семье, о том, как трудно потом становиться настоящим учеником. И как важно вовремя остановиться в своей избалованности. Ребятам предлагается самим оценить поведение нового ученика Мышонка, подумать, есть ли у них такие ребята в классе и как можно им помочь.

Занятие 23. Я – защитник маленьких (1 час)

     В ходе игры формировать навыки группового сплочения. В заключительной части занятия сделать вывод, что никому не нравится, когда его обижают.

Занятие 24. Мой старший товарищ (1 час)

        При помощи наглядности сформировать стремление правильно оценивать настроение и состояние человека по его внешним проявлениям, создать представления о том, что люди используют мимику, жесты и позы для обозначения своего отношения к обстоятельствам. Первоклассники перечисляют качества, которыми должен обладать старший товарищ: умный, добрый, аккуратный, скромный, заботливый.

Занятие 25. Дежурный в классе (1 час)

        При помощи специальных заданий воспитывать ответственность, аккуратность и трудолюбие. Рассказать об обязанностях дежурного в классе, о том, что любая, даже самая несложная смена деятельности в момент усталости позволяет продолжить умственную активность.

Занятие 26. Волшебный телефон  (1час)

      Проводится психологическая игра «Волшебный телефон». В ходе игры ученики сообщают друг другу только хорошие новости, учатся поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях, выбирают позицию слушателя, сопереживают, поддерживают.

 Занятие 27. Хвосты (межгрупповые конфликты) (1 час)

        Беседа о том, что в природе одинаковых зверей, людей не существует. Природа создала всех по-разному, все живые существа с разным цветом глаз, волос, все звери с разными хвостами, ушами, лапами. И это не значит, что из-за этого у них должен возникать конфликт. Проводятся игры на сплочение коллектива «Волшебные слова», «Хоровод». Ребятам дается задание при помощи диалога наговорить друг другу как можно больше приятного.

Занятие 28. Драки (1 час)

        При помощи игры с «Сердитой подушкой» попробовать урегулировать конфликтные ситуации, происходящие в классе. Ребята по команде бьют кулаками подушку, с каждым ударом выкрикивают «ха» и избавляются от  «злинок».

Занятие 29. Дружная страна (1 час)

   Психологические упражнения «Презентация индивидуальности», «Ступени общения». В конце занятия обговаривается, что все ученики в классе должны дружить независимо от половой идентификации.

        Занятие 30. Грубые слова (1 час)

Психологическое упражнение «Ругательства овощами и фруктами». Учитель объясняет детям, что можно ругаться «съедобными» и «несъедобными» словами. Затем проводится игра «Цветочные ласки».

Занятие 31. Вежливые слова (1 час)

        Психологическое упражнение «Пожалуйста». Учащиеся повторяют за ведущим все движения при условии, что он при этом произносит слово «пожалуйста». В ходе занятия ребята вспоминают, какие вежливые слова они знают и общаются при помощи этих слов друг с другом.

Занятие 32. Психологическая игра «Корзина желаний» (1 час)

        В процессе игры учащиеся загадывают желания и складывают их в корзину, через определенное количество времени можно провести анализ, что получилось (сбылось) из загаданного, а что нет и почему.

Занятие 33. Обобщающее занятие «Гордость школы»  (1час)

        Обсуждается, кого можно назвать гордостью школы и за что. В конце занятия ученикам задаются загадки о своих одноклассниках.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Количество

часов

Разделы, темы занятий

Лесная школа (4часа)

 

1

Создание "Лесной школы""

1

2

Букет для учителя

1

3

Смешные страхи

1

4

Игры в школе

1

Сказки об отношении учеников к вещам(9 часов)

5

Школьные правила

1

6

Собирание портфеля

1

7

Белочкин сон

1

8

Госпожа аккуратность

1

9

Жадность

                 1

10

Волшебное яблоко (воровство)

1

11

Подарки в День рождения

1

12

Домашнее задание

1

13

Школьные оценки

1

Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям (8 часов)

14

Ленивец

1

15

Списывание

1

16

Подсказка

1

17

Режим Телевизор

1

18

Бабушкин помощник

1

19

Прививка

1

20

Больной друг

1

21

        Ябеда

1

Сказки о школьных конфликтах(12)

22

"Шапка-невидимка"

1

23

"Я - защитник маленьких"

1

24

"Мой старший товарищ"

1

25

"Дежурный в классе"

1

26

Психологическая игра "Волшебный телефон»

1

27

Хвосты (межгрупповые конфликты)

1

28

 Драки

1

29

Дружная страна

1

30

Грубые слова

Психологические игры «Ругательства овощами и фруктами», «Цветочные ласки»

1

31

Вежливые слова

1

32

Психологическая игра «Корзина желаний»

1

33

Обобщающее занятие «Гордость школы»

1

Всего

33

        

                   

Приложение

                    Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Дата

классы

1В,1Г

Дата

классы

1А,1Б

Разделы, темы занятий

Лесная школа (4часа)

1

Создание "Лесной школы""

3.09

7.09

2

Букет для учителя

10.09

14.09

3

Смешные страхи

17.09

21.09

4

Игры в школе

24.09

28.09

Сказки об отношении учеников к вещам(9 часов)

5

Школьные правила

1.10

5.10

6

Собирание портфеля

15.10

9.10

7

Белочкин сон

22.10

19.10

8

Госпожа аккуратность

29.10

12.10

9

Жадность

5.11

26.10

10

Волшебное яблоко (воровство)

12.11

2.11

11

Подарки в День рождения

26.11

9.11

12

Домашнее задание

3.12

16.11

13

Школьные оценки

10.12

30.11

Сказки об отношении учеников к урокам, знаниям (8 часов)

17.12

7.12

14

Ленивец

24.12

14.12

15

Списывание

14.01

21.12

16

Подсказка

21.01

28.12

17

Режим Телевизор

28.01

11.01

18

Бабушкин помощник

4.02

18.01

19

Прививка

8.02

25.01

20

Больной друг

18.02

1.02

21

        Ябеда

25.02

8.02

Сказки о школьных конфликтах(12)

4.03

15.02

22

Шапка-невидимка

11.03

19.02

23

Я - защитник маленьких

18.03

1.03

24

Мой старший товарищ

25.03

15.03

25

Дежурный в классе

1.04

22.03

26

Психологическая игра "Волшебный телефон»

8.04

29.03

27

Хвосты (межгрупповые конфликты)

15.04

5.04

28

 Драки

22.04

12.04

29

Дружная страна

29.04

19.04

30

Грубые слова

Психологические игры «Ругательства овощами и фруктами», «Цветочные ласки»

    6.05

26.04

31

Вежливые слова

13.05

17.05

32

Психологическая игра «Корзина желаний» Сказкотерапия (о добре, хороших манерах)

20.05

24.05

33

Обобщающее занятие «Гордость школы»

27.05

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 сказок для школьной адаптации

Материал может использоваться на классых часах и занятиях по адаптации первоклассников к школе. Добрые, нужные, понятные детям, с  темами для бесед и разбора поступков. Столько раз выручали....

Школьная адаптация

Рекомендации для родителей обучающихся первых, пятых и десятых классов по адаптации к школе. Материал подготовлен для оформления уголка "Психолог-Родитель"....

Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе...

О проблемах школьной адаптации

Чтобы не было мучительно больно...

Герасимчик Л.В. Преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся-как фактор школьной адаптации (социальной).

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в ж...

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации

Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...